КТО?

Рената Гордиенко
   
         Моя дорогая, любимая, родная, лапушка моя, цветочек
  мой, сокровище моё, если бы ты знала, как я люблю тебя,
  ничего подобного со мной никогда не было. Я готов всю
  жизнь до конца своих дней носить тебя на руках, готов
  целовать следы твоих ножек, готов подарить тебе весь мир.
  О, любимая моя, драгоценная моя, я безумно счастлив, я в
  каком-то небытии, мне хочется умереть от счастья…
         И он умер…С ножом в груди и ужасом в глазах.
       Маленький провинциальный тихий городок. Люди здесь
   живут спокойной размеренной жизнью. Каждый работает
   на своём месте, имеет свои семейные тайны, свои проблемы.
   Почти все они знают друг друга либо по работе, либо по ма-      
   газину, где покупают необходимое, либо по поликлинике,
   куда ходят лечиться, либо просто по соседству. Праздники
   отмечают дружно, в парк единственный ходят с детьми, в
   день города выходят смотреть салют. Каких-то катаклизмов,
   происшествий у них не бывает, так иногда кто-нибудь пере-
   пьёт в праздник, так его спокойно доведут до дому. Одним
   словом не город, а обломовское жительство, тишь да блажь.
         И вдруг- УБИЙСТВО! Улей проснулся. Кого? Когда?
   Кто? Да, Смирнова Никиту Петровича, начальника почты.
   И посыпались вопросы. Ну, почему сразу убийство? Да, мо-
   жет, он сам умер? –
     - Как же сам, когда у него в груди нож торчал.
   Откуда же нож? Кто же тогда?
       Толпа людей собралась около дома Смирнова и с каждой
   минутой всё увеличивалась. Из дома вышел полицейский.
   Толпа окружила его, задавая вопросы. Он рассказал, что
    утром в 8 часов им позвонила дочка его, двенадцатилетняя
    девочка Оля и прерывающимся голосом сказала, что кто-то
    убил папу. Полицейский попросил людей разойтись, но ни-
    кто и не думал уходить, ещё бы такое событие в их городе.
    Подъехала машина из прокуратуры, сам прокурор со сле-
    дователями, они вошли в дом, и дверь захлопнулась, оста-
    вив толпу, которая не переставала задавать вопросы и вы-
    двигать версии.
        - Кто? За что? Почему?
      - Да чей-то муж за любовницу.
      - Ну вот еще чо, не было у него любовницы, он был поря-
       дочный мужик.
      -  Ха, все они порядочные, пока дома с женой, а стоит от-
        лучиться жене, так и становятся холостыми.
       - А что, может, и правда ревнивец какой, ведь он вроде как
        разошёлся с женой, она ведь живёт в другом городе.
       - Да не мог он разойтись с женой, дочка-то живёт с отцом.
       - А, может, не угодил какому дельцу, у него много было
        разных знакомых, вот и отомстил ему за что-нибудь.
        И сыпались мнения и вопросы без конца. Но самый глав-
        ный у всех в голове был: Кто? Этот вопрос разрастался
        до огромных размеров: из маленького «кто» превратился
        в гиганта «КТО»? Ни днём, ни ночью он не давал никому
        покоя. С ним ложились спать и с ним вставали утром, с
        ним были на работе, в магазине, в поликлинике, в аптеке,
        с ним не расставались нигде. Он повис над городом, слов-
        но чёрная, грозовая туча, которая неизвестно, когда рас-
        сеется.
             А в кабинете у прокурора совместно с начальником
         УВД и оперативниками шло расширенное заседание по
          этому происшествию.
       Прокурор Егоров Михаил Семёнович, мужчина средних
       лет, немного полноватый, приятной наружности, был,
       как говорят, дотошный, требовал всегда докладывать всё
       до мельчайших подробностей, поэтому оперативки тяну-
       лись долго.
           - Итак, прошу по порядку каждого доложить, кто что
       установил. Начнём с вас, Михеев, вы, Леонид Иванович,
       осматривали труп, что обнаружили.
           - Да, я, как оперативник, первый осмотрел труп. Он уже
       был мёртв примерно пять часов, значит, убийство со-
       вершено в три часа ночи. Мужчина лежал голый, явно по-
       сле секса, с ножом в груди. Рядом в постели были следы
       присутствия другого человека, скорее женщины, на по-
       душке я собрал несколько волосинок, белья женского не
       было. Нож я вынул, но следов на нём нет. Да, вот ещё,
       глаза мужчины были широко открыты, и в них застыл
       ужас, как будто он увидел что-то невероятное или узнал
       кого-то. У меня всё.
            - Кто занимался опросом соседей?- спросил прокурор,
       оглядев сидящих.
           Я, – ответил высокий худой молодой человек в клетчатой
       рубашке. Чёлка закрывала его лоб, и два маленьких серых
       глаза выжидающе посмотрели на прокурора.
         - Давай, Коля, докладывай,- произнёс прокурор.
       - Сначала я опросил соседку, Нину Марковну Сысоеву, вот
        что она рассказала. Семья Смирновых спокойная, у них
         никогда не было скандалов, ругани, пьянства, люди они
         приветливые. Правда, полгода назад жена, Людмила Василь-
        евна, вместе со старшей дочерью Ингой уехали в другой
       город, а младшая дочь Ольга осталась жить с отцом, не
       захотела менять школу. Кто бы мог убить Смирнова, соседка
       даже не представляет. Опрос других соседей ничего не
       дал. Все они говорят то же самое.
         - Ну, что же, а теперь послушаем нашего психолога, Ири
       ну Сергеевну, вы ведь беседовали с дочкой убитого.
         -Да, я застала девочку в шоковом состоянии, она ничего
      не могла говорить, только рыдала и прижималась к сосед-
      ке. Я предложила увести отсюда Олю, дав ей успокоитель-
      ное, и мы пошли к соседке в дом. Когда Оля немного успо-
      коилась, я стала задавать ей вопросы, и вот что выяснила.
