6. Технический этаж

Ртищева Людмила
Я всегда думала, что здание Центрального Дома быта на улице Гончарова двенадцатиэтажное. Мне и в голову не приходило проверить это, пересчитав ряды окон. Да и ни к чему было, потому что, пользуясь иногда лифтом, я давно обратила внимание, что в нём всего двенадцать кнопок. Но как-то, по рассеянности, нажав на самую верхнюю из них и выйдя на совершенно ненужном мне двенадцатом этаже, я обнаружила, что он вовсе не последний. Над ним есть ещё один. На него вела узкая лестница, которой, должно быть, никогда не касалась швабра уборщицы, а в конце виднелась затянутая паутиной железная дверь. Место выглядело совершенно необитаемым… По-видимому, этаж был техническим, и заглядывали сюда только в случае каких-то профилактических или ремонтных работ.
Но поздним вечером тринадцатого января  две тысячи второго года, по пути в круглосуточный продовольственный магазин, что находится на первом этаже этого самого здании, я вдруг заметила в окнах под крышей свет и даже движение каких-то фигур. День был воскресным, и почти все остальные окна зияли тёмными дырами, поэтому свет на тринадцатом этаже казался особенно странным.
Сделав кое-какие покупки к новогоднему столу, я не вышла на улицу, а через узкий коридор направилась к служебному входу – именно там начиналась лестница на верхние этажи. Вахтёра на его обычном месте не оказалось, и я уже подумала, что пройду наверх беспрепятственно, но перед лестницей меня ждало разочарование: проход перекрывала решётка, запертая на довольно увесистый замок. Повернувшись, чтобы уйти, я машинально нажала кнопку вызова лифта, и его дверки вдруг бесшумно распахнулись. Удивившись, что в выходной день лифт почему-то не отключили, я, тем не менее, сразу вошла в кабину.
На двенадцатом этаже тускло горела всего одна лампочка. Поднявшись к железной двери, я и здесь обнаружила замок, но, тронув его, поняла, что он не заперт и висит только для вида. Сняв замок и положив в карман, чтобы кто-то случайно не повесил его на место, я открыла дверь.
За ней было совершенно темно. Пошарив рукой на стене, справа от входа я нашла выключатель. Тринадцатый этаж осветился цепью довольно ярких лампочек. И сразу стало ясно, что здесь нет ничего интересного. Напротив входной двери была другая, с надписью «Аппаратная лифта. Посторонним вход воспрещён». Дальше, насколько хватало взгляда, шли какие-то трубы и кабели. Бетонный пол, неоштукатуренные плиты на потолке, маленькие пыльные окна – и всё!
Уже собираясь уходить, я вдруг почувствовала какой-то ветерок. И, обернувшись, увидела, что дверь в «аппаратную» приоткрылась. Из узкой щели доносились приглушённые голоса. Заглянув внутрь, я обнаружила просторное помещение. И, как ни казалось это невероятным, оно выглядело даже больше, чем весь этаж. Вокруг ярко освещённой площадки амфитеатром уходили вверх и скрывались в темноте небольшие круглые балкончики со стоящими на них столиками и диванчиками.
«Да это же ночной клуб, – догадалась я. – А в центре – танцевальный «пятачок».
Но в зале не было ни музыкальной аппаратуры, ни ди-джея. Зато на краю площадки возвышался стол, напоминающий сразу и канцелярский и ломберный, затянутый ветхим и даже, вроде, побитым молью, зелёным сукном. Он был завален толстыми книгами в обтрёпанных тёмных переплётах. Из-за них почти не было видно сидящего за столом сухонького старичка в больших роговых очках. К нему постоянно подходили люди, и он, порывшись в книгах, что-то им говорил.
Я направилась было к столу, но вдруг услышала: «Лана, привет!». Вглядевшись, я увидела молодую беременную женщину и неуверенно спросила:
– Яна? Так ты же… – И осеклась (несколько лет назад мою бывшую одноклассницу Янину Ковалёву при переходе улицы муж толкнул под машину). – Так ты… замужем?
– Почти год, – ответила она, – правда, у моего мужа это второй брак. Первая жена погибла прямо у него на глазах, когда они переходили дорогу. Она тоже была беременной…
– А как он к тебе относится? – осторожно спросила я.
– Очень хорошо! Когда поженились – просто на руках носил. Но после того как узнал о моей беременности, посмурнел. Я понимаю, что с каждым днём всё больше напоминаю ему первую жену…
Она задумалась. Потом, взглянув на меня в упор, таким же ровным голосом сказала:
– Я знаю, меня он тоже толкнул под машину…
– И ты была не последней…
– Да! К счастью, третья женщина выжила, хотя потеряла ребенка и осталась калекой. Знаешь, потом, ну, после того, как… я разыскала его первую жену. И как раз сегодня здесь с ней встречаюсь.
