Нужен ли Бог атеистам?

Николай Старорусский
Вообще-то ответ прост и известен.  Все под одним Богом ходим – хотя часть людей верит в то, что Он есть, а другая  – в то, что нет.  Но здесь пойдет речь об ином, скорее философском подходе, сформулированном в книге Карла Ранера   «Основание веры» (перевод М., 2006).  Автор – известный немецкий  католический философ,  соавтор нескольких трудов с Йозефом Ратцингером (Бенедиктом  XVI), тоже глубоким мыслителем. 

Некоторое знакомство с этой книгой, думаю, было бы полезно по двум причинам:
 - поскольку это взгляд «со стороны», он  может быть расценен как «более объективный» частью читателей;
-  если некоторым читателям может показаться архаичным стиль  богословских трудов, то  данная книга, наоборот, базируется на самой современной философской терминологии и, соответственно,  ссылках на новейших философов (что, конечно, не означает автоматически их качества).   

Этот «ультрасовременный катихизис», конечно весьма необычен.  Например, сделаны три попытки  формулировки абстрактно-философских аналогов Символа веры.
.

По этой  причине читать книгу весьма затруднительно.  Тем примечательнее, что по интересующему нас вопросу  автор высказывается  предельно просто и четко.
                __________________

Если забудется слово «Бог», перед человеком не окажется больше целостной действительности как таковой и целостности его собственного существования как такового…

Он без остатка забыл бы себя, мысля только о частностях своего мира и своего существования.

Человек как таковой существует только там, где он говорит «Бог» хотя бы в вопросе, хотя бы в таком вопросе, который предполагает отрицательный ответ и на который такой ответ дается.  Абсолютная смерть слова «Бог», которая стерла бы из памяти само прошлое этого слова, была бы сигналом о смерти самого  человека – сигналом, который уже никто не услышит.

Он снова превратился бы в находчивого зверя…
         
                (Карл Ранер, с. 65-66).
                ________________

Безусловный авторитет автора  во всем римо-католическом мире  побуждает очень серьезно вдуматься в его слова.  Тем более, что здесь - редкая возможность рассуждений о Боге без противопоставления верующих и атеистов.

На этом уровне конкретности  разногласия с Православием  еще не проявляются.

Фото: Карл Ранер (1904-1984)