      Отец иногда приходил поздно, но всегда один, женщин
    с ним никогда не было, объяснял позднее возвращение
    задержкой на работе. В тот вечер он позвонил дочери,
    что, возможно, совсем не придёт, так как у них вече-
    ринка по случаю дня рождения одного из сотрудников.
    Оля не стала ждать его и легла спать, как обычно в 10
    часов. Утром, проснувшись, она позвала отца завтракать
    но он не откликнулся, тогда она зашла в спальню и увиде
    ла эту страшную картину. Она позвонила в полицию и к
    соседке. На вопрос, были ли отцу звонки от женщин, она
    ответила, что иногда звонила какая-то женщина в отсут-
    ствие отца, и, когда девочка отвечала, что его нет, и спра-
    шивала, кто звонил, то получала в ответ, что звонили с ра
    боты, и клали трубку. Она передавала отцу о звонке, а он
    с улыбкой отшучивался, что мол с работы на счёт какой-
    нибудь посылки. Я выяснила также, что полгода назад мама
    сказала, что уезжает жить к бабушке, своей матери, в город
    Мирск, это недалеко от Тишинска, потому что Инге надо
    поступать в институт и что себе она там нашла работу с бо-
    лее высокой зарплатой. Оля с ними ехать не захотела. На
    вопрос, какие были отношения между отцом и матерью де-
    вочка ответила, что они не ссорились, а просто расстались.
    Оля очень любила отца и недолюбливала Ингу, потому что
    та частенько её обижала, кроме того Оле нравилась школа,
    в которой она училась. Людмила Васильевна не настаивала
    на том, чтобы младшая дочь поехала с ними в Мирск.
      Таким образом, в этом огромном доме остались жить Оля
    с отцом, прислугу они не держали, Девочка сама кулинар-
    ничала, а соседка приходила и помогала убирать дом.
        -  Ну, что же, коллеги, давайте подведём итог нашей не-
    большой проделанной работе. Что мы имеем, вырисовыва-
    ется какая-то женщина с работы, и больше ничего. Как го-
    ворят «ищите женщину», вот мы и начнём с поисков этой
    женщины. Поручаю вам, Юрий Андреевич, как опытному
    следователю и прекрасному психологу побеседовать с со-
    трудниками почты. А на сегодня достаточно, все свободны.
        На следующий день Юрий Андреевич посетил почтовое
    отделение Тишинска. Оно находилось в центре города,
     было большим, светлым, довольно уютным. Посетители
 стояли в основном у двух окошек: в одном принимали кор-
   респонденцию, в другом выдавали. Следователь узнал, где
   кабинет начальника почты,  и направился туда. В его каби-
   нете сидела заместитель, которая выполняет функцию на-
   чальника.
      - Здравствуйте, я следователь прокуратуры, хотел бы с
   вами побеседовать по ряду вопросов. Зовут меня Юрий
   Андреевич, позвольте узнать ваше имя, отчество.
       - Меня зовут Татьяна Николаевна,- ответила пожилая
   женщина,- я готова ответить на все ваши вопросы. Думаю,
   что беседа будет не лёгкой.
      - Что вы можете рассказать о Смирнове, какой это был
    человек, как он относился к сотрудникам, какие у него
      отношения в семье, с женщинами, как видите, вопросов
     много. 
         - Как начальник он был деловой, строгий, требователь-
     ный, но доброжелательный, никогда не кричал, но рас-
     хлябонности не терпел. Коллектив наш дисциплиниро-
     ванный, дружный. О семье его я не могу судить, но по
   слухам там всё было в порядке, правда с женой его я не
   знакома.
      - А была ли у него интрижка или любовные отношения
   с кем-нибудь из сотрудниц почты? Мне сказали, что ему
   иногда звонила какая-то женщина с почты, кто это мог
  быть?
      У нас женщин немного, в основном дамы пожилые или
  совсем молоденькие девочки. Правда, есть одна, Лариса, ей
  тридцать лет, и она разведена, муж её бросил, нашел помо-
  ложе и покрасивее, хотя Лариса довольно красивая женщи-
  на. У неё есть дочка от мужа. пятилетняя девочка, на кото-
  рую он платит большие алименты, так как он богатый биз-
  несмен. Живёт с новой женой за границей. Лариса по про-
  фессии экономист, но, получая за дочку большие деньги,
  она работать целый день не хочет и устроилась к нам раз-
  носчицей почты. Поговаривают, что она была любовницей
  Смирнова. Но это слухи. А точно никто не знает, так как их
  вместе никто никогда не видел.
      Закончив беседу и взяв адрес Ларисы, Юрий Андреевич
  поблагодарил за сведения и, попрощавшись, ушел.
      На следующий день Юрий Андреевич отправился к Лари-
  се. Дверь ему открыла красивая молодая женщина лет трид-
  цати, черноволосая, тёмноглазая, среднего роста, стройная
  в атласном голубом халате. Узнав, что он из прокуратуры,
  она пропустила его в квартиру вперёд и зашла за ним. Квар-
  тира трёхкомнатная была обставлена современной мебелью
   с большим вкусом. Она кокетливо пригласила сесть в крес-
   ло и предложила на выбор: чай или кофе. Он от всего отказал-
   ся. Хозяйка села в другое кресло и приготовилась к вопро-
   сам.
      - Извините, Лариса, но я должен задать вопросы, касаю-
   щиеся вашей личной жизни.
      - Пожалуйста, я не возражаю. Спрашивайте, что хотите.
     - Я бы хотел знать о ваших взаимоотношениях со Смирно-
   вым. Где и когда вы с ним познакомились, как долго про –
   должались ваши отношения и почему расстались.
      - А почему вы решили, что мы расстались?
    -Такие слухи дошли до нас. Вы же знаете, что в Тишинске
     ничего нельзя утаить, всё тайное рано или поздно стано-
     вится явным.
      - Да, это так, но оно иногда принимает искажённые формы.
    Ну, хорошо, слушайте. После разрыва с мужем, я очень пе-
    реживала, жаль было дочку, она очень любила отца, даже
    заболела, узнав, что папы с ними больше не будет. Но по-
    степенно она смирилась, и мы зажили своею отдельною от
    него жизнью. Он нас обеспечил хорошими алиментами, ра-
    ботать я не захотела, но стаж зарабатывать надо, и я стала
    письмоносицей, как Любовь Орлова в фильме «Волга, Вол-
    га». Когда я устраивалась на работу, тогда я и увидела его.
