Обстоятельства смерти

Сергей Козлов 2
Обстоятельства смерти
Я помню эту фотографию. Провозглашение Коминтерна. Эберлейн, Ленин и Платтен. Эберлейн  по правую руку Ленина. Платтен по левую.  Человек, рисковавший жизнью и спасший вождя мирового пролетариата. Позже фотография подверглась кадрированию. Эберлейна не стало.
По свидетельству Айно Куусинен, помощницы  (контролёра) Зорге, незадолго до этого отозванной из Японии, она видела как в 1938 году на причале в Архангельске был застрелен Гуго Эберлейн:
«В ожидании приказа о погрузке долго стояли на причале. Мы, двадцать девять женщин, находились в конце длинной колонны, впереди стояли сотни заключенных-мужчин. Вдруг кто-то окликнул меня по имени. Я даже вздрогнула, узнав Гуго Эберлейна, своего старого друга со времен Коминтерна. Он подошел. Передвигался он с огромным трудом: был очень болен. Я спросила, откуда он — из Берлина? Он сказал — из Парижа. По приказу Коминтерна ЦК германской компартии был в 1934 году переведен в Париж. Эберлейна вызвали в Москву телеграммой, он был арестован на вокзале, сразу по прибытии. Он успел мне сказать: — Ни в коем случае не нервничайте и прежде всего — никогда не плачьте. Когда мы отсюда вырвемся, скажем им все. Потом охранник отвел его в строение неподалеку. От двери Эберлейн еще раз успел махнуть мне рукой. Из его друзей я была последней, кто его видел. Больных, чтобы не возиться с ними в дороге, за тем зданием расстреливали. Когда мы поднялись на судно, я спросила у начальника перевозки, что сделали с немцем. Он цинично ответил: — Я не могу брать на свою ответственность перевозку такого больного человека. Его тело так распухло, что он наверняка бы умер в дороге. Так ему лучше: хоть не надо в дороге мучиться. В начале деятельности Коминтерна Гуго Эберлейн представлял в нем германскую компартию. Он был другом и доверенным человеком Ленина, женат был на воспитаннице Ленина. Эберлейн был искренний, открытый человек, большой идеалист. Не знаю, что стало с его женой».[
(Айно Куусинен. Господь низвергает своих ангелов. Воспоминания. 1919—1965. Петрозаводск. 1991. С. 146)
Сын Отто в это время отбывал срок. Отто Куусинен готовился принять руководство Финской республикой.
Выяснить, кто же был воспитанницей Ленина не удалось. Возможно, это Софья Короленко, хотя она никогда об этом не говорила.  И поэтому осталась жива.
Платтен был расстрелян в лагере в 1942 году с мотивировкой “Окончание срока заключения”.
Об этом своим покаянным письмом  много позже известил оставшихся родственников исполнитель акции.
Советская жена Зорге сгинула в 1943 году в лагере под Красноярском, куда её отправили по доносу соседки.
По японским источникам потомок личного секретаря Маркса был казнён в конце 1948 года.  Обмена Зорге на императора Пу И не состоялось.