Тесты цивилизованности. 03

Александр Левитин
        ***
      Человека сопровождают всю жизнь серьёзные расстройства настроения.  Если он малодеятельный, то огорчения даже по мелочам — не пришла газета…, к примеру. Если деятельный, — то из-за серьёзных сбоев. Но причина у всех есть. Другое дело, — есть ли в мире такие серьёзные причины, даже смерть близких,  из-за которых стоит впадать в стрессовую ситуацию?               

 
                ***
В правовом государстве не имеет значение каковы цвет кожи, гражданство, вера служащего или рабочего. Важно, чтобы он не нарушал общий порядок. Если его работа или поведение противозаконны, можно предъявить претензии и получить удовлетворение.   
В неправовом государстве у «аборигенов» вызывает чувство опасности  и неприязни появление «чужих», так как диаспоры разрастаясь, образуют защитную среду для не правовых действий людей из этих диаспор. 

 
               
  ***
      Высаживая в городе деревья и кустарники, нельзя рассчитывать на великую экологическую эффективность от этого. Так же, как наивно думать, будто вентилятор может очистить воздух на кухне, где «подтекает» газовый вентиль.
               



     ***
      Не следует бояться «звать» друг друга, просить о помощи…. Для очень многих выполнить чью-то просьбу является не абстрактной, а реальной возможностью сделать что-то доброе ближнему.

               
       ***
      Похоже, газоны и зелёные полосы предусматриваются устроителями жилых зон у нас, в российских городах для того, чтобы благоустраивать максимально меньшую площадь. Так дешевле. Десятилетиями  такие газоны представляют собою замусоренные, затоптанные площади и никто не выражает возмущения. А если бы годами был бы не в порядке тротуар?… Конечно, это бы вызывало заметное неодобрение. Ведь можно упасть и сломать ногу! Но изуродованная земля ломает Душу!

       ***
      Неадекватное поведение человека не всегда говорит о его невоспитанности, хамстве и плохом характере. Часто это — скрытое психическое заболевание.
 
       ***
      Очень сильно чего-то желать — это значит делать желаемое самым главным в жизни, приоритетным. Но самым главным может быть у нравственных людей всё то, что помогает  Делать Добро  и Любить. Важнейшая задача для таких людей — правильно расставить приоритеты в своей жизни.
 
       ***
Один из современных показателей бедности — застекление лоджий и установка металлических дверей.     Материально бедному человеку всегда не хватает места для хранения барахла впрок, «на всякий случай». Удобство, комфорт, красота  для бедного человека — понятия второго плана. Такому человеку всегда мало того, что у него уже есть, хотя использовать многое он не сможет даже единожды. И лоджия, балкон становятся складом, а не местом для отдыха, как это задумано архитектором. 
      Бедному человеку всегда кажется, будто его хотят ограбить и обидеть. Богатый же имеет силы выбирать: или жить, как  в тюрьме, за решётками и за металлическими дверями, или жить в нормальном доме, понимая, что преграды не для воров и бандитов.
               
      
       ***
Излишки провоцируют нерациональность. Если есть в городе пустыри, заброшенные территории, значит, нет у многих домов организованных, цивилизованных частных стоянок. На маленьком листе бумаги можно очень многое изобразить, сказать, даже если этот листочек из дешевой, плохой бумаги. А можно на огромном листе первоклассного ватмана, имея всё, не сказать ничего или сказать глупость.
Как много сумели «сказать» красивого и умного на своей земле японцы, германцы. И как бездарно испортить ухитрились россияне свои бескрайние, богатейшие земли.
 
       ***
Нищие дают возможность самовоспитания нравственности: не судите и будьте милостивы.
Подавая милостыню, мы совершенствуемся, мы учимся не судить  просящих за то, что могли бы им приписать: леность, малоинициативность, шарлатанство и т.д.
               
  ***
      Читать книги резонно для умения творить Любовь и Добро через повышение грамотности и приобретение мудрости, а не для развлечения и занятия времени досуга. «Для расслабления», как часто выражаются. Полезно научиться расслабляться изменением вида деятельности, а не бездеятельностью, хотя в небольших дозах яд бездеятельности употреблять приходиться всем…

***
      Признак свободного человека: он стремится создавать для себя комфортные условия  существования (но не за счёт других). Свободный человек  хочет максимально оградить себя от неприятной зависимости. Он старается не терпеть то, что ему не приятно и  от чего можно избавиться.
      Если неудобно стоять в вагоне поезда метро у самых дверей (тесно, не за что держаться), свободный человек переходит в центр вагона, даже если ему скоро выходить. Но он лучше сделает несколько лишних шагов, нежели будет стеснять себя. Антипод будет тесниться, будет задевать дамские прически, будет сам получать тычки, но не отойдёт ни на шаг….  Это — не лень, это потенциальное рабство.
      Свободный человек старается не ходить тропинками, которые по чьей-то прихоти то перегораживаются, то свободны для прохода. Он выбирает более длинный путь, но тот, где его человеческим достоинством  меньше помыкают. Поэтому же свободный человек с достоинством, неторопясь переходит дорогу на зелёный свет, а не суетится перед каждой машиной.
      Свобода и достоинство взаимосвязаны. Законопослушность — осмысленное самоограничение, позволяющее делать то, что ты делаешь, смело и открыто. Если  ты хочешь делать то, что запрещено, делай это открыто, смело (и тогда будешь, рано или поздно, наказан),  или самоограничивайся. Или уйди туда, где более приемлемые для тебя законы. Однако нет на земле места, где можно нравственно жить без самоограничения…
      Терпение — прекрасное качество. Необходимая категория нравственности. Однако, терпение ради чего? Только ради добра.