    Мы понравились друг другу, и начался роман. Я почувство-
    вала, что у него не всё ладилось с женой, какая-то там была
    тайна, но он никогда ни на что не жаловался и не любил го-
   ворить о семье. Сам он исконно тишинский, его прадеды,
   деды и родители жили в этом большом прекрасном доме.
   Он его отделал по-современному, добавил пристройки,
   преобразил двор, в общем создал великолепное гнездо.
   Я в него влюбилась сильно, да и по его отношению ко мне
   он тоже любил меня.
      - Это вы к нему иногда звонили?
    -Да, я звонила к нему в последнее время, потому что он
   стал меня избегать. В чём дело, я никак не могла понять.
       - Где вы встречались с ним: у него дома или у вас?
    К себе он никогда не приводил, даже, когда его жена  со
    старшею дочерью уехали жить в другой город. Он не хо-
    тел травмировать младшую девочку.
      - Он не говорил, что разведётся с женой и женится на вас?
    - Говорил, но в последнее время он как-то переменился,-
   с грустью проговорила она и замолчала, о чём-то задумав-
   шись.
       - В чём же были его перемены,- спросил следователь,-
   как они выражались?
     - Вы понимаете, он приходил ко мне как бы неохотно,
   на вопрос, любит ли меня или разлюбил, отвечал, что
   любит, а лицо было озабоченное, сникшее, в то же время
   на работе он как бы изнутри весь светился. А недавно он
   заявил мне, что встреч больше не будет, что он полюбил
   другую. Я, конечно, устроила сцену, упрекала его, и он
   ушел, даже не простившись. Я очень страдала, злилась,
   готова была разорвать его на части.
   Хотелось узнать, кто перешел мне дорогу. Я стала следить
   за ним, подкарауливала его у ворот дома, так, чтобы меня
   не было видно, смотрела, с кем он выходил из машины, но
   он всегда был один. Это озадачивало. Правда, я видела, что
   с работы он куда-то уезжал, похоже из города и возвращал-
   ся в такие дни очень поздно домой. Я так и не узнала ниче-
   го: ни кто и ни куда. Это всё. Неужели вы меня подозрева-
   ете!?
       - Пока я не могу ответить на этот вопрос. Следствие ешё
   только началось. Спасибо, что вы уделили мне внимание,
   всего вам доброго и до свидания,- и он направился к выхо-
   ду, но она вдруг его остановила.
       Постойте, а почему бы вам не спросить на почте о скан-
   дале, который устроил один клиент Смирнову незадолго
   до его убийства. Ведь там были угрозы убить его. Только
   вам об этом лучше поговорить с Татьяной Николаевной.
   А теперь прощайте.
          В кабинете прокурора шла очередная оперативка. По
     данному делу пока были одни вопросы и не было ни од-
     го ответа. Появление в кабинете Юрия Андреевича все
     встретили с надеждой получить хотя бы один ответ на
     один вопрос, поэтому на лицах присутствующих появи-
     лась улыбка радостного ожидания.
       - Итак, слушаем вас,- произнёс прокурор, обращаясь к
     вошедшему.
     Юрий Андреевич изложил подробно содержание беседы
   с Ларисой и сказал, что теперь нужно вызвать её в отдел
   для дачи показаний, запротоколировать, а главное, снять
   отпечатки пальцев и отрезать немного волос для сравнения
   с теми, которые мы обнаружили на подушке в спальне.
       - Давйте подумаем, - произнёс прокурор,- могла ли Ла-
   риса быть той женщиной, лежащей рядом с убитым и мог-
   ла ли именно она его убить. Ваши версии.
     - Я думаю,- начал Коля,- раз Лариса следила за ним, под-
   карауливала у ворот дома, могла же она, дождавшись, когда
   он подъедет, попросить последнее свидание, а он согласил-
   ся. Вот и всё. Влюблённые как думают, раз не мне, так и ни-
   кому.
       - А что, вполне возможно, по закону психики, это реально, -
   заметила Ирина Сергеевна,- не забывайте, он обещал жени-
    ться на ней после развода и вдруг оборвал отношения без
    всяких объяснений.
        - Подведём итог,- произнёс прокурор,- Ларису мы не мо-
    жем исключить из числа подозреваемых. В то же время и
    предъявить ей обвинение мы тоже не имеем права. Бу-
    дем ждать, что покажет экспертиза волос.
       -  Но, господа,- вдруг вмешался Коля,- вы забыли, что у
    нас есть ещё подозреваемый, я имею в виду скандал на
    почте, о котором говорил Юрий Андреевич.
       - Правильно, надо выяснить подробности и узнать об
    этом человеке как можно больше,- заявил прокурор,- а
    пока подождём результаты экспертизы по Ларисе. По-
    ручаю тебе, Николай, отработать эту версию.
         Раз задание дано, надо его выполнять, и Николай со –
   свойственной молодости энергией отправился на почту.
    Татьяна Николаевна была в кабинете, куда и прошел Коля.
   Узнав в чём дело, Татьяна Николаевна пригласила в кабинет
    ещё дкух сотрудниц почты: одна из отдела писем, другая
    из отдела посылок, так как они были свидетельницами про-
    исшествия.
       -  Надюша,- обратилась она к одной из девушек,- расскажи
    следователю, как было дело. Надя рассказала следующее:
       -  За три дня до убийства пришел к нам мужчина лет со-
    рока и попросил выдать ему ценное письмо на его имя, но
    письма никакого не было, он пошел к начальнику и потре-
    бовал, чтобы просмотрели корреспонденцию ещё раз, так
    как для него было очень важно получить её в тот день, от
    этого зависел его бизнес. Я,- продолжала Надя,- ещё раз
     просмотрела все поступления, но письма не было. Муж-
     чина начинал сердиться, обвинять почту в небрежном
     отношении к работе. Тогда Смирнов предложил ему вмес-
     те со мною  и Лидой, ответственной за посылки и банди-
     роли, пересмотреть снова всю доставку. Но его письма мы
       не нашли. Мужчина, как с ума сошел, стал кричать, что
      разгонит эту почту, а начальника посадит в тюрьму, потом
      он набросился с кулаками на Смирнова, завязалась драка,
      Лида схватила кувшин с водой и облила их. Тогда драка
      прекратилась, а мужчина с криком «убью его» выбежал из
      отделения.
