время и песня

Рома Мининзон
                ВРЕМЯ  И  ПЕСНЯ

     По одному из каналов ТВ шла серия ностальгических передач под названием «В нашу гавань заходили корабли», участники которой (барды, интеллигенты эпохи культа личности  и застойного времени и т.д.) вспоминают и поют «подпольные» песни различных времён.  Мы почти каждую субботу смотрели эти передачи, пока не прикрыли  этот канал, руководимый талантливым журналистом Евгением Киселёвым,  и перед нами проходила вся наша жизнь. Из этой передачи мы узнали имена авторов некоторых песен. Так  автором песни «Прекрасна крымская земля» был писатель Владлен Бахнов, сценарист фильма «Иван Васильевич меняет профессию» и некоторых других. Несколько позже, уже после закрытия киселёвского канала, мы прочли более подробно об истории этой песни из газеты «Еврейское слово» №26(149) за
2-8 июля 2003г. Ещё в хрущёвское время  «знаменитый» подоночный писатель А. Первенцев написал гнусно-доносительскую статью о коктебельских нравах и её размножила газета, именовавшаяся «Советская культура», а пародию на неё сочинил Бахнов:

Ах, что за славная земля вокруг залива Коктебля –
Колхозы бля, совхозы бля, природа.
Но портят эту красоту суда приехавшие ту  неядцы бля, моральные уроды.
Ужасно наглый вид у них – одна девчонка на троих, и шорты бля, и шорты.
Вид у девчонки просто гол; куда смотрели комсомол? И школа бля, и школа бля и школа.
Купальник рваненький на ней, а под купальником ей-ей всё голо бля всё голо бля, всё голо.
Сегодня парень водку пьёт, а завтра планы продаёт родного бля советского завода.
Сегодня парень в бороде, а завтра где? В НКВДе. Свобода бля, свобода бля, свобода.
Все говорят, что я свою для денег написал статью. Не верьте бля, не верьте бля, не верьте.
Не ради длинного рубля, а потому что был я бля, и есть я бля, 
буду бля вовеки.

     А. Первенцев даже жаловался в какие-то инстанции на Бахнова, но последнему сошло с рук –
Н. Хрущёв ещё удерживал свою относительно либеральную власть.

     На наше время пришлась и война, и культ личности, и, так называемая, оттепель, и время застоя, затем перестройка, построение коммунизма, а затем – капитализма. Короче – не соскучишься. Для каждого из перечисленных этапов характерны были присущие ему официальные и подпольные, а также, можно сказать, запрещенные песни. До начала войны нам было по 8-10 лет, что пели наши родители, помимо радостных песен Дунаевского, мы не очень помним. Родители собирались на вечеринках, танцевали в основном танго и фокстроты и пели что-то вроде:
Мы вдвоём в поздний час, входит в комнату молчание.
Много лет всё у нас длится первое свидание.
………………………………………………..
Засыпай, моя любимая – пусть мечты сбываются…  и  т. д.

(«…солнце красит нежным  светом стены древнего Кремля» и др.)  или бравурно-победоносные («Три танкиста» и др.).  Почти в каждой песне того времени упоминалось имя Сталина. Во время войны было очень много хороших песен; самая первая из них «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой с фашистской силой тёмною, с кровавою ордой».
В 1950г. поступили в институт. Мы студенты во время праздничных демонстраций (1 мая и 7 ноября), на которые обязательно нужно было являться, и которые длились с утра до вечера, по традиции качали милиционеров и машины и пели маршевые песни типа::
Русский с китайцем братья навек.
Крепнет единство народов и рас.
Это шагает простой человек –
Сталин и Мао слушают нас, слушают нас.

Москва – Пекин,  Москва – Пекин.
Идут, идут вперёд народы
За светлый труд, за прочный Мир
Под знаменем свободы.

