Идеальный партнёр. Роман. Главы 17-19

Виктория Миллиан
17

В воскресенье вечером они пошли в кино. На Cust Away в “Синемакс”. А днем была хорошая погода, и Лора хотела пойти погулять на Бланкенезе. Это место на Эльбе она любила больше всего в Гамбурге, даже больше, чем Альстер. К тому же сейчас там было полно ежевики. Кусты с огромными и необычайно сладкими - из-за тёплой, солнечной осени - ягодами тянулись далеко вдоль реки.

- Поедем к ежевике?

- О, Малыш, не лишай! Сегодня гонка. И вчера квалификацию взял Микки. Неужели он не выиграет этот сезон?

- А ты что, не за Шумахера болеешь?

- Как тебе сказать. Во-первых, я люблю драматизм. Когда всё решается задолго до конца сезона - неинтересно. И для рекламы это плохо. А болею... Микки симпатичен мне, но болею я всё равно за Шумми. Да. Конечно. Но это не выбираешь!

- Боление я не понимаю. Какое-то добровольное помешательство. Массовое. В мире столько проблем: смерть, голод, там бездомных детей отстреливают, как собак. Помнишь эту статью? Сочувствие есть, я не хочу сказать. Но вдруг футбол, гонка - и всё забыто. Ведь ни англичане, ни немцы по другим поводам не проявляют чувства так открыто.

- Ты слишком строго судишь. Не может же быть, чтобы миллионы людей во всём мире были идиотами. Просто из общих соображений.

- Так что это за феномен?

- Спорт - драма. Заметь, не трагедия, но очень хорошая драма, происходящая в реальном масштабе времени. Всё - чистая правда и происходит сейчас. Это очень сильно, но не опасно. Я уже думал об этом раньше. Опасности нет, можно расслабиться и не стыдиться проявлять свои эмоции на стадионе. Ты же не зря упомянула немцев и англичан. Среди нас-то менее всего принято выражать свои чувства открыто. Но стресс нужно снимать. Это как американское кино.

- Ты скажи ещё, что там всё правда! Эти Happy ends! - Она сморщилась.

- Тут немного другое. Голливудское кино доставляет чисто физиологическое удовольствие. Как хорошая еда. А что касается Happy ends - ты же не пойдёшь в ресторан, заранее зная, что ничем хорошим это не кончится. Потом придётся всё отдать назад.

Она расхохоталась:

- Очень образно.

- Но это так. Закон жанра. Не нужно требовать то, что жанру не принадлежит. Мы все знаем, что идём смотреть. Action - это же цирк. Профессионализм. Когда добротно сделано. Но это больше, чем цирк. Эмоция заражает. Ты отождествляешь себя с героем. Переживаешь с ним, прорываешься. Чистая физиология. Опасности реалистичны! Но они почти как живые. Почти! Я знаю заранее, что всё кончится хорошо. Мне не нужен лишний стресс. Его мне в жизни достаточно. Нам всем. Всем этим миллионам. Здесь я хочу победить. И мне это потом поможет в жизни. Оптимизм этих фильмов, которые снобы называют кичем, помогает нам жить. Мне ещё в кино плакать не хватало! За свои собственные деньги. Малыш, никогда не принимай простых людей за идиотов. Это очень вредно для бизнеса. Как директор по маркетингу тебе говорю.

- Гимн голливудскому кино. Никогда не слышала. Интересно, я подумаю об этом. Тогда пойдём в кино.

Хайнц не раздумывал долго. Тут же позвонил в “Синемакс” и заказал билеты.

Тема, однако, себя не исчерпала.

- Ты говоришь с таким напором, Хайнц, что я сразу даже не нахожу, что ответить. Но я не совсем с тобой согласна. Особенно по поводу “плакать за свои деньги”. Тогда получается, что настоящей жизни, трагедии нет места в кино.

- Конечно, я утрирую. Излагаю в доступной форме.

- Бессовестный! Потом ещё не доволен суфражистками.

- Но если серьёзно, таланту всюду есть место. В любом жанре. Только законы жанра надо соблюдать. Таланты это могут. Всё просто, - он увидел, что она хочет ответить, но перебил: - Малыш, есть вещи, которые я не переношу в кино. Отсутствие темпа. Это не живые картины, это - другой вид искусства. Извини, но ваш, русский кинематограф заражен этим больше, чем другие. Меня тягучесть раздражает. Как камень в ботинке. Я не могу реагировать на пейзажи, когда у меня в ботинке камень.

