ХР Зрительные и звуковые структуры-образы мифов

Александр Суворый
ХР. 2.7.26. Эпоха мифических цивилизаций. Зрительные и звуковые структуры-образы мифов.
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 7. Эпоха мифических цивилизаций.

Глава 26. Зрительные и звуковые структуры-образы мифов.

Иллюстрация из открытой сети Интернет.


Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен.
Древний каменный век. Средний палеолит.
Плейстоцен. Поздний каменный век. Поздний палеолит.
51 000 до н.э.

Повсеместно. Современное человечество. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Homo sapiens sapiens – раса человечества классических кроманьонцев. Классический первобытнообщинный строй. Социально-экономическая формация. Современная цивилизация. Закономерности онтогенеза психики человека. Абстрактное мышление и язык. Зрительные и звуковые структуры-образы. 51 000 до н.э.


Ребёнок, берущий впервые в руки палочку-чертилку (карандаш, ручку, фломастер), сначала что-то чертит, пачкает или рисует, а потом называет то, что у него получилось. Причём в хаотичных линиях, чёрточках, хаосе кругов и клякс, ребёнок может «видеть» всё, что ему хочется.

По характерному рисунку-отпечатку птичьих или звериных лап, человек-охотник уже может представить себе структуру-образ птицы или животного, в том числе их характерное поведение и последствия от встречи с ним.

По мере накопления опыта осмысления, общения с окружающей средой, миром и себе подобными, человек осмысливает зрительные и звуковые структуры-образы, начинает понимать значение слов-понятий языка общения.

Поэтому лучший способ познания чужого языка не заучивание на память слов и их перевод, а сравнительное осмысление зрительных и слуховых структур-образов окружающей среды и мира со звуками-словами чужого языка.

По мере развития осмысления и осознания возникает способность человека видеть в зрительных или звуковых структурах-образах (следах, рисунках, шумах и подражательных звуках) обобщения, темы или сюжеты феноменов окружающей среды и мира.

Так характерный птичий след становится зрительным символом-знаком птицы, а также смысловым содержанием и значением структуры-образа птицы и её функций (например, свободного полёта, лёгкости, вольности, воли, духа-воздуха, души).

Звук-фонема и слово-лексема, обозначающее птицу, также становятся выражением смыслового содержания и значения структуры-образа птицы, её прямых и переносных функций (например, понятия свободы и воли).

До сих пор практически во всех языках мира лёгкий разочарованный посвист типа «фьють» означает, что «нечто улетело, исчезло, пропало или испарилось».

Отсюда неизбежно и закономерно возникает необходимость согласования зрительных и звуковых структур-образов в единой форме выражения – символических рисунках-образах (схемах, чертежах, знаках, символах, поведении), сопровождаемых устным смысловым сообщением (комментарием, разъяснением, толкованием).

Такое согласование образов, звуков и поведения характерно для всех животных, в том числе для человека.

Причем, как правило, поведение индивида согласовано с поведением всех или большей части индивидов, повторяет характерное общепринятое или обычное поведение, и вскоре превращается в ритуальное поведение.

Примером ритуального согласования образов, звуков и поведения может быть поведение птиц – фламинго (описание такого поведения дали американский исследователь Р.П.Аллен, англичанин Л.Х.Браун и немецкий учёный А.Студер-Тьерш).

«Вытянув шею вертикально вверх, птицы (фламинго – А.С.) издают короткое хриплое воркование, сопровождающееся непрерывным вращением головы. Перестав ворковать, фламинго выполняют серию движений, относящихся к так называемому комфортному поведению, которое в обычное время имеет вполне определенную функцию: разминка мышц, уход за оперением.

Во время любовных игр эти движения теряют свое первоначальное значение и становятся ритуалом, призванным, прежде всего, завуалировать агрессивность.

Взмахнув крыльями и вытянув шею, птицы подпрыгивают, затем поглаживают клювом перья на внутренней стороне крыльев или на спине.

Единичные проявления агрессивности переходят в короткие пробежки крыло к крылу на небольшие расстояния. При этом шея вытянута вперед на 45 градусов, голова опущена, клюв подогнут так, что почти касается подбородка.

