Пяндж. Школа 21

Зоя Агаева Десницкая
                П Я Н Д Ж. ШКОЛА № 21.
                Тем,кто в сердце.

       Когда я думаю о школе, я  думаю  и  о  той,которая находилась на улице Ленина.   Я ее хорошо помню,она мне по архитектуре гораздо ближе, по душе.Она была одноэтажная,небольшая.Но территория была очень зеленая.Помню ,мы все время на уроке ботаники копались на пришкольном дворе:сажали,пололи,убирали…Это была хорошая практика для нас.На будущее.Помню ,какой там парник был большой,но не помню,что там росло,то ли цветы,то ли овощи…Зато везде по всей территории перед уроками собирались стайками  школьники ,играли в классики…Внутри здания школы, мы уже чувствовали тесноту,на переменках-не разбежишься.Но зато мы были совсем близко от старшеклассников.Они нам все казались такими взрослыми.
Первая наша учительница Нина Закировна Бондаренко.Я знаю,что ее уже  нет с нами. Она всегда носила одну и ту же прическу,собирала свои шикарные волосы  вверх,потом много позже я увидела эту прическу у знаменитой актрисы Одри Хэпберн.Помню,в первом классе,в начале учебного года,я почему то писала справа налево.И удивлялась,чего буквы не такие,как у всех.?Нина Закировна не уставала ставить мне точки,откуда нужно писать,но если вдруг точки не было,то я опять начинала писать иероглифы.Но усилия мои и Нины Закировны не прошли даром.Уже к урокам чистописания,я так старалась,так ждала этих уроков, и с замиранием сердца ждала оценку.   Но вот  с математикой я не дружила,мне было неинтересно,потому вечно болталась в хвосте. Но слава богу,что не осталась на второй год!Тогда это было равносильно как в тюрьму сесть!Потом,много позже,приезжая в Пяндж,я встречалась с ней,она уже была на пенсии.Но была так же активна.Не могу не вспомнить о ее сыне Толике.Потому что учительские дети были всегда на виду.  Он тоже учился с нами и был удивительно похож на нее.Теперь и его нет с нами.Светлая им память!
  В пятом классе к нам пришла новая учительница Нина Алексеевна Потлова.Она перевернула нашу жизнь.Как то с ее приходом в нашем сознании произошло озарение,оказывается,кроме уроков и игр,есть такая интересная жизнь в книгах!Помню как она заинтересовывала нас  к чтению, проводила урок,оставалось минут десять,она начинала рассказывать »Собаку Баскервиллей» Конан Дойля..В классе была такая тишина,что когда она останавливалась,чтобы передохнуть,мы слышали   дыхание друг друга! А потом был звонок и, как бы между прочим,она улыбаясь,говорила,что мы можем не ждать следующего урока,а почитать сами.И мы бегали по Пянджу,у кого есть такая.В библиотеке ее точно не было.Жаль,что в те времена так мало их было,хороших книг..Эту книгу мы передавали по рукам,там даже пошли тома Дойля.Спасибо пянджскому военкому Змеевскому,его дочери Гале,которая училась не в нашем классе,но была  так  добра,что потом мы всей школой прочитывали все книги,которые у них были!!!  Потом,много позже,я сама так приучала своих детей,которых учила на Дальнем Востоке,на берегу Тихого океана.Теперь они меня благодар ят.
 Одил Иногамович Иногамов,учитель немецкого языка.Помните ли вы нас?Мы вас не забываем!Помню, как мы с подружкой сбежали к вам после первого урока английского.Учительница так кричала и требовала правильного произношения,что мы боялись,она могла нас огреть линейкой.Мы прибежали к вам,и вы нас записали в свою группу.Мы все любили вас.у вас были зеленые глаза и такая безоружная добрая улыбка.Не помним вас без улыбки,сердитым,недовольным.Если б вы знали,как мы ревностно следили за тем,чтоб у вас никто не появился.Тогда вы часто возили нас на хлопок,с вами была молодая учительница химии,такая красивая,что мы не собирали хлопок,а выглядывали,где вы,о чем говорите…Я вечно опаздывала на ваши первые уроки,читала всю ночь,но вы ни разу не сделали мне замечание,спасибо вам!Потом,когда я училась в институте,то попала опять в немецкую группу,и благодаря знаниям,которые вы дали ,мне было легко  заниматься.Спасибо вам!!!