- Такой кинематограф просто не соответствует твоему темпераменту.

- Ах, оставь. Я не южанин. Я очень сдержан в отношениях с людьми. Ты - другое дело. С тобою я сам себя не узнаю. Знаешь, ты изменила меня. Нет. Не возражай. Я никогда себя так не вёл с женщиной. И не мог так себя вести. Я был другим.

- Нет, Хайнц. Не бывает. Такого не бывает. Всё в тебе было. Кто-то должен был только открыть этот ящичек. Темперамент у тебя всегда был, иначе чего бы ты добился в жизни?

18

Вышли они немного раньше, чтобы за полчаса забрать заказанные по телефону билеты.

- Тебе нравится Том Хэнкс? Кто твой любимый актёр? - Хайнц ожидал, что она будет думать, но Лора ответила сразу:

- Джон Траволта.

- Этого ещё не хватало! И так быстро отвечаешь! Что в нём такого? После Pulp Fiction ни одного хорошего фильма.

- Это неправда. Ты из ревности так говоришь.

- Я смотрел до того. И мне не понравилось.

- Наверное, он на тебя немного похож.

- Он на меня ни капли не похож. Это возмутительная и наглая ложь! Ни в чём. Я даже и близко не такой толстый.

- Хорошо-хорошо. Ты - между Saturday Night Fever и Pulp Fiction. Но тот же тип. Я всегда чувствовала, что мне нужно.

- Я намного ближе к Saturday Night Fever, - примирительно пробурчал Хайнц, потом хмыкнул: - Джон Траволта. Мне так никто не нравится, даже и не снится.

- Правда?

- Иногда снятся две. Но обе - ты. А тебе снятся эротические сны?
- Нет. Уже давно.

- А фантазии? Есть у тебя какие-нибудь фантазии? Что-нибудь такое, что даже себе не говоришь. Не формулируешь.

Она помолчала, думая.

- Да.

- Скажи.

- Нет.

- Ну, Рыжий! Я тебе всё говорю.

- Я хочу, чтобы нас с тобою кто-то увидел, - она смущенно уткнулась ему в грудь.

- Никогда. Никогда! Если узнают, что ты мне... прямо в рот, я тебя не уберегу. Будут же просто бегать табунами.

Возле желтого “порша” они остановились. Потом Лора медленно обошла его:

- Какой он красивый. Обводы, как у животного. И цвет не металлический. Надо его как-нибудь назвать. Ты читал “Трёх товарищей”?

- Это кто?

- Это Ремарк, немец. Ты не мог не читать, это все читали.

- Наверное, тогда и я, если все. Но не помню. А что там?

- Не могу поверить. Вот что меня на Западе поражает. Вы почти не читаете. Во всяком случае, не сравнить с нами.

- Во-первых, ты теперь тоже “мы”. Россия вас всех давно потеряла. Так что средняя начитанность Запада сильно возросла за последнее время. А во-вторых, у вас просто не было никаких других возможностей для досуга. Где ты была в своей жизни до того, как уехала на Запад?

- Ты прав. Но в нашем досуге что-то было... С тех пор, как я стала ездить, я почувствовала, что не так уж много теряла до того.

- Так что там было в “Товарищах”? Что-нибудь коммунистическое?

- Ничего похожего. Это о дружбе, любви. Трагической. И там был Карл, Призрак Дорог. Спортивная машина.

- “Спортивная машина” - звучит хорошо, но против трагической любви я категорически возражаю. А Карл - хорошее имя. Подходит.

- Нет, это плагиат. Нельзя.

- Неважно. Зарегистрируем его Карл Второй. Маленькая добавка сразу всё меняет, поверь специалисту. А дома будем называть просто Карл.

- Да. Однажды профи - профи всегда.

- Кто-нибудь против? Тебе ведь тоже нравится имя. А я просто превращаю желаемое в действительное. Слово “нельзя” мне не известно.

Уже по дороге он вернулся к задевшей его теме:

- По поводу чтения и элитарного кино. Понимаешь, я столько в жизни всякого знаю и понимаю, что позволяю себе что-то не знать и не воспринимать. Налоги на образованность я не плачу. Кафка, например...