В то время мы что-то не слышали о бардах – может быть они, и были, но тогда уж очень глубоко «под полом». Из последних публикаций (то же «Еврейское слово» №27 за 2003г.) предтечей авторской песни в 50-х годах были  трое друзей соавторов Сергей Кристи, Алексей  Охрименко и Владимир Шрейберг. Они создавали фольклор типа:
Гамлет
               
Ходит ГамлЕт с пистолетом,
Хочет ковой-то убить.
Он недоволен белым светом,
Он думает: Быть или не быть?

Евоная мать согрешила
И за другого пошла,
А сапогов ещё не износила,
В каких она за гробом мужа шла.

Офелия, Гамлетова девчонка,
Спятила, товарищи, с ума,
Потому что датская сторонка
Для народа хуже, чем тюрьма.

Спятила, в воду сиганула,
Даже не сняла с себя наряд,
И тут на кровь Гамлета потянуло,
И стал он их калечить всех подряд.

И по расписанию Шекспира
Вынимал тут Гамлет-молодец
С ножен комсоставскую рапиру,
Наступал Полонию конец.

И тогда король, трясясь от гнева,
В Лондон повелел его сослать,
Стакнулася с ним и королева,
Разве ж это мать? Такая мать...

Был Гамлет упрям и непослушен,
За себя двух корешей послал,
Вскоре был один из них задушен,
А другой – так без вести пропал.

Со зла Гамлет задумал постановку,
Чтобы свои сомненья разрешить,
Во дворце устроить потасовку
И в общей свалке кой-кого убить.

Решил разоблачить он королеву,
А, главное – прихлопнуть короля,
Самому отдать концы налево,
А Данию оставить без руля...

Весь двор смотреть собрался на пиесу,
Которой Гамлет автор-режиссёр.
Король не проявлял к ней интересу,
Но под конец до смысла он допёр.

На сцене королева-потаскуха
Синильной мужа травит кислотой,
Льёт из пипетки, лярва, прямо в ухо,
Душевною блистая красотой.

Король смекнул да улыбнулся глупо,
И тут Гамлет давай их всех кромсать!..
Наутро там нашли четыре трупа,
И то их невозможно опознать.

Шекспир – в машину и на поле боя,
Он моментально трупы опознал
И, несмотря на приступ геморроя,
За сутки свою пьесу накатал.

Больной Шекспир работал с увлечением,
Он делал деньги, затянув ремень,
И получили люди развлечение,
А автор – белый хлеб на чёрный день!

    Или:

В селении Ясная Поляна жил Лев Николаич Толстой,
Не кушал ни рыбы, ни мяса, ходил по деревне босой.
Жена его Софья Андревна, напротив, любила поесть.
Она не ходила босая – хранила дворянскую честь.

Эти же авторы  создавали так называемые просительные песни в духе поездно-вагонного жанра:
Я был батальонный разведчик, а он писаришка штабной.
Я был за Россию ответчик, а он спал с моею женой.

Ах, Клава, ты милая Клава, как это случиться могло,
Что ты променяла, шалава, орла на такое дерьмо?

Меня – на такого мужчину! Я  сесть бы с ним рядом не стал.
Ведь я от Москвы до Берлина по вражеским трупам шагал.

Шагал, а потом  в лазарете со смертью в обнимку лежал.
И плакали сёстры, как дети, пинцет у хирурга дрожал.

Тяжёлой солдатской слезою расплакался весь батальон,
Когда я Геройской Звездою с протёзами был награждён.

И вот мне вручили протёзы, и еду-то, братцы, я в тыл.
Скупые мужицкие слёзы кондуктор в вагоне пролил.

Домой я с войны возвращался, и стал я тут Клавку ласкать.
Я телом её наслаждался, протёз положил под кровать.
Огромный осколок снаряда давил на пузырь мочевой –
Полез под кровать за протезом, а там писаришка штабной.

