Женщины Лазаря Марина Степнова глава журнала XXL

Леонид Словин
            
Л.СЛОВИН. Интервью:

 МАРИНА СТЕПНОВА –  ПЕРВАЯ В РОССИИ ЖЕНЩИНА, СТАВШАЯ ГЛАВНЫМ РЕДАКТОРОМ МУЖСКОГО ЖУРНАЛА, ПРОЗАИК, ПОЭТ, ПЕРЕВОДЧИК, ПЕРВОПРОХОДЕЦ РОССИЙСКОГО ГЛЯНЦА.          


 
 






 Марина Степнова. Закончила Литературный институт им. М.Горького, аспирантуру ИМЛИ им. М.Горького. дебютировала в 2000 году в журнале «Наша улица» с рассказом «Романс». Ее рассказы публиковались в крупнейших российских литературных журналах  «Звезда», "Октябрь", «Новый мир». В 2005 году вышел первый роман Марины Степновой «Хирург». Роман о том, что каждый в ответе за зло, даже совершенное другим, за то, что в мире с каждым днем становится все меньше и меньше любви, сразу же собрал хорошую критику и был выдвинут на соискание премии "Национальный бестселлер", наряду с произведениями известнейших российских писателей. Во многих театрах мира – начиная с театра Комиссаржевской, заканчивая студенческим театром одного из вузов Киева идет пьеса румынского драматурга Михая Себастиана "Безымянная звезда" в переводе Марины Степновой. Марина Степнова уже много лет - шеф-редактор очень популярного в России мужского глянцевого журнала «XXL». 

- Марина, чем  «XXL» отличается от других журналов? На прилавках они все выглядят разноцветными и совершенно одинаковыми.

- Во-первых, мы не лицензионное издание, а российское. У журнала нет западного образца, а, значит, неоткуда таскать удачные идеи. Приходится все делать и придумывать самим – а это здорово тренирует ум и закаляет характер. Во-вторых, «XXL» - один из немногих мужских журналов, ориентированный, в первую очередь, на чтение. Красотки в бикини у нас, конечно, есть, но они, как и положено красоткам, гарнир, а не основное блюдо. В России – как и во всем мире – люди стали катастрофически мало читать. Это и не хорошо, и не плохо – это просто факт. Информации стало так много, что люди – особенно молодые – усваивают только обрывки, клочки, этакие текстовые смски. Но при этом потребность читать хорошие, почти беллетризованные тексты осталась  - особенно у читателей русскоязычных. Вот для них мы и стараемся. Для людей, которые все еще любят и умеют читать, а не разглядывать, картинки.

- А тебе не мешает, что ты – женщина – шеф-редактор мужского журнала?

- Да нет. Журнал «XXL» выходит с 1997 года – мы с читателями давно привыкли друг другу, и, кажется, стали вполне родными. Я люблю мужчин и очень их жалею. Им несладко приходится – потому что цивилизация очень испортила женщинам характер. Мы разучились быть слабыми, нежными. Разучились прощать. Это ужасно – пытаться быть мужчиной, когда рядом с тобой громогласная самоуверенная баба, которая в любую минуту готова повалить на скаку коня или сжечь избу. Девочка должна быть беззащитной – только тогда мужчине будет, для чего жить.

- Но ты совсем не выглядишь беззащитной и бессловесной. 
(смеется) Чтобы дать мужчине почувствовать себя мужчиной, не обязательно молча трепетать ресницами или носить паранджу. Я никогда не позволю себе унизить мужчину, задеть его самолюбие. Это самое главное. В одном из конкурирующих с XXL журналов главный редактор как-то написал, что "мужчина, у которого ботинки стоят меньше 400 долларов, не может считать себя состоявшимся". Такой ереси в XXL вы никогда не прочтете – обещаю. Деньгами, тряпками и титулами, на мой взгляд, меряются только закомплексованные неудачники. Их тоже жалко, конечно, но общаться с нормальными людьми им не стоит.

- В одном из интервью ты сказала, что "стала относиться к женщинам с жалостью и некоторым раздражением". Это правда?