Образование брачных пар происходит в коллективных брачных танцах и очень скрытно, что затрудняет наблюдение.

Предполагается, что сближение (брачных пар фламинго – А.С.) происходит во время поисков пищи. Птицы держатся рядом, опустив шею, двигаясь в одном ритме, иногда они останавливают и издают сдавленные крики.

После образования пары птицы держатся вместе, предаваясь тем же занятиям и продолжая участвовать в общих делах стаи. В конце концов, они отделяются от общей группы и через несколько дней спариваются. В этом фламинго также подчиняются особому ритуалу.

Самка движется вперед, погрузив клюв в воду, делая вид, что принимает пищу; за ней следует самец, вытянув шею и касаясь клювом спины самки.

Как только она (самка – А.С.) останавливается, показывая тем свою готовность, самец забирается ей на спину, балансируя крыльями. Партнерша помогает ему, приподымая свои крылья и образуя что-то вроде лодочки, что позволяет самцу просунуть пальцы ног к основанию крыльев своей подруги и тем самым сохранить равновесие.

После копуляции самец выпрямляется, на минуту задерживается на спине партнерши, а затем спрыгивает.

Любовные игры (фламинго – А.С.) сопровождаются приглушенными криками и прихорашиванием. Затем будущие родители занимаются строительством гнезда».

Мы совершенно не замечаем и не ощущаем, что наши органы чувств постоянно подвергаются воздействию огромного количества внешних и внутренних сигналов, в частности, звуковых и зрительных. Эти сигналы немедленно сравниваются с имеющимися в нашей памяти структурами-образами.  Таким образом, мы воспринимаем, осмысливаем и осознаём или создаём собственное целостное представление об окружающей действительности и мире.

Вот почему нам иногда достаточно мгновенного взгляда на чьё-то лицо, буквы, вывеску, картину, чтобы узнать их, но распознать их бывает невозможно, когда приходится их анализировать, то есть длительно сравнивать части увиденного с соответствующими им структурами-образами.

Это уже работа мозга или обработка информации. Она ведётся мозгом не последовательно или по мере возникновения феноменов окружающей действительности и мира, а параллельно им, то есть одновременно, одномоментно, всё время жизнедеятельности мозга и органов чувств.

Зрительное воздействие воспринимаются нашими глазами со скоростью света, то есть мгновенно, одномоментно с функционированием сетчатки глаза (зрительных датчиков) и соответствующих областей головного мозга.

Звуковое воздействие воспринимается нашим внутренним ухом со скоростью звука в различных средах и тоже практически одновременно обрабатывается мозгом.

Звуки и звукосочетания, составляющие слова и выражения, уже являются информационными структурами-образами или объектами, требующими соответствующего анализа: обработки, узнавания, распознавания, сопоставления, сравнения, прогнозирования и т.д.

Звукосочетания слов и выражений составляют так называемую звуковую структуру-образ, как правило, имеющую в памяти соответствующие зрительные структуры-образы. Поэтому всякий раз, когда мы слышим или видим напечатанный буквами текст, мы одновременно вспоминаем и видим соответствующие символические картинки-образы.

Такое наше зрительно-слуховое восприятие речи, языка, картин, фотографий, напечатанного или нарисованного текста и другой подобной информации ничем не отличается от восприятия первобытного человека.

Например, первобытный человек точно так же, как современный человек, узнаёт, распознаёт и анализирует (воспринимает): следы животных и птиц на земле; цвета и формы раскраски лица и тела человека; формы и иные элементы украшений, вещей, предметов и орудий.

Практически совершенно одинаково первобытным человеком данного времени и современным человеком нашего времени воспринимаются искусственные знаки-сигналы – маски, пугала, костюмы, позы, жесты, естественные общечеловеческие физиологические звуки организма человека, некоторые слова и даже выражения, корни которых в едином общечеловеческом протобашенном языке «Турит».

Например, любой и каждый человек на Земле однозначно правильно поймёт, когда кто-то поднесёт указательный палец к губам и тихо издаст звук «тщ-щ-щ!» - тише!