           - Спасибо вам, женщины,- сказал Коля,- и взяв адрес и
       узнав фамилию мужчины, попрощавшись, ушел.
    Дымов Павел Петрович, так звали мужчину, к которому
    шел Коля, жил в большом двухэтажном доме, обнесённом
    высоким забором, на воротах висела дощечка с предупреж-
    дением, что во дворе злая собака, выше на двери была
    кнопка для звонка. Он позвонил, раздался лай собаки, по-
    том шаги. Калитку открыла женщина лет тридцати шести
    белокурая, небольшого роста, полноватая, одетая в краси-
    вый тёплый халат. Коля представился, и она пригласила
    войти в дом. Комната, куда они вошли, просторная, свет
    лая, богато обставленная, как видно, гостиная. Хозяйка ус-
    тало опустилась в кресло, а следователю предложила сесть
    напротив на диван. Коля заметил, что Наталья Викторовна,
    так звали хозяйку, выглядела вялой, пассивной, как будто
    опусташенной, она взглянула на пришедшего равнодушно
    и сказала: Я вас слушаю.
        - Вы супруга Павла Петровича?- спросил Коля. Она кив-
    нула.- Я бы хотел с ним поговорить. Он дома?
     -  Его нет, как только узнал, что на почте нет письма, на сле-
     дующий день рано утром улетел в Москву.
      - Когда это было?
    - Да в то утро, когда все узнали об убийстве начальника по-
    чты.
   - А зачем он полетел в Москву?
   -Так ведь письмо он ждал из Москвы, надо было выяснить,
   а вдруг его и не отправляли.
    - Удалось выяснить?
   - Да, действительно, письмо не отправили. Курьер, а им ра-
    ботал студент, в тот день его не отправил, а отправил толь-
    ко через три дня. И мой муж потерял теперь всё. Узнав об
   этом, он разыскал студента и сильно его избил, тот попал в
    больницу в тяжелом состоянии, а мужа арестовали, начав
    уголовное дело. Так что, когда я его увижу и когда вы смо
    жете с ним говорить, это неизвестно,- с болью в глазах,
    чуть слышно произнесла женщина. Оставаться здесь боль-
     ще было незачем, и Коля, простившись, ушел.
        На следующий день Коля доложил прокурору о резуль
    тате своей работы на очередной оперативке. Все задума-
     лись.
            -Итак, что мы на сегодня имеем,- произнёс прокурор,-
     Лариса у нас под вопросом, да и Дымов, пожалуй, тоже.
     Вряд ли он мог убить Смирнова, для этого надо было по-
     пасть а его дом, да еще ночью.
          - А почему бы и не проникнуть,- вдруг вмешался в раз-
     мышления прокурора Коля,- выследить Смирнова, что де-
     лала Ларися, дождаться ночи, подобрать отмычку к замку,
     неслышно пробраться в дом и убить и также потихоньку
     уйти.
         - Ну, у тебя и фантазия,- перебил Колю Юрий Андреевич
     Не забывай, что там была женщина, ему надо было и с ней
     что-то сделать, а второго убийства там нет, куда же она де-
     лась, испарилась что ли.
         - Предположим, - не унимался Коля,- от испуга она оне-
     мела, он пригрозил ей, чтобы не кричала, или оглушил её
     чем-нибудь, взвалил на плечи, унёс в машину и убил в дру-
     гом месте или утопил в реке. А что, разве это невозможно
     было сделать? Ведь Дымов терял свой бизнес. Расправился
     же он со студентом.
         - Хотя это всё выглядит довольно сложно, но практичес-
     ки реально,- задумавшись, промолвил прокурор,- важно
     другое: мы не можем его допросить. Придётся Юрию Анд-
     реевичу лететь в Москву и там выяснять все подробности
     дела Дымова и допросить его по скандалу на почте.
         - А почему не меня,- спросил Коля,- я веду это дело и хо-
     чу довести его до конца.
       - Ты еще молод, а дело сложное, должен поехать более
     опытный человек. Итак, второй подозреваемый остаётся
     загадкой номер два. И всё также мы задаём себе один и
     тот же вопрос: КТО?
        И этот же вопрос продолжал висет над городом Тишин-
    ском и тревожить умы жителей, также желавших найти
    на него ответ. Но ответа пока не было.
          Нчальника почты похоронили через три дня после убий
    ства. На похоронах присутствовали жители города, его
    младшая дочь, опекаемая соседкой, и следователи прокура-
    туры. Ни его жены, ни его старшей дочери на похоронах не
    было. И хотя им сообщили об этой трагедии, но они не при-
    ехали похоронить родного человека. Жена объяснила тем, что
    её старшая дочь серьёзно больна и она не может оставить её
    одну, а бабушка уехала к сестре, чтобы присматривать за
     квартирой, в связи с отъездом Веры в санаторий.
         Побывав на кладбище и поговорив с соседкой Смирновых
    Ниной Марковной, Ирина Сергеевна пришла к прокурору и
    сообщила подробности беседы.
         Оказывается, жена Смирнова попросила соседку оставить
    у себя Олю на неопределенное время, чтобы девочка не при-
 езжала в Мирск и не видела больную Ингу, которая была в бес-
 сознательном состоянии. Сама она тоже не может приехать в
  Тишинск по той же причине. Но самое странное, что соседка
  была поражена настойчивостью жены, с которой та просила
   оставить Олю в Тишинске, как будто бы оберегая её от че-
   го-то страшного, а ведь мать не видела дочку полгода. Я ду-
   маю, что здесь кроется какая-то тайна.
       - Ну, вот вам, Ирина Сергеевна, и предстоит её разгадать.
