школьные годы

Сара Ямполь
«Школьные годы, чудесные!
Как они быстро летят,
их не воротишь назад…
Нет, не забудет никто никогда школьные годы…» 

Причин не забыть много и все разные…
Помню выпускной бал в 10-ом классе.
Мы стоим на школьной площадке, выстроившись в одну линию, а вокруг школьники, учителя.… 
Потом выяснилось, что в одну шеренгу мы не помещаемся и тогда нас построили в три. По всей территории школы разносится «Прощальный вальс», у одноклассниц слёзы на глазах, мальчишки, как сошли с ума, только от одной мысли, что «ВСЁ»!
А я? Мне трудно притворятся.
Ходить в школу я не любила, не смотря на то, что училась хорошо. Многие учителя говорили, что если бы я захотела, то могла бы стать медалисткой, но я не хотела…
 
Хотелось орать и прыгать от счастья, что моим мучениям пришёл конец! Но вокруг все плакали и мало-помалу, мне стало грустно – я очень любила, и сейчас люблю, своих однокашников - и расставаться с ними навсегда не хотелось…

Помню, какими мы пришли в первый класс! Милые и спокойные, слегка испуганные малыши! Первая учительница, первая парта, первая школьная подруга, первая драка…
До сих пор помню запись в дневнике: «Дралась на уроке! Поведение 1 (Единица)!».
Мама не могла поверить своим глазам!
Я объяснила, что по-другому поступить было невозможно.
К нам в класс чуть позже пришли два ученика – брат и сестра. Мальчик сидел за первой партой, а его сестра со мной, за второй. Так вот, этот брат всё время поворачивался и мешал работать. Мы сидели за старыми деревянными партами. В них были углубления для ручек и чернильниц. В одном таком углублении у меня лежали 20 копеек, на обед. И вдруг, когда началась перемена, деньги пропали! Я заподозрила «парочку» и начала выяснять отношения и расцарапала лицо, теперь уже не помню кому – брату или сестре…
Дома я, конечно, получила «на орехе» и возненавидела школу и всё, что с ней было связано.

Учёба мне давалась легко, и мне это нравилось, но лень, которая, по словам мамы, вперёд меня родилась, брала своё. Я гуляла допоздна и иногда ложилась спать с не выученными уроками.
И вот однажды я попалась. Я была жестоко наказана – была разбита голова.
Мне отбили охоту делать уроки, можно сказать навсегда.
Работая в классе, я успевала сделать всё классное и домашнее задание, даже вперёд, и дома, делая вид, что занимаюсь уроками, читала художественную литературу. Чтобы не попасться, мне пришлось развить слух и внимание – мама иногда пыталась подойти тихо-тихо, но я всякий раз успевала накрыть книгу учебником…

Сейчас смешно вспоминать, а было время, когда при одной мысли о школе, я плакала.

В классе я была заводилой, меня слушались почти все.
Сорвать весь класс с урока – нет проблем! Одна фраза: «Уходим? А?» - и весь класс уже прячется по этажам.
Сейчас вспоминаю то, как «учила» немецкий в соперничестве с А.. Он был отличник и действительно всё учил, хотя и у него была хорошая память. Мы всё время отвечали урок на «кто быстрее».
Наше общение началось еще в детском саду, в  соответствующим его возрасту, образом: он ударил меня по голове. Я помню, как стояла среди детей группы, размахивала руками и открывала рот. Помню своё удивление оттого, что из открывающегося рта не выходят звуки. Но он, спустя годы, получил своё!
Кажется в 9-ом  или в 10-ом классе, на уроке истории, А. повернулся ко мне – он сидел за первой партой, впереди меня – и, взяв у меня ручку, сломал её.
Я не могла перенести такой выходки! И, прямо на уроке, встала и, подойдя к нему, несколько раз, ударила его учебником истории по голове.
А потом спокойно села.
Вообще, как  сейчас вспоминаю,  я была драчуньей.
Думаю, что только по милости Господа меня не побили мальчишки.
Хотя были случаи, когда почти из-за случайных моментов мне доставалось больше, чем, если бы кто-то захотел меня побить.

Однажды, в 3-ем классе, всё тот же А., развязал мои бантики на косах и привязал их к парте. Тогда он сидел сзади меня. И меня спросили! Я, естественно встала, и тут же упала назад.


А в пятом классе, сделав уроки быстрее всех – я ходила на продлёнку – я засела за настольный хоккей. Один мальчик, С., разозлился на меня за то, что я не даю ему играть, и со злости пнул меня ногой. Ходила с синяком в паху. А мама пришла в школу и подняла этого парнишку за уши и сказала, что прибьет каждого, кто прикоснётся ко мне.
Все потом баловались, трогая меня пальцами.…
А с С. мы стали друзьями, наверное, потому что он ушёл в другую школу.

Вообще с одноклассниками у меня были самые настоящие «классные» отношения! Я давала всем списывать, а класс заступался за меня перед мамой, точнее помогал мне её обманывать.

Ещё я вспоминаю уроки физики и химии.
Как особо выдающийся ученик, я вела в нашем классе эти предметы. Не всегда, конечно, но довольно таки часто.
Всё началось с того, что я, зная предмет, могла задать такой вопрос, что учитель отвечал на него почти пол-урока, и на проверку домашнего задания не оставалось времени.
Очень быстро наша хитрость была разгадана, и меня поставили «освещать» мои же вопросы. Мне нравилось.

У нас в городе  часто проводили математические олимпиады, и я на них занимала первые места. Маму уговаривали отдать меня в Краевую Школу-интернат с физико-математическим уклоном, но я наотрез отказалась, заявив, что никогда не буду математическим сухарём!

А ещё в школьные годы, наш класс много вместе пил.
На пляже, друг у друга в гостях, но никогда не было, ни каких гадостей.
(Хотя было много неприятностей…)
Пили мы много, но с умом! Домой возвращались во время, мальчишки провожали нас – девчонок, и дома мы вели себя тихо.
Особенно я.

 Школьные годы, «чудесные»! 
Слава Богу, что со мной не случилось ни какой беды!
Сейчас я понимаю, что ходила по острию ножа, и только по милости Господа  осталась жива.

2003