Я мял его белые груди, срывал я с него ордена.
О, русские добрые люди, родная моя сторона. (Помогите, граждане, слепому инвалиду. Куда, сука,
фальшивый рубль суёшь!)

             Не знаю автора другой просительной песни:
Люди добрые, посочувствуйте – человек обращается к вам:
Дайте молодцу на согрев души, я имею в виду на сто грамм.

Не оставьте меня в этот трудный час, я вас всех бесконечно люблю.
Скиньтесь, граждане, по копеечке, я имею в виду по рублю.

Если нету в ком ко мне сочувствия, если нет сожаления в ком
Покарай рукой своей, Господи, я имею в виду кулаком.

К сожалению, нет больше времени, я в другие вагоны спешу.
Песня близится к заключению – ничего не имею в виду.


   Мы, студенты на вечеринках пели либо что-нибудь довоенно-лирическое или старинные романсы. Были и студенческие песни типа:
В гареме нежился султан, да султан.
Ему счастливый жребий дан:
Он может девочек любить,
Хотел бы я султаном быть.

Но он несчастный человек:
Вина не знает целый век.
Так запретил ему коран –
Вот почему я не султан.

А в Риме Папа римский жил,
Вино как воду Папа пил.
И денег полная казна.
Хотел бы Папой быть и я.

Но он несчастный человек:
Любви не знает целый век.
Так запретил ему закон –
Пускай же  Папой будет он.

А я различий не терплю:
Вино и девушек люблю
И чтобы это совместить
Простым студентом надо быть.

В одной руке держу бокал
Держу да так, чтоб не упал.
Другою обнял нежный стан –
Теперь я Папа и Султан.

     А когда уж во всю разгуливались, то обращались к блатным или воровским песням, большей частью пародией на них. Например, знаменитую «Мурку» превратили в «Сурку»:

Как-то шли на дело я и Рабинович, Рабинович выпить захотел.
Почему не выпить бедному еврею, если у нег нет больше дел?
Чтоб немного выпить и похавать цимес, мы зашли в шикарный ресторан –
Там сидела Сурка, у неё под юбком  дробом был зараженый наган.
(потом у них началась с Суркой разборка)
……………………………………………………………………………………………..
Рабинович стрельнул – чуть-чуть промахнулся и попал нечаянно в мине:
Я лежу в больнице, а Зяма Рабинович с Суркою гуляет при луне.

     Время шло. Сталин умер, когда мы уже были на 4 курсе. Разоблачение его культа и время так называемой оттепели произошло, когда мы уже  по окончании института жили и работали в Запорожье.  Из этого времени вспоминается песня, которую С.Я. Маршак назвал «песней домашнего гуся»:
Летят перелётные птицы прошедшее лето искать.
Летят они в дальние страны, а я не хочу улетать,
А я остаюсь с тобою, родная моя сторона –
Не нужен мне берег турецкий, и Африка мне не нужна.

   А вот не менее «патриотические» песни того времени:

Стою я раз на стрёме, держу в руке наган,
Но тут ко мне подходит неизвестный мне граждан.
Он говорит: в Марселе такие бардаки!
Такие, понимаешь, девочки, такие коньяки.
Там девочки танцуют голые, там дамы в соболях.
Лакеи носят вина там, а воры носят фрак.
Достал он, понимаешь, ключик, открыл он чемодан.
Достал он деньги-франки и жемчуга стакан.
Возьмите – говорит он – франки и жемчуга стакан,
А мне в замен достаньте советского завода план.
Советская малина собралась на совет.
Советская малина врагу сказала: НЕТ!!
Мы взяли того фраера, мы взяли чемодан,
Мы взяли  деньги-франки и жемчуга стакан.
Мы сдали того фраера войскам НКВД.
С тех пор его по тюрьмам я не встречал нигде.
Нам власти руку жали, жал руку прокурор,
И сразу всех забрали под усиленный надзор.
И вот сижу на нарах, имея одну цель:
Эх, как бы мне увидеть тот западный Марсель,
Где девочки танцуют голые, где дамы в соболях.
Лакеи носят вина там, а воры носят фрак.
    Об этой песне прочёл в книге «Острова в океане» Александра  Городницкого, что
    написана она никакими не блатарями, а ссыльным интеллегегтом Ахиллом     Левитоном.
               

