ТРиСС - Теория Развития и Совершенствования Социот

Олег Радикович Мусин
ТРиСС – Теория Развития и Совершенствования Социотехнических Систем.
Программа ТРиСС – это 5 – ти уровневая, комплексная программа, поэтапного межфункционального (междисциплинарного) обучения  и практического применения сотрудниками организаций и предприятий инструментов и методов бережливого и творческого менеджмента с целью разработки и производства идеальной продукции по свойствам и характеристикам, способную  удовлетворить самым взыскательным потребностям потребителей или превосходящую их ожидания по:
- цене,
- качеству,
- срокам разработки, производства и поставки…
Социотехническая система – это сбалансированная модель непрерывного развития и совершенствования системы объекта (государства, организации, предприятия…), стремящегося к разработке и производству идеальной продукции или услуги, максимально удовлетворяющей потребности потребителя по заданным им свойствам и характеристикам и  состоящая  из 3- ех основных подсистем:
1. Технической системы взаимосвязанных и взаимозависимых элементов (ресурсов): продукта, разработки и производства, размещенных в пространстве, основная цель которых заключается в создании идеального продукта, удовлетворяющего потребности потребителя по заданным им свойствам и характеристикам. Идеальная техническая система – это система Продукта, в которой элементов вроде бы нет, но при этом Продукт по своим свойствам и характеристикам удовлетворяет или превосходит потребности потребителей.
2. Технологической системы взаимосвязанных и взаимозависимых операций и процессов, расположенных во времени основной задачей, которой является  создание идеальной технологической системы разработки и производства идеального продукта по своим свойствам и характеристикам удовлетворяющего потребности потребителя. Идеальная  технологическая система – это система, в которой операций и процессов вроде бы нет, но при этом идеальный продукт производится.
3. Социальная система – это подбор, обучение и развитие сотрудников нацеленных на создание идеальных технических и технологических систем, способных разрабатывать и  производить продукцию по своим свойствам и характеристикам соответствующую или превосходящую аналоги мировых лидеров.

1.Введение
2.Законы развития технических систем.
2.1. Понятие системы, идеальные системы.
2.2.Этапы развития систем.
2.3.Законы развертывания – свертывания систем.
3. Законы развития социальных систем.
3.1.Понятие социальных систем.
3.2.Этапы развития социальных систем.
3.3.Законы развертывания – свертывания социальных систем.
4. Взаимосвязь и влияние социальных и технических систем на социально – экономическое развитие общества, предприятий и государства.
4.1. Понятие социотехническая система (СТС) и важность ее гармоничного и сбалансированного развития.
5. Основные этапы, инструменты и методы совершенствования социотехнических  систем.  (Бережливое производство, функционально – стоимостный анализ ФСА, теория решения изобретательских задач ТРИЗ).
5.1. Этап №1 исправление технических систем с целью повышения  эффективности (идеальности) организации и управления технологических процессов без изменения систем.
5.2. Формирование у сотрудников бережливого мышления, обучение теории и практике применения инструментов и методов бережливого производства на рабочих местах. (Ценность, Потери, КПСЦ, 5С, визуализация, стандартизация, производственные ячейки, система канбан, SMED, ТРМ…). 100% охват сотрудников предприятия.
5.3. Основные этапы исправления технических систем (потери, ячейки, канбан, вовлечение поставщиков и потребителей в систему). Порядок обучения методам практического применения инструментов и методов бережливого производства по исправлению технологических процессов.
5.4. Этап №2 совершенствование конструкторских и технологических систем с целью повышения конкурентоспособности продукции по: качеству, цене, срокам разработки и производства с изменением систем. Методы по недопущению нежелательных эффектов при разработке и производстве конструкторских и технологических систем.
5.5. Формирование у сотрудников, преуспевших в освоении бережливого мышления – творческого  мышления. Обучение сотрудников теории и практике применения инструментов и методов ФСА и ТРИЗ с целью совершенствования и повышения эффективности социотехнических систем.
5.6. Технико – экономический анализ оценки конструкторских систем и методы их совершенствования с помощью ТРИЗ. Функционально – идеальное моделирование, нежелательные эффекты,  матрица функций, диагностическая таблица, решение противоречий, вепольный анализ, АРИЗ…
5.7. Экономико – технологический анализ оценки эффективности организации и управления технологическими процессами и методы их совершенствования с помощью ТРИЗ. Функционально – идеальное моделирование, нежелательные эффекты,  матрица функций, диагностическая таблица, решение противоречий, вепольный анализ, АРИЗ…
6. Заключение.

Цель: Обосновать теоретический и практический, зарубежный и отечественный  (в т.ч. и свой) опыт поэтапного, комплексного и системного применения инструментов и методов:
- бережливого производства, направленных на совершенствование систем за счет  исправления  технологических процессов
- ФСА (функционально – стоимостного анализа) необходимого для экономического обоснования необходимости совершенствования систем и подсистем, продукции, технологии ее организации и производства,
- ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) направленной на развитие систем и устранения нежелательных эффектов в них за счет создания и внедрения новых изобретений,
С целью повышения конкурентоспособности отечественных социотехнических систем предприятий и организаций.

