Знамение гл. 22

Владимир Орлов3
ЗНАМЕНИЕ Гл.22




Включив чайник и поставив сковородку на огонь, чтобы поджарить яичницу, Алексей заглянул в холодильник и вытащил оттуда яйца, сыр, масло, колбасу, бутылку красного вина и шпроты. Он быстро порезал хлеб и намазал его маслом, положив на каждый кусочек по одной рыбке, а колбасу порезал отдельными кружочками на тарелку. К тому времени, как Наташа вышла из туалета - стол уже был накрыт.


- Ух ты! Как ты всё быстро организовал! Не дал даже мне поучаствовать!
- Практика!
Он разлил вино в бокалы и, чокнувшись "за всё хорошее", они стали ужинать.
- Так ты завтра в институт с утра?
- Да. Мне же завтра в обед играть программу, а с утра - лекции.

- Так ты здесь поиграй, чтобы освежить в памяти, так сказать.
- Как-то неудобно...
- Брось ты эти свои стеснения! Я вполне могу отключаться от звуков, если чем-то занят, а я и буду занят! А потом, мне тоже интересно послушать!

- Тогда мне больше не наливай, а то я наиграю...
- Хозяин - барин! Нет - так нет! Вечер длинный, так что допьем позже!
Поужинав и закурив, они смотрели на струйки дыма медленно тянувшиеся к открытой форточке.
- Так ты когда сдаешь?
- В начале декабря.
- Ну, времени еще воз и малая тележка!
- А ты чем займешься?

- Буду дочитывать дневники, иначе вся информация превратится в пар и улетит из головы, а хотелось бы, чтобы задержалась.
- По-моему, у тебя там уже столько всего "задержалось", что начнет скоро высыпаться наружу.
- Ничего, наш мозг загружен от силы на пять процентов, а остальные девяносто пять можно потихоньку заполнять.

- То есть, резерв нашего мозга практически безграничен?
- Да, но только как туда "закачать" информацию?
- Наверно, люди будущего найдут такие способы.
- Не сомневаюсь!
- Ну, я пошла разогревать пальчики!
- А я - мозги!

Наташа ушла в зал и села за фортепиано, поласкав легкими пассажами клавиши, а Алексей прошел в спальню и углубился в чтение:
***

Прочитал стихи Максима Юрченко.Понравились.За стихами чувствуется автор,а это важно.Хорошие метафоры,концовки стихов,есть свой почерк.Единственное пожелание:разнообразие формы стихов.

Была бы финансовая поддержка и сколько в каждом городе поэтов!И почти все канут в безвестность.Книжным делом заправляют люди от бизнеса,а им нужен "хороший товар".Вот и будут стоять на полках несколько десятков одних и тех же поэтов.


Прочитал стихи Геннадия Красникова,младшего коллеги Николая Старшинова,тоже хорошие стихи.Не перевелись на Руси поэты.Просто государству и Пушкин с Лермонтовым были не нужны,Пастернак и Ахматова были в запрете,да перечислять всех - выйдут десятки классиков.
Духовной культуре надо дать зелёный свет,только тогда души наполнятся содержанием.
Дочитываю "Гамаюн",о Блоке,великолепная книга,хорошо документирована,приводятся стихи Блока,раскрывается семейная трагедия поэта.

Написал:Россия - медведица русская;Ни низа,ни верха,ни края - нигде;Летала муха по двору;Отчуждение;Мысль,отточенная рифмой.


Прочитал А.Минутко - "Г.И.Гурджиев".Пишет с элементами фантастики.Я думал подчерпнуть биографические и исторические факты об известном мистике и теософе,а тут расследование о каких-то рубинах в троне Чингиз-хана,добыв главный камень он передаёт его Сталину,тот сжимает его в кулаке и получает силу от высших существ,которая напрвлена на зло и пр. О его учении,о пути,по которому он шёл - ничего толком.

Автор завис на политике,а надо бы о человеке.
Фактически, то же самое в другой его книге - о Н.К.Рерихе:в ней больше о Блюмкине и прочих революционерах и агентах.Но,видать,в этих книгах что-то есть и от правды.

Дочитываю "Французскую поэзию 20в".В конце уже не стихи,а какие-то путевые заметки.Ничто не привлекает.Рифмы вообще нет.Сразу видна огромная пропасть между поэзией конца 18 до начала 20в и после после 40х-50х до 90х гг 20в.Как будто косой покосило всех поэтов.Пожалуй,единственный достойный представитель - Жан Кокто(друг и наставник Жана Марэ).

Купил стихи Олега Шестинского в 2-х томах.Ну, очень советские.

Приобрёл 200 томов БВЛ.

