Катынь - простое сложное решение?

Иван Москаль
   Не собирался втягиваться в обсуждение первой части, вроде бы все сказал, но пришлось.
На заданные мне вопросы, в том числе и в этой, второй части, отвечу всем сразу, в статье "Катынь, итоги" - так я ее назову.
    Теперь, собственно, то, что я назвал решением - как всегда сжато и без ссылок, кто не верит, пусть доказывает обратное ---
     Привожу цифры "польской" стороны, с которыми спорят, но я не буду -
-всего захвачено в плен 452 536 человек военнопленных
-в том числе офицеров 18 789
     Есть цифры поскромнее, но "не польские", а я не хочу заниматься очередным пересчетом костей по сомнительным источникам - наоборот, попробую доказать недостоверность "польских" элементарным "холмсовским" способом.
-по "польским" (или "пропольским"?)источникам 97% офицеров было расстреляно, в остатке 3% - в абсолютном выражении 560 человек - это те самые "лояльные" к советам - по этапным спискам таковых 395. Разница несущественная, будем ориентироваться на "верхнюю", незабывая о "нижней". Поняли, надеюсь, что количество условно расстреляных равно 18 229?
     Дабы кто не впал в соблазн меня поправить, напомнив, что между СССР и Германией шел активный обмен военнопленными до и после условного расстрела, скажу - офицеры обмену не подлежали, был какой-то хитрый международный юридический казус, возникший по причине отсутствия на тот момент Польши, как государства.
     Напомню, что мы согласились с тем, что расстреляны были ВСЕ пленнные офицеры, кроме 560 тире 395. Находились нерасстрелянные в Юхновском лагере - нам неважно, где, но лучше не путаться.
     Теперь решение - Известно, что армия Андерса формировалась исключительно из граждан бывшей Польши под контролем НКВД и лично Берии. Первый этап формирования завершился 30.10.1941, общее число воееннослужащих составило 40 961, в том числе офицеров 1965. К июню 1942 соответственно 70 000 и 3060 - так в записке Берии Сталину.
     Унтер-офицеры идут "отдельной строкой", но они нам неинтересны пока, поэтому будут  "рядовыми". В армию Андерса СССР не разрешил мобилизацию военнообязанных и прием добровольцев с аннексированных Советским Союзом в сентябре 1939 польских территорий - это уточнение нужно для того, чтобы сузить поле оппонентам для поиска офицеров, которые, будучи поголовно расстрелляными, тем не менее в количестве 3060-ти оказались не только живы, но и неплохо себя чувствовали - получали и кушали из 96 тысяч пайков, которыми армию обеспечивало советское государство.
     В дальнейшем армия Андерса росла как на дрожжах, но воевать на восточном фронте не желала. Доросши по разным данным до 80, 96, или 115 - всё "тысяч", она, армия Андерса, в самый тяжелый для СССР момент - во время Сталинградской битвы, слиняла в Пехлеви, Иран. И хотя генерал Андерс лично поблагодарил Сталина за хлеб-соль, раз уж мы договорились называть вещи своими именами, то назовем этот уход очередным, но не последним дезертирством с поля боя. Первое было в сентябре 39-го, когда генералы просто дали команду не воевать, а сдаваться. Потери с обеих сторон составили около двух с половиной тысяч убитыми - команда не воевать дошла не до всех.
   Но мы о офицерах, условно расстреляных - в любой армии на примерно десяток рядовых и унтер-офицеров приходится один офицер - строевые, штабные, интенданты, квартирмейстеры, контразведка-разведка, секретчики, парторги-капелланы. Возможно, и больше, но нам хватит - тысяч десять воскресших есть точно.
   Да, за округленно сотней тысяч армии Андерса двигались 37 тысяч членов семей военнослужащих - семей офицеров или семей рядовых, или тех и тех поровну, не уточняется.
   Добавлю только, что по амнистии отпустили по домам больных и тех зека, кому исполнилось шестьдесят лет. Это не относится напрямую к офицерскому составу, но и к рядовому тоже - так долго солдаты не служат. Но точных данных нет, выносим за скобки.