- Ты что же, и Кафку не читал?

- Наоборот. Читал, оторваться не мог. Взял в руки и не мог оторваться, но больше не буду никогда. Это его насекомое! Бр! Я себе настолько ясно всё представлял. Стать насекомым! Такое извращение. Омерзительно. Это противно моей натуре.

- Ты очень впечатлительный. И всегда был. Я права.

- Или возьми Шопенгауэра. Мне очень понравились его “Две основные проблемы этики”. Особенно “Об основе морали”. Многое: что касается личной чести, особенности её понимания европейцами, разных аспектов супружества, общественной морали. Очень многое - именно из-за простоты и ясности - оказалось настолько точным и всё ставящим на место, что у меня возникла просто какая-то благодарность человеку за его ум. Но при этом очень многое у него мне претит. По-настоящему претит. Это против меня. Чего стоят, например, высказывания, что прощать - это всё равно что выбрасывать в окно накопленный капитал. Что человек никогда не меняется. Не только это. Я заметил, что после того, как я его читаю, у меня потом несколько дней испорчено настроение. Это писал экстремальный интроверт. Человек, проживший жизнь в одиночестве и любивший только себя и свою собаку. Ты читала его?

- Нет. Мне ещё слишком сложно читать немецких философов в подлиннике. Я читала Освальда Шпенглера в переводе, но как-то он у меня не пошёл. Может быть, перевод...

- Между прочим, Шпенглер из Гамбурга. Может быть, дело и не в переводе. Я его тоже до конца не дочитал. “Закат Европы” я имею в виду. Начало мне очень понравилось. Мысль о повторяемости, цикличности развития цивилизаций мне очень понравилась. Но потом он ушёл в сравнение культурных периодов: греческих, египетских, западноевропейских. Я не такой большой эрудит. Мне нужно было просто ему поверить, что дорическая капитель является в Греции тем, чем в Европе - готические формы или фуга в музыке. Я, честно, даже уже не помню, что там чему соответствует. И был готов принять на веру его постулаты. Но только до определённого момента. До того момента, как он стал говорить о современности, о вещах, которые я понимаю. Когда мне говорят, что современная физика отражает некое иллюзорное состояние умов учёных, я в это не верю. Вся современная техника стоит на теоретическом знании. Если бы теоретическое познание было иллюзией, не было бы атомной бомбы. Дальше я не стал читать, инвестировать своё время. Для того, чтобы я поверил каким-то умственным построениям, нужна, как минимум, точность в деталях, которые мне известны.

Они приехали на Эспланаде и оставили Карла на длинной стоянке напротив Колоннаден штрассе. Когда проходили мимо огромной рекламы сигарет, Лора сказала:

- Знаешь, как это называется? Германия, пожирающая своих детей.

- Ты драматизируешь. Хотя, конечно, курить вредно.

- Можешь бросить? Не укорачивай мою часть твоей жизни.

- Уже бросил.

- Когда?

- Сейчас. На этом месте. - Он вынул сигареты и бросил в урну.


19

На следующий день около пяти часов Хайнц осознал, что плохо себя чувствует. Он чувствовал себя так уже после обеда, но осознал только, когда, сев писать е-mail в Гонконг, увидел свои очень бледные и даже немного дрожащие руки. Тут он сразу заметил, как пересохло во рту, стекал по бокам пот, как влажные волосы прилипли ко лбу и затылку.
Он потряс головой, но ответом была только лёгкая дурнота. Он не понял, что это. Немного посидел, глядя перед собой, потом покончил с электронной почтой и съездил к себе на квартиру принять душ и переодеть рубашку. Ему надо было ещё переговорить с Вебером, обсудить политику относительно Франкфурта. И только войдя к тому в кабинет и увидев второго зама с сигаретой, Хайнц понял. Он попросил закурить, сказав, что забыл свои дома, и посидел несколько минут молча, оживая. Вот оно что. Так вот оно что.
Они проговорили с Вебером почти до половины седьмого. Но потом Хайнц Эверс простился, сославшись на срочное дело. Ему надо было успеть в аптеку.

Нет уж! - сказал себе Хайнц. - Зависеть я могу только от чего-то одного.