  А потом мы переехали в 21 школу.Она была светлая,просторная,удобная.Один минус,что она была в другом конце города и мало там было зелени.Наш замечательный директор Каршиев  Хашим Максудович,помним вас! Вы много сделали,чтобы нам,детям,было в ней учиться удобно .Помним,как вы работали с утра и до ночи,приходили в класс,чтобы в очередной раз разобраться ,кто же разбил окно на этаже.
Ида Александровна,помним вас!!!Ваши уроки физики,вы приносили нам подручный материал,объясняли нам так понятно,что нам неудобно было не знать урока,не выучить.Прошли годы,а я до сих пор не дружу с физикой,но помню вас, ваши уроки.
Учительница литературы Дагаева Надежда Дмитриевна,помним вас!Вы пришли к нам после института,у вас были роскошные густые светлые волосы,вы так старались нам диктовать тексты,что получить плохую оценку было невозможно.А потом вы ушли в декретный отпуск,мы переживали,как будет дальше.Но потом к нам пришла Марсельеза Зариповна,и опять мы успокоились.Марсельеза Зариповна,помним  вас! Вы приходили к нам в бордовом костюме,приносили массу дополнительной литературы,со всевозможными закладками.Мы знали,что вы очень хотите нас научить.Помните ли наши дискуссии?Спасибо вам.!За то ,что вы отдавали нам свое личное время,когда оставались на дополнительные перед экзаменами.Скажу вам честно,мы искренне радовались вашей образовавшейся семье,нам уже было спокойно и ясно.что вы то от нас никуда не уйдете,не оставите!Спасибо!!!
 Помним вас,Эльза Павловна Маркова!Вы нас учили петь.Я до сих пор пою те песни,что пели хором.Мой маленький сын,услышав мое пение,удивляется,где я слышала такую песню.Помним вас ,Сережу ,вашего сына,вашу огромную библиотеку!Спасибо вам!!!
Николай Гурьянович,учитель математики.Помним ваши уроки.Как вас все боялись,особенно я.Вы помните,как вы меня вызывали к доске? Мы сидели на второй парте с Сашей Сутягиным,вы заходили,а Саша поворачивался и говорил всем,что сейча с к доске пойдет…Я по моему готова была под парту залезть,вы долго осматривали класс и с улыбкой кивали на меня.А однажды вы удивленно меня спросили,не новую теорему ли я вывела?Я стояла у доски,и пока вы писали,я старалась найти ответ у всех.Саша притягивал книгу,но не было видно,потом крупно писал на обложке,но вы ему мешали показать мне,другие пытались шепотом…Это был ужас .если бы вы знали,что иногда просыпаюсь от кошмарного сна,когда сдаю экзамен и сдать не могу….Спасибо вам!Вы были добрый и хороший учитель.!Неля Николаевна,учительница литературы.Вы не учили нас постоянно,мы очень боялись вашего строго взгляда,но как,оказалось,когда вы иногда приходили на замену,вы были так убедительны,добры.Спасибо вам!
!Агафья Николаевна  Бурмистрова,учительница младших классов,помним вас!Вы нас никогда не учили.Но ваш сын С аша,учился с нами.Если б вы знали,как я благодарна вашему сыну! И не только я,многие!Ведь он успевал решить все примеры по контрольной работе,потом решал наш вариант.Мы с Сашей Сутягиным пересаживались друг за другом,чтоб  был одинаковый второй вариант.Николай Гурьянович,вы догадывались?               Агафья Николаевна,спасибо за сына,за то,что он был настоящий товарищ.!Помним вас и Сашу!Спасибо!!! 
  Клавдия Ивановна Гвардина.учительница младших классов.Мы не учились у вас,но ваш сын Олег учился в одном классе.Помним вас!  Валентина Егоровна,учительница математики,помним вас!
     Мы сейчас все разбросаны по всему свету,но нас объединяет огромная любовь к вам,нашим учителям!Многие  ученики пошли по вашим стопам.Уже наши ученики успешно работают в школе.Годы идут.Но нам бы хотелось передать всем учителям школы№21 огромное спасибо!Если бы можно было оживить это "спасибо" во что то живое,легкое,чтобы оно согревало вас,давало силы жить и работать.Мы говорим вам-здравствуйте!