    Поезжайте в Мирск, побывайте у жены Смирнова, посмотри-
    те, как они живут, чем больна Инга, а главное, когда заболе-
    ла. Вы психолог, женщина должна почувствовать внутренное
    состояние супруги Смирнова, её отношение к убийству мужа.
    Вот завтра и поезжайте.
       - Я готова,- произнесла Ирина Сергеевна и добавила,-
     постараюсь, как говориться влезть в душу этой женщины,
    войти к ней в доверие.
         А теперь, мой дорогой читатель, переберёмся в город
    Мирск. Это провинциальный городок, но больше Тишинска
    по количеству жителей, по площади, да и одноэтажных домов
    в нём меньше, больше пятиэтажек, восьмиэтажная Мэрия воз=
    вышается в центре города, есть Педагогический институт,
    профессиональные колледжи, театр и прочее. Город очень
    чистый, весь в зелени, с хорошим парком, где можно отдох-
    нуть, тем более, что он недалеко от реки.
          Дом Людмилы Васильевны, жены Смирнова, двухэтажный,
   просторный, над входом балкон, с торца – большая веранла.
   Двор обнесён красивой оградой. Во всём чувствуется заботли-
   аая хозяйская рука.
         Визит Ирины Сергеевны для хозяев был явно неожидан-
   ным, так как Людмила Васильевна при виде незнакомки вы-
   разила недовольство, сказав:
     -Не вовремя вы нас беспокоите, тем более, что я ничего инте-
 тересующего вас не могу сказать, ибо я находилась в Мирске и
  в Тишинске не была уже полгода. У меня очень серьёзно боль-
  на старшая дочь, я даже не могла приехать похоронить мужа, а
  моя мама сейчас живёт у сестры в другом городе. Сестра уеха-
  ла на курорт вместе с семьёй.
      -Мы знаем об этом,- сказала Ирина Сергеевна,- и всё-таки
   нам надо задать вам несколько вопросов. Надеюсь вы позво-
   лите.
       Они прошли в уютную гостиную, на маленьком круглом
   столике стоял кофейник, сахарница и две чашечки.
    Хозяйка предложила гостье кофе и спросила какой: горя-
   чий или холодный. Получив ответ, что всё равно, она налила
   ей и себе напиток, сказав:
      - Слушаю вас, задавайте вопросы.
     - Я думаю,- начала следователь,- вас интересует, кто убил ва-
    шего мужа.
    -Разумеется, но я не представляю, кто это мог сделать.
     -Мы подозреваем двух людей: женщину и мужчину, но дока-
      зательства очень слабые, поэтому мы приехали к вам с на-
     деждой, что вы, возможно, что-нибудь проясните. Скажите,
     что с вашей дочерью, чем и как долго она болеет?
       -Вы что, - резко оборвала  Ирину Сергеевну хозяйка, - мо-
   жет быть, мою дочь подозреваете в убийстве?
      - Да что вы, Господь с вами, я просто уточняю детали, чтобы
   знать, кто где находился в то время, это обычная процедура.
   _-Отвечаю вам. Моя старшая дочь Инга – студентка первого
   курся пединститута- живёт со мной и бабушкой в Мирске.
   Заболела она утром в день убийства мужа, видно, подхватила
   грипп, так как поднялась высокая температура, мы вызвали
   врача, которая заподозрила осложнение на голову, в больницу
   везти я не дала, решила сама ухаживать за ней, тем более. что 
   врач посещает ежедневно, но состояние её ухудшилось.
  Она впала в кому, лежит без сознания, хотя температура нор-
  мальная.
    - Значит, поговорить с ней не удастся, а увидеть её можно?
  Ну, если это для вас так важно, пожалуйста.
     Людмила Васильевна пригласила гостью пройти в комнату,
  где лежала больная, Ирина Сергеевна увидела Ингу, лицо её
  бледное, измождённое, выражало невыносимую муку, глаза
  закрыты, губы сжаты, зрелище трогательное. И всё-таки
  несмотря на это, видно было, что она очень красивая.
      - Извините меня,- произнесла Ирина Сергеевна после того,
  как они вышли из комнаты Инги,- что я так грубо вторглась
  в ваше горе, не имея возможности чем-либо помочь, - и доба
  вила,- а не явилось ли известие об убийстве отца стрессом для
  дочери.
     -Думаю, что нет,- ответила мать,- ведь Инга заболела раньше,
  чем мы узнали о несчастье.
    Ничего больше не узнав от Людмилы Васильевны, Ирина Сер-
   геевна уехала.
       Вернувшись в Тишинск, Ирина Сергеевна доложила проку-
   рору о встрече со Смирновой.
       Прокурор заметил: Значит ничего нового эта поездка нам не
   даёт, жена вне подозрения.
      -А я так не думаю,- возразила Ирина Сергеевна,- и вот поче-
   му. Во- первых, мне кажется, что она о чём-то умалчивает в
   отношении старшей дочери, ведь Инга не родная дочь Смир-
   нову, она от первого брака, её отец погиб в автокатастрофе,
   когда ей было пять лет. Во- вторых, Оля, родная дочь Смир-
   нова, по словам соседки, очень не любит сестру, потому что 
   та обижает её, возможно, поэтому она не захотела жить с ма-
   терью и Ингой в Мирске, тем более, что очень любила отца.
   Хочу вас обрадовать, мне удалось с подушки больной подобрать
   несколько волосков, которые я уже сдала на экспертизу.
       -Вы меня, Ирина Сергеевна, не только обрадовали, но и обна-
    дёжили в поисках виновного, кто знает, какие используют при-
    ёмы люди, чтобы кому-то за что-то отомстить. Может быть, жена
    наняла убийцу мужа за его домогательства или изнасилование до-
    чери. Очень важно , что покажет экспертиза волос Инги. Итак у
    нас теперь три подозреваемых: Лариса, Дымов и жена Смирнова.
          А мы с вами, дорогой читатель, снова возвращаемся в Мирск.
       Инга всё в том же тяжелом состоянии, без сознания. Людмила
    Васильевна почти не отходит от неё, иногда в бреду Инга произ-
    носит отдельные слова, уловить их смысл было невозможно.
