Т. Гумбатова Интервью к книгеЖизнь немцев-колонист

Тамара Гумбатова 2
Книга  Гумбатовой Т.  »Жизнь немцев-колонистов за Кавказом» вышла в Баку в 2005 году.
Предлагаю вниманию интервью,  данное в связи с этим газете »Эхо»  в 2007 году.

-Что явилось поводом для  написания этой книги?
     В 1993 году я стала инициатором  возрождения в Баку Евангелическо-Лютеранской общины, которая существовала здесь с 1853 года. Одновременно, я стала изучать историю немецкой  лютеранской церкви в Азербайджане. Известно, что с религией во все времена связана культура и мораль народа. В религиозной жизни  проявляются  характер,  нравственный облик людей  и, в конечном счете, вся судьба народа. История немцев-колонистов нашла достаточно полное освещение в работах Ч.Абдуллаева, Н. Ибрагимова, Евы- Марии Аух и М. Джафарлы.
 Я  же, следуя Библейскому: «Поминайте наставников Ваших,  которые проповедовали вам слово Божие…» рассказываю о религиозной жизни колонистов, о  деятельности  лютеранских  пасторов,  их личной жизни    и    о  трагической     судьбе  некоторых из них. Одна из глав книги посвящена актуальному и сегодня вопросу  миссионерства на Кавказе. Приведены малоизвестные ранее сведения о происхождении из кавказских  немцев-колонистов  жены Сталина - Надежды Аллилуевой  и  много  других любопытных фактов  о событиях  Южного Кавказа.  Например, о большом количестве армян-католиков, которые после переселения из Турции  в  Ахалцызский уезд построили много армяно-католических  церквей. В 1878 году циркуляром даже  было определено право лиц, сделавших пожертвования в  пользу этих церквей. быть захороненным в их ограде. Среди них и семейство Азнавуров, потомком которого является  Шарль Азнавур(Вагинак Азнавурян). Многие из них потом переселились в католическую Францию, что  и объясняет  их такое  скопление там.
       Одним из поводов  издания  этой книги,  послужил научный спор , возникший после публикации в газете «Зеркало» в 2002 году  интервью немецкого историка Евы-Марии Аух. Она высказала мысль, что  принадлежность немцев и армян к христианской вере способствовало  их хорошим взаимоотношениям. Мне  захотелось самой разобраться в этом вопросе.
-Разобрались?
 Я  представила   свой взгляд  по этому  поводу, оставив  читателям  право сделать свои выводы.
-  И, все-таки,  как складывались эти взаимоотношения?
Известно, что жизнь   любого  народа  находиться в  зависимости от его  правителей  и  политико-экономической  ситуации, которую и создают эти правители. Это касалось и немцев, которые сами избрали  жизнь в чужом государстве.  Находясь далеко от исторической родины, немцы жили крайне обособлено и всегда ревниво оберегали свою национальную самобытность,  веру, убеждения, традиции  и образ жизни. Это было их право, записанное в, утвержденном царем, Уставе. Этот документ  полностью регламентировал  их жизнь. Там были установлены  правила поведения колонистов не только внутри общин, но и во взаимоотношениях с соседями, которые «обязывали всех поселян обходиться с соседями ласково и дружески « , а  «смотреть за этим прилежно» поручалось руководителям (шульцам) общин. В  период  до  Октябрьской революции, общение с окружающим населением сводилось, практически, к рабочим и деловым отношениям. Это, в свою очередь,  требовало знания азербайджанского и армянского языков.  Скандальность армян,  их склонность к воровству( конокрадству) и непорядочность в делах вначале  вызывала недоброжелательное  к ним  отношение немцев на бытовом уровне. После начала смут, которые организовывала националистическая  армянская партия» Дашнакцютун», немцы открыто были на стороне азербайджанцев. Армян очень раздражала аполитичность немцев, так как это сближало  их  с мусульманами. Недовольство поведением немцев во время организованной армянами резни в 1905 году  ,выражает армянин  И. Алибеков  в своей книге, изданной  в 1906 году.
           В страшные дни нападения  армян на азербайджанские  селения,  жители  привозили свои вещи на хранение к соседям- колонистам. После того, как немцы стали выселять временно проживавших армян из колоний, злопамятные армяне стали  убивать колонистов. В то время уже сложился образ армянина, который «начинен  бомбами или опасен в силу своего попустительства и укрывательства террористов».
       И в данной ситуации, наиболее действенную помощь немцам, оказывали азербайджанские »гочу». В апреле  1917 года армяне  распространяли слухи, что »колонисты соединились с татарами и  действуют против русских» и призывали солдат »разгромить все подвалы немцев и разбить бочки с вином». После  установления советской власти,  армяне сразу же заселились в колонии немцев.
 -Что для  Вас было неожиданным в этой части  работы?