   Или: песня:
Сидел я как-то в баре с африканцем,
А он мне бедолага говорит:
«В российских реках холодно купаться,
Поэтому и неприглядный вид».

А я говорю: мы делаем ракеты, перекрываем Енисей.
И даже в области балета мы впереди планеты всей.

Затем мы приняли по триста,
А он мне бедолага говорит:
«В российских сёлах не танцуют твиста.
Поэтому и неприглядный вид».

А я говорю: мы сделали ракеты, мы перекрыли Енисей.
И даже в области балета мы впереди планеты всей.

       Как мы недавно узнали (в день семидесятилетия автора) эту песню сочинил известный любимый народом бард Юрий Визбор. По телевидению было несколько переда, посвящённых Ю. Визбору. В одной из них дочь барда поведала, что из - за этой песни  автор попал под подозрение властей, т.к. в песне якобы раскрывал государственные тайны.

     Но наш «дорогой Никита Сергеевич» смотался хоть и не в Африку, но всё-таки за границу, а именно – в Америку, откуда привёз неизмеримую любовь к кукурузе, и заставил её выращивать во всех климатических зонах СССР. Вот теперь уж творчество народа разыгралось во всю – от песен с припевом:
Эх, кукуруза, кукуруза, кукуруза – это всё:
Кукуруза – это мясо, кукуруза – молоко….. до частушек:

Полюбила я Никиту, выйду замуж за него,
Но боюсь, что вместо …. кукуруза у него.
Или вот такой  анекдот:
Звонят из ЦК в Биробиджан.
Как у Вас продвигаются дела с производством кукурузы?
Осваиваем.
На какой стадии?
Учимся выговаривать: кукуррруза.

     Если кукуруза была символом времени Хрущёва, то в брежневскую эпоху таким символом стали освоение целины и постройка БАМа. Новые времена – новые песни:
     Едем мы друзья в дальние края,
    Станем новосёлами ты и я…   - это целина.

    Слышишь время стучит: БАМммм… и т.д. – без комментариев.

     В начале 60-х годов нас ввели  в  туристско-альпинистский круг. Здесь в ночёвках и альп. лагерях мы впервые услышали песни Окуджавы, Визбора, Кима, Городницкого, Галича, Высоцкого и многих других. Исполнение бардовских песен , мягко говоря, не поощрялось официозом, песни Высоцкого считались хулиганско-блатными, а Галича – антисоветскими.
     В течение многих лет, начиная с первых тёплых весенних дней и до поздней осени, каждый week-end мы проводили на о.Хортица в кругу альпинистов и туристов. В пятницу сразу после работы, предварительно запасшись провизией (наша доля – 3-4-х килограммовая индейка и пачка «геркулеса»), на лодочной переправе направлялись в плавни (южная оконечность острова ). Здесь сложилось великолепное трио из группы туристов. Почти всю ночь они баловали нас замечательными туристскими песнями, разбавляя их шуточными, бардовсими и , как они характеризовали – ругательными (Король объелся макаронов – у него большой запор..). Однажды их пригласили  на ТВ. Предварительно прослушав намеченные к выступлению песни, вот эту запретили петь:
Забудь про всё, забудь про всё.
Ты не поэт, не новосёл.
Ты просто парень из тайги –
Один винчестер, две ноги.

Тайга вокруг, тайга закон.
Открыта банка тесаком.
А под ногами сквозь туман
Хрустит хребет Хамардабан.

И жизнь легка под рюкзаком –
Шагай, не думай ни о чём.
И нету славы впереди,
А впереди одни дожди.