Написал:Поэтом лучше не родиться;Я поэтом себя не считаю;Тело мы кормим всегда;Сколько же льётся крови и слёз;Шаг - начало движенья;Жизнь сложна...;Стихи - как отраженье пути;Стихи мои - не для юных;Огненная мечта;

СДЕЛАЛ ВЫПИСКИ ИЗ КНИГИ Л.РАМПЫ "ТРЕТИЙ ГЛАЗ".
***
"Канджур" - Священная книга буддистов,112 томов.
***
Основа Ламаизма - вера и надежда на будущее.
***
Основа Буддизма - отчаяние и безнадёжность.Неверие в Отца,который за всем наблюдает и всех оберегает.
***
Есть Бог,высшая сущность,неважно какое имя вы Ему дадите.Бог - это реальность.
***
Тибетцы,которые хорошо изучили учение Будды,никогда не просят у Бога ни милости,ни прощения,а только СПРАВЕДЛИВОСТИ.
***
Наши души - бессмертны.Молитва:ОМ!МАНИ падме хум!(Приветствую Сокровище Лотоса!Прветствую сверх-я Человека!)Смерти нет!Как мы снимаем одежды,так и душа поступает со старым телом.Смерть - это рождение.Умереть - значит родиться в другой жизни.
***
Выбор физического тела определяется задачей,которую душа должна выполнить на земле.
***
"Колесо жизни" - рождение-жизнь-смерть-возвращение в духовное состояние.
***
Человек может всю жизнь страдать на земле,но это не означает,что его предыдущая жизнь была неправедной.Переживания и страдания могут послужить лучшим и быстрейшим средством для понимания определённых вещей.
***
Кроме "Канджура" есть и другие священные книги,но они только для Посвящённых и хранятся в монастырях,в подземельях.
***
Наших учёных привлекает не столько сам механизм ясновиденья,сколько его результаты.
***
При смерти задача священника разорвать узы,которые связывают душу с землёй,с телом.
***
В окружении 300 монахов и 5 лам душе телепатически помогают перейти в иной мир.
***
Мы верим,что жизнь нам даётся бесчисленное количество раз,но не только на земле,но и в других мириадах миров.
***
Левитация очень сложна,нужна огромная практика.Астральные путешествия - легче.Большинство лам владеют этим.Набравшись терпения этому можно научиться.
***
8-е и 15-е число - святые дни:15-е - годовщина зачатия Будды и год смерти его;8-е - отречение Будды о мира.22-е ноября - Чудодейственное сошествие Будды с неба.
***
Мы верим,что события будущего могут быть предсказаны.
***
Психометрия - искусство улавливать информацию о прошлых событиях,рассматривая или осязая предметы.
***
Чортен - символический памятник,стоят повсюду в Лхасе,самый высокий - 16 метров,это символ веры.
***
Мы не верим в ад и рай.Высшие сферы миров - Страны Золотого света,там нет диссонанса.
***
Послушник исполняет 32 правила.Лама исполняет 253 правила.
***
При определении будущего Ламы он в трёхлетнем возрасте должен узнать 9 предметов из 30 бывших своих.Если две ошибки - не прошёл испытания.
***
Поступки и намерения людей имеют основное значение,а не цвет кожи,религия,раса и пр.
***
Шамбала - страна,где по легенде обитает Белое Братство,на Тянь-Шане.
***
В земной жизни у человека есть двойник,и может даже не один.
***
Бардо - промежуточное состояние между жизнью и смертью.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИУДЫ.
***
Евангелие от Иуды - гностическое апокрифическое Евангелие на коптском языке входящее в найденный в 1978г в Египте кодекс Чакос,частично реконструировано и опубликовано в 2006г.
Найденный текст возможно является переводом греческого оригинала.Книга с таким же названием упоминается в антиеретических сочинениях Иринея Лионского и Епифания Кипрского.

В отличие от канонических евангелий,в этом сочинении Иуда Искариот показан как единственный подлинный ученик совершивший предательство по воле самого Христа.Этим евангелием Иуды пользовалась секта каинитов."Иуда совершил предательство посредством которого всё земное отделяется от небесного"(каиниты).***
***



Перечитал Ф.Тютчева 1-й том - стихи,просмотрел ещё раз его письма.Поэт,который стал классиком,зачастую небрежно вместе с ненужными бумагами сжигал свои стихи,не придавая им никакого значения.

Это спасибо М.Погодину,который всячески старался собрать их вместе.Наверно,поэтам после Пушкина и Лермонтова вообще казалось писать стихи делом бесполезным.Тем более лично зная тех,кто был с Пушкиным дружен:П.А.Вяземский,В.А.Жуковский,Е.Баратынский и др.
Ну уж если Лермонтов,Блок,Тютчев сомневались в своём таланте,то уж что говорить о нас,современных.Блок хотел устроиться учителем словесности и иметь оклад 100 руб.,чем писать стихи,только внутри,наверно,что-то двигало его вперёд.