Перевернув, в полном смысле этого слова, массу литературы, я не обнаружила ни единого доброго отзыва об армянах. Даже  Князь Цицианов, являясь до сих пор  достаточно одиозной фигурой для  азербайджанцев, по словам Джумшуда Мелик-Шахназарова  имел: » закоренелую в сердце своем  ненависть к народу армянскому и  не скрывал  своего скептического отношения к армянской мифологии». Начиная с 1863 года, в канцелярии Бакинского губернатора  был создан секретный стол, осуществляющий надзор за деятельностью армян в Баку. В документах Государственного Исторического архива Азербайджана   есть сообщение от 9 декабря 1866 года  » о появившейся в уезде в продаже папиросной бумаги с изображением армянского царства». С 1867 года был установлен  жандармский надзор за «движением армян, принадлежащих к тайному политическому обществу» и составлялся ежегодный отчет по этому поводу. Пресекались «появления в Бакинском порту флага древней Армении с крестом, продажа в зале Бакинского общественного собрания карты древней Армении, произношения армянами ругательских слов против  России и русских « и т. д.
         Директор Горного Управления К.А. Скальковский, в «Путевых впечатлениях по Кавказу» в 1885 году писал, что, «когда в шестидесятых годах было польское восстание, армяне тоже зашевелились, даже отыскали за границей какого-то армянского царевича Леона. Тогда армянин Арируни в Тифлисе собрал собрание и предупредил, что всякое движение против русских - безумие! «Пах,пах,пах!» - ответили  восторженно армяне,  и мечты о Великой Армении, с границами от Босфора до Персидского залива и Нахичевани-на-Дону, остались только в мечтах. Они даже своих сыновей перестали крестить Наполеонами!»
      Желиховский  В.  в  путеводителе »Кавказ и Закавказье « , изданном  в 1913 году,  открыто пишет :» В европейском кружке сложилось мнение, что армянин -человек лживый, фальшивый, даже подлый, единственной целью которого является разжигание всеобщей войны, выгодной  для себя». Как говорят : »Из песни слов не выбросишь…» ( Это мы видим и сейчас- Т.Г)
      Пропаганда »Великой Армении «  пресекались и  во время советской власти. Поэтому, сам факт издания ученым Ф. Мамедовой, сейчас, в период новой армянской войны, карты Армянского государства  (которое просуществовало всего 10 лет), можно считать доказательством существования демократии в Азербайджане.
-А как складывались  отношения с азербайджанцами?
Там  возникали разногласия,  но они не носили национальный характер. Дело в том, что немцы всегда строили  свою жизнь  в строгом соблюдении закона.  Так, к примеру, при любой власти, их интересовал прежде всего один вопрос: » Кому платить налоги?» Отсутствие четких земельных законов и неспособность государственных властей на определенном этапе к поддержанию порядка и соблюдению законов,  привели к конфликтной ситуацией с жителями азербайджанских селений Топал-Гасанлы и  Молла -_Джалы  по поводу  смежных земель. Присущая немцам черта твердо отстаивать свои права, в чем бы они не проявлялись, приводили к недопониманию их соседями, которые руководствовались понятием о своей земле.
-Какие  традиции из быта и обычаев  местного  населения были  приняты немцами ?
 Я приведу только несколько примеров. Так, немцы, усмотрев  в виноградарстве главный источник их будущего благосостояния,  позаимствовали  у азербайджанцев виноград сорта « чубуки» и стали интенсивно его культивировать. Пришлись по вкусу  азербайджанские блюда - плов с большим количеством изюма, который подавался на  свадьбах. Часто делали « азербайджанский шашлык». Усовершенствовали рецепт приготовления из виноградного сусла бекмеса и с большим удовольствием потребляли его не только, как лакомство, но и как питательную пищу. Мужчины, практически,  все знали разговорный азербайджанский язык. Немцы, будучи глубоко верующими христианами, ходили к азербайджанцам снимать джаду (сглаз, колдовство), что для меня прозвучало откровением!
-А какие  качества  были  приобретены от немцев их соседями?
Здесь все было сложнее. Немцев во все времена упрекали в том, что,  прожив столько лет, они так и не сумели привить окружающему населению ничего доброго. Я согласна с ответом на этот вопрос в 1931 году Якова Гуммеля : »Энергия колонистов, их трудолюбие, честность, аккуратность, чистоплотность, бережливость, хозяйственность, удивительная выносливость и культурность являются главными  причинами их достижений. И если  соседнее население не смогло научиться чему-нибудь у немцев, то винить колонистов в этом нельзя». На мой взгляд, здесь сказался разный менталитет  народов.
- Что было самым трудным при написании книги?
Попытаться увидеть, как бы глазами немцев, события давних лет. Прочувствовать  их положение в зависимости от Правителей и  постоянно меняющейся политической ситуации, особенно, в период Первой и Второй мировой войны и не  заменить историю - чувствами.
-Какие события или факты вас больше всего поразили   в  процессе работы?