                Введение.
К написанию этой работы меня подвигли примеры не совсем удачных, а иногда и провальных попыток отечественных руководителей создать собственные бережливые производственные системы по примеру производственной системы Тойоты.
Анализируя примеры внедрения так называемых собственных производственных систем. Поневоле задаешься вопросом: Почему производственная система? А не бережливая система предприятия? Ведь предприятие это система, состоящая из нескольких подсистем:
- производства,
- проектирования и разработки продукции,
- маркетинга и продаж,
- финансово – экономической…
 а производственная система – это одна из подсистем в системе предприятия. Предприятие состоит из людей, значить есть еще и социальная подсистема. Можно ли совершенствуя одну подсистему усовершенствовать всю систему? Основная проблема, мне кажется, состоит в отсутствии информации, ну нет у нас книг про бережливую систему предприятия Тойоты. А мы, славяне, из спокон веков привыкли тупо копировать чужой опыт, набивая шишки и синяки приходя в отчаяние и заливая его водовкой от бессилия и разочарования, забывая о накопленном как мировом, так и собственном опыте развития и совершенствования систем, таком как: ТРИЗ – Альтшуллера, ФСА – Соболева, Трудовых установок – Гастева…
Хотелось бы спросить, уважаемых консультантов в т.ч. и иностранных гуру, кто – ни будь  представляет, а как должна преобразоваться система предприятия, т.е. «что будет» и «что это даст» собственникам, сотрудникам в результате внедрения многочисленных инструментов бережливого производства? Ей богу – ощущение, что многие занимаются этим, что бы «отжать» у клиента денег и побольше. А заказчики – потому что модно. Одно радует, что есть в России небольшая горстка молодых энтузиастов.
Формирование видения будущей системы – это тоже одна из задач моей работы.
Для того, что бы систематизировать программу развития социотехнических систем, как предприятий, так и государства, необходимо:
- знать законы развития как технических, так и социальных систем.
 Понимать, то что:
- развитие одной системы не возможно без развития другой,
- процесс развития происходит по определенным, закономерным этапам (развертывания - свертывания систем),
- перескакивание этапов чревато потерей управляемости и хаосом в системах,
- заказчиком на развитие людей и систем должен быть лидер компании или государства…
В доказательство вышесказанного рассмотрим теорию диалектики развития систем. Любая система развивается по S – образным законам:
- зарождения и детства,
- развития,
- стабилизации,
- деградации.
Пример графика развития технических систем.
 
Сами по себе технические системы развиваться не могут. Значит для развития и совершенствования систем нужны люди (сотрудники), которые совершенствовали и развивали бы эти системы. Понимали: для чего они занимаются совершенствованием и развитием. Видели бы будущую идеальную систему, ради создания которой они трудятся.  Хотели бы и были способны совершенствоваться, развиваться и иметь возможность реализовывать свои идеи на практике для достижения поставленной цели.
Сотрудников необходимо вдохновить (заразить) идеей совершенствования. Значит – необходим  лидер (творец), который разработал бы эти идеи и вдохновил сотрудников на их воплощение в масштабах хотя бы собственной компании. Причем идея должна быть масштабная и охватывать несколько этапов достижения поставленной цели.
Для реализации этих идей на практике необходим Заказчик -  лидер бизнеса, обладающий ресурсом:  оборудованием, технологиями, людьми, финансами, желанием сделать свою компанию мировым лидером в своей сфере.
Примеры, тандемов успешной реализации проектов совершенствования систем:
Лидер бизнеса: 1.Форд                Разработчик Идеи: 1.Тейлор
                2.Тойода                2.Таити Оно
Эти законы так же переносятся на все системы, в т.ч. и политики развития социально – экономических систем развития государств.
Для примера приведу не совсем успешные Российские примеры развития государства:
Лидер государства: 1.Николай 2                Реформатор: 1.Столыпин
                2.Ельцин                2.Гайдар
                3.Путин                3. ?


Пример графика развития социальных систем.
 

Как видно из приведенного графика система социального развития развивается так же по законам S – образной кривой:
- идея развития (пионерская система) – разработчик Творец,
- детство – развитие за счет энтузиастов, которые видят возможность реализации своего творческого потенциала (общество не понимает выгодность для него новой системы),
- развитие – общество осознает перспективность новой системы и начинает вкладывать в ее развитие ресурсы: обучает людей новым идеям, инструментам и методам (начало бюрократизации),
- стабилизация – система исчерпала резервы своего развития (командно – административный аппарат начинает препятствовать развитию, затрачивая деньги на свое содержание, которые не покрывают доходов от системы),
- деградация – бюрократический аппарат расширяется в стремлении удержать контроль над системой.
На каком уровне социально экономического развития находится наше государство и  предприятия каждый может сделать вывод сам. 
Из выше сказанного следует – этот закон равнозначно применим как к техническим, так и социальным системам предприятий. Гармоничное развитие обоих систем обязательно - иначе ничего не будет, отсюда необходимо говорить о создании (развитии и совершенствовании) социотехнической системы (СТС).
Опять же для развития и совершенствования социотехнической системы необходимо как минимум два условия:
- собственник бизнеса,
- собственник идеи – Творец.
Примечание: в Российских условиях собственник, как правило, не понимает, что совершенствование и развитие системы, в частности создание бережливой системы предприятия, подразумевает коренное изменение, как самой системы, так и методов ее управления. Поэтому и перекладывает внедрение на клерков.
Этапы реализации программы.
Этап