Анализируя банкротство ДЭУ 1999 г

Уладзимир Траццякоу
Банкротство DAEWOO давало когда-то повод радикально пересмотреть экономическую стратегию Беларуси. Для России тот повод тоже еще не использован.

В конце августа стало известно, что могучий южнокорейский концерн «ДЭУ» вынужден был объявить о своей финансовой несостоятельности, что для многих государств и компаний – партнеров «ДЭУ» оказалось как гром среди ясного неба. Косвенно об этом свидетельствует хотя бы то, что долги концерна достигли астрономической суммы -- $50 млрд. Ведь без уверенности, что долги будут возвращены, кредиты не выдаются. Среди «пострадавших» от банкротства корейского концерна оказалась и Беларусь. По имеющимся сведениям, наша страна не получит теперь от него $1,2 млрд. запланированных инвестиций.

 Психологическая подоплека просчета руководства «ДЭУ» очевидна: переоценка своего могущества и финансовых возможностей. Что же касается экономических причин, то они не лежат на поверхности. Можно предположить, что все дело – в той информационно-интеллектуальной революции, которая произошла в мире, но в разной степени субъектами хозяйствования осознана. Т.е. руководством «ДЭУ» и его партнерами – не в полной мере.

 Революционный скачок датируют началом 1991 г., когда в США появились компании, рыночная стоимость которых (т.е. суммарный акционерный капитал) более чем вдвое превысила стоимость их материальных фондов, когда возник и стал расти спрос на специалистов нового типа – по информационно-интеллектуальному менеджменту. Эти компании не только стали по-новому использовать знания и опыт своих работников – по отдельности и в их организационном единстве, -- но и знания и опыт своих постоянных клиентов. Все это позволяет говорить о трех составляющих интеллектуального капитала компаний – человеческом, структурном и потребительском.

 Вот свидетельства происходящих изменений (на примере экономики США). Из года в год в США растут вклады в компьютерную технику (в млрд. USD): 1982 г. -- 49 млрд., 1987 г. -- 86 млрд., 1991 г. – 112, что больше, чем вложения во все остальные производственные технологии (107). Начиная с того же года американские компании в целом тратят на оборудование для сбора, обработки, анализа и распространения информации больше, чем на все остальное машиностроительное производство, имеющее дело с объектами материального мира.

 Это не должно удивлять: ведь по данным Международной информационной корпорации IDS возврат денег, затраченных на приобретение компьютеров, в 8 раз превышает аналогичный показатель для вложений в другие основные фонды и сравним с отдачей от научно-технических разработок. О высокой ценности знаний, хранящихся и курсирующих в компьютерных сетях, свидетельствует и деятельность всемирно известной компании IBM, доходы которой от оказания компьютерных услуг превышают ее многомиллиардные доходы от продажи самих компьютеров.

 Следование глобальной стратегии экономического развития и внесение радикальных изменений в экономическую стратегию Беларуси позволило бы сыграть на «опережение» и сократить период послекризисного восстановления экономики. Для наших условий это изменение тем более радикально, что предполагает преимущественно частную форму собственности. Не 5%, как сейчас, а 85—90. Иначе государству не разрешить проблему трудоустройства. В самом деле, информационно насыщенные предприятия оказываются столь рентабельными, что им то и дело приходится освобождаться от всякого рода «лишних» фондов, в т.ч. и человеческих. Например, доля занятых в промышленности США постоянно падает: с 34% в 1950 г. до 16% -- в наши дни (притом, что 1/3 от этих 16% составляют работники сферы информации – бухгалтеры, менеджеры, дизайнеры). Процесс затронул и самых «продвинутых»: в 1996 г. крупнейшая телекоммуникационная фирма AT&T сократила число своих рабочих мест примерно на 40 тыс. Т.е. рабочая сила будет неизбежно высвобождаться, и без свободной частной инициативы массы людей не смогут найти себе применения. А посему «приобщиться к революции», введя на белорусских предприятиях должности по информационному и интеллектуальному менеджменту и на этом считать проблему закрытой, не удастся. Одного этого мало. Нужна еще как минимум нормальная рыночная экономика.