- Я работаю в «XXL» с 1997 года – это очень долго. Невозможно столько лет смотреть на мир мужскими глазами и не измениться. Конечно, я стараюсь быть к женщинам снисходительна – в конце концов, я сама женщина. Но вы же не станете спорить с тем, что в большинстве своем девочки очень плохо понимают математику и совсем скверно умеют дружить? Трудно уважать людей, который дружат не друг с другом, а против кого-нибудь. Мужчины, на мой взгляд, куда более простодушные и благородные существа. Они стараются жить по правилам – причем настолько милы, что часто старательно живут по правилам, которые создают им прекрасные дамы.
С другой стороны, если бы не женщины, мужчины бы вымерли еще пару миллионов лет назад. В конце концов, именно мы, собрав волю в кулак, строим глазки, делаем намеки, назначаем свидания, срываем первые поцелуи и живем с вами долго и счастливо, пока смерть и бытовая скука не разлучит нас. Причем делаем все это так, что мужчины думают, что это они все так ловко устроили. Это очень сложная работа. К тому же женщины – очень красивые. Исключений практически нет. Как видите, я стараюсь быть справедливой.

- Я знаю, что «XXL» – не первый мужской журнал, которым ты руководишь...
О, да! В начале 90-х я была главным редактором специализированного журнала по безопасности "Телохранитель". Это был абсолютно серьезный журнал – пособие для людей, для которых безопасность была профессией.

- Но ты же явно не работник спецслужб и не разведчик. Как ты попала в "Телохранитель"?

- Какой там разведчик. Мне было двадцать с небольшим, и я заканчивала аспирантуру Института мировой литературы и специализировалась по русской духовной поэзии 18 века. И о безопасности знала, мягко скажем, не слишком много. Но это же были российские девяностые. Время, когда могло произойти все, что угодно – и это что угодно все время происходило. Тогда и не такие карьеры делались: вчерашние младшие научные сотрудники становились олигархами, мастера спорта по боксу – бандитами, а заслуженные учителя – торговцами на рынке. Так что мой приход в журнал по безопасности никого не удивил – даже меня. Глянцевая журналистика в России только-только начала развиваться – а у меня уже был пусть небольшой, но опыт работы в журналах. К тому же я была аспирантка и романтическая дурочка, а потому стоила сущие копейки. Издатель поставил на меня и, думаю, не прогадал. "Телохранитель" пользовался определенным авторитетом среди самых настоящих работников спецслужб. 

- И как же ты справилась?

- В первую очередь, научилась слушать людей, которые, в отличие от меня, были в безопасности профессионалами. Во вторую – научилась проверять, перепроверять и анализировать любую информацию. Этот навык очень помогает мне до сих пор – так что никакая работа не бывает бесполезной. Ну и, конечно, поскольку я была восторженная и наивная девчонка, взрослые дяди из всяких могущественных организаций охотно распускали передо мной хвост и делились тем, чем, может быть, давно уже ни с кем не делились.

- Ты про страшные государственные тайны?

- Ну что вы – я не знаю ни одной страшной государственной тайны и знать, разумеется, не могу. Нет, просто рядом со мной даже самые угрюмые сотрудники спецслужб оттаивали и начинали рассказывать про жен, рыбалку и любимых кошек. Поэтому "Телохранитель" был очень человеческий журнал. Жаль, что его дни закончились вместе с девяностыми.

- Я знаю, что прошлой осенью и зимой ты вела писательские курсы в Москве… "Писать, чтобы все читали" – так, кажется, назывался твой семинар?

- Да, это была блестящая идея Александра Гаврилова, генерального директора Института книги и издателя газеты "Книжное обозрение" и Линор Горалик, прекрасного писателя (если что-то и останется от новейшей литературы – это, несомненно, ее поразительная проза). Это Линор и Саша придумали делать семинары для тех, кто хочет научиться писать. И я очень благодарна им обоим, что оказалась в числе приглашенных преподавателей – рядом с Людмилой Улицкой, самой Линор, Татьяной Устиновой и прочими славными людьми… Вообще сам Институт книги - отличная идея и отлично воплощенная. Семинары пользовались и пользуются большим спросом.

