Крещатик. Объединение КЛАО. Часть1

Влад Каганов
КРЕЩАТИК.КИЕВСКОЕ ЛИТЕРАТУРНО-АРТИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО (КЛАО)

         В 1901 году, на углу Крещатика 15 и улицы Институтской, в доме, построенном в 1877 году по проекту архитекторов Александра Шилле и Виктора Сычугова, первый этаж которого занимала известная кофейня Бернарда Семадени, располагаложилось одно из наиболее значительных объединений  киевской творческой и научной интеллигенции - Киевское Литературно-Артистическое Общество, сокращенно - КЛАО.

         Специально для Общества в 1898 году, на Крещатике 15, архитектор Владимир Николаев совместно с инженером Артуром Адольфовичем Абрагамсоном(1854-1924) надстроил третий этаж и оборудовал зал, в котором КЛАО проводило встречи и концерты, а позднее был организован так называемый «Малый театр».
Согласно Уставу, Общество ставило перед собой задачи культурно-просветительские и было основано на высоких гуманистических и интернациональных принципах, бережном отношении к разным культурам, национальностям, верованиям и языкам, а среди участников были представители: русской, украинской, польской, еврейской, немецкой и чешской национальности, - прежде всего, ценились талант и вклад в общую творческую копилку, «тем общечеловеческим принципам, которые стоят на знамени истинной науки, без которых люди - не люди, без которых все области художества — только профанация его».

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
В конце ХIХ века киевская интеллигенция групировалась по небольшим творческим группам. Так, литераторы и журналисты - вокруг газет, ученые- вокруг научных обществ. Были свои объединения и у музыкатов, и у артистов. Постепенно, из видных киевских научных и творческих деятелей образовалась инициативная группа из 37 лиц во главе с редактором-издателем киевского журнала «Искусство и жизнь» и ежедневной литературной, политической и художественной газеты «Жизнь и искусство» - МИТРОФАНОМ ЕВГРАФОВИЧЕМ КРАИНСКИМ, которая выступила с идеей «Создания профессионального общества для материального и духовного объединения местных деятелей журналистики и всех видов искусства».

         В эту группу входили, ставшие впоследствии активными участниками Общества: профессора Киевского университета: историки – ВЛАДИМИР СТЕПАНОВИЧ ИКОННИКОВ и ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ ЛУЧИЦКИЙ; геолог и географ - ПАВЕЛ АПОЛЛОНОВИЧ ТУТКОВСКИЙ; историк, литератор, педагог, общественный деятель, редактор «Киевских губернских ведомостей» (с 1881)- АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ АНДРИЕВСКИЙ; художник и педагог - ИВАН ФЕДОРОВИЧ СЕЛЕЗНЕВ;  пианист, композитор и педагог - ВЛАДИМИР ВЯЧЕСЛАВОВИЧ ПУХАЛЬСКИЙ; педагог - ВЛАДИМИР ПАВЛОВИЧ НАУМЕНКО; актер, режиссер и антрепренёр - НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ СОЛОВЦОВ; актеры: ИВАН ПЛАТОНОВИЧ КИСЕЛЕВСКИЙ; НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ РОЩИН-ИНСАРОВ; ТИМОФЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЧУЖБИНОВ; ЕВГЕНИЙ ЯКОВЛЕВИЧ НЕДЕЛИН; публицист, юрист и экономист- ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ВОДОВОЗОВ; ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ КУЗЬМИН; жена известного певца и антерпренера киевского оперного театра - ИОСИФА ЯКОВЛЕВИЧА СЕТОВА (Сетгофера) (1826 - 1894), ставшая после смерти мужа руководителем киевского оперного театра - ПАЛЬМИРА ФРАНЦИЕВНА СЕТОВА (? -1899) и другие.

Пока составлялся Устав нового объединения, пока его утверждали вплоть до Петербурга, прошло года два. Но вот, наконец, в 1895 году долгожданный Устав был подписан всеми инстанциями.

Вот как описала создание КЛАО в своих вспоминаниях Олена Пчилка (Ольга Косач): «Основалось в Киеве «Литературно-артистическое общество». Как видно из его названия, было это общество по своему происхождению русское, то есть его учредили для своей потребности писатели и артисты русские; однако в первое же время по учреждении общества вошли туда и люди всякой другой национальности: поляки, евреи, чехи (музыканты) и украинцы.» И там же рассказывает:«Меня уговорил войти туда Николай Витальевич Лысенко. Он сказал: «Хватит нам болтаться где-то между «хохольками». Надо занимать позиции». И с этого времени, продолжает Олена Пчилка «мы не стояли «между кочергами». Мы были на виду, потому что мы много работали в обществе и имели самую деятельную силу в нем»

После горячих споров, 30 сентября 1895 года было избрано его Правление.

