Перемычка для Аральского моря

Владимир Куприн
В жизни каждого человека и даже каждого отдельного коллектива есть одно самое яркое событие, которое высвечивает суть труда и смысл жизни.
… Аральское море ушло на 130 километров от берега, и это грозило масштабной биогеокатастрофой. Чтобы море вернулось на прежний уровень, потребовались неординарные решения. За «лечение» Арала взялись общими силами и Казахстан, И Россия, и страны Средней Азии. Процесс растянулся на годы.
«В мировой истории, – говорит Первый Президент страны Нурсултан Назарбаев, – есть немного примеров, когда исчезали с лица земли моря, озера. Но не было такого, чтобы моря возвращались к своим берегам».
И мало кому известно, что свою роль в решении этой сложной задачи сыграло и павлодарское предприятие ТОО «Фирма «Ай-Су Мелиорация».
Для Василия Григорьевича Демченко, главы фирмы, и всего коллектива участие в восстановлении присырдарьинской части водного «зеркала» обмелевшего Аральского моря – стало таким значимым событием, вызывающим законную гордость
Это было в 2003 году. Павлодарцам поручили соорудить плотину в морской протоке шириной 400 метров. А по сторонам её – еще и 13 километров земляных насыпей.
Приезд, переправа на понтонах через Сыр-Дарью, обустройство на месте напоминали освоение целины и чуть ли не военное форсирование с созданием плацдарма. Только прибыв к Сыр-Дарье, увидели и поняли, «с чем связались».
 «Аман», т. е., необжитой, нетронутый, уцелевший в своей первозданности уголок дикой природы – так казахи называют подобные места и урочища. Крупные хищники не так опасны, как такие уголки.
Но мелиораторы – далеко не наивные энтузиасты-волонтёры Армии Спасения. На переправе через Сыр-Дарью потребовался плавучий мост. Техника вся тяжёлая, и под понтоны пришлось ставить сварные опоры-поддержки. Работали в ледяной воде, но переправу обеспечили.
До намеченной точки ещё 60 километров. В рыхлом грунте буксовали и застревали тяжёлые грузовики, гусеничная техника. Экскаваторы – не пушки, руками не подтолкнешь; «на пупу» из песка не вытянешь…
Опять помогли инженерно-техническая сметка, рабочая смекалка и профессиональный опыт. Послали вперёд авангардную группу, которая «утюжила» и ровняла колеи, грейдировала их, подсыпая более плотные глины и супеси.
– Прибыли на место, а нас там, конечно, никто не ждал. Ни жилья, ни воды, – вспоминал потом Василий Григорьевич. –Устроились в палатках, водный паёк урезали.
Через несколько дней (своими силами, за свой счёт) подвезли из Алматы вагончики, водоочистную станцию. Техническую воду брали из Сыр-Дарьи, реки, питьевую возили издалека в автоцистерне. Как стало тепло – посадили деревья и цветы. Поливали их. И и на горько-солёной почве растения принялись!
Строительство представляло собой огромный полигон, с непрерывно движущимся транспортом, с несмолкающим рокотом, шумом техники, с работающими людьми. Размеры впечатляли. Во все гидротехнические сооружения «вбухали» 3600 тысяч кубических метров особо прочного бетона!
На всю жизнь Василию Григорьевичу запомнился момент, когда перекрывали часть Арала между низким берегом моря и Кокаральским полуостровом. Ночью. С двух сторон непрерывно сыпались земля и щебень для перекрытия прорана (перемычки). Высота перекрытия варьировалась от восьми до двадцати двух метров, в зависимости от уровня моря.
Оставалось три метра, а закрыть их нечем. На время, пока не подвезли щебень и землю, в проран сбросили дорожный каток, чтобы закрыть проём.
Неожиданно случился шторм.
– Перемычка стала мгновенно наполняться водой, – рассказывал об этом Василий Григорьевич. – Высокая волна перехлестывает через перемычку, которую мы закрыли. И вот-вот сорвёт её. Еще немного, и придется начинать все сначала.
Но обошлось. Довезли грунт и щебень, перемычку доделала. Строителей сменили гидрологи и пустили воду. Вопреки прогнозам скептиков и пессимистов, на заполнение отстроенного участка моря понадобилось не пять лет, а всего полгода.
Друг и коллега Василия Демченко вскоре после тех событий написал такие строки:
На дне морском закончится аврал,
Все шире будут голубые дали,
И для того, чтобы ты жил, Арал,
Мы жизни часть и часть души отдали.
Так можно сказать не только о плотине на Арале. Часть жизни и души строителей остаются в каждом сооруженном ими объекте, - доме, канале, мосту, дороге.