- У тебя было много учеников?

- Немало. Сначала я была даже удивлена тем, сколько людей готовы бросить все ради того, чтобы начать писать книги. Еще больше я была удивлена уровнем своих учеников – многие из них по-настоящему талантливы. Я счастлива и горда, что хоть немного им помогла.

- И какой совет ты можешь дать тем, кто хочет стать писателем и научиться писать так, чтобы все читали?

- В первую очередь, пишите – хоть понемногу, но каждый день. Во-вторых, наблюдайте за людьми, любите их, жалейте, замечайте, что другие тоже существуют. О себе писать легко и приятно, но это удел эгоистов и новичков. Ну и читайте – как можно больше читайте хороших книг. Не модных – а просто хороших. Научиться писать не так уж трудно – это просто ремесло. Быть писателем, пропускать сквозь собственную жизнь чужую боль, чужие судьбы – вот это сложно.

- Твоя работа в глянцевой журналистике не мешает тебе писать серьезную прозу?

- Да нет, что вы. Это занимает совсем разные участки головного мозга. Мне иногда даже кажется, что разные полушария. Но проза не мешает мне любить свою работу. Глянцевую журналистику многие считают низким жанром – и совершенно напрасно. Несколько поколений мальчиков, которые по разным причинам не привыкли читать книги, именно благодаря журналу «XXL» узнали, кто такой Черчилль или, например, Чингисхан. Так что мне и моим коллегам стыдиться нечего.   

- А что для тебя все-таки важнее – журналистика или писательство?

- Трудно сказать. Как редактор я отвечаю на простые вопросы, как писатель – задаю вопросы сложные. И то, и то, как мне кажется, очень важно. Во всяком случае, для меня.

- Твой первый роман "Хирург" – это очень сложная и насыщенная история о том, как переплетаются судьбы современного пластического хирурга Аркадия Хрипунова и Хасана ибн Саббаха, Старца Горы, который еще в одиннадцатом веке основал в Древней Персии секту убийц-ассасинов и наводил ужас на всю Европу. Почему такая непростая тема? Тебя интересует Ближний Восток?   

- Любого человека, который живет на этой планете, не может не интересовать Ближний Восток. Это место всегда было чем-то вроде болевой точки Земли – ткнешь пальцем сюда, больно будет всюду. Бывают места силы, а Ближний Восток – место боли. 

- Ты считаешь, что люди, живущие здесь, обречены на конфликты?

- Я не политик, и уж точно не провидец. Не мне судить о том, зачем Бог замыслил это место именно таким. С медицинской точки зрения, боль может быть убийственной, но может оказаться и полезной. Причем и пациенту, и врачу. 

- Ты говоришь о медицине, о боли, один из героев "Хирурга" – врач… Это важная для тебя тема или случайный интерес?

- Скорее уж, это несостоявшаяся судьба. Я выросла в семье врачей, очень серьезно готовилась поступать в медицинский. С 15 лет подрабатывала санитаркой в онкологическом институте – это очень своеобразный опыт, знаете ли. Не каждый взрослый может похвастаться тем, что я видела, будучи подростком. Я по сей день иногда жалею, что в самый последний момент отнесла документы не в мед.   

- А почему ты передумала?

- У меня в школе был прекрасный словесник – Гриднев Виктор Иванович, удивительный учитель и очень хороший человек. Он считал, что в литературе я смогу добиться большего, чем в медицине.

- Он оказался прав?

- Не знаю, судить не мне. Но порой мне кажется, что быть хорошим врачом честнее, чем хорошим писателем. Медицина – богоугодное дело, литература – нет.

- А почему главным героем "Хирурга" стал именно Хасан ибн Саббах? Его, кажется, считают отцом современного терроризма. Тебя интересуют злодеи?