Пока мы беседовали, зал заполнялся людьми. Некоторые толпились возле старичка, другие сидели за столиками, пили горячий пунш и беседовали. А новые гости всё прибывали. Мы стояли у самого входа, так что поток двигался мимо нас. Кое-кто проходил так близко, что я невольно сторонилась.
– Не бойся, – сказала Яна, – никто из них не может тебя задеть – ваши тела находятся в разных измерениях. Ты даже пообщаться с ними не сможешь. Для этого нужны два условия: вы были знакомы при жизни и этот человек тебя узнал.
– К сожалению, уже ни один десяток моих знакомых может здесь меня узнать…
– Сюда приходят не все, а только те, у кого остались в жизни невыполненные дела или обязательства. Сегодня они могут попытаться что-то исправить. Кстати, ты знаешь, какой сегодня день?
– Тринадцатое января, канун старого Нового года.
– Просто Нового года, – поправила Яна. – Сегодня в полночь наступит две тысячи второй год. Ты, конечно же, знаешь, что это необычное число – оно читается одинаково, как слева направо, так и справа налево.
– Подобных сочетаний в истории человечества было не так уж и мало…
– Да, но симметричное четырёхзначное число с двумя нолями посредине выпадает всего второй раз. Следующий подобный вариант будет только в три тысячи третьем году. Сегодня ночь больших возможностей!
– Каких?
– Обычно в ночь наступления нового года, обозначенного симметричным числом, мы можем вернуться в своё прошлое, а также попасть в то время, что прошло после нас. И только сегодня нам дано увидеть то, что было на земле до нашего рождения. Мы можем проделать весь путь, что прошло человечество – от конца до начала и обратно.
– Вот почему сегодня здесь так много народа!
– Многие из этих людей пришли сюда, чтобы встретиться с теми, с кем разминулись и при жизни, и после смерти. Этот шанс могут использовать все, вне зависимости от своего местонахождения.
– Как же они поместятся в этом небольшом помещении?
– Разве ты видишь его целиком? Мы находимся в самом низу гигантской воронки, а её края уходят в бесконечность. И на всём этом пространстве сидят и общаются люди.
– Некоторые всё же толпятся у стола…
– Они получают разрешение вернуться в свою жизнь или посмотреть на чужую. В тех огромных книгах записаны жизни всех людей, что рождались на земле.
– И они уместились в нескольких десятках томов?
– Да! Каждая книга – одно столетие.
– А тот старичок за столом, кто он?
– Этот вопрос здесь лишний!
Ошарашенная обрушившейся на меня информацией, я забыла спросить о себе. Но Яна, видимо догадавшись, о чём мне хотелось узнать, сказала:
– К сожалению, тебе не дано пройти весь путь. Не сможешь ты заглянуть и в своё будущее. Твой маршрут – лишь прожитые тобой годы. Но ты можешь вернуться в любое мгновенье прошлого. И пробыть там, сколько захочешь – понятия времени здесь не существует.
– И я смогу изменить прошлое?
– Нет, твоя жизнь – уже свершившийся факт. Но можно проиграть любые варианты. Только не спеши! Вдруг то, что получится, тебе понравится больше, чем то, что было в действительности. Тогда после возвращения в реальность ты до самого конца своей жизни будешь жалеть, что сделала неправильный выбор. Если всё же решишься – подойди к старичку – он поможет. А мне пора! Подруга ждёт. – И она исчезла так же внезапно, как появилась.
Я села за столик у входа. Вместо горячего пунша незримый официант подал мне ледяной молочный коктейль. Отхлебывая неубывающий необыкновенно вкусный напиток, я стала думать о своей жизни. Получалось, что каждый её этап был связан с каким-то одним мужчиной. Вспоминая самые лучшие моменты, я очень отчётливо видела своих партнёров  и несколько призрачно – себя. Казалось, ещё чуть-чуть – и совсем растворюсь в чужих проблемах, работе, творчестве. И только после того, как я оставалась одна, на меня словно наводился фокус.
Может, вернуться в то время, когда и не было никого из них? И заняться своей жизнью, своим творчеством? Но тогда не будет и детей, и того счастья, что дало каждое узнавание нового человека. И даже разочарований и страданий, питающих моё творчество. И сегодняшней мудрости тоже не будет! Я вдруг поняла, что всё в моей жизни было, как надо, без вариантов. И дальше буду жить также набело.
Тихонько выскользнув за дверь, я повесила замок на место и спустилась к лифту. Но, прежде чем нажать кнопку вызова, оглянулась назад. Лестница на тринадцатый этаж всё также была покрыта слоем пыли без каких-либо следов. А металлическая дверь – завешена нетронутой паутиной. Как будто ничего и не было!


   Рассказ опубликован в книге "Один из вариантов жизни" (Ульяновск, 2005 год)