Третье эссе о власти

Николай Серый
     У человека средь многих его качеств я хочу выделить два; они общеизвестны. Во-первых, всякий о самом себе заботится из эгоизма гораздо больше, нежели о других. Я считаю эгоизм  благодеяньем природы. Если бы каждый о себе самом заботился меньше, чем о других, человечество истребило бы себя. Вообразите ссору свою с соседом и дюжину своих приятелей, для которых ваши интересы дороже их собственных. И таких же приятелей своего соседа. Примет в ссоре участие уже целая орава, и тогда не миновать драки и огромного расхода человеческой энергии без всякой пользы… Эгоизм хранит энергию человечества… А во-вторых, есть под названием «Бритва Оккама» принцип: «Не следует сущности умножать без необходимости». Я излагаю этот принцип иначе: «Всякий стремится обойтись наименьшей работой разума». Я полагаю, что также и это свойство людей сохраняет человечеству энергию. Попробуйте вообразить применение диалектики при забивании гвоздей. Люди не совершали бы без этого свойства никаких поступков, но предавались одним только размышленьям о последствиях их.
     Два этих человеческих свойства порождают любопытное явление…
     Древние политики изрекли: «Цель оправдывает средства». Я же полагаю иначе: «Средства достиженья цели всегда её подменяют». Если, допустим, вы образовали шайку благородных разбойников для грабежа богатых с целью помощи бедным, то весьма скоро вашей единственной целью будет только грабёж. И если вы дорываетесь до власти с целью одарить подданных благами, то непременно вашей единственной целью станет только власть. И если  вы с какой-то целью беспрерывно интригуете, то вашей новой целью скоро станут одни только интриги ради них самих…               
     Достигнуть реальной цели всегда труднее, чем имитировать рьяное стремленье к ней. Любую работу всегда стремятся при возможности подменить видимостью её. Ведь реальное дело часто грозит нарушить устоявшуюся в коллективе иерархию власти, а видимость работы почти никогда не посягает на это. Поэтому в бригадах и сообществах бездельников столь часто ополчаются на ретивых и дельных работников…
     Всякий стремится обойтись наименьшей работой разума.… Поэтому, если вы стали разбойником, то вам гораздо легче просто грабить,  нежели ещё и одарять нищих частью добычи. У благородных разбойников сложностей несравненно больше, чем у простых грабителей; следовательно, и больших усилий ума требуется.
     Допустим, ограбил богатого скрягу благородный разбойник. Для разбойника гораздо проще прокутить добычу, нежели её делить средь сирых и обездоленных  оборванцев. Подобные дележи требуют очень больших усилий ума. Во-первых, как в шайке отнесутся к дележам добычи среди нищих?.. возможно, там не все столь же благородны, как атаман. И, кроме того, у всякого есть свойство заботиться о себе гораздо больше, чем о других. Значит, придётся укрощать строптивых… Во-вторых, нищие не побредут толпами за милостыней в разбойничий вертеп: шайка этого не допустит этого из опасенья, что вслед за ними нагрянет войско. Значит, придётся развозить добычу по окольным дорогам и тропам и обеспечивать её охрану, да ещё и устроить так, чтобы сторожа из лихой шайки не улизнули с деньгами и не растранжирили их по корчмам и харчевням. И, в третьих, как делить добро по справедливости, без кумовства и пристрастия?.. очень трудная это задача…
     И благородный разбойник начнёт просто грабить, но думать о себе хуже, чем прежде, он, ручаюсь, не станет. Наш разум есть наша собственность, как и руки, зачем ему делать нам больно? Ведь руки наши не колотят нас, не истязают; ссадину и рану они перевяжут, ушиб нежно погладят и потрут, и лицо после сна умоют. И им подобен наш разум: он и тешит, и ласкает, и оправдывает, и льстит…
     Для благодеяний народу требуется больше усилий ума, чем для потакания придворной челяди. Благо для простого народа – в уменьшении тягот, налогов и пошлин, но это приводит часто к посягательству на интересы правящих верхов, а значит и ко сваре с ними, и к более напряжённой работе разума правителя. И, к тому же, правитель всегда прекрасно помнит, что его придворные рядом за дверью, а народ в отдалении тужится: и на пашне, и в цехах, и в конторах, и в ремёслах.
     Поэтому правителю гораздо проще оставить всё, как есть, и угнетать народ по старинке, без каких-либо потуг творить ему благо…