   Для сравнения смотрим, как комплектовалась 1-я дивизия Войска Польского имени Тадеуша Костюшко. Началось комплектование 6 мая 1943-го года. С рядовыми проблем не было, 11 тысяч набрали, а вот с офицерами проблемы были до самого конца войны, когда Войско выросло до 400 000 человек.
    Сразу скажу - эта армия сражалась геройски, участвовала в освобождении Варшавы и Праги, брала Берлин - здесь их было 10% от общего числа наших войск. Несли потери - погибших и пропавших безвести было 27,5 тысячи. Но мы о комплектовании - из тех самых 395 тире 560 офицерские вакансии в дивизии заполнились на 37,8%. Дивизия была доукомплектована 365 советскими офицерами польского происхождения, на должности политработников были назначены польские коммунисты из рядовых. Кроме того, краткосрочные офицерские курсы прошли 960 унтер-офицеров. Вот такой винегрет - точное соотношение офицеров и рядовых определить сложно, но явно больше 10%.
    По структуре воинских подразделений РККА, армии Андерса и Войска Польского - мне удалось найти утверждение, что они были однотипными. Отсюда я делаю вывод, что в армии Андерса офицеров было не менее 10, но вряд ли больше 15 тысяч. Если у кого есть точные данные - буду благодарен за ссылку.
     Еще попрошу обратить внимание на еще одну цифровую головоломку - в Иран перешло от 80 до 115 тысяч военнослужащих и 37 тысяч в "обозе". Но когда армия заняла свой участок фронта, в ее штате оказалось 48 тысяч человек. Куда исчезли минимум 32, максимум 67 тысяч поляков-военнослужащих? Почему их никто не ищет?  Я не нашел данных. Буду еще раз благодарен, если кто-либо объяснит мне эту нестыковку. Пока же буду считать, что они в очередной раз дезертировали, приняв к тому же мусульманство - иначе там, в Мессопотамии, не выживешь. Но это пусть будет шуткой - а серъезно - о потерях армии Андерса за все время - погибшими около двух тысяч человек, ранеными 10 тысяч. Плюс к этим потерям потери в сражении за Монте-Кассино - 924 человека убитыми и 4199 ранеными. То есть треть всех потерь за войну.
Оюратите внимание на сотношение убитых и раненых - 1:5 и 1:4,5. "Стандартное", усредненное соотношение 1:3,6, для атакующей стороны побольше, и атака на Монте-Кассино "вписывается" в статистику, чего никак не скажешь о первой паре цифр. Но это тоже к делу вроде не относится, просто очередная странность.
   Краткие выводы - более развернуто придется отвечать в незапланированной третьей части, то есть как всегда "завтра" - Поляков-офицеров массово не расстреливали, хотя и не щадили "контру" - если было решение суда. Именно суда -  Особое Совещание право на вынесение расстрельных приговоров получило только в ноябре 1941-го года, до того оно могло приговорить к сроку заключения максимум.
    Еще из того, что не все могут знать - Особое совещание, три его комиссии в Старобельске, Осташково и Козельске осудили к заключению тех самых 14 тысяч польских военнопленных. Несомненно - это был произвол и нарушение всяческих правил-конвенций. Но тем не менее это было - сначала гости превратились в военнопленных стараниями польского правительства в изгнании, затем в зека без права переписки по вине "советов". Именно этот некрасивый факт и скрывала советская сторона от мировой общественности. Но подробности в третьей части - так, как я, дилетант и аматор, их понимаю.
    И еще одна деталь, не имеющая отношения к теме, но характеризующая польско-советские отношения - Зигмунт Хенрик Берлинг, после того, как стал командиром дивизии Тадеуша Костюшко, был заочно осужден правительством Сикорского к расстрелу. Но Сикорский погиб в авиакастрофе в разгар "геббельсовской" "катынской" истерии, а Берлинг дожил до 1980-го года.