Думать, это иногда так страшно!

Вадим Фомченко
1961 год. 3-й лагпункт в Дубравлаге был маленький лагерь (200-300 зеков) для хозяйственных работ при больнице.Самый гнусный лагерь в моей лагерной судьбе.И это несмотря на то,что я там был с друзьями, бытовые условия были по лагерным меркам великолепными, работа не тяжелая и не опасная.

С другой стороны к больнице примыкал такой же небольшой женский лагерь."Контингент" нашего лагеря - "антисоветчики", у женщин - "бытовички" (чистые уголовницы).

В самой "зарегулированной" системе случаются иногда удивительные события. Потребовалось вспахать поле подсобного хозяйства и для этого группу заключённых мужского лагеря объединили с группой женщин: мужики пахали, бабы вели и погоняли лошадей. Я попал в эту группу.Администрация подошла "с умом" к отбору. Основу составила группа Краснопевцева (см. Инет), которые только что провели 10-дневную голодовку. Остальные были неисправимые тихие интеллигенты. Я понял,что и меня считают таким интеллигентом и - увы! - почти импотентом.

Бытовички были как бытовички: достаточно приблатнённые,чтобы постоянно употреблять сочный мат, и свободно и с удовольствием обсуждавшие сексуальные темы. Пожалуй, довольно яркое впечатление может дать следующий случай: Когда я посадил самую молодую и миниатюрную девчонку с кличкой Гаврош верхом на лошадь одна пышнотелая красавица крикнула мне: "Вадим, Зачем ты её посадил на лошадь, лучше ты бы её на х... посадил."

Меня очень заинтересовала одна симпатичная женщина со спокойным улыбчивым лицом, вообще в её поведении сквозило спокойствие и уверенность. Конечно мне в мои 20 с небольшим она казалась уже старой: ей было явно за 30. В её разговоре не было и тени приблатнённости, очень грамотная и я бы сказал, совершенно литературная речь и конечно никакого мата. Мой интерес усилился, когда я узнал от неё, что её срок, как и у меня, 6 лет. Я разумеется спросил:" За что?", но она как-то деликатно перевела разговор на другую тему. По правилам хорошего лагерного тона, не надо настаивать, если человек не хочет говорить. Но представить себе не мог, чтобы она была воровкой, "расхитительницей" или участницей банды. Предположил, что её просто подставили, свалив на неё чужую вину.

Мы проработали вместе одну неделю и никогда больше не встречались, но лагерные заборы и даже тюремные стены не являются абсолютным препятствием для информации. Я спрашивал и узнал:

Она повесила 6-ых своих детей. Седьмой она надела петлю на свою шею. Но её сняли и откачали. Детей - нет!

небольшая деревня в Поволжье. Вышла замуж по любви и её мечты были просты и непритязательны: иметь много детей, создать большую хорошую преуспевающую семью. Стала работать в этом направлении. Но муж начал пить и в конце концов окончательно спился: стал полностью пропивать зарплату и наконец уносить и обменивать на водку и самогон всё , что представляло какую-то ценность. Она и дети сидели полуголодные. Пыталась прятать от мужа те жалкие деньги, которые удавалось достать, тогда он стал избивать её,да и детей. Потом этостало привычкой: стал избивать уже без всякой "вины".

Почему не обращалась к властям за помощью и защитой? Да бегала она к председателю и парторгу. Бесполезно: они сами выпивали с её мужем, причём считалось естественным, что эти уважаемые люди должны пить за его счёт, фактически за счёт детей. Милиция и суд? Да бросьте, в деревне их годами не видели, никаких "деревенских детективов" киношного варианта! Соседи? Да вся деревня пила. Она была белой вороной, не пила и не ходила на свадьбы, похороны и "революционные праздники". Полностью оторвалась от коллектива, за что её дружно осуждали. Бабы:"Не поставить мужику с получки? Вот стерва!" Мужики:"Шарит у мужа по карманам? Да как ты на такой суке женился!?"

Дети? Хорошие послушные дети, для которых мать была единственным светом в окошке, их солнышком. Никто из них не попытался сбежать или кричать. Только старшая, уже не ребёнок, а подросток робко попросила:"Мама, не надо меня вешать," но покорно одела петлю.Их мать поняла, что её мечты, такие простые и понятные, не осуществимы в этом мире, и что её детей ждёт та же судьба.Или, что ещё страшнее, превратятся в таких же, как окружающие её люди. Удивительно, но она, не видевшая в своей жизни ни одного священника и не читавшая священных книг, имела веру или скорей надежду,что смерть - это только переход в другой мир и что там они будут вместе и счастливы.

Когда я узнал всё это я мог позавидовать этому придурку Брейвику, его решимости и возможности убивать. Я был готов пройти со "шмайсером" по этой сволочной деревне, круша всех, кого встречу. Кроме детей. Потому что дети - это всё-таки надежда.

Однажды, много лет назад одна умная и красивая женщина сказала мне:"Думать - это такое наслаждение, а иногда так страшно!" Люся! Я запомнил твои слова на всю жизнь.

Думаете, я рассказал вам о каком-то исключительном случае. Даже в этом маленьком женском лагере была вторая женщина с аналогичным преступлением, только детей было восемь. О ней отозвались так: "Ну она совсем чокнутая." Я не стал выяснять подробности. С меня хватило.

Приходится признать, что лагерь спас мою знакомую. Здесь, среди уголовниц, она встретила и сочувствие и понимание и помощь. И она ожила и восстановилась. Но не всем так везёт.

           24.08.2012      фомченко