Ведь стихи его на первых порах не воспринимались,Брюсов сказал о нём:"Не поэт!"А слово Брюсова в то время имело почти решающее влияние.

Прочитал И.Минутко о Н.К.Рерихе.Это более тнтересное повествование.Да и люди - Н.К.Рерих и Е.И.Рерих - более близки нам.Это наши соотечественники.У Елены Ивановны много работ по теософии,она очень сильный медиум.Есть даже фотография,где видна её сияющая аура.

Кстати,ещё раз убеждаюсь:у людей,у которых есть какие-то болезни нервов,психики - повышенные экстросенсорные способности.Например,у Елены Ивановны и у Ф.М.Достоевского - эпилепсия и др.
Да,Рерихи действовали под тайным крылом советского правительства,получали от них деньги,те помогали им с визами,охраной.Понятно,что советское правительство имело свои политические симпатии к Тибету,но у Рерихов была своя мечта - Шамбала!

И к ней они шли любой ценой.Правда,в последний момент начинались мистические действия духов и дороги заваливались камнями,люди исчезали и т.д.Тем более,что там и Чёрное Братство и Белое,а у них визу на въезд и выезд - не возьмёшь.Вообщем,здесь всегда присутствует мистика и правда скрыта и поныне.
Просмотрел 1-й том стихов О.Шестинского - ну очень советский.


Просмотрел и с трудом прочитал 2-й том стихов и прозы Иосифа Бродского.Какие у него были стихи здесь и какие - там."Ни страны,ни погоста не хочу выбирать" - это,на мой взгляд,гениальное стихотворение,написанное в ранний период его творчества,как и некоторые его другие стихи,но сам он не придавал этому сихотворению должного значения,а иногда и вообще отказывался его читать даже когда просили.

Гроб с его телом год стоял в морге пока,наконец,его не похоронили там,где он завещал - в Венеции.Наверно, Васильевский остров его уже не прельщал.Конечно,была обида на советскую власть.Поэт очень оригинален в темах,но мне они неинтересны,стихи сложные,а гениальность в простоте и ясности,на мой взгляд.Хороша нобелевская речь,помнит свои корни,называет поэтов Мандельштама,Ахматову,Цветаеву и др.,которые действительно все могли стоять на его месте.

Написал:Духовное,Духовный посев,Мгновенья жизни,Пропасть,Душная ночь,Вся прелесть поэзии в том...,Хочется чудес,Голос души,На вершине,Всё куда-то убегает.


СДЕЛАЛ ВЫПИСКИ:
***
Желание - это всё:когда в человеке умирают желания,умирает и его жизнь,а когда он убивает желания - убивает себя.(Арцыбашев - "Санин")
***
Христос был прекрасен,христиане - ничтожны.(Арцыбашев)
***
Настойчивость - мать удачи.(исп.пословица)
***
Осла нагружай,нагружай - он и не охнет,а перегрузил - издохнет.(исп.пословица)
***
Мы были созданы,чтобы жить в раю,рай был должен предназначен служить нам.Наше предназначение было изменено;случилось ли это и с предназначением рая,сказано не было.(Кафка)
***
Существует цель,но нет пути;то,что мы зовём путём,- сплошные колебания.(Кафка)
***
Никогда хорошо не жили,не хрен начинать.(В.Шукшин)
***
Нет религии выше истины.(девиз теософов)
***
50 лет - это возраст,когда уже накоплен достаточный опыт и к тому же ещё остались желания.
***
Счастлив человек,которого смерть застаёт за любимым занятием.(Вольтер)
***
Кто узрел Бога - умирает.(Г.Ибсен)
***
Жизнь должна быть такой,чтобы смерть оказалась жестокой несправедливостью.(исп.философ)
***
Всеми силами души надо стремиться к истине.(Платон)
***
Нравственность - жемчужное ожерелье:развяжите узел,и всё разлетится.(Ретиф де ла Бретонн)
***
Культура - как фактор национальной безопасности.(Николаев,учёный)
***
Человек одинок как мысль,которая забывается.(И.Бродский "Мрамор")
***
Жизнь - это то,что происходит вне зависимости от ваших планов.(неизв.)
***
Человек полагается на самого себя.(первая заповедь философии)
***
Никакой человек не достоин похвалы.Всякий человек достоин жалости.(В.Розанов)
***
Сущность молитвы заключается в признании глубокого своего бессилия,глубокой ограниченности.(В.Розанов)
***
Не быть жадным - уже есть богатство;не быть расточительным - доход.(лат.изречение)
***
Оценивая жизнь других,я неизменно учитываю каков был конец её,и на этот счёт главнейшее моё упование состоит в том,чтобы моя собственная жизнь закончилась достаточно хорошо,т.е.спокойно и неприметно.(Монтень)
***
Философствовать - это значит учиться умирать.(неизв.)
***
Сократу сказали:"Тридцать тиранов осудили тебя на смерть"."А их осудила на смерть природа",-ответил Сократ.


