Интересное на Прозе. Марина Алиева. Собственник

Татьяна Осипцова
Сегодня мне хочется поделиться впечатлениями от прочтения романа Марины Алиевой «Собственник».
http://www.proza.ru/2010/01/18/1576

С первых же строчек я отметила отличное владение автора словом, дар интересного рассказчика, но не подозревала, что история окажется столь захватывающей и загадочной. Затрудняюсь обозначить жанр данного произведения, могу сказать одно – с героем происходят удивительные метаморфозы, и чудес на страницах романа вы найдете немало.
Сразу оговорюсь, я не поклонница ни фэнтези, ни мистики, но в данном случае  ПОЧТИ верю, что события, описываемые в романе, могли иметь место в жизни. Возможно, причина тут в частичной достоверности.
Все загадки и чудеса романа восходят к древнеримскому мыслителю, медику и изобретателю Галену, гению, которого считают Леонардо Да Винчи античности. Взяв за основу его представление о мире и роли каждого индивида в нем, Марина построила на этом интересный, почти детективный сюжет, домыслив и переосмыслив теоретические работы Галена, «изобретя» препараты, способные  произвести переворот в жизни всего человечества. Богатство воображения автора помноженное на обширные знания дало прекрасный результат: фантастические эликсиры не кажутся чем-то совсем невозможным.
Но роман этот больше чем просто научная фантастика (жанр, которым все в юности увлекаются, и я тоже увлекалась). Будь это так, я бы не стала тратить свое время и ваше внимание на эту статью. Не только этим потрясло меня данное произведение.
Понравилось, всерьез зацепило другое. Объяснение теории Галена главным антигероем – Николаем Гольданцевым  – звучит убедительно и познавательно. Конечно кое-что Марина дофантазировала, но в основе лежат исторические факты, что всегда интересно.  Кроме того – и это, на мой взгляд, главное в романе – Марина Алиева  вложила в уста и мысли главного героя, Александра Сергеевича, в дневник его дяди Василия Львовича (кстати, прекрасные имена для героев - не запутаешься) серьезные, глубокие рассуждения. Метаморфозы, происходившие и с тем и с другим, заставили их переосмыслить свою жизнь. Они задумались и о собственных поступках, и об общечеловеческой морали, и о добре и зле. Главный лейтмотив и то к чему призывает автор: нельзя копить в себе злобу, тем более нельзя давать ей выплескиваться - от этого зла в мировом «эфире» становится еще больше (я специально не пользуюсь терминологией автора, она необычна, но вы привыкнете). Надо принимать мир таким, какой он есть, пытаться увидеть хорошее в обыденном. По большому счету – любить людей.
 Когда автор говорит о вещах, вроде бы очевидных, но при этом заставляет читателя оглядеться, да еще и на себя оборотиться, задуматься о том, правильно ли он жил, правильно ли (в глобальном смысле) живем все мы –вот это и есть признак настоящей Литературы. Этому фокусу – выдумать интересную историю, и героя, в чьи уста можно переложить свое, много раз передуманное, выстраданное, или пусть даже авторским словом высказать и зацепить читателя за душу – нельзя научиться, это дается свыше.
Некоторым из прочитавших не понравилась концовка романа, но тут я солидарна с автором – решение, принятое героем, осмысленное и единственно верное.
Хочется упомянуть и о других привлекательных сторонах романа. Главный герой – довольно успешный писатель, которого все-таки одолевают сомнения в нужности и важности того, что он пишет. Издатели требуют выдавать на гора серийные романы, и Александр Сергеевич их выдает, а хотелось бы писать другое, для себя важное, выстраданное, как первый роман, принесший ему известность. Думаю, у большинства присутствующих на Прозе.ру герой-писатель вызовет интерес.
Любовная линия романа – Александр и Екатерина – тоже не зря вплетена в острый сюжет. История отношений с любимой женщиной шире раскрывает перед нами личность героя, показывает его эгоизм и инфантильность, неспособность принять важное жизненное решение, умение переложить ответственность на другого. Это так похоже на многих мужчин, думать: «У нас все прекрасно, ее все устраивает, зачем нам жить вместе, зачем жениться?» И совершенно не  интересоваться, а что же творится в душе у подруги – хотя вроде бы герой и писатель, «инженер человеческих душ», и ему по штату положено в чувствах разбираться.

В заключение хочу сказать – роман этот не то, что прочитаешь запоем, как проглотишь. Его следует читать внимательно, стараться не только вникнуть в смысл теории Галена, но и дать себе время обдумать высказанные автором мысли.
Меня они не раз заставляли задуматься. Вот один из таких кусочков.
Довгер, интересный персонаж, довольно загадочная фигура, глядя из окна, вспоминает, каким был этот двор во времена молодости Василия Львовича (тот описывал это в своем дневнике):
«Как странно, - пробормотал Довгер, рассматривая замусоренный двор, - вспомнил сейчас Васин дневник и подумал, что нынешнее поколение тоже станет с ностальгией вспоминать все это, как часть своего детства. Вот только обидно, что вместо цветущих клумб и добрососедских праздников в их памяти останется только эта обшарпанная помойка».

А ведь и правда, останется. Как останутся исписанные погаными словами и изрисованные неумелыми граффити стены, как останется само собой разумеющимся мат через слово, бесцельное шатание  или распитие пива как единственное развлечение. Они, наши дети,  будут помнить, как в какой-то школе «папаша» (на самом деле лишь сожитель матери девочки)  прилюдно избил учительницу, и записи с видеокамер показывали по телевидению; они будут вспоминать, как сами, издеваясь над учителями, доводили их до белого каления и снимали это на свои телефоны, а затем выкладывали в интернет; и сцены избиения неугодных одноклассников тоже снимали и выкладывали.
Мир перевернулся с ног на голову, куда мы все катимся? Как сделать, чтобы он стал добрее, совершеннее?

Роман Марины Алиевой не дает ответа на этот вопрос, но он заставляет задуматься, а это, согласитесь – уже немало.