Творчество или эпатаж

Мисс Волдорф
Издавна предпринимались попытки понять, почему люди приводят себя в состояние одурманивания и опьянения, что заставляет их добровольно отдаваться неконтролируемой стихии безумия. Это безумие, ставшее искушением, занимает людей с тех пор, как, в отличие от санкционированного обществом сакрального, ритуального, коллективного и лечебного употребления, отдельные индивиды начали принимать наркотики по собственному разумению. Наркотики давали возможность погрузиться в совершенно иной опыт, освободиться от привычных связей, от повседневной упорядоченности форм, открывали неисчерпаемость значений и образов. Побуждения к побегу, стремление превзойти монотонность своей жизни всегда являлись основными потребностями души. Свобода грез, пусть даже пугающих, влечет человека цивилизованного так же властно, как влекла участника древних мистерий. Не случайно, что эффекты употребления наркотиков стали сначала объектом внимания художников, а потом уже - медиков. Первые описания наркомании принадлежат литераторам - Де Квинси, Эдгару По, Готье, Бодлеру. Сюда же примыкает на редкость живучий миф о связи наркотиков и творчества, побуждающий все новые поколения художников обращаться к наркотическим препаратам.

Поиск особых чувственных впечатлений особенно характерен для людей искусства. Они хотят расширения своих чувственных возможностей, открытия новых значений и свойств привычных вещей, изменения мира, в котором существуют, создания мира "для себя", для удовлетворения потребностей созерцания. Люди из артистической и художественной среды особенно остро чувствуют свою незащищенность в обществе, нестабильность своего социального положения. Нередко употребление наркотиков становится причиной ранней смертности артистов, художников и музыкантов.

Однако, мне кажется, что видя внешнюю сторону «зависимого искусства», едва ли кто пытался разобраться в причине, побуждающей к этому пристрастию. Как известно для корректного функционирования мозга у человека должна происходить передача нервного импульса через синапс. В этой передаче помогают нейромедиаторы, которые синтезируются из определенных аминокислот. Очень важный класс нейромодуляторов — моноамины: катехоламины и индолилалкиламины.

Дофамин (относят к катехоламинам) — тормозной модулятор, снижающий эффекты возбуждающего медиатора ацетилхолина. У пожилых людей нередко возникает паркинсонизм — гибель нейронов, синтезирующих дофамин. Это приводит к тому, что ацетилхолин проявляет избыточную активность. Возникает скованная походка, дрожание пальцев, лицо становится маскообразным, не выражающим эмоций. Разработаны лекарства, позволяющие лечить эту болезнь путём увеличения синтеза дофамина или введения проникающих в головной мозг агонистов его рецепторов. Однако эффекты дофамина намного сложнее. Он способствует как повышенному настроению и эмоциональному удовлетворению, так и нестандартной активности головного мозга (в том числе, вероятно, и творческой). Но всё хорошо в меру. Многие наркотические вещества ингибируют обратный захват нейронами дофамина, что приводит к его избыточному накоплению в синапсе.

Индолилалкиламины образуются из аминокислоты триптофана: серотонин и мелатонин. Серотонин снижает агрессивность, страх, депрессию, стимулирует пищевое поведение, сон и впадение в зимнюю спячку, увеличивает пищевые и снижает болевые условные рефлексы, способствует обучению и лидерству. Мелатонин преимущественно освобождается ночью и способствует сну (теперь его применяют как снотворное), тормозит выделение гонадотропных гормонов. Оба индолилалкиламина снижают половую активность.

Обмен моноаминов нарушен при депрессиях, а депрессии особенно часто поражают творческих людей.

Мне так и не удалось нигде выяснить является ли творчество отдельно взятого индивида следствием переизбытка у него в организме одного из вышеприведенных веществ. Возможно, если провести исследования выяснится, что преобладание тех или иных нейромедиаторов есть причиной креативности. Но, стоит отметить, что избыток этих веществ не вызывает видимых нарушений, такой себе невидимый допинг. И в то же время, соблюдая простой механизм развития зависимости, человек, привыкший к ненормированным дозам этих медиаторов, поддается депрессии при уменьшении их поступления. Вследствие этого творческий человек, привыкший к эдакому коктейлю, начинает искать «сильных чувств» у психотропных веществ, нередко называя это вдохновением.  Такова моя теория; почему нет?..

И если ты считаешь себя творческой личностью и переживаешь кризис, когда в голове нет ни одной идеи\мысли\желания и все заполнил белый шум, то не надейся, что употребив что-либо ты добьешься успеха. Психотропы не придают новых возможностей. Реакции на психотропы любого генеза стереотипны и предсказуемы специалистами. Ореол "творческости" психатропам придает необычность переживаний для повседневной жизни, однако сами эти переживания (если отбросить их экзотичность) настолько стереотипны, что их никак нельзя причислить к творческим мотивам. Креатива в них ни на грош.

Употребление психотропов - признак творческой лени, нежелания напрягаться ради творчества. Люди хотят, чтобы получилось само, сразу и гениально, забывая между тем, что "озарение" всегда нуждается в "доводке" и "шлифовке". Психотропы никогда не сделают посредственность гениальной.