За перевалом умер день.
За перевалом нет людей.
И кажется, что нету стран,
Где нет хребта Хамардабан.

В мешочек сердца положи,
Не что-нибудь, а эту жизнь.
И будут тысяча столиц
Перед тобою падать ниц.

И будет тысяча побед,
Но снится всё-таки тебе
 Одно и тоже сквозь туман
    Хрустит хребет Хамардабан.

Ребята исполняли множество лирических песен.
Вот одна из них "Зимняя сказка" музыка и слова Сергея Крылова:
Когда зимний вечер уснёт тихим сном,
Сосульками ветер звенит за окном,
Луна потихоньку из снега встаёт
И жёлтым цыплёнком по небу плывёт.
А в окна струится сиреневый свет,
На хвою ложится серебряный снег.
И, словно снежинки, в ночной тишине
Хорошие сны прилетают ко мне.
Ах, что вы хотите, хорошие сны?
Вы мне расскажите о тропах лесных,
Где всё, словно в сказке, где сказка сама:
Красавица русская, бродит зима.
Но что это? Холод на землю упал,
И небо погасло, как синий кристалл,
То жёлтый цыплёнок, что в небе гулял,
Все белые звёзды, как зёрна, склевал.
Когда зимний вечер уснёт тихим сном,
Сосульками ветер звенит за окном,
Луна потихоньку из снега встаёт
И жёлтым цыплёнком по небу плывёт.
Луна потихоньку из снега встаёт
И жёлтым цыплёнком по небу плывёт.




Мотивировали запрет тем, что винчестер – не наш вид оружия. В те времена разные публикации (письменные или устные) подвергались цензуре в лице, так называемого, комитета по печати, одного из органов КГБ. Даже, чтобы напечатать автореферат диссертации требовалось разрешение этого комитета.
       Ещё о многом хотелось бы рассказать и вспомнить песни прошлых времён. Но оказалось, что своими «мемуарами» я вновь изобретаю велосипед: буквально недавно я узнал, что вышеназванная передача «В нашу гавань заходили корабли» примерно с 1992 г. существовала на радио, а уже позже перешла на ТВ. И уже в 1995 г. под этим же названием вышел песенник (Москва, «ОМЕГА», «ДЕНИС АЛЬФА», 1995, 392 стр.), где собрано более 300 «подпольных» песен. Кроме того, записано не менее 5 дисков (около 100 песен) с такими исполнителями, как Ю. Никулин, З. Герд, И. Муравьёва, Р. Быков, Н. Варлей и многие другие, и даже Г. Каспаров пропел знаменитую «Мурку». Так что, пасуя перед такой именитой конкуренцией, заканчиваю свои воспоминания. Напоследок песня –притча:

Пусть все шары-дирижаблики свой выбирают маршрут –
В рай на бумажном кораблике принц и принцесса плывут.

Пенится, пенится, набегает цветная волна,
Кренится, кренится, всё плывёт и плывёт кораблик.

В рай на бумажном кораблике принц и принцесса плывут.
Друг, мы грустить не готовились, вдруг вышел случай такой:
Принц и принцесса поссорились, и кто-то топнул ногой.

Пенится, пенится, набегает цветная волна.
Кренится, кренится, опустил паруса кораблик.

Принц и принцесса поссорились, и кто-то топнул ногой.
Жизнь так не прочно устроена – вмиг и случилась беда;
Вдруг под ногами пробоина – трюм заливает вода.

Пенится, пенится, набегает цветная волна.
Кренится, кренится и идёт на дно кораблик.

Где ж эти райские яблочки?
Ты сделай вывод такой,
Что на бумажном кораблике лучше не топать ногой.
Авторы: Текст - Меньшикова К., Щеглов С.
        Музыка - Кац - Белов
  В 60-ие годы в народ пошла песня:
    
       ПЛАВЛЕНЫЙ СЫРОК
Сделана отметка на стакане,
И укромный найден уголок,
И давно разломленный в кармане,
Засыхает плавленый сырок.