- Однако, пора Наташке отдохнуть, - подумал Алексей. Он закрыл тетрадь и пошел к ней. Подойдя сзади, он обнял ее и поцеловал в шею. - Ты уже два часа дубасишь! Не пора ли отдохнуть?

- Я так увлеклась, что и не заметила, что играю уже два часа.
- Ну и как?
- Хорошо! Я подчистила некоторые трудные места и теперь всё звучит более гладко и цельно!

- Вот видишь, а ты упиралась! Так что: перекурим и слегка перекусим?
- Давай!
Они прошли в кухню. Алексей налил вина и соорудил легкую закуску, включил чайник. Потягивая вино маленькими глотками, они наслаждались тишиной и тем, что были вдвоем.

- Я здесь, как дома,- тихо сказала Наташа. - Так спокойно и хорошо...И ты рядом!
- Когда ты тут, то даже квартира преображается: она становится более светлой и уютной!

- Скажешь тоже! - засмеялась она. - Но, правда, так хочется, чтобы это продолжалось вечно.
- Да, но так не бывает...
- Это точно...А когда мы пойдем снова к Игорю и Светлане?

- В субботу, наверно.
- Будет что-то опять интересное?
- Еще бы!
- А что?

- Мы поговорим о снах!
- О! Это действительно интересно! Тема так запутана, что вряд ли удастся ее распутать!
- А мы и не будем распутывать! И не будем углубляться в научные дебри. Мы лишь слегка коснемся главных направлений и больше сосредоточимся на содержании самих снов. Я думаю, что у каждого найдется, что рассказать!


- Мне уже хочется, чтобы скорее наступила суббота!
- Потерпи, неугомонная! А больше тебе ничего не хочется?
- Хочется почитать стихи Бродского, Федора Сологуба, которого вообще не читала, но слышала о нем, Пастернака...

- Не много ли для одного вечера?
- Ну, я на выбор кое-что почитаю. Мне хочется разных авторов, а потом почитать твои.
- Это все-равно, что после бутербродов с черной икрой есть черный хлеб с водой.
- Это тоже полезно!

- Ну, пойдем, поищем...
В зале Алексей быстро нашел нужных авторов и разложил книги на столе.
- А я, пожалуй, почитаю Мандельштама.
- И мне потом дашь!
- Не жадничай! Деликатесы надо кушать медленно!
- А, вот одно из моих любимых у Бродского:

Ни страны, ни погоста
не хочу выбирать.
На Васильевский остров
я приду умирать.
Твой фасад темно-синий
я впотьмах не найду,
между выцветших линий
на асфальт упаду.

И душа, неустанно
поспешая во тьму,
промелькнет над мостами
в петроградском дыму,
и апрельская морось,
над затылком снежок,
и услышу я голос:
- До свиданья, дружок.

И увижу две жизни
далеко за рекой,
к равнодушной отчизне
прижимаясь щекой,
- словно девочки-сестры
из непрожитых лет,
выбегая на остров,
машут мальчику вслед.

- Какие метафоры!
- Да, и как он всё это угадал!
- Как, впрочем, и в этом:

Я памятник воздвиг себе иной!

К постыдному столетию - спиной.
К любви своей потерянной - лицом.
И грудь - велосипедным колесом.
А ягодицы - к морю полуправд.

Какой ни окружай меня ландшафт,
чего бы ни пришлось мне извинять,-
я облик свой не стану изменять.
Мне высота и поза та мила.
Меня туда усталость вознесла.

Ты, Муза, не вини меня за то.
Рассудок мой теперь, как решето,
а не богами налитый сосуд.
Пускай меня низвергнут и снесут,
пускай в самоуправстве обвинят,
пускай меня разрушат, расчленят,-

в стране большой, на радость детворе
из гипсового бюста во дворе
сквозь белые незрячие глаза
струей воды ударю в небеса.

- Подражание Пушкину, но, опять же, с прицелом на то, что он будет знаменит! Значит, чувствовал в себе силу! А вот из поздних, написанных за границей, о котором я говорила тебе:

Я входил вместо дикого зверя в клетку,
выжигал свой срок и кликуху гвоздем в бараке,
жил у моря, играл в рулетку,
обедал черт знает с кем во фраке.
С высоты ледника я озирал полмира.
Бросил страну, что меня вскормила.
Из забывших меня можно составить город.
Я слонялся в степях, помнящих вопли гунна,
надевал на себя, что сызнова входит в моду,
сеял рожь, покрывал черной толью гумна
и не пил только сухую воду.
Я впустил в свои сны вороненный зрачок конвоя,
жрал хлеб изгнанья, не оставляя корок.
Позволял своим связкам все звуки, помимо воя;
перешел на шепот. Теперь мне сорок.
Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной.
Только с горем я чувствую солидарность.
Но пока мне рот не забили глиной,
из него раздаваться будет лишь благодарность.