 Это - Люди, члены Евангелическо-лютеранской церкви Христиан Дитцель,  Рудольф Вагнер,  Дитрих Тиссен,  Ида Темникова, Мария Фридрихзон, Амалия Карпенко, Джон Винтер,  во главе с пастором колонистских немецких общин Эмилем Рейшем  и  бакинским пастором   Паулем  Гамбергом , которые   1 ноября 1937 года были расстреляны.   Своей целеустремленностью, мужеством, стойкостью, нравственностью и порядочностью  они  доказали, что  Веру в Бога  убить невозможно. Это благодаря им,  сохранилось здание Евангелическо-Лютеранской  церкви Спасителя  в Баку . И все эти годы меня не покидает надежда, что когда-нибудь здание церкви будет возвращено верующим людям и станет памятником   для  всех лютеран и немцев Азербайджана, которые  жили на этой земле.
- В начале  Германо- Советской  войны 1941 года  все немцы были депортированы.. Насколько этот шаг был оправдан?
  По моему мнению, народ всегда является жертвой амбиций Правителей. И на этот раз народ, в частности немцы, оказались ненужными ни Сталину, ни Гитлеру. В планах последнего,  было  переселение  немцев-колонистов   с Поволжья  не в Германию, а  на  Кавказ. Азербайджан был для Гитлера тем сладким тортом, который он, на известном фото, ел с аппетитом. 22  августа 1941 года фашисты уже были в Днепропетровске. И в этот же день появился Указ о переселении немцев из Поволжья в Казахстан. Вскоре был занят Ростов. Успешное продвижение немецких войск привело  к  принятию  8 октября 1941 года Постановления о депортации немцев из  Закавказских республик. Военное время имеет свои требования. Но, на мой взгляд,  после  победы в 1945 году, все немцы могли быть возвращены  в свои дома. Правда, их дома были уже  заняты армянами. Поэтому, последующее выселение из них армян уже в наше время, можно расценивать, как свершение справедливости. 
   - Какие источники служат  основанием для  ваших публикаций ?
Я использую архивные и научные источники в Баку, Москвы, Санкт-Петербурга и Киеве. Интересными были для меня письменные  воспоминания  участника описываемых событий, немца по матери, Павла Петровича Филиппова. Его семья была  депортирована из Тауза и до своей смерти в 1998 году , он прожил в Газалкенте, Узбекистан. Наше  знакомство произошло  с ним в 1996 году,  в связи с его  просьбой разыскать его сестру Ирину,  по мужу Писареву. Но, к сожалению, она умерла  в 1995 году. Это он с теплотой вспоминал Председателя Таузского райисполкома, первого депутата Верховного Совета СССР в 1937 году Руфата Байрамова, секретаря райкома Нагиева, начальника НКВД Николаева, учителя азербайджанского языка Ибрагима Мукбиля и других.
-Главный ваш вывод?
Как человек верующий, я согласна с библейской историей о Вавилонском столпотворении. Известно, что разделение людей на земле на народы, национальности, по языкам и по цвету кожи, произошло по воле Всевышнего. Сделано это было в наказание избранного, в то время единого народа, который,  желая возвыситься над Богом, начал строить Вавилонскую башню. Национальность- это зло, которое всегда будет существовать на этой грешной земле  и служить поводом для войн , конфликтов и разрушений. К ,сожалению…
        В том, что ты русский, немец, армянин и т.д. нет никакой  заслуги человека.  Мы все разные,  но дети Всевышнего. На мой взгляд, армяне забыли об этом, о чем свидетельствуют участившиеся на российском телевидении  некорректные заявления, типа : »Я- армянин!»  На это, на мой взгляд, правильнее отвечать: »Я не армянин». Исторически сложилось мнение, что Армянская церковь пропагандирует в своей религии национальную индивидуальность. Ее считают могучим организационным орудием в деле насаждения националистической идеологии в народных массах. Хочется надеяться, что именно Армянская  церковь когда-нибудь начнет убеждать  своих прихожан, что они не лучше других национальностей и прекратят создавать ситуации, при которых его же народ, разрозненный по всему свету и весям, превращается в жертву  своих правителей. Провозгласив после распада Советского Союза Армению независимым государством, армянам надо было бы сплотиться воедино и создать богатое и цивилизованное государство. Однако этого не случилось. Армяне двинулись, но только в другую сторону и по масштабам эмиграции Армения заняла первое место среди республик СНГ. Газета « Frankfurter allgemeine zeitung» в 2003 году назвала этот процесс ”Исходом». По ее сведениям, в Армении осталось жить около миллиона человек. На мой взгляд, когда они сделают в своей республике цветущий рай, можно будет понять их стремление сделать такой же рай и  на других просторах земли. При этом всегда  необходимо помнить, что чужое никогда не идет впрок…
-Какие Ваши творческие планы?
Я давно ничего не планирую и живу по библейскому  принципу: »Будет день- будет пища на день». В разработке  находиться совершенно новый  материал о Бакинской жизни семьи Зорге,  об известном фотографе А.М. Мишоне, о трагичной судьбе нефтепромышленника, поляка И.К.Рыльского и др.  Надеюсь издать в этом году «Летопись Бакинской жизни - 19 век».(вышла в 2008 году-"Баку и немцы"-Т.Г.)

    Газета»Эхо»,Баку.2007 год