В Устава говорилось:«Киевское Общество Любителей Литературы и Искусств имеет целью предоставлять своим членам, их семействам и гостям возможность проводить свободное от занятий время с удовольствием, приятностью и пользою. С этой целью Обществу предоставляется устраивать для своих членов и их гостей балы, маскарады, танцевальные, музыкальные и литературные вечера, драматические представления, различные игры, как-то: карты, домино, лото, шашки, шахматы, на биллиард, бикс и т. д., выписывать книги, газеты, периодические издания, преимущественно музыкальные и драматические произведения;
Общество имеет целью способствовать распространению среди своих членов познаний в области искусств и литературы, содействовать развитию изящных вкусов, а также давать возможность проявлению сценических, музыкальных, литературных и художественных дарований».

         Что касается средств, то они должны были складываться: «из членских взносов; платы за игры в карты и др.; платы за вход с гостей на балы, маскарады, спектакли, концерты и проч.»

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВА
Круг тем и вопросов, которые обсуждали участники Литературно-артистического общества был довольно обширен: от критического разбора литературных и музыкальных новинок, выступлений с чтением рефератов до подготовки и проведения спектаклей и концертов, музыкальных и литературных вечеров, посвященных памятным датам в истории мировой культуры, организация художественных выставок и творческих конкурсов.
         Под руководством В.Н.Николаева Общество организовывало благотворительные вечера по сбору средств в помощь своим членам, семьям умерших членов, в интересах гимназистов, студентов Киевского музыкального и художественного училищ, вечера-концерты учеников музыкальных школ, сольные концерты детей-виртуозов, которые открывали им путь в большое искусство. В январе в 1900 года, в помещении общества (ул. Рогнединская, 1) состоялся первый в городе киносеанс для детей. При Обществе были организованы библиотека и картинная галерея, в которые передали свои произведения: Павел Житецкий, Лев Толстой, Илья Репин, Иван Селезнев и другие. В 1897 году Общество открыло художественную выставку, на которой было представлено 80 художественных работ.
         В 1900 году, к пятилетию основания КЛАО, под руководством Василия Стефановича Кульженко была проведена большая работа по подготовке и изданию «Иллюстрированного сборника» в который вошли многие доклады, рефераты, прозаические и поэтические произведения, прочитанные на вечерах Общества, и победившие на его творческих конкурсах, статьи, очерки- М. Старицкого, Н. Тутковского, А. Эртеля, О. Левицкого, Д. Ратгауза, в том числе, исследование Леси Украинки о новейшей литературе Италии, а также музыкальные сочинения. Власти, правда, не упустили случай испортить праздник: цензура пропустила к печати раздел на украинском языке.
Ведущий журнал в области искусства «Театр и искусство» так отозвался на выпуск «Сборника»: «Замечательное впечатление как содержанием и внешней формой, так и любовью к литературе и искусству. Если не ошибаемся, то это - первый в России сборник таких обществ.»
 
ЗДАНИЯ ОБЩЕСТВА
         Первоначально, Общество арендовало большую квартиру в доме на улице Ново- Елизаветинской (теперь ул. Пушкинская 8), построенном в 1895 году по заказу выдающегося оперного певца (тенор), обладавшего гибким, легким голосом с необычным тембром, солиста  Санкт-Петербургского Мариинского театра - Михаила Михайлова (Моисея Иоакимовича Зильберштейна; 1858-1929),
  О сложившейся тогда в Обществе атмосфере очевидцы вспоминали: «По вечерам собирались литераторы, артисты, художники, музыканты для дружеской беседы за бутылкой пива или стаканом чаю, обсуждались профессиональные вопросы или новости общественной и политической жизни, устраивались скромные партии в преферанс, винт или шахматы, кто-либо из присутствующих артистов начинал играть, петь или декламировать...»

Однако, вскоре на улице Ново- Елизаветинской стало тесно и тогда, в 1896 году, Общество перебралось в двухэтажный с мезонином и подвальным этажом дом князя Б.Мещерского по улице Рогнединской 1, построенный во второй половине 19 века. Тогда же, под руководством архитектора Владимира Николаева здание было перестроено с обустройством большого зала. В начале КЛАО занимало в здании 10 больших комнат и большой зал на верхнем этаже, а затем оба этажа. Теперь, на доме по улице Рогнединской, 1/13 установлена  памятная доска.
   
Согласно Уставу, членство в Обществе всключало несколько категорий.
Сердцевиной общества были ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ. В их ряды принимали на общем собрании из круга лиц, которые занимались литературной или артистической деятельностью. Действительные члены вносили по 5 рублей в год и пользовались правом голоса на всех собраниях.
Вторую группу составляли, так называемые, ЧЛЕНЫ-СОРЕВНОВАТЕЛИ, которых избирали из числа тех, кто сочувствует целям и задачам Общества. Они участвовали в мероприятиях, платили по 3 рубля в год, но на собраниях не имели права голоса.
Остальные желающие могли получить статус ЧЛЕНА-ПОСЕТИТЕЛЯ со взносом 10 рублей в год, но с правом бесплатного посещения всех мероприятий.
Наконец, была особая категория – ПОЧЕТНЫЕ ЧЛЕНЫ, в которую избирали за особые заслуги перед КЛАО из своих участников или вообще перед культурой.