- Согласись, что здорово написал!
- Соглашусь! Но Пастернак мне милее...
- А ну-ка, что тут у Пастернака...
- Ты прочти те, которые мне нравятся.
- Например?
- Найди "Сон".
- Нашла:

Мне снилась осень в полусвете стекол,
Друзья и ты в их шутовской гурьбе,
И, как с небес добывший крови сокол,
Спускалось сердце на руку к тебе.

Но время шло, и старилось, и глохло,
И поволокой рамы серебря,
Заря из сада обдавала стекла
Кровавыми слезами сентября.

Но время шло и старилось. И рыхлый,
Как лед, трещал и таял кресел шелк.
Вдруг, громкая, запнулась ты и стихла,
И сон, как отзвук колокола, смолк.

Я пробудился. Был, как осень, темен
Рассвет, и ветер, удаляясь, нес,
Как за возом бегущий дождь соломин,
Гряду бегущих по небу берез.

- Мне нравится, а по части метафор с ним мало кто сравнится!
- Особенно в ранних его стихах, где от них зашкаливало! Например, найди "Оттепелями из магазинов"...
- Нашла:

Оттепелями из магазинов
Веяло ватным теплом.
Вдоль по панелям зимним
Ездил звездистый лом.

Лед, перед тем как дрогнуть,
Соками пух, трещал.
Как потемневший ноготь,
Ныла вода в клещах.

Капала медь с деревьев,
Прячась под карниз,
К окнам с галантереей
Жался букинист.

Клейма резиновой фирмы
Сеткою подошв
Липли к икринкам фирна
Или влекли под дождь.

Вот как бывало в будни,
В праздники ж рос буран
И нависал с полудня
Вестью полярных стран.

Небу под снег хотелось,
Улицу бил озноб,
Ветер дрожал за целость
Вывесок, блях и скоб.

- Да, уж тут, что ни строчка - метафора!
- Позднее, Пастернак стал писать проще, но волшебство его слов связывало стихотворение какой-то ажурной нитью. Взять хотя бы знаменитое "Никого не будет в доме"...
- Ну, это на слуху по фильму...
- А найди "Во всем мне хочется дойти до самой сути..."
- Ага, вот:

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.

О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.

Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.

Я б разбивал стихи, как сад,
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.

В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.

Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.

Достигнутого торжества
Игра и мука -
Натянутая тетива
Тугого лука.

- Посмотри, какой год?
- 1956-й!
- Чувствуешь разницу и опыт, иную философию?
- Конечно!
- А прочти его очень известное "Быть знаменитым некрасиво"...
- Сейчас...

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.

Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

- Тоже этого же года стихотворение!
- Видишь, появилась ясность и простота изложения, но глубина осталась!
- А прочти его "Нобелевскую премию..."
- Сейчас...

Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.

Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду,
Будь что будет, все равно.

Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.

Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора -
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.

- Да уж, затравили идеологи Советской власти!
- А как бы ответом этому его стихи" Перед красой земли в апреле..."

Перед красой земли в апреле
Опять как вкопанный стою.
Но север держит в черном теле
Тебя, родимую мою.

Зачем отмерены так куце
Дерзанья наши и мечты,
И не дано нам развернуться
От сил и сердца полноты.

Мне мир открыт, я миру ведом,
Зачем мне даром пропадать
И за общественным обедом
Из хлеба шарики катать.

Зачем отмалчиваться робко,
Свое заветное тая,
Зачем расхлебывать похлебку,
Которую варил не я.

Столом с посудой лучше грохну,
Пускай и отобью кулак,
Но с общим стадом не заглохну
В толпе ничтожеств и кривляк.

В компании личин и кукол
Комедии я не ломал,
И в тон начальству не сюсюкал
В толпе льстецов и прихлебал.

- Пожалуй, это и есть его жизненное кредо.
- Не знаю, но мне Пастернак гораздо ближе Бродского и понятней, - убежденно сказал Алексей.
- А какие стихи Федора Сологуба тебе нравятся?
- Ну, например, "Просыпаюсь рано"...
- Так, сейчас найдем...

Просыпаюсь рано.
Чуть забрезжит свет,
Тёмно от тумана,
Встать мне или нет?
Нет, вернусь упрямо
В колыбель мою,-
Спой мне, спой мне, мама:
"Баюшки-баю!"

Молодость мелькнула,
Радость отнята,
Но меня вернула
В колыбель мечта.
Не придет родная,-
Что ж, и сам спою,
Горе усыпляя:
"Баюшки-баю!"

Сердце истомилось.
Как отрадно спать!
Горькое забылось,
Я - дитя опять,
Собираю что-то
В голубом краю,
И поет мне кто-то:
"Баюшки-баю!"

