Нуржамал Усенбаева. О чем мечтает дочь степей?

Рена Жуманова
     В последние годы Акмолинская областная филармония нередко преподносит кокшетауским меломанам приятные сюрпризы, приглашая в наш город знаменитых и любимых публикой артистов, как академических, так и эстрадных. Вот и в преддверии скорого завершения сорок девятого концертного сезона на сцене ДК «Кокшетау» был устроен настоящий «пир для глаз и ушей», на который собрались все кокшетауские ценители вокальной музыки. По приглашению филармонии для нас пела народная артистка Казахстана и Татарстана, обладатель платинового «Тарлана», кавалер ордена «Курмет», лауреат международных конкурсов Нуржамал Усенбаева. В зале был аншлаг, легко объяснимый той популярностью, которая сопутствует этой певице. Живой интерес публики к талантливой и красивой артистке подогревается неординарностью ее биографии. Ведь далеко не каждая девочка из провинциальной многодетной семьи достигает таких высот. Сейчас Нуржамал Усенбаева – активно гастролирующая по миру оперная дива, солистка двух оперных театров, а плюс к тому – любимая супруга композитора и мажилисмена Толегена Мухамеджанова.
    Нуржамал волновалась перед концертом: первое выступление в Кокшетау, и так некстати какие-то проблемы с горлом. Но страхи оказались напрасными: зал неистово аплодировал чуть ли не после каждого номера. Был создан особый, приподнятый тон, а некоторые слушательницы даже умудрились прямо на сцене взять у оперной звезды автограф. По всему было видно: кокшетауцам Нуржамал Усенбаева  пришлась по душе. И даже если несколько умерить характерный для нас преувеличенный пиетет перед высокими званиями и регалиями, то объективная картина прошедшего концерта абсолютно ничего не потеряет. Публика получила превосходно выстроенное шоу, в котором,  по законам жанра,  бесспорно красивое лирическое сопрано Нуржамал Усенбаевой было виртуозно обрамлено необходимым антуражем. Как говорится, «дорогой алмаз дорогой оправы требует», и потому за грамотность преподнесения материала можно только от души поблагодарить и артистку, и устроителей концерта.
    Сценический вокал – искусство аудиовизуальное, и что здесь первостепенно – решает каждый для себя сам. А истинным эстетам было действительно приятно. Прекрасно подобранная универсальная программа с акцентом на произведениях казахских композиторов, включала и опереточные, и классические оперные номера. Очаровательную певицу на сцене окружали галантные солисты Акмолинской областной филармонии Александр Шатило и Мереке Бекмагамбетов, оба – в ослепительно-белых костюмах. Достойный вклад внесли в программу оркестр казахских народных инструментов под управлением Турлыгожи Базарова и хор Кокшетауского музыкального колледжа имени Биржана (хормейстер – Асылтас Исмурзенова).
    Прославленная гостья последовательно выходила в трех различных нарядах: от скромного классического кринолина – к глубоко декольтированному, обольстительно облегающему платью и - в кульминационной части программы – к роскошному казахскому костюму с богатой инкрустацией. Да, «красота – это страшная сила!» И, вероятно, под ее гипнотическим воздействием представители сильной половины зала на протяжении значительной части концерта оставались прочно «прикованными» к своим креслам. Цветы же прелестной примадонне выносили, в основном, мило улыбающиеся дамы.
    Нуржамал любезно согласилась дать интервью, но после концерта восхищенные слушатели и оркестранты обступили ее таким плотным кольцом, что стало ясно: это надолго. Однако, как гласит восточная мудрость, «всё приходит для того, кто умеет ждать».
- Нуржамал, неужели Вы никогда раньше не бывали в наших краях?
- Я дважды была с концертами в Боровом, в санатории «Окжетпес», а в Кокшетау я действительно впервые.
-  Известно, что у Вас очень плотный гастрольный график. Кроме того, Вы успели сыграть главную роль в новом казахстанском фильме. Как вам удается сочетать это?
-  Съемки в фильме Улжан Колдауовой «Ашынган ана» по произведению Габита Мусрепова все еще продолжаются. Приходится работать урывками. Как оказалось, это очень трудоемкий процесс. Не скажу, что мне легко, ведь это совсем другой жанр.
- Сегодня Вы исполняли  знаменитые фрагменты заглавных партий первых трех классических казахских опер. Жибек, Ажар, Сара…  А что еще из отечественных опер довелось петь? И как Вы относитесь именно к казахской опере?