 В условиях бедной сырьем Беларуси экономия основных материальных фондов и топливных ресурсов, которую демонстрируют самые экономически развитые страны Запада, становится едва ли не главным стимулом радикальных (революционных, если не бояться этого слова) изменений структуры предприятий. В США, например, стоимость основных фондов всех добывающих и промышленных предприятий в 1982 г. составляла 62,3% от их рыночной стоимости, а в 1992 г. – уже только 37,9%. В акционерной стоимости компании Microsoft, всемирного поставщика операционных систем и программ для компьютеров IBM, основные фонды составили чуть больше 1% -- $930 млн. из $85,5 млрд. Уже появились организации, которые вообще не имеют никаких материальных средств производства. Например, Visa International как обычное предприятие со зданиями, оборудованием и т.д., не существует, хотя общая сумма ее сделок, заключаемых ежегодно, составляет около $300 млрд. Сюда же нелишне присовокупить и самую дорогую торговую марку – TM «Coca-Cola», -- которую оценивают в $39 млрд.

 С точки зрения американских бизнесменов, Беларусь – всего лишь небольшая агропромышленная фирма с бюджетом сравнимым с $1 млрд. Посмотрим, что для этой «фирмы» представляют собой советы Гордона Петраша, одного из первых директоров по интеллектуальным ресурсам, занявшего этот пост в корпорации Dow Chemical в 1993 г. Итак, по Петрашу, управление интеллектуальным капиталом Беларуси будет действенным, если пройти следующие 6 этапов:

 1. Разработка стратегии: определить, какие знания нужны на каждом предприятии, чтобы выйти на крутой подъем производства. (С этим у нас, пожалуй, справились бы – разобравшись в механизмах рыночной экономики).

 2. Сбор «разведданных»: как можно больше разузнать о стратегии и патентах реальных и потенциальных конкурентов. (Если иметь в виду внутренний рынок, то здесь просто – он еще почти пуст и конкурировать практически не с кем. Но конкуренты бывают и зарубежные, и тогда уже недостаточное информационное обеспечение может свести на нет даже хорошую стратегию. В каком-то смысле об этом свидетельствует и незаключенный контракт с нашим конкурентом-партнером «ДЭУ»).

 3. Сортировка: что из собственных патентов есть в наличии, что активно используется, что могло бы быть задействовано. (Белорусских патентов уже не так мало – свыше 1,5 тыс.; но изобретений, запатентованных за рубежом, отечественные заявители имеют чуть больше ста (на 1.01.99). Это означает, что выход наших интеллектуальных товаров на внешний рынок пока не может привести к значительным финансовым достижениям).

 4. Определение ценности: что из своих объектов интеллектуальной собственности стоит продать, а что выгоднее пустить в дело. (Расчеты потребуют детальной информации о внешнем рынке, так что этот этап преодолеть будет непросто).

 5. Инвестиции: выясняется, какие «пробелы» и «дыры» нужно «заполнить» финансами, чтобы получить преимущество над конкурентами. (В теперешних условиях Беларусь, когда главным «конкурентом» является государство и его фискальные органы, прохождение этого этапа будет заключаться в финансовой «скорой помощи», в «латании дыр», чтобы только остаться на плаву; но в отдаленной перспективе, когда частнопредпринимательская инициатива перестанет быть наказуема, пятый этап станет самым решающим для результата всей народнохозяйственной деятельности фирмы «Республика Беларусь».

 6. Формирование нового портфеля знаний: с учетом опыта прохождения этапов 1—5 формируется новая, очищенная и пополненная база знаний, позволяющая начать весь процесс с начала, на новом уровне информационно-концептульном уровне. (Это для нас – дело уж очень отдаленного будущего).

 Остается добавить, что по результатам опроса директоров 80 крупнейших корпораций США, таких как Chemical Bank, Kodak, Hewlett Packard, подавляющее их большинство (80%) высказало мнение, что в их собственных организациях информационно-интеллектуальный менеджмент должен превратиться в важнейшую часть деловой стратегии (хотя пока лишь 15% могут похвалиться успехами в этом деле). Похоже, новая тенденция в мировой экономике затронет и Беларусь. А если так, то неплохо было бы вспомнить и древнюю мудрость: «Желающего судьба ведет, нежелающего – тащит».

(Опубл. в Аналитическом бюллетене БелаПАН «Белорусская неделя», 1999, № 36, с. 18--20, а также в журнале «Интеллектуальная собственность в Беларуси», 1999, № 3).