Бездыханно, ясно
В голубом краю.
Грезам я бесстрастно
Силы отдаю.
Кто-то безмятежный
Душу пьет мою.
Шепчет кто-то нежный:
"Баюшки-баю!"

Наступает томный
Пробужденья час.
День грозится темный,
Милый сон погас,
Начала забота
Воркотню свою,
Но мне шепчет кто-то:
"Баюшки-баю!"

- Один из ярких представителей символизма, но ведь красиво?
- Да, какое-то кружево из слов, мелодично и душу охватывает сладкой тоской по детству. А еще что-нибудь?
- Я думаю, что тебе понравится "Что жалеть о разбитом бокале!"...
- Нашла:

Что жалеть о разбитом бокале!
Пролитое вино пожалей.
Не об юности пылкой твоей,
О забытом тоскуй идеале.

Пусть трудами измучена грудь
И неправдами сердце разбито,-
Лишь была бы любовь не забыта,
В дикой мгле указавшая путь.

Та любовь, что предстала так рано
Пред тобой, оробелым от зла,
И завесу немого тумана
Над твоею душой подняла,

И, как солнечный луч, озарила
Бездну зла и неправды людской,
И не раз на решительный бой
За собою тебя выводила.

Но любовь позабыта; разлит
Драгоценный нектар идеала;
Если сердце порой и горит,
Так душа отзываться устала.

- Да, тоска и безысходность - излюбленные темы этого направления. Ты не устала?
- Немножко, но мне хотелось бы прочесть кое-что из Мандельштама.
- Мне нравится его коротенькое "Дано мне тело", могу прочесть:

Дано мне тело - что мне делать с ним,
Таким единым и таким моим?

За радость тихую дышать и жить
Кого, скажите, мне благодарить?

Я и садовник, я же и цветок,
В темнице мира я не одинок.

На стекла вечности уже легло
Мое дыхание, мое тепло.

Запечатлеется на нем узор,
Неузнаваемый с недавних пор.

Пускай мгновения стекает муть -
Узора милого не зачеркнуть.

- Бесподобно! Такое маленькое по размеру и такое глубокое по содержанию!
- Вот это, например:

Невыразимая печаль
Открыла два огромных глаза,
Цветочная проснулась ваза
И выплеснула свой хрусталь.

Вся комната напоена
Истомой - сладкое лекарство!
Такое маленькое царство
Так много поглотило сна.

Немного красного вина,
Немного солнечного мая -
И, тоненький бисквит ломая,
Тончайших пальцев белизна.

- Метафоры бесподобны! Какая способность из обычных слов сделать красивое ожерелье!
- А вот не только ожерелье, но и философия:

Я ненавижу свет
Однообразных звезд.
Здравствуй, мой давний бред, -
Башни стрельчатой рост!

Кружевом, камень, будь
И паутиной стань,
Неба пустую грудь
Тонкой иглою рань.

Будет и мой черед -
Чую размах крыла.
Так - но куда уйдет
Мысли живой стрела?

Или свой путь и срок
Я, исчерпав, вернусь:
Там - я любить не мог,
Здесь - я любить боюсь...

- Мандельштама можно читать долго!
- Но у него что-то было о Сталине?
- Да, глупость сотворил...Сам себе на шею одел петлю. Правда, через четыре года он написал, следуя советам друзей, стихотворение восхваляющее Сталина, но было уже поздно: машина смерти закрутилась.
- А прочти первое!
- Пожалуйста:

Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлевского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
И слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются глазища
И сияют его голенища.

А вокруг его сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет.
Как подкову, дарИт за указом указ -
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него - то малина
И широкая грудь осетина.

- Да уж, после такого стихотворения он был обречен! Написать про Сталина такое! Только почему "грудь осетина"? Он же был грузин?
- Для Мандельштама это, по-видимому, не имело существенной разницы. Просто написать такое, это все-равно, что положить палец под топор и до последней секунды надеяться, что топор не отрубит палец! Отрубит! Вне всякого сомненья!

- Да, жалко поэта...И стихотворение - не шедевр искусства, это не его стиль...
- Скорее всего, оно вырвалось из под его пера в минуты гнева...Он же видел, что тупая машина власти истребляет ни в чем неповинных людей. И все-таки, на мой взгляд, ему надо было быть осторожней. Поэт беззащитен, его убить - раз плюнуть, а вот когда такой еще родится - неизвестно, да и родится ли вообще...

Это как Гумилев, узнав, что Блока отправляют на фронт, воскликнул, что это все-равно, что жарить соловьев...
- Поэт - горячая совесть и он не может остаться в стороне...
- Наверно, но для меня это стихотворение не имеет никакой художественной цены. Мандельштам - в других стихах!
- Да... Время было такое...
- Перекурим?
-Чуть позже. Еще несколько твоих, если можно...
- Ну, полистай - и Алексей протянул ей тетрадь.
- Вот интересное, на мой взгляд, "Время":

В камине угли догорали.
Сидел я, молча, у огня.
Дым сигареты кверху вился,
Закат на Западе багрился
Куда-то вдаль меня маня.