- Я пела и «Ер-Таргын» Брусиловского, и «Курмангазы» Газизы Жубановой, и «Махамбет» Джуманиязова, и «Алпамыс» Рахмадиева. Нет, «Енлик-Кебек» я не пела. А все, что для моего голоса, всегда с удовольствием. Да, мы должны петь, пропагандировать казахскую оперу, чтобы молодежь знала, любила ее. Мы должны сохранить и обогатить традицию. Кому же, как не нам и исполнять наши оперы?
- А почему, в отличие от фольклора и народно-профессиональной музыки, казахские оперы  все еще не переписывают в современных форматах? Разве трудно переиздать все на дисках? Ведь едва ли молодежь полюбит музыку, которая записана в пятидесятые годы на «бобины» или, в лучшем случае, на пластинки, и в ужасном качестве.
- Вы знаете, у меня была такая мысль. Я уже выходила на наших руководителей с предложением записать оперы в исполнении современных певцов. А еще у меня есть давняя и пока не осуществленная мечта спеть и сыграть на родине Биржана, на берегу озера Бурабай спектакль «Биржан и Сара». Это же так символично! Там же идеальное место для этого! Гора Окжетпес с подсветкой - это готовая живая декорация! Поставить юрту, посадить оркестр, мы - в костюмах, и всё!  Там и акустика очень хорошая.  Было бы просто здорово!  Итальянцы ведь поют таким образом свои оперы, а почему бы нам не сделать что-то подобное?  А вот спектакль «Кыз-Жибек» с моим участием был записан, он есть в архивах.  И вообще, можно записать наши оперы как Франко Дзефирелли: с элементами кино, театра, различными эффектами. 
- У Вас есть сольные диски?
- Да, есть. Первый вышел давно, я даже не помню, когда именно. Он посвящен европейской, русской и казахской классике. А на втором диске, записанном в прошлом году с оркестром имени Курмангазы, только казахские песни и арии. Кстати, он назван именем моей дочери Карлыгаш.
- Она тоже поет?
- Нет, она юрист. Карлыгаш имеет музыкальное образование, окончила музыкальную школу. Но музыка - это призвание. Конечно, детей надо заставлять. Мы ведь тоже были детьми и не хотели часами играть гаммы, когда другие беззаботно резвятся  на улице.
- Вы начинали как пианистка?
- Да, я окончила и музыкальную школу, и училище по классу фортепиано. Наверное, с этим во многом связана моя особая любовь к музыке Моцарта. Я всегда любила камерную музыку, ведь именно в ней можно выразить весь свой интеллект. Кроме того, я стажировалась у  Элизабет Шварцкопф, одной из лучших исполнительниц Моцарта.
- А кого из казахстанских композиторов можете выделить?
- Мне очень нравится вокальный цикл на стихи китайского поэта Ли Бо, написанный Толегеном Мухамеджановым...  Не потому, что он мой муж. Там хорошая мелодика. А еще я с удовольствием пою романс «Ак  желкен», который Толеген посвятил мне.
- Как складываются Ваши отношения с  другими сопрано?   Есть ли  среди них подруги? И возможна ли такая дружба?
- С коллегами  у меня только творческие отношения. На работе ведь нет времени для дружеского общения: отрабатываешь и двигаешься дальше. Среди представителей других сфер есть хорошие знакомые. Но самый лучший мой друг по жизни – это моя мама. Она и советом поможет, и можно доверить ей все свои тайны. Все, что я могла бы найти в общении с друзьями, я  нахожу в своей семье.
- Однажды, совершенно случайно, я  увидела фрагмент передачи  Сергея Погосяна с Вашим участием. Вы и в самом деле любите готовить?  Мне показалось, что Вам как-то не по себе...
- Дело в том, что я умею готовить, это передалось мне от мамы. Но времени практически не бывает. В общем, я имею возможность не готовить. Просто меня пригласили и  даже написали рецепт. И я действительно чувствовала себя немного не в своей тарелке.
- Бывали в Вашей жизни случаи, которые убеждали Вас в существовании предопределенности?
- Когда я родилась, мой старший брат, которому было семь лет, увидел фильм «Дочь степей». Ему очень понравилась  главная героиня Нуржамал - красивая, активная девушка, которая посвятила себя служению народу. Он пришел домой и сказал родителям: «Назовем родившегося ребенка Нуржамал». Тогда, наверное, и была предопределена моя судьба. Я тоже служу своему народу: сегодняшняя публика – это то, чему я посвящаю жизнь. То, что получаешь от слушателей, вдохновляет. И ты стараешься, работаешь, чтобы и дальше нравиться людям. Я считаю себя истинной дочерью степей, в самом высоком смысле -  и это отнюдь не громкие слова.

«Степной маяк», №23 (13872), 1.06. 2006.