31. Память об Анатолии Кузнецове

Михаил Самуилович Качан
На снимке: Толя Кузнецов читает приказ комендатуры в 1941 г.


Память об Анатолии Кузнецове

Анатолий Кузнецов прожил всего 49 лет. Умер он от третьего инфаркта в 1979 г. За 10 лет эмиграции он успел издать полный текст своего романа-документа «Бабий Яр» на десяти языках. Он работал на радио «Свобода», выходя ежедневно в эфир. Свои выступления он издал отдельным сборником. Он считал это очень важным. От всего написанного в СССР Анатолий Кузнецов отказался. Отказался даже от своей фамилии, под которой были изданы в СССР его произведения. А новых задуманных книг не написал. Не успел. Какие-то отрывки сохранились, но ничего цельного нет, хотя он мечтал об этом.

В СССР после ругани, которую иначе как оголтелой не назовешь, все его книги, все журналы с его повестями были изъяты из библиотек. Хотя они были абсолютно советскими. Наступило молчание. Его имя не упоминалось, ходили только сплетни, которым многие верили. Ведь был успешным писателем, даже выезжал за рубеж, - не всё так просто, - говорили некоторые. Искали причины в моральной распущенности, в бесталанности. Чего только не говорили. А вот поверить в то, что человек хотел донести правду до всех и сделал это целью своей жизни, - многие не могли. Искали более приземленные причины бегства в эмиграцию.

Прошло время. Постепенно все начало вставать на свои места. В Израиле музей Бабьего Яра и имя  Анатолия Кузнецова появились в мемориальном комплексе Яд-ва-Шеме.

Имя Кузнецова занесено на стелу в г. Бней-Аиш (Израиль) вместе с именами других писателей-неевреев, боровшихся против антисемитизма.

Наконец, скульптор Журавлев поставил памятник подростку Анатолию в одежде 40-х годов в районе Куренёвки. Подросток читает при свете фонаря приказ коменданта Киева «Всем жидам…».

Я уверен, что этот памятник поставлен не без деятельного участия Алексея Анатольевича, сына Анатолия Кузнецова, сотрудника радио "Свобода". Разумеется, его поддержала общественность Киева, и был найден меценат, профинансировавший создание памятника.
С открытием этого памятника, можно сказать, что Анатолий Кузнецов вернулся в свой Киев, на Украину.

А вот в Туле, где он прожил 10 лет, его имя до сих пор находится под полузапретом. У него нет ни биографов, ни исследователей его творчества. Во многом это объясняется тем, что его архивы до сих пор закрыты. Его дело, сфабрикованное Тульским обкомом КПСС и хранящееся в бывшем Тульском партархиве, пока что засекречено. Засекречено и дело, заведенное на него Тульским КГБ. Так что в Тулу он "не вернулся". А это значит, что его нет в России. И это мне совершенно непонятно, потому что в России его фигура знаковая. Он и его творчество часть российской литературы, часть российской истории.

Продолжение следует: http://proza.ru/2012/08/28/271