Однако звуки речи и другие звуковые сигналы, издаваемые человеком, как правило, произносятся последовательно, поэтому мозг человека вынужден также последовательно их обрабатывать – записывать в «оперативную» кратковременную память, сравнивать с имеющимися в глубинной памяти структурами-образами, узнавать их и выбирать соответствующую множеству факторов реакцию.

Это множество факторов есть база данных врождённых и приобретённых инстинктов, полученного в процессе жизни опыта мышления, осмысления, осознания и практических реакций на различные сигналы-раздражители (например, результат обучения, воспитания и самовоспитания).

При этом каждый человек вынужден решать двуединую задачу восприятия зрительных и звуковых сигналов – осознавать новое и не терять из памяти уже осознанное.

Вот почему мозг любого животного, в том числе человека, обладает способностью:

одномоментного непосредственного восприятия-осознания реальных зрительных и звуковых сигналов (посредством органов чувств);
 
оперативной «записи» в кратковременную память воспринятых сигналов (формирование первоначальных структур-образов, картин и сюжетов);
 
оперативного осмысления-осознания-анализа воспринятых сигналов путём резонансного сравнивания с уже имеющимися в оперативной памяти структурами-образами жизненного опыта,

а также более глубокого осмысления-осознания-анализа-синтеза сформированных оперативно воспринятых структур-образов путём сравнивания со структурами-образами из глубин долговременной памяти (воспоминаниями, знаниями, изведанным жизненным опытом).


На первом этапе восприятия-осмысления-осознания человек просто видит и слышит, часто молча, затаённо, изучающе и ожидающе, осторожно и опасливо (заторможено).

На втором этапе – формирует своё инстинктивное «первое впечатление» по принципу «хорошо-плохо», «нравиться-не нравиться», «комфортно-некомфортно» (скрытно и эмоционально).

На третьем этапе – формирует свою непосредственную реакцию в реальном времени или свою резонансную рефлексию или непосредственное естественное поведение (открыто и действенно).

На четвертом этапе восприятия-осмысления-осознания человек задумывается, напряжённо размышляет, обрабатывает информацию, переживает, вспоминает, обменивается мнениями, слушает и смотрит так, чтобы понять, «зрит в корень», прорабатывает варианты своей реакции и поведения, прогнозирует последствия (планирует, организует и совершает поступки).

Примером осмысленного или осознанного восприятия человеком окружающей среды является структура-образ круга – очерченного реальной или воображаемой чертой-границей пространства равноудалённой от центра этого пространства.

Расположение любых зрительных или звуковых сигналов-структур-образов (например, людей, хищников, предметов, столбов, жилищ, камней, знаков, звуков) на равном удалении от какого-либо центра воспринимается мозгом человека как круг (вокруг, около, коло, знак-буква «о»).

Точно также формируются в мозгу человека типовые структуры-образы «треугольника», «прямоугольника», «квадрата», «ромба», «овала» и других геометрических форм. Точно также формируется способность человека распознавать лица, ориентиры на местности, ландшафты, «запоминать дорогу к дому».

В результате восприятия-осмысления и формирования типовых зрительных и звуковых структур-образов человек приобретает способность выборочной реакции на зрительные и звуковые сигналы. Например, он не слышит своего храпа во время сна, не чувствует запаха своего пота, может не замечать и не помнить того, чего он не хочет видеть и слышать и т.д.

Если же что-то пойдёт не так, не типично, не привычно, не обычно, не традиционно или не по устоявшемуся естественному общепринятому порядку, то мозг человека немедленно «включает» все имеющиеся у него средства восприятия, осмысления и осознания.

При этом комплексное восприятие, осмысление и осознание нетипичных структур-образов неизбежно влияет на восприятие более ранних типичных структур-образов, дополняет или замещает их, сохраняя при этом их информационную значимость в жизненном опыте.

Отсюда, например, вариативность мифов и сохранность их информационного ядра (мифологемы), сохранность типичной структуры-образа круга (не только геометрической формы) в огромном количестве других структур-образов (в том числе в архетипах поведения).

Резонансное восприятие (осмысление, осознание) реальных зрительных и звуковых феноменов окружающей действительности и мира с имеющимися в памяти (оперативной и долговременной) типичными и архетипичными структурами-образами неизбежно приводит к творчеству.