         С самого начала, тесные связи Общество поддерживало с деятелями русской литературы и искусства. ПОЧЁТНЫМИ ЧЛЕНАМИ Общества были избраны: скульптор Марк Матвеевич Антокольский; художники: Иван Константинович Айвазовский, Виктор Михайлович Васнецов, Василий Дмитриевич Поленов, Илья Ефимович Репин; актрисы Мария Николаевна Ермолова и Марья Гавриловна Савина; композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик, участник «Могучей кучки»- Николай Андреевич Римский-Корсаков; публицист, художественный, литературный и музыкальный критик Владимир Васильевич Стасов; писатель, просветитель, публицист Лев Николаевич Толстой.

           31 марта 1899 года Правление избрало своим Почетным членом переводчицу, писательницу, мемуаристку и общественную деятельницу, жену писателя Николая Васильевича Шелгунова - ЛЮДМИЛУ ПЕТРОВНУ ШЕЛГУНОВУ (урожденную Михаэлис;1832—1901).
         Училась в СПб., в английском пансионе Лоу. В молодости Шелгунова блистала в передовых литературных кружках; к числу ее собеседников и знакомых принадлежали Николай Чернышевский, Николай Добролюбов, Дмитрий Писарев, поэт-народоволец Михаил Михайлов.
          Л.П.Шелгунова перевела «Всемирную историю» и «Сталь и Ролан» немецкого историка Фридриха Шлоссера( 1776-1861), рассказы немецкого писателя Бертольда Ауэрбаха (1812-1882), романы французского писателя и географа Жюля Верна (1828- 1905) и романы английского писателя Чарльза Диккенса(1812-1870).

Почетным членом был также избран русский (из обрусевшей немецкой семьи) музыкальный теоретик, критик, композитор, вокальный педагог, автор романса «Вечерний звон» и песни «Славное море - священный Байкал» на стихи Дмитрия Давыдова (1811-1888), племянник Дениса Давыдова -ЮРИЙ (ГЕОРГИЙ) КАРЛОВИЧ АРНОЛЬД(1811-1898).

         Почетными членами Общества были избраны деятели польской культуры: писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1905), член-корреспондент (с декабря 1896 года) и почётный академик (с ноября 1914 года) Императорской Санкт-Петербургской академии наук по отделению русского языка и словесности - ГЕНРИХ (ГЕНРИК) ИОСИФОВИЧ СЕНКЕВИЧ (1846-1916); скрипач, композитор и педагог, директор Варшавской консерватории- АПОЛЛИНАРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ КОНТСКИЙ (1825-1879)

          Особо хочется выделить выдающегося художника-живописца ИЛЬЮ ЕФИМОВИЧА РЕПИНА(1844-1930), жизнь и творчество которого были тесно связаны с Украиной. Художник знал украинский язык и историю украинского народа, являлся членом жюри комиссии по сооружению памятника Т. Шевченко, но неудовлетворённый решением комиссии, вышел из её состава, как и некоторые украинские художники. Когда Правление КЛАО обратилось к известным деятелям культуры с просьбой присылать свои произведения для пополнения библиотеки и собрания картин - Илья Ефимович отозвался одним из первых.

         Среди участников КЛАО ПОЧЕТНЫМИ ЧЛЕНАМИ были избраны: АЛЕКСАНДР КУПРИН, НИКОЛАЙ БАГРОВ-ТОПОР, ЕВГЕНИЙ ТАРЛЕ; СЕРГЕЙ БУЛГАКОВ, ЛЕВ ШЕСТОВ, князь ЕВГЕНИЙ ТРУБЕЦКОЙ, ОЛЬГА КОСАЧ(ОЛЕНА ПЧИЛКА); НИКОЛАЙ ЛЫСЕНКО, МАРК КРОПИВНИЦКИЙ, ЕВГЕНИЙ  НЕДЕЛИН, ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВ, ВЛАДИМИР ПУХАЛЬСКИЙ, МИХАИЛ СТАРИЦКИЙ.
 
         Кроме того, для победителей творческих конкурсов, Правлением была установлена специальная премия – «Золотой жетон» за лучшие литературные, музыкальные и художественные произведения. «Золотой жетон» был изготовлен по рисунку архитектора ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА НИКОЛАЕВА и художника ИВАНА ФЕДОРОВИЧА СЕЛЕЗНЕВА.
Среди удостоенных этой почетной награды были: НИКОЛАЙ ВИТАЛЬЕВИЧ ЛЫСЕНКО за фортепианное произведение «Песня без слов»; НИКОЛАЙ АПОЛЛОНОВИЧ ТУТКОВСКИЙ за «Молитву» для хора на слова М. Ю.Лермонтова «В минуту жизни трудную»; А.БЕРНАР за поэму «Люси»; ЛЕСЯ УКРАИНКА за рассказ «Гласные струны» и ОЛЕНА ПЧИЛКА (ОЛЬГА ПЕТРОВНА КОСАЧ).