    То она плакала, звала «папа, папа», то кричала «не надо, не надо,
    то ласково шептала «милый мой, милый» А Людмила Васильевна
    только и произносила «Боже мой! Боже мой!» И молилась Богороди-
     це, прося спасти дочь. Так продолжалось еще три дня после ухода
    следователя, на четвёртый день, утром, войдя в комнату Инги, она
    увидела, что дочь лежит с открытыми глазами и осматривает всё
    вокруг.
       -Доченька, наконец-то ты очнулась, как себя чувствуешь?
      -Мама, что было со мной, почему я здесь, что случилось?
      -А разве ты не помнишь, где ты была и что там произошло?- в
    свою очередь спросила мать.
     Инга задумалась и долго, долго молчала, как будто вспоминая
   что-то, она вся напряглась, по  её лицу скользнула тень, потом
   глаза широко открылись, и ужас охватил её, она зарыдала.
     -Ну что ты, доченька, что ты, успокойся, успокойся, всё уже
   позади,- быстро заговорила мать, нежно поглаживая по голове.
   Ты поправишься, организм молодой, время залечит раны, ты
    снова будешь здоровой и весёлой, и жизнь улыбнётся тебе.
     Но эти слова матери словно подхлестнули, а не успокоили её.
     Инга вдруг, приподнявшись с постели, с дрожью в голосе
     закричала:
         -Так это, значит, ты, мама, ты была там, зачем, зачем ты это
     сделала, ведь я его люблю, и он любил меня.
        - Доча, о чём ты говоришь, о какой любви, он твой отец.
     -Нет, мама, он мне не отец, он чужой мужчина,- резко перебила
    мать Инга,- я полюбила его, когда мне было шестнадцать лет,
    сказала ему об этом, он ответил, что тоже любит меня, но между
    нами ничего быть не может, так как я несовершеннолетняя, что
    надо подождать моего совершеннолетия и за одно проверить свои
    чувства. Я согласилась с ним и уехала жить к бабушке. А когда я
    закончила школу и поступила в институт, мне уже было восем-
    надцать, мы стали с ним встречаться. Он приезжал в Мирск, и мы
    ходили с ним в театр, кино, кафе, но между нами близости не бы-
    ло, мы просто любили друг друга и изучали характеры уже как
    взрослые люди. Ты полгода не жила с ним, дело шло к разводу, вот
    мы и решили устроить брачную ночь. Но ты, ты всё сгубила.
       - А ты не подумала о том, что этот брак был бы не возможен, так
    как это- кровосмешение.
       - Почему?
       - Подумай сама. Если у тебя будет ребёнок, не дай Бог, то он бу-
    дет тебе и сын, и брат. Оля тебе родная сестра по матери, ребёнок
    будет родным братом  или сестрой по отцу и ей, и тебе. В нём сме-
    шается кровь твоя, моя, Олина и её отца – вот это и будет крово-
    смешение. И этого противоестественного союза не допустил Бог.
       - Нет, мама, это не Бог не допустил, а это сделала ты, ты, ты.
     - Успокойся, успокойся, почему ты так думаешь, а если это не я!
       - Тогда, КТО.КТО.КТО?- истерично заплакала Инга. Но в ответ
      молчание…
         Оставим, друзья, Мирск и перенесёмся в Тишинск.
     Кабинет прокурора, очередная оперативка, присутствуют те со-
     трудники, которые работали по делу Смирнова.
       - Итак, - начал прокурор, - предоставляю слово вам, Юрий Анд-
     реевич, как ваша поездка в Москву? Что добавите нового к извест-
     ному?
        -Я виделся с Дымовым, хотя он арестован, но мне удалось пого-
    ворить с ним, после беседы у меня сложилось мнение, что он ни-
    какого отношения, кроме скандала на почте, к убийству Смирнова
    не имеет. Объясню почему, во-первых, он в ту ночь находился до-
    ма, по словам прислуги, вернувшись с почты, будучи раздражен-
    ным, он напился и рано лёг спать, а утром улетел в москву. Во-
    вторых, он никак бы не мог проникнуть в дом Смирнова, не имея
    ключей, да и, посудите сами, голова его была занята спасением
    своего дела, а не местью убитому. Считаю, что его надо исклюю-
    чить из числа подозреваемых. Его жена сейчас продаёт дом и со-
    бирается в Москву. Это я узнал, так как, прежде чем докладывать
  вать вам, я навестил жену Смирнова. У меня всё.
      Спасибо, Юрий Андреевич. Ваше объяснение было логично.
  А теперь заслушаем Колю. Что он нам сообщит о Ларисе
    -Ларису,- сразу начал Коля,- можно тоже исключить, экспер-
   тиза показала, что волосы предполагаемой женщины, лежащей
   рядом с убитым, не принадлежат Ларисе. Вторая версия, что она
   прошла в дом по приглашению Смирнова, не реальна, так как не
   мог же он пригласить сразу двух. Да и Лариса не из тех дамочек,
   которые будут мстить.
      Теперь вам слово, Ирина Сергеевна, надеюсь, что экспертиза
  уже готова.
    _ Да вы правы, более того, волосы с подушки той женщины и
  волосы Инги одни и те же. Следовательно, нам снова надо ехать
  в Мирск и там искать разгадку случившегося. В связи с этим я вы-
  двигаю две версии: либо Инга убила Смирнова, который домогался
  её, он ведь ей не был родным отцом, либо Людмила Васильевна,
  узнав о связи дочери с отчимом, или подозревая его домогательства,
  решила  убить мужа, тем самым спасти дочь от него самого или от
 позора.
      Вот вы, Ирина Сергеевна, и Юрий Андрееыич отправляйтесь в
  Мирск, ознакомьте с делом местную прокуратуру и действуйте.
     Приехав в Мирск, посетив местную прокуратуру и прихватив с
  собою следователя, Ивана Кузьмича (грузный, полный мужчина лет
  шестидесяти), приехавшие отправились к Людмиле Васильевне, на-
  деясь, что Инга выздоровела и сможет подробно обо всём расска-
  зать.