База данных типовых зрительных и звуковых структур-образов, которая воспринимается мозгом человека как «информационный шум» или как привычная окружающая среда, постоянно дополняется новыми или нетипичными зрительными и звуковыми структурами-образами.

Так возникают и создаются: новые звуки; звукосочетания; слова; жесты и позы; бытовые и танцевальные движения; трудовые действия и боевые приёмы; элементы поведения; манеры, стиль и мода; поступки и деяния.

Осознанное восприятие возникает только при «резонансе» феноменов окружающего мира с имеющимися в «базе данных» мозга человека зрительными и звуковыми структурами-образами, сложившимися и запомненными структурами-образами предыдущего осмысления и осознания.

Вот почему для того, чтобы жить и развиваться, человек вынужден и обязан всю свою жизнь: «Учиться, учиться и учиться!». Это не только призыв-лозунг В.И. Ленина, но и естественная неизбежная эволюционная потребность человека.

Однако любая деятельность, а в особенности восприятие, осмысление и осознание, есть труд, работа, затрата энергии и времени, влекущие за собой напряжение, усталость, дискомфорт. Вот почему учиться во все времена трудно.

Гораздо проще жить по стандартным или типовым правилам, обычаям и традициям. Легче всего следовать заветам предков-первопредков, жить по примеру сильных и удачливых героев-демиургов-вожаков-лидеров (популярных звезд), слушаться родителей, идти за отцом, в особенности за матерью, которая как-то накормит, обогреет, приласкает, защитит.

Труднее всего жить самостоятельно, обеспечивая всем необходимым себя, свою семью, своих детей, своих близких и родных.

Вот почему резонансные состояния мозга человека, реагирующего на все необычное, интересное, нетипичное, экстраординарное, трудности и препятствия в жизни, «включают» процессы эволюции и революции, развития, разумного осмысления, осознания и адекватного реагирования, поиска выхода из сложившихся ситуаций и верных решений, жизнелюбия и альтруизма.

Наоборот, типичная, традиционная, обычная жизнь и жизнедеятельность, без потрясений и дискомфорта, без тревог, испытаний, преодоления препятствий и обучения новому неизбежно приводит к деэволюции, деградации, бессознательному и бездумному поведению, простому звериному потреблению жизненных благ, себялюбию и эгоизму.

Первобытные люди данного времени обладают всеми теми же способностями и пороками, какими обладают люди нашего времени. Они также обладают адаптивным резонансом осмысления и осознания феноменов окружающего мира. Они также могут планировать своё будущее поведение и предсказывать его последствия, предвидеть судьбу своих детей и потомства и воздействовать на неё.

Именно с этой целью «адаптивного резонансного восприятия-осмысления-осознания» судьбы, как ожидаемой или желанной жизни, из охотничьих рассказов-показов-мистерий, из материнских речитативных звуков-убаюкиваний, из тренинга и испытаний обрядов инициаций, из мифологического и мифопоэтического мышления людей возникли множественные варианты обучающих мифов, архетипы и структуры-образы их информационных ядер (мифологем).

Возникновение адаптивного резонанса восприятия-осмысления-осознания зрительных и звуковых сигналов-феноменов зависит от степени не типичности или несходства (новизны) структур-образов или знаний в мозгу человека. В этом личное отличие человека, мера его способности, развития или таланта.

Вот почему, чем более и разнообразнее развит человек, чем больше он «заряжен» на восприятие новизны, чем больше он проявляет свою любознательность, тем сильнее проявляется его способности и таланты.

Уровень адаптивного резонанса восприятия-осмысления-осознания зрительных и звуковых сигналов-феноменов регулируется чувствительностью органов чувств человека, его центральной нервной системы и головного мозга.

Иные люди не видят разницы между «чёрным» и «белым», а некоторые отличают малейшие оттенки серого цвета или малейшие нюансы поведения. Одних «не прошибёшь» и не заинтересуешь ничем, а другие «вспыхивают» и обижаются даже на невинные шутки-розыгрыши.

Одни «в упор» не видят знаков-сигналов, оставленные нам предками в мифах, другие склонны видеть в мифах свои феерические или болезненные фантазии и фантасмагории.

