Одна девушка всех нас, авторов Прозы, в «три шеренги» выстроила. В прошлом году. Написала она, что, мол, те из вас, которые на сайте своим полным именем представлены, круглые дураки. А те, которые ещё и фотку со своей дурацкой физиономией приложили, дураки вдвойне. Вот в качестве такого «двойного» дурня я здесь перед вами и выступаю. Поэтому особо умные и продвинутые могут дальше не читать.
Озаботился я вопросом, какой бы мне псевдоним выбрать. Что я, рыжий, что ли? У всех путёвых литераторов псевдонимы, а я как идиот. Да ещё с фотографией... Но дело это непростое. Сложное дело. Замахнёшься на что-нибудь масштабное, типа «Наполеон Бонапарт», «Ганнибал» или «Дмитрий Донской» - тебя за сумасшедшего примут. Без вариантов. Что-то нежное, ласковое придумаешь,например «Пушок», «Кузнечик» или «Щекотунчик» - скажут, педераст. Или ещё того хуже – педофил. Так что здесь думать надо!
А псевдонимы у народа бывают такие, что завидки берут. Ко мне на страницу один автор недавно заглядывал: псевдоним у него четырёхзначный! Сначала две фамилии через чёрточку – ну, типа, Голенищев-Кутузов, потом вроде бы женская фамилия, а потом вообще хрен поймёшь что. Существительное? Прилагательное? Матерное? Шикарный псевдоним: «квадратный трёхчлен», а не псевдоним.
Рассуждаем аналитически. На Прозе сейчас 150 тысяч авторов – целый город. И все таланты и самородки из этого города выстроены в алфавитном порядке. Друг другу в затылок. Поэтому, когда список авторов просматрваешь - глаз не на чем остановить среди бескончных Ивановых, Петровых, Сидоровых, а также «Айсбергов, Айзенбергов и всяких там Рабиновичей», как писали незабвенные Ильф и Петров. То есть - не цепляет. А нужно, чтобы читательский глаз сразу «зацепился» за ваш псевдоним, чтобы он в глаза бросался.
Думаете, невозможно это? Возможно. Например, слово «Скелет». Или «Труп». Вы скажете – чушь собачья: каких литературных достижений можно ждать от трупа или скелета? Не торопитесь. Тут ведь главное – первое слово, которое в глаза бросается, а второе может быть каким угодно. Ну, скажем, «Скелет на девушке». Что, хардкор? Тогда «Скелет под девушкой». Опять хардкор? Ладно, вытаскиваем скелет из-под девушки, садим на унитаз: «Скелет на унитазе». Почему плохо? Слишком приземлённо? Тогда «Скелет на дереве». Или - «на рыбалке», а может быть - «в хороводе». Вариантов множество. Теперь «труп». Как вам «Труп в шифоньере»? Неплохо, правда? А «на пленэре»? А «в коллективе»? А «с собачкой»? Развиваем тему: «Труп в хоровом коллективе» - но это длинновато для псевдонима.
Можно попытаться примазаться к чужой славе, но не напрямую, в лоб, а хитровывернуто. Например, фамилию «Толстой» проигнорировать, а взять себе псевдоним «Лев Николаевич». Или «Александр Сергеевич». Или, на худой конец, «Александр Исаевич». Не придерёшься. Мне сам Бог велел этим способом воспользоваться, ибо однофамилец мой – академик Лысенко. Академик-то он академик, но репутация у него..... Будто бы научных оппонентов своих он «в капусту» рубил, а тех, кого недорубил, на лесоповал отправлял: времена-то были те ещё, сами понимаете... Хотя сейчас в прессе - полный «реабилитанс» академика: во-первых, не рубил, во-вторых, не в капусту, а в-третьих, не каторгу никого не отправлял, а плодотворно работал в области социалистического сельского хозяйства. Так что всё, что плохого про него написано – ложь. Хорошо, допустим. Но мне-то к его славе как примазаться? Он Лысенко и я Лысенко, тут на предмет псевдонима не разживёшься: «мимо кассы», как выражается мой сын. А вот имя его - Трофим Денисович – я мог бы прикарманить. Представьте: «Детские сказки от Трофима Денисовича». Тепло, нежно звучит, правда?
Некоторые себе как псевдоним часть тела берут. Тут надо с осторожностью. В самом деле, что можно подумать о писательнице, которая выступает под пседонимом «Спина», «Ляжка» или «Ягодица»? Хорошего – ничего. «Грудь» - бессмысленно, грудь и у мужика есть. Тогда уж «Левая грудь». Или «правая». «Губки» - неплохо, но требует уточнения места расположения: скажем, «Губки накрашенные», или «Губки бантиком». На всякий случай... «Нос» - занято, и давно, с 19-го века. А вот псевдоним «Подбородок» для мужчины очень хорошо. Ещё лучше – «Квадратный подбородок». Или «тройной». А чтобы полный пипец – «Небритый подбородок». Класс. «Небритый ковбой», «Небритый лев» - звучит брутально и убедительно. Кстати, о небритости. Молодым девушкам и женщинам я посоветовал бы не использовать этот термин, ибо на женском теле слишком мало мест, которые следовало бы брить. На мой взгляд, вообще ничего лучше не брить. А уж если пишете «небритая», то берите что-нибудь нейтральное, типа «Небритая пятка». Или «коленка».
Тем авторам, которые «намертво» зашифроваться хотят, без указания на пол, возраст и профессию, я посоветовал бы взять пседоним во множественном числе. Например, «Российские авиалинии». Что? Название занято? Тогда «Российские не-авиалинии». Вы спросите: если «не-авиалинии», тогда что? А хрен знает что. Что угодно, только не авиалинии, ибо увезут тебя эти линии на отдых, скажем, в Египет, а обратно в Россию везти отказываются – керосина у них нет. Или вообще компания обанкротилась..
Но я отвлёкся. Итак, множественное число: можно - «Сиамские близнецы». Сиамских близнецов, понятное дело, двое. А если «Голубые яйца»? Вы скажете - яиц тоже два. Не спешите: представьте себе пасхальную тарелочку, на ней яички крашенные и голубых среди них может быть сколько угодно. В литературном контексте использование этого псевдонима прозвучало бы так: «на прошлой неделе «Голубые яйца» опубликовали свою новую повесть о пограничниках». У вдумчивого читателя сразу много вопросов: кто они, эти яйца? Соавторы? Сколько их? Два? А если больше? А «голубые» как понимать - в прямом или переносном?
Так может, эти яйца - и есть сами пограничники? ...
Вы скажете – идиотизм. Нет, не идиотизм. То, что у читателя вопросов много возникает – это-то как раз и хорошо! Говорил же – читательский глаз за псевдоним должен за-це-пить-ся. Зацепится, а дальше дело пойдёт...