Кольцо царя Соломона

Израиль Рубинштейн
               

      О, Соломон! Сколь глубока мудрость, начертанная на золотом кольце твоём! «Всё проходит! И это пройдёт!  И это тоже пройдёт!» Предание гласит, что письмена сии напоминали тебе, Читающему Книги: не торопись, обдумай прежде, чем принять решение! Не потому ли ты так мудр? И всегда так-то: политика задаст тебе сложную задачу,.. задумаешься,.. по привычке извлечёшь кольцо из кармана царской порфиры,.. крутишь в пальцах,.. читаешь... и берёшь в свой гарем ещё одну дщерь царских кровей вместе с её несметным приданным, заключаешь ещё один взаимовыгодный договор. И потому никто не сравнится с тобой по успеху и богатству!
      В делах внутренних мудрое кольцо тоже при тебе, Соломон. Сцепились ли между собой партии придворных твоих, бьют челом государю: «Рассуди!» - А оно уже в руке царской, будто шепчет: «А пошли ты их, сам знаешь куда! Только вежливо, обходительно! А свара эта сама рассосётся!». Глядишь, - и рассосалось. Предстанут ли пред тобой измождённые феллахи: «Мудрейший, сними часть налогов с нас, рабов твоих! Ведь помрём!» А кольцо тут как тут: «Да пройдёт и это.  А и помрут, так новые народятся. Не спеши».   
      Но время шло, старел ты, слабели твои глаза.  Да и золото кольца истёрлось от частого употребления. Божественные письмена стали  еле различимы и уже не поддавались прочтению твоему. Вот тогда ты, дряхлеющий царь, и утвердил должность визиря, по нашему – премьер-министра. А кольцо какое-то время ещё ощущалось в кармане порфиры. А потом пропало. Заподозрил ты, было, визиря своего: уж очень зоркий глаз у царедворца. Да ведь, не пойман – не вор.
      А потом ты совсем одряхлел. И уже не видел толком, да и про кольцо забыл. И пришли к тебе двое. И пришлось тебе чинить суд царский, суд справедливый. Юркий истец первым грохнулся на колени:
      «Выслушай, государь! Вот этот недостойный оборванец пытался меня убить! Не далее, как вчера! Прикажи сделать его моим вечным рабом! Наказание рабу я придумаю сам!»
      «Справедливо! – согласился ты, - Покушение на убийство заслуживает вечного  рабства! Ты прав, человек, будь же хозяином этого оборванца! Хотя,.. следует выслушать и другую сторону. За что ты пытался убить этого человека?»
      «Мой царь! - завопил оборванец. – Этот подлый человек подделал долговой вексель на моё имя. Судья помог ему завладеть всем моим имуществом, моей женой и моей дочерью! А вчера состоялся последний суд! И меня снова обманули! И я попытался зарезать своего обидчика! И я требую его казни! Верни мне жену и дочь, царь мой!»      
     «Да-да! Подделка векселей заслуживает смертной казни! - сказал ты, и задумался - Казнить одного, а другого сделать вечным рабом? Тогда кому должно вернуть жену и дочь?»
     В последний раз вспомнил ты о мудром кольце своём. Да где ж его искать? А тут, как назло, хитрый визирь шепчет над ухом:
     «Что ты говоришь, государь мой? У тебя истец прав и ответчик тоже прав! Получается, что нет в твоём царстве ни правды, ни законов?»
     «Получается, что нет!» - Ответил ты, мудрейший из мудрых.