При высоком уровне чувствительности нервной системы или при низком уровне сходства феноменов окружающего мира с имеющимися в памяти структурами-образами адаптивный резонанс восприятия-осмысления-осознания не возникает.

При этом феномен и его выражение-отражение – структура-образ – либо замещаются собственной зрительной и звуковой фантазией, либо попадает в базу данных «фоновых» (бесчувственных) структур-образов памяти.

Только в случае наступления каких-либо экстраординарных обстоятельств, эти фантазии или фоновые структуры-образы могут «вернуться к жизни» и внезапно всплыть в памяти, вернуться в осознание, стать «обновлёнными» и востребованными структурами-образами, новыми мифами.

Вот почему возникли утверждения: «Всё новое, это хорошо забытое старое», «Всё, что есть или будет, уже было», «Всё возвращается на круги своя» и т.д.

Отсюда напрашивается вывод о том, что неизбежно и закономерно при возникновении соответствующих потрясающих феноменов окружающей среды (например, катастрофические извержения вулканов, землетрясения, наводнения, цунами, пожары, падение метеоритов и комет, эпидемий, войн и т.д.) у человека определённой чувствительности возникает адаптивный резонанс мифологического восприятия-осмысления-осознания.

При этом человек (человечество) как бы ниоткуда получает вдруг необходимые знания и опыт, получает вести-предупреждения от духов-предков, «откровения Бога», «видит» и знает, как ему поступать и что делать. Более того, он «видит» и знает, как должно поступать его родным и близким, всем людям, чтобы избежать опасности или трудностей, спастись и выжить.

Если же потрясающие или фоновые феномены окружающей среды не вызывают адаптивного резонанса мифологического восприятия-осмысления-осознания, то человек (человечество), как правило, ожидает незавидная судьба вымирания или деградации.

Чувствительность органов чувств, центральной нервной системы и мозга человека может меняться в течение срока жизни и по ходу обучения (тренинга), а также в процессе «засорения лишними знаниями».

При благоприятных условиях указанная чувствительность стабилизируется. Человек достигает своего уровня развития и живёт обычной (традиционной) для себя жизнью. Так живут практически все здравомыслящие люди. Исключение составляют «герои» - герои-демиурги и герои-трикстеры.

Зрительные и звуковые структуры-образы мифов, сами по себе тоже являются феноменами окружающей действительности, в которой реальность и её зрительно-звуковое выражение (отражение) сливаются в единый окружающий мир – мир истины и фантазии.

Путём адаптивного (приспосабливающегося) резонанса человек воспринимает, осмысливает и осознаёт структуры-образы мифов, примеряет их к себе, сравнивает их с собой и свой жизнью, применяет их в качестве образца и примера, следует им или опровергает их своим новым поведением.

Так в единстве и борьбе противоположностей возникает и реализуется динамическое равновесие мифологического и логического мировоззрения, устойчивое развитие, следование традициям и поиск новизны.

Обеспечение и поддержание этого динамического равновесия устойчивого развития, в условиях постоянно меняющегося мира, – самая главная и трудная задача любого и каждого человека и всего человечества.

Трудность такого обеспечения усугубляется тем, что генетическая изменчивость головного мозга очень велика. У разных людей размеры зрительных или слуховых полей-участков мозга, а с ними и чувствительность восприятия, могут различаться в десятки раз.

Способности и талант человека (его биологическая судьба) «запрограммирован» генетически путём соединения родительских генов. Воспитанием, обучением или тренингом можно только развить, усилить и перенаправить чувствительность восприятия, осмысления и осознания, развить генетически заложенные способности и таланты или выдрессировать человека, как животное.

Причём генетически развитые поля-участки головного мозга доминируют в поведении человека, диктуют ему условия проявления своих способностей и таланта.

Чувствительность восприятия органов чувств и советующих им полей-участков центральной нервной системы и головного мозга определяют судьбу жизнедеятельности человека в окружающем его мире, его «профпригодность».

Вероятно, зрительные и звуковые структуры-образы и архетипы мифологического и мифопоэтического мировоззрения и поведения являются определяющими в жизни первобытных людей данного времени, источником возникновения осознанных, а значит, общепринятых правил бытового поведения, норм первобытной морали, этики и нравственности и, возможно, даже «первобытного права».