В окне деревья чуть качались.
Ласкал их теплый ветерок.
И думы, как года сплетались,
Былые раны обнажались,
И был безрадостен Восток.

Текли минуты...Гасло время...
Жизнь уходила, как песок,
Зажатый в горсти неумело,
А время все вперед летело,
Безумный в покере игрок.

- Особенно хороши, по-моему, две последние строчки и вообще, на мой взгляд, хорошая философская лирика... Так, вот это мне нравится:

Иди один своей дорогой.
Людей судить ты не берись.
Оставь гордыню у порога.
За истину всегда борись.

Как трудно в жизни разобраться:
Кого любить, за кем идти,
Самим собою оставаться
И чистым к финишу придти.

Не побояться встать за правду,
Поменьше о пустом болтать
И капли знанья, как награду,
За все мученья получать.

- Это, своего рода, жизненное кредо, не так ли?
- Это - прежде всего, литература, не забывай!
- Хорошо. Идем дальше..."Тайна":

Запела птица в вышине.
Прошелся ветер по листве.
Сияло солнце в синеве.
Блистали блики на воде,
Резвясь в причудливой волне...
Мир жизнью жил как бы во сне
И отражался лишь во мне...

А где-то там, на небесах,
Горело небо всё в свечах!
И слово зрело на губах,
И это слово было: страх!
Ведь там, в неведомых мирах,
Висела Тайна на цепях!..
Валялся ключ в ее ногах...

Но, чтобы ключ тот подобрать -
Так много надо прошагать,
Недоедать, недосыпать,
Быть может, и любовь отдать,
Чтоб Тайну всё же разгадать
И людям правду рассказать,
Чтоб перестали все страдать!

- Как же тебе так нарисовалась Тайна?
- Не знаю...Почудилось. Так пошли освежать мозги, в конце концов!
- Пошли.

Разлив вино по бокалам, они курили...По усталым мозгам пробегали теплые искорки вина. Казалось, что жизнь замерла вместе с ними...
- Ты не устаешь от чтения? - спросила Наташа.

- Устаю...Я потом отключаюсь на несколько дней. Смотрю спортивные программы, хожу на рыбалку, вообщем отдыхаю. На отдохнувшие мозги информация слетается гораздо охотнее...Перекармливать себя тоже нельзя.

Как говорили древние: мера во всем! Вообще в какой-то момент жизнь может как бы ускориться и успеваешь за сравнительно короткое время много прочесть и узнать, но бывает и наоборот: жизнь движется, как в замедленной киносъемке и может даже остановиться...Но самое трудное - это не верить авторитетам, какими бы они ни были, а идти своим путем, отсеивая всё то, что душа не принимает, потому что в самых важных вопросах, то есть о Вселенной, о Боге, о Душе, о Жизни и Смерти, о Смысле человеческого существования - все мы младенцы...

И все мы - одиноки...По-моему, У Иосифа Бродского есть хорошая цитата по этому поводу: "Человек одинок как мысль, которая забывается"...И потом, жизнь спонтанна: человек строит какие-то планы, а она просто плюет на них...
- Так выходит, что не надо планировать свою жизнь?
- Если делать нечего и человек полон оптимизма - пусть планирует, но жизнь чаще всего игнорирует его планы.
- Но тогда надо жить одним днем и ни к чему не стремиться: ни к славе, ни к успеху и признанию своих заслуг в конце жизни...


- Мудрые говорили, в частности Монтень: "Оценивая жизнь других, я неизменно учитываю каков был конец ее, и на этот счет главнейшее мое упование состоит в том, чтобы моя собственная жизнь закончилась достаточно хорошо, то есть спокойно и неприметно."
- Странно...Я всегда считала, что надо быть лучше других, чем-то выделиться, заслужить похвалу, чтобы о тебе помнили...


- Правильно, но это должно быть само собой, а не целью жизни. Это должна быть внутренняя потребность, а не внешнее позерство. Человек начинается внутри тела и там же он заканчивается, а всё внешнее - фальшивка и прах.
- Однако, это внешнее формирует мнение о человеке.
- Которое часто оказывается ошибочным. По правде говоря, человек подотчетен только своей совести. А совесть - от Бога!


Если он сумеет заглушить ее - значит удалится от Него, а сумеет слушаться ее - значит приблизится к Нему...
- Я чувствую, что умнею не по дням, а по часам и вскоре мне будет трудно общаться со своими подругами...
- Конечно, просто тебе будет неинтересно слушать пустую болтовню, но ты еще только в начале пути и поэтому - не загадывай.
- Ты не веришь в мое упорство?
- Ну, ради принципа и чтобы доказать мне ты можешь держаться, но это же должно стать твоей внутренней потребностью, воздухом, которым ты дышишь, пищей, которую ешь...


Это трудно, если нет позыва изнутри. Я рад, что у тебя есть желание познавать, а уж сколько оно продержится - никто не знает. Иди потихоньку, тогда будешь меньше спотыкаться и разбивать нос.
- А мне наоборот хочется...
- Всего и сразу!
- Да!

- Представь: пришел ученик в музыкальную школу и сразу же решил сыграть один из концертов Рахманинова!
- Да, убедительный пример. Однако перед сном...
- Мы кое-чем займемся!..
- Да ну тебя, я не об этом, - засмеялась она.
- А о чем?
-
 Я хочу посмотреть на твою фольгу и ты мне еще почитаешь о том, что ты видел!
- Это будет до того, или после того как?
- Да хоть сейчас! Я не против!
- Ах, так!
Алексей выскочил из-за стола и устремился к Наташе, которая, опередив его, побежала в спальню...Вскоре оттуда послышалась знакомая всем молодым людям возня и мужское и женское начало соединились в своей любовной ласке, оглашая комнату вздохами страсти...

- Так что ты там говорила про фольгу, - спросил Алексей, приводя себя в порядок после любовной схватки.
- Фольга - потом, сначала - ванная!
- Понял!
Он блаженно вытянулся и подумал, что здорово все-таки, когда женское любовное устройство, и, собственно, даже не одно - находится рядом. Протянул руку - и она твоя...


- Не разлениться бы, - подумалось ему.- Хотя, как ни крути, но годы сделают свое дело. Правда, когда еще это будет...- он зевнул и почувствовал приятную усталость, которая медленно понесла его в объятия сна...
Наташа застала его уже спящим и ласково поцеловала. Затем, найдя фольгу, устроилась на постели так, чтобы свет ночника падал на фольгу сбоку...

Первое время они ничего не могла разобрать, но потом ей показалось, что она увидела какую-то картинку. Она закрыла правый глаз и стала смотреть на картинку расслабленно, не вглядываясь в детали...Постепенно из глубины фольги стало проступать изображение лица женщины, лет тридцати, в черно-белой шапочке. Лицо ее было красиво и задумчиво, а взгляд направлен куда-то вдаль...

В правом углу фольги стала проявляться какая-то танцорка, в обтянутых синих чулках и коротких шароварах, которые заканчивались желтыми подвязками. Руки ее были вскинуты вверх, ладони вывернуты наружу, лицо до глаз было закрыто прозрачным шарфом, а на ногах были мягкие черные тапочки, кроме того на ней была красивая розовая кофта или майка...


Вскоре в центре фольги стало проявляться скопление полузверей, полулюдей довольно свирепого вида. Наташа с удивлением, смешанным со страхом, рассматривала их мерзкие рожи...Она перевела взгляд влево и увидела маленького мужчину в красно-белом камзоле, лет двадцати пяти, светловолосого, рост его был, примерно, один метр и выглядел он каким-то игрушечным. Казалось, что всё это только ей мерещится и стоит закрыть глаза - и картинка
исчезнет.

Она закрыла глаза и через некоторое время опять посмотрела левым глазом на то же место - картинка осталась! Мало того, их стало появляться больше и больше. В центре она увидела кровать, на которой лежало две белые кошки и одна - серая, а чуть левее она увидела группу из трех человек: женщину, одетую в рванье, и двух мужчин такого же вида, по-видимому, пьяниц...

Вдруг в центре фольги стало медленно появляться изображение, на всю длину и ширину фольги, красивой женщины в широкой шляпе, в синем платье, лет 25-30-ти, лицо испанского или итальянского типа... Наташа подумала, что может ее желание увидеть что-то тоже исполнится. Она представила, что женщина улыбается и подмигивает...

Но ничего не произошло: картинка оставалась неподвижной. Закрыв глаза и постепенно открывая правый глаз, она снова расслабилась и стала замечать как некоторые контуры начинают сливаться в определенную картинку, изображающую мужчину в черном одеянии графского покроя, в черных туфлях, длинном, волнистом парике, с пышными усами. Перед ним сидит собака, крупная, гладкошерстная, с большим лбом. За мужчиной видно кресло, в котором кто-то сидит...


Справа она увидела что-то похожее на ярмарку: бородатый мужик продает хомут, невдалеке торговка с корзиной, перед ней мальчик лет десяти...Вдруг она увидела кота в бежевых брюках клеш и пиджаке. Кот подает что-то похожее на платок кошечке в синем платье, обтянутом по фигурке...

- Обалдеть, - подумала Наташа. - Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда, - вспомнилось ей. -Однако, я это видела, а я думала, что Алексей меня разыгрывает...Мир - непостижим! Сколько же еще можно узнать нового! - была ее последняя мысль перед тем как заснуть...