      Действительно, войдя в дом, они увидели Ингу и мать сидящими
  за столом, пьющими чай. Людмила Васильевна сразу встала из-за
   стола и пошла к ним навстречу, предложив им пройти в соседнюю
   комнату. Ирина Сергеевна попросила разрешения сначала побе-
   седовать с Ингой. Хозяйка согласилась, позвала дочь и, когда та
   вошла в комнату, сама вышла, оставив их одних. Гости расселись на
   диване, а Инга села на стул.
      - Простите нас за это вторжение, - начала Ирина Сергеевна,- но
   те события, которые произошли, требуют расследования. Как ва-
    ше самочувствие, можете ли вы ответить на нащи вопросы?
   - Да, я готова к вопросам, хотя очень тяжело снова всё пережить,
    но я попробую, потому что хочу знать правду.
       Она сначала рассказала о своих взаимоотношениях с отчимом.
    Мы об этом уже знаем, я пропускаю повторения. А вот о той ночи
    стоит послушать Ингу. Она продолжала:
        - Как я говорила, мы полюбили друг друга, и Никита Петрович
    сказал, что, как только он разведётся с мамой, мы поженимся, а ту
    ночь решили сделать первой нашей брачной ночью. Мы пришли в
    дом в два часа ночи, Оля уже спала в своей комнате. Мы тихонько
    прошли в спальню, там отметили свой праздник счастья, и он был
    для нас настоящим счастьем. Но вдруг в спальне появилась злове-
    щая огромная тень, она приблизилась к кровати, наклонилась над
    Никитой Петровичем и вонзила нож, он вскрикнул и затих. Потом
    это чудовище подошло ко мне, чем-то меня укололо, я сразу ос –
   лабела и начала терять сознание, помню только, как меня во что-то
   завернули и понесли неизвестно куда. Я очнулась от того, что кто-
    то тряс меня за плечи, это была мама, я произнесла её имя и снова
    лишилась сознания. Больше я ничего не помню.
       - Скажите, Инга, вы  видели человека, который вошел в спальню
     - спросил Юрий Андреевич.
   - Нет, я не могла его видеть, потому что он был в чёрном широком
    плаще, а капюшон надвинут на лицо, я ощутила только руки в ог- –
    ромных, ватных перчатках, они схватили меня и перекинули  за
    спину.
  - Скажите,- вмешался в разговор Иван Кузьмич,- вы сами-то кого-
    нибудь подозреваете, например, из друзей своих, какого-нибудь
    ревнивца, или друзей отчима?
      Нет, ведь никто из них не имел ключей и не мог попасть в дом.
   - Ну,- продолжал Иван Кузьмич,- это в наше время не проблема,
    Другое – была ли у кого причина для преступления.
     -Думаю, что нет,- ответила Инга.
    -А какие у вас были отношения с мамой, неожиданно спросила
    Ирина Сергеевна, - знала ли она о вашей любви, если нет, то когда
    собирались вы ей об этом сказать?
       Вот это-то нас и больше всего беспокоило, но мы решили пока
    до развода ей ничего не говорить, только после развода, когда всё
    встанет на свои места, тогда и объявить.
      - Ничего себе хорошенький подарок преподнесла бы матери род-
    ная дочь,- промолвил Иван Кузьмич.
      Инга сразу сникла и замкнулась в себе.
        -Скажи мне, Инга, а не подозреваешь ли ты свою маму,-загово
    рила Ирина Сергеевна,- ведь у неё были ключи, она знала распо-
    ложение комнат, а если предположить, что она знала о ваших от-
    ношениях, то вот вам и мотив.
      Инга вздрогнула и быстро произнесла: «Она ничего не знала, я
    увидела её только утром».
     Неожиданно вмешался Иван Кузьмич: «Если это она похитела
     то зачем оставлять дочь на ночь на крыльце, когда можно было
     пронести её сразу в комнату. Это не логично, так мать не могла
     поступить с дочерью. Это очень странно. Что-то здесь не так.
        - Предлагаю,- сказал Юрий Андреевич,- девушку отпустить и
     пригласить её маму. Пожалуйста, Инга, сделай это.
        Вошла Людмила Васильевна, осунувшаяся, постаревшая, с по
     тухшим взглядом, словно обреченная на казнь, и тихо произнесла
         Я готова к диалогу. Слушаю ваши вопросы.
       Начала Ирина Сергеевна: «Расскажите, только правду, когда, где
     вы нашли Ингу? Вы мне при первой нашей встрече сказали, что –
     она заболела утром в день убийства, а на самом деле, как сказала
     дочь, вы нашли её на крыльце без сознания, завёрнутой в одеяло.
     Что-то у вас расходятся показания. Как это понимать?
     - Хорошо,- ссутулившись, сиплым голосом она начала:
      - Мы с мужем , действительно, собирались развестить, потому
     что я узнала о существовании у него любовницы, её звали Ла-
    риса, его сотрудница. Естественно, был скандал, но он обещал
    мне, что с ней порвёт отношения. Но жить я в этом доме не хоте-
    ла, тем более, что Инга, закончив школу, поступила в институт,
    и ей удобнее было жить в Мирске, а я нашла там себе более пре-
   стижную работу. Оля не захотела с нами поехать и осталась жить
  с отцом, я не возражала, зная о их привязанности друг к другу. Я
  работала, бабушка занималась огородом и домашними делами, Ин-
  га постоянно была у нас, хотя и жила в общежитии, правда послед-
  нее время она у нас бывла очень редко. Я теперь понимаю почему.
  В  то злополучное утро я, как обычно, собралась на работу.
  Выйдя на крыльцо, обнаружила что-то большое, завёрнутое в одеяло,
  наклонилась и увидела свою дочь в бессознательном состоянии. С
  большим трудом внесла в дом и положила в её комнату на кровать.
 Попыталась привести в чувство, но напрасно, тогда вызвала врача.
 Остальное вы знаете. Мужа я не убивала.
     -Людмила Васильевна, - произнёс Юрий Андреевич,- у вас был
  мотив и возможности это совершить, алиби нет, что вы нам при-
  кажете делать.
   - На тот период у меня мотива не было, так как я ничего не знала.
