Эстонский триколор в Одессе

Мальхан
Таллиннский театр танца «Рада» в начале августа принял участие в одесском международном фестивале танцевальных коллективов «Морская жемчужина».
Коллектив театра «Рада» создан при школе танца «Экзерсис», которой руководит Анжела Макарова. В поездку отправились четыре десятка учеников в сопровождении маленькой группы поддержки, состоящей из преподавателей, родителей и «болельщиков». Дорога через все три республики Прибалтики, Белоруссию и Украину заняла примерно тридцать два часа. Принимающая сторона нашла возможность разместить наших ребят в гостинице «Молдова» (всего в десяти минутах хода до одного из самых знаменитых одесских пляжей - «Аркадии»). С балкона – вид на море и обратно…
Все шесть суток пребывания в Одессе были заняты с утра до вечера. Участникам фестиваля надо было проводить репетиции, готовить костюмы к выступлению, принимать участие в многочисленных экскурсиях по городу, а ведь надо было ещё найти время и для купания, так как температура воздуха ежедневно была выше тридцати пяти градусов. Но и вода Чёрного моря охлаждала не сильно – температура воды не опускалась ниже двадцати пяти градусов.

На третий день все участники фестиваля прошли торжественным маршем по Приморскому бульвару. Возглавляли шествие хозяева – коллективы Украины, за ними шли представители России, Казахстана, Эстонии, Северной Осетии  и другие. Но только у коллектива «Рады» была заготовлена речёвка. Во время прохода по бульвару наши ребята стали скандировать: «Эстония-Таллинн-«Рада»!
Украинцы услышали знакомое слово: «Рада» (в Украине Рада является аналогом эстонского Рийгикогу) и дружно подхватили. Тут уже и некоторые из многочисленных зрителей подхватили этот слоган – минут пять над бульваром разносилось звонкое: «Эстония-Таллинн-«Рада»!
Нас этот эпизод и растрогал и обрадовал.

Каждый день был занят с утра до вечера: обзорная экскурсия по городу, экскурсия в одесские катакомбы (самые протяжённые в мире). Оказывается, что исследованная длина подземных ходов под Одессой составляет около двух тысяч километров, но исследователи утверждают, что ещё примерно тысяча километров осталась не исследованной.
А ведь были ещё экскурсии по литературным музеям, походы в одесский дельфинарий, а те, у кого к вечеру ещё оставались силы, отправлялись или на пляж, или по тем дворикам, где снимался сериал «Ликвидация».
Хотя коллектив танцевального театра «Рада» выезжал не в самом сильном составе, но наши ребята привезли призы за классический танец (второе место) и за народные танцы (третье место). Тут надо напомнить об участниках из Северной Осетии – трудно победить в номинации народных танцев прирождённых танцовщиков, у которых чувство ритма заложено на генном уровне. Благодаря помощи куратора Даши (представительницы организаторов фестиваля)  преподаватели школы сумели найти возможность закупить на Привозе арбузы, виноград и прочие фрукты по весьма низким ценам. Для этого наши мужчины были отправлены в спецкомандировку именно в вечернее время, когда покупатели на Привозе, спрашивая цену у продавца, говорят о цене: «Это ещё, или уже?», имея в виду: «Это ещё дневная цена, или уже цена со скидкой перед концом торгового дня?»

Язык Одессы – это отдельная песня…
Изначально в Одессе селились представители самых разных национальностей: украинцы, русские, евреи, греки, итальянцы, французы, турки, армяне, грузины, азербайджанцы, молдаване и т.д. Сами названия одесских улиц говорят о многом: немецкая колония Люстдорф, предместье Молдаванка, улицы Болгарская, Греческая, Еврейская, Польская, Итальянская, Большая и Малая Арнаутские. Это «вавилонское столпотворение» и породило специфический одесский язык, который трудно перепутать и сложно имитировать. Как говорят в Одессе: «Мы не боимся никому!»
А какие фразы в трамвае! Старушка вспоминает: «Я же была такая, что меня все называли Маня с двойным сиропом».
На улицах висели плакаты: «Говори и думай на родном языке!»
Через пару дней после того, как мы вернулись в Эстонию, в новостях сообщили о том, что власти Одессы приняли решение объявить русский язык региональным.

Но наше пребывание в Одессе пролетело быстро («бикицер» - как говорят в Одессе). После подведения итогов и награждения участников фестиваля был ещё проведён мастер-класс по современному танцу (проводил его Егор Плешаков из Санкт-Петербурга). Вечером последнего дня наши ребята ещё успели посмотреть «Жизель» в исполнении труппы «Русского балета» под управлением Вячеслава Гордеева. Посещение одесского оперного театра запомнится надолго – ведь этот театр входит в пятёрку лучших оперных театров мира.

На обратном пути были обзорные экскурсии по Киеву и Минску. Минск поразил чистотой, размахом новостроек и низкими ценами (обед в престижном ресторане обошёлся всего в пять евро).
Но самое большое впечатление произвело посещение мемориального комплекса Хатыни. Нормальный человек не может оставаться равнодушным к трагедии такого масштаба.

Поездка была омрачена только одним: наши водители запаслись на дорогу одесской водопроводной водой, а нас неоднократно предупреждали, что в Одессе нельзя пить водопроводную воду. Мы об этом и понятия не имели (уж если бы знали, то предпочли бы купить несколько трёхлитровых бутылей воды – стоит она в Одессе намного дешевле, чем у нас). 
Понадеялись наши водители на кипячение, - но дети начинали заваривать чай ещё не прокипевшей водой, и на обратном пути у многих начались серьёзные неполадки с желудком.
Надо сказать, что и Анжела Станиславовна, и Мария Вячеславовна, - обе приложили максимум усилий для того, чтобы облегчить положение приболевших.
Но эти неприятности не смогли испортить общего впечатления от замечательной поездки.

P.-S. Посмотреть фотографии можно на "Фейсбуке":