"...Наконец на сцене появилась темная фигура,- словно вышедшая из преисподней.
Это был Паганини в парадном черном одеянии, в черном фраке, черном жилете ужасающего покроя, какой вероятно, приписывался адским этикетом при дворе Прозерпины..." ( Г. Гейне. "Флорентийские ночи" **)
-------------------------------------------
1 - Скрипач
Едва узнаваем в коричневой рясе, что скрывает члены,
Со странным, искаженным неведомым страданием лицом,
Он возвышается,- словно мрачный дух, над морской стихией.
Сумерки, море в окрасе пламени солнца ( оранжево- красном...)
Одеяние не скрывает босых ступней, что попирают обветренные скалы.
-------------------------------------------
Он завис над мрачной бездной,
над котлом завис кипящим.
Ряса, капюшон и пояс из веревки...
Странно руки,
что длинны и так костлявы,-
в одержимости трепещут:
плоть, смычок, в одном порыве.
Руки, струны - там едины.
В мрачной бездне тонет небо:
Воды там закат окрасил
уходящего светила
инфернально-алым светом.
Странных глаз его сиянье,-
( колдовских очей блистанье )
капюшон сокрыл. Но губы...
губы тонкие все шепчут:
Что плетут они - заклятья?
Не мечтают ли однажды
вызвать демонов из Ада,
или духов,- силы бури
окликать в небес лазури?
Чают выпустить из моря
заточенных в тех глубинах,
в безднах моря погребенных.
А смычок все режет воздух,
привлекая гул из далей
( бездн морских и высей неба )
Чародей, колдун? - Стихии
гонят волны. Стонут ветры.
Поднимают гул частотный.
Вторя ветрам завываньем.
Из глубин далеких моря
откликаются те силы:
свергнуты из Сфер небесных,
спрятаны царем и в бездне
за печатью Соломона
бьются в крепости железной.
2 - Соломон*
Соломон, мудрец - правитель,
бросил те горшки во глуби.
Но в лучах заката море
все доносит вопли горя.
Вторят стонам дерзкой скрипки
Скрежет, гул и завыванья…
Ближе вой. Чудовищ злобных
появились очертанья :
крокодил с крылами мыши,
бородатые тюлени
и с оленьими рогами
на главах ужасных, змеи.
Взгляд существ прикован к скрипке…
К взмахам рук костлявых, бледных.
Приближаются к утесам,
Простирают лапы, крылья.
И все ближе стоны, крики…
Мастер, что в порыве странном
капюшон с главы отбросил
Страшен взор. Власы как змеи,-
кудри черные обвили
бледное чело и скулы.
Но - пропало наважденье,-
Он один. Нет рук паренья.
И в поклоне молчаливом
На лице его без грима
странная улыбка мима.
Кто он? - этот маг искусный,
Жрец искусства, демон скрипки?
Резкие его движенья-
Словно взмахи черных крыльев
Демона печали,- бездны
помрачающей сознанье,
убивающей надежды…
Или он - всего лишь мастер,-
звуки извлекать,- что душу
так волнуют страшным пеньем,
в музыку вплетая ветры ?
3 - Музыка сфер
Музыкант приладил скрипку
К подбородку, что привычно
стал опорой ей и руки,
струн союз рождают звуки.
Вновь удар смычка! И снова
началось преображенье,
что рождает вдохновенье.
Звуки ширились, вздымались,
Множились, как звук хорала
В сводах гулко отражались.
Бились,- словно места мало
вширь и ввысь! Но все пространство
Не объять телесным оком,-
лишь духовным, дерзновенным.
В том пространстве СФЕР мерцанье,
изливающих сиянье.
Льется музыка. Там - скрипка…
И скрипач. И в светлом лике
сам как ангел средь Великих,
озарен сияньем света
Новый Человек- ПЛАНЕТА!
Музыка небес, движенье,
Сфер чудесное вращенье.
Там фигуры пилигримов,
Что влечет неодолимо
Эта музыка,- как знамя.
Та, что в нашем сердце снами
Та, что остается с нами!
Странники поют и скрипка
Вторит им с восторгом девы
И сплетаются напевы:
То как шепот вод печальны,
То звенят как рог пастуший,
то как струны арф и пенье,
То как гимн победный, властный,-
Все равно они прекрасны,
созданы с благоговеньем!
(Им внимают разве-сердцем,
Но внимают с восхищеньем! )
4 - диалог друзей
---------------------------------
МАРИЯ:
-…А Паганини? Скажите- Вы видели его?
МАКСИМИЛИАН:
- По счастью,- да! И даже так скажу-
он явно первый
Средь италийских знаменитостей,
её краса и слава…
- По портретам, отнюдь не скажешь, что ему близки
Понятья красоты, скорее, страшен!
-Ни один портрет не соответствует ему,
Сколь ни пытались,-
но никто не смог
Доподлинно изобразить и в красках
запечатлеть ту мрачную натуру.
Разве что,- один
глухой и странный живописец,- Лизер,
что в нескольких штрихах сумел схватить
в наброске карандашном его необычайные черты.
Но как правдиво!
И то пугает, право и смешит,-
Как говорит он пафосно порой :
«Моей рукой,-
представьте что водил сам дьявол!»
- Он глухой, Ваш живописец?
- Совершенно! Но при том- читать как будто может
музыку по лицам музыкантов,
даже в быстрых движениях пальцев!
-Что ж,- известно,- существуют люди,
что как будто умеют видеть в жестах- звуки,
в звуках- краски!..
* Согласно легенде, царь Израильско-Иудейского государства Соломон ( около 965 -925 гг до н. э.) владел чудесным перстнем- "Соломоновой печатью"- с помощью которого он укрощал демонов.
**
… Новелла "Florentinische Nachte"- едва ли не единственный опыт Гейне в этом жанре. Присутствие главного героя- весьма иронического рассказчика- несколько изменяет серьезность повествования…
Суеверные ЛЕГЕНДЫ,- окружавшие личность виртуозного скрипача Паганини, преподносятся здесь в характерном для Гейне ироническом обрамлении…
…Вместе с тем,- само описание игры Паганини и производимого ею впечатления рождает отношение несколько романтизированное - в чем прослеживают явное влияние творчества Э. Е. А. Гофмана.