  Но признаюсь,- гневно сказала она, - если бы я узнала обо всём, я
  бы просто задушила его своими руками или сделала то же, что сде-
  лали с ним.
    - И всё-таки, несмотря на ваши слова, - продолжал Юрий Андрее-
  вич, - мы вынуждены вам предъявить обвинение в убийстве Смир-
  нова и арестовать, так как вы нас не убедили в своей невиновности.
    Людмила Васильевна зарыдала и сквозь слёзы стала просить, что-
   бы не арестовывали, что она даст подписку о невыезде, что нельзя
  оставлять Ингу в таком не стабильном состоянии, у неё может сно-
  ва повториться стресс, и она впадёт в кому. Все задумались.
      В это время раздался телефонный звонок, звонила сестра Людми-
  лы Васильевны Вера и сообщила, их мама скончалась от инфаркта.
   Все замерли. Воцарилось молчание. Что делать? Мгновение, и Юрий
   Андреевич стал звонить в прокуратуру Тишинска, объяснил ситуацию
   и получил разрешение на выезд матери и дочери на похороны матери
  Людмилы Васильевны.
     Приехав в Новинск (соседний город с Мирском), вся группа напра-
  вилась к дому Веры. Трёхкомнатная квартира находилась на втором
  этаже пятиэтажного панельного дома. Зайдя в квартиру, они увиде-
  ли, что умершая уже лежит в гробу на табуретках в центре большой
  комнаты, около стен на стульях сидят соседи и знакомые, пришед-
  шие проститься с покойницей. Людмила Васильевна, отозвав к себе
  Веру, пошла с ней в другую комнату. Они долго оттуда не выходили,
  видно, она рассказала сестре всё о случившемся с ними. Вера, в свою
  очередь поведала приехавшей о смерти матери. Людмила Васильев-
  на спросила: «Почему мама выглядит неузнаваемой, ведь она была
  совершенно здоровой, когда уезжала к тебе, и вообще она отлича –
  лась всегда отменным здоровьем. Что же произошло, что она так
  изменилась? У неё не было ни одного седого волоса, хотя ей  уже
  шестьдесят восемь лет, а теперь перед нами седая старуха.»
     -- Ты знаешь,- начала Вера,- что я со всей семьёй собирались на
   море. Я позвала маму пожить это время у нас, чтобы квартира не
   оставалась без присмотра, она согласилась. Мы перезванивались
   с ней, ничего тревожного от неё не поступало. Но, когда мы при-
   ехали, я её не узнала. Из высокой крепкой, сильной женщины она
   превратилась в сгорбленную, слабую старушонку, голова побеле-
   ла, как лунь. Я спросила, что с ней, она пожаловалась на сердце,
   частые боли, скачет давление. Я предложила лечь в больницу, но
   она отказалась. И вдруг приступ, вызвали скорую, сделали ЭКГ,
  инфаркт миокарда, повезли в больницу, но по дороге она сконча-
  лась. Я поняла, что сердце у неё давно болело, но она от нас это
  скрывала. Ведь ты знаешь, она никогда ни на что не жаловалась.
  Слушай, Люда, ты ничего не говорила ей о трагедии вашей?
    - Нет, мы переживали всё сами. Она об этом ничего не знала.
 - Жаль, очень жаль нашу мамулечку, как мы теперь будем без неё.
   Вот уж, действительно, пришла беда, отворяй ворота.
    - Ты знаешь, Люда, незадолго до смерти мама просила пригла-
   сить к ней священника, она хотела исповедаться и причаститься.
   Я так и сделала, она была очень довольна и просила, чтобы её,
   когда она умрёт, отпели в храме, заказали сорокоуст и молились
   мы все о ней. Просила поставить не памятник, простой крест. Нам
   надо выполнить её волю. Дочери так и сделали.
      После похорон и поминок, когда чужие все ушли и остались толь-
  ко свои и следователи прокуратуры, Юрий Андреевич сказал, что
  пора ехать в Тишинск, так как надо заканчивать дело и передавать
  его в суд. Но тут Вера вдруг сказала: «Я вспомнила, что, когда мы
  ехали на скорой в больницу, мама позвала меня наклониться к ней
  и прошептала:«письмо, там письмо в столе, возьми», и умерла. Я
  совсем о нём забыла.
   Вера пошла в мамину комнату и принесла письмо. На конверте на-
  писано: « Людмиле и прокурору».Вера отдала его Людмиле, она вы-
  нула листок и передала его Юрию Андреевичу. Вместе с Ириной
  Сергеевной он вышел в большую комнату, и там они находились не-
  которое время. Выйдя оттуда, Юрий Андреевич, сказал: «Людмила
  Васильевна, вы свободны!» и передал ей письмо. Сёстры, взяв его,
  стали читать и плакать. Что же было в нём?
    А в нём был ответ на тот огромный вопрос КТО?, который так
  долго беспокоил, волновал и занимал мысли не только присутству-
  ющих здесь, но и всех жителей Тишинска.
       «Простите меня родные, простите меня люди, прости меня Бог,
  это я убила мерзавца, который соблазнил, совратил мою дорогую
   внучку, этот чистый, нетронутый, еще до конца не распустившийся
   цветочек. Я не позволила старому хрену искалечить Инге жизнь.
   Я выследила, когда Смирнов привёз её в дом, это было время, ког-
   да Оля уже спала, тихонько прошла в спальню и свершила над ним
   казнь. Узнав, что Людмиле грозит арест, я хотела сама явиться в про-
   куратуру, но моё сердце меня не пускало и, боясь, что её, не винов-
   ную, осудят, написала это письмо. Я не жалею о своём поступке, но
   жалею, что доставила вам много горя, страдания, тревоги. Простите
   меня, помните меня, молитесь за меня. Я очень люблю всех вас.
           Евдокия Егоровна Коновалова, ваша мама- бабушка.»
  Р.S. от автора. Людмила Васильевна, продав дом в Тишинске, вместе
       с Олей и Ингой стали жить в Мирске. А в Тишинске еще долго
       обсуждали ответ на вопрос КТО?, но постепенно страсти улег-
       лись, и жизнь пошла в своём обычном ритме.
                Август 2012 года Рената Гордиенко.