- Меня интересуют люди. Абсолютные злодеи бывают только в плохом кино. Ибн Саббах – это исторический персонаж, и действительно, на первый взгляд, - довольно жутковатый. Я бы не сказала, что он был террористом в современном понимании этого слова, скорее уж – гениальным организатором. Признаюсь, что я честно пыталась сделать Хасана отрицательным персонажем и провела немало часов в библиотеке, пытаясь понять, как простой смертный мужчина в 11 веке мог создать такую великолепную машину – настоящую империю, которая беспрекословно подчинялась одному-единственному человеку. К сожалению, это была империя зла. Асассины ведь и правда держали в ужасе весь тогдашний обитаемый мир – и все это заслуга Хасана ибн Саббаха. Железная воля, поразительная судьба. Боюсь, мне так и не удалось раскусить его секрет, зато я смогла найти и полюбить в ибн Хасане человека.

- Ты была когда-нибудь в Израиле?

- Смотрите, мы заговорили о терроризме, и сразу после этого – об Израиле. Какой грустный ассоциативный ряд. Да, я была в Израиле и перед первым свиданием с Израилем очень волновалась.

- И как прошла ваша встреча?

- Это было очень сильное впечатление – очень. Буквально с первых секунд. Я много путешествую, но второго такого места на Земле, видимо, просто нет. Поразителен Стамбул, Рим, Нью-Йорк, Москва, в которой я живу, тоже – город с очень непростым подтекстом. Но только в Израиле я ощутила себя в прямом смысле - на родине Бога. Невероятное чувство.   

- Ты считаешь себя популярным писателем?

- Боже упаси! Сегодня в России популярный писатель – это приговор. Просто очередной дешевый йогурт в улучшенной упаковке. Есть несколько драгоценных исключений, конечно – та же Людмила Улицкая, например –  ее читают, потому что она прекрасно пишет, а не потому, что ее грамотно продвигают. Но по большой части сегодняшние модные писатели – просто продукт, и, к сожалению, как правило, низкокачественный. К тому же быть знаменитым – некрасиво, знаете ли. Для меня это нравственная аксиома. У "Хирурга" есть несколько тысяч читателей – и все они купили  книгу не потому, что его им ловко впарили. А потому что "Хирург" прошел тест пяти страниц. Сам прошел. Без маркетинговых усилий и капиталовложений.

- Тест пяти страниц?

- Ну да. А как еще люди выбирают книги? Снимают с полки, открывают, читают на одной странице, на другой… И покупают или нет. Пяти страниц для принятия решения вполне достаточно. Это единственно честный выбор – выбор читателя.

- Наконец, стандартный вопрос – о чем твоя новая книга?

- Это история семьи – самой обыкновенной семьи, в которой время от времени рождаются самые обыкновенные гении. Такая большая, просторная сага – с середины 19 века и до наших дней. "Хирург" – жесткий роман, иногда даже жестокий. Поэтому один из критиков, отзываясь о нем, написал, что ему хочется, чтобы моя следующая книга была о любви. Так что считайте, что я выполняю социальный заказ. "Женщины Лазаря" – роман о любви. Обо всем, что любовь делает с людьми. И обо всем, что ради любви  делают люди.

Интервью опубликовано в «Окнах», приложение к газете «Вести» (Тель-Авив) 1911год 

Приложение:
          
 Аннотация к новому роману Марины Степновой «Женщины Лазаря», АСТ, 2011:

             «Марина Степнова – прозаик, переводчик с румынского. Ее роман «Хирург» (лонг-лист премии «НАЦИОНАЛЬНЫЙ БЕСТСЕЛЛЕР») сравнивали с «Парфюмером» П. Зюскинда.

Новый роман «Женщины Лазаря» — необычная семейная сага от начала века до наших дней. Это роман о большой ЛЮБВИ и большой НЕ ЛЮБВИ. Лазарь Линдт, гениальный ученый, «беззаконная комета в кругу расчисленных светил», — центр инфернальных личных историй трех незаурядных женщин. Бездетную Марусю, жену его старшего друга, смешной юноша полюбит совсем не сыновней любовью, но это останется его тайной. После войны в закрытом городе N светило советской науки влюбится по уши в молоденькую Галину и буквально украдет в «другую жизнь», но… заслужит только ненависть. Третья «женщина Лазаря» внучка — сирота Лидочка унаследует его гениальную натуру. »

Произведение номинировано на литературную премию «Русский Букер» 2012

             Леонид Словин