О любви к Родине

Дарья Подчуфарова
— …Все нормальные люди отсюда уже давно уехали, — негодовал мой муж. — В нашей стране нет свободы, нет никаких возможностей для бизнеса, не говоря об остальном. Мне моя страна ничего не дала, зато я в восемнадцать лет ей почему-то оказался должен — получил повестку из военкомата. Конечно, я послал нашу доблестную армию ко всем чертям! Родина мне дала образование? И что мне делать с моим аттестатом зрелости? Кому его предъявлять? Все нужные мне знания я добывал сам… А за что я должен платить эти бешеные налоги? Нет, ты мне объясни. Вот ты смеёшься над американцами, Даша, а я их понимаю. Им есть, за что любить свою страну. Поэтому они все так ею гордятся, даже флаги на домах вывешивают…
— Я с тобой полностью согласна, мне, как и тебе, далеко не по душе существующие порядки, но разве Родину любят за качество жизни?
— А разве нет? Почему я должен любить её просто так? Я не понимаю. Что здесь хорошего? Пьяные рожи у меня под окном? Россия существует для того, чтобы показать всему миру, как жить нельзя. Назови мне ещё хоть одну страну, где качели с детских площадок сдают на металлолом.
— Послушай, Андрюш, давай поставим вопрос по-другому. За что ты любишь своего ребёнка? Разве он тебе что-то дал, помимо неприятностей и хлопот?
— Люблю, потому что это мой ребёнок.
— Вот! То же самое и с Родиной.
— Подожди, а почему я её должен любить? Чем эта страна лучше других?
— А чем твой ребёнок лучше других? У него те же две руки и две ноги, самый обычный ребёнок. Так за что ты его любишь?
— Даш, при чём здесь ребёнок? Мы о России говорим.
— При том, что я тебя подвожу к сути. Любовь — понятие общее и необусловленное. Иначе это не любовь. Однако, чтобы любить Россию, тебе нужны причины, а чтобы любить своего ребёнка, тебе ничего не нужно. Как же так? Ты здесь родился и вырос, неужели у тебя нет никаких чувств по этому поводу? Неужели у тебя никогда не было ностальгии?
— Нет! В том-то и дело. Если бы я жил в другом месте и узнал, что Подольск провалился сквозь землю, я был бы только рад.
— В самом деле? — опешила я.
— Абсолютно.
— Очень жаль… А у меня бывает ностальгия. Ещё с детства, когда я уезжала куда-то больше, чем на две недели, я начинала скучать по Архангельску. По бликам огней на мокром асфальте, по серебристо-белым сугробам, по чёрному декабрьскому небу, и даже по домам на улицах, представляешь, по этим колоннам девятиэтажек с уютными жёлтыми окнами. Там для меня особая атмосфера, мои воспоминания, понимаешь?.. Они мои.
— Ну… Сугробы и асфальт есть и в других странах.
— Есть. Но выросла-то я здесь, и воспоминания мои связаны именно с Россией, а не с другими странами, — не уступала я.
— Я так и не понял, за что любить Родину. Чем здесь гордиться? Назови мне хоть один повод для гордости. Хоть один.
— Во-первых, ты путаешь любовь и гордость. А ещё путаешь Родину и государство.
— А что есть Родина, как не государство?
— Государство — это правительство и его система. Тут, в самом деле, любить нечего. А Родина — это…
— Что? Берёзки?
— В том числе. Родина — это место, где ты родился и вырос. Это знакомая природа, родная музыка, это книги наших писателей, это наш юмор, это особый шум дождя за окном, это улица твоего детства и даже любимая игрушка.
— Все эти вещи, причём намного лучшего качества, есть в ассортименте в других странах. Назови мне хоть один повод для гордости в нашей стране.
— Ну, хорошо… Во-первых, у нас очень богатая история, а твоей Америке всего двести лет. Во-вторых, Россия — крупнейшая страна в мире по занимаемой площади. В-третьих, мы дали миру таких людей, как Ломоносов, Пушкин, Достоевский, Сикорский, Менделеев, который сделал самое важное открытие в мире химии…
— Даш, но ведь всем этим можно продолжать гордиться, живя в другой стране. Для тебя лично ничего не изменится.
— Но скучаю-то я по России, а не по другой стране… И потом, на Западе свои трудности. Беспроблемных стран не бывает. И люди там другие, что ни говори. Русского человека я скорее пойму, чем иностранца. Наш юмор, наши фильмы мне ближе, чем заморские, хоть ты и говоришь, что они низкой пробы. И если мы станем любить Родину только за её удобства, то нам недалеко скатиться  до продажности и мелочности, то есть, до животного состояния. А русские люди никогда такими не были. Кстати — чем тебе не повод для гордости? Сытое брюхо — не гарант любви к Родине. Уважения — может быть, но не любви. Почему же ты тогда осуждаешь браки по расчёту? По твоей логике именно так и надо создавать семью. Однако, ведь ты против этого.
— Это разные вещи. Семью создают с человеком, а страна — это не человек, а управляемая территория. И потом… если моя любимая жена будет меня постоянно оскорблять, унижать, ни во что не ставить, если она будет день ото дня страдать от похмелья, то моя любовь рано или поздно закончится.
— А как тебя оскорбляют улицы, на которых ты вырос? Как унижают наша музыка, наше кино, наша природа? Любовь — это духовное чувство, потому и касается оно духовных элементов, а не материальных. За материальные составляющие можно только уважать, ими можно гордиться, восхищаться, но любить за них нельзя. Россия, как и человек, имеет физическое тело и имеет душу. И любим мы именно за душу, будь то хоть Родина, хоть человек…
2012 г.

***
Продолжение.
Со дня того разговора прошло четыре года. Как-то недавно муж вдруг заявил, что в Италии было сделано самое большее число изобретений (он знатный италоман). Сначала я удивилась: "Надо же... И почему я не знала? Как так?" Потом задумалась, решила, что что-то тут все-таки не так. Ведь, насколько я знаю, основные и первые изобретения и были придуманы еще до нашей эры либо в Древнем Египте, либо в Китае, либо какими-нибудь арабами. Италия как государство существует совсем недавно. Более того, большая часть истории Италии - это история жёсткой католической страны. То есть, за любое изобретение человека отправляли на костер. Ясно, что изобретений там не было и быть не могло. Потому Да Винчи ничего и не воплотил из своих находок, потому он и прятал листки с записями.
Но я пошла дальше, и все-таки решила изучить этот вопрос. Штудируя источники, оказалось (я была справедлива и отдала Да Винчи те изобретения, которые действительно придумал он):

Италия (включая Древний Рим) - 20 изобретений,
США - 64 изобретения,
Россия (включая Российскую Империю и СССР) - 65 изобретений,
Китай (включая Древний Китай) - 19 изобретений,
Египет (включая Древний Египет) - 8 изобретений.
Остальные страны представили и того меньше.

Итак, Россия - лидер по количеству изобретений.
Шах и мат, господа.
2016 г.

***
С тех пор прошло ещё несколько лет, в которые моя страна всё более милитаризировалась и нищала, в которые стали приниматься законы, один абсурднее другого. Кругом действительно грязь, вонь, разруха и день победы. Теперь мы позади планеты всей. От любви к Родине не осталось и следа...
2021 год.