Ах, где ж ты, друг, наш третий друг?
Засыхает плавленый сырок.

Трое появились не случайно,
И троица придумана не зря,
Ведь недаром чуть не в каждой чайной
Есть картина «Три богатыря».

Ах, где ж ты, друг, наш третий друг?
Есть картина «Три богатыря».

Третий, где ж ты? Отзовись, ну где ж ты?
Я, может быть, издохну в час ночной,
А ты опять куда-нибудь уедешь
На машине с красной полосой.

Ах, где ж ты, друг, наш третий друг?
На машине с красной полосой.

Или ты, устав от жизни этой,
В мир подашься несколько иной:
В желтом доме чертиков зеленых
Ловишь ты казенной простыней.

Ах, где ж ты, друг, наш третий друг?
Ловишь ты казенной простыней.

Сделана отметка на стакане,
И укромный найден уголок,
И давно разломленный в кармане,
Засыхает плавленый сырок.

Ах, где ж ты, друг, наш третий друг?
Засыхает плавленый сырок.

Из Википедии:
Песня утвердилась как дворовая, хотя авторы известны - она написана Александром Зацепиным на слова Леонида Дербенева для фильма "Формула радуги" (1966), где звучит без первого куплета в исполнении героя Савелия Крамарова (за него за кадром спел сам Александр Зацепин).

Обычай "сообразить на троих" и философский вопрос "Третьим будешь?" происходит из тех советских застойных времен, когда водка стоила 3 рубля (точнее - 2,87). Жена каждое утро давала советскому работнику один рубль на обед (семейным бюджетом ведали жены). Этот рубль часто пропивали, для чего надо было собраться втроем, чтобы хватило на бутылку. См., например, фильм Георгия Данелия "Афоня" (1975).

"Три рубля на водку" и "водка на троих" часто упоминаются в ранних песнях Высоцкого (1962-1963 гг.) - "Если б водка была на одного...", "Сколько лет, сколько лет...", "Мы вместе грабили одну и ту же хату...".


ВАРИАНТ

Сделана отметка на стакане…

Сделана отметка на стакане,
И укромный выбран уголок,
И, давно разломленный, в кармане
Засыхает плавленый сырок.

Припев:

А где ж ты, друг,
Наш третий друг?
Засыхает плавленый сырок!
А где ж ты, друг,
Наш третий друг?
Засыхает плавленый сырок.

Трое появились не случайно,
И троица придумана не зря.
Ведь недаром чуть не в каждой чайной
Есть картина "Три богатыря".

Припев:

А где ж ты, друг,
Наш третий друг?
Ты, с картины "Три богатырям?
А где ж ты, друг,
Наш третий друг?
Ты, с картины "Три богатырям?

Третий, третий, отзовись, ну где ж ты?
Может, я издохну в час ночной,
А ты опять куда-нибудь уедешь
На машине с красной полосой.

Припев:

А где ж ты, друг,
Наш третий друг?
Засыхает плавленый сырок!
А где ж ты, друг,
Наш третий друг,
На машине с красной полосой?

Или ты, устав от жизни этой,
В мир подался несколько иной?
В желтом доме чертиков зеленых
Ловишь ты под белой простыней.

Припев:

А где ж ты, друг,
Наш третий друг?
В желтом доме с белой простыней!
А где ж ты, друг,
Наш третий друг?
Засыхает плавленый сырок...

Сделана отметка на стакане,
И укромный выбран уголок,
И, давно разломленный, в кармане
Засыхает плавленый сырок.

Припев:

А где ж ты, друг,
Наш третий друг?
Ты, с картины "Три богатыря"?
А где ж ты, друг,
Наш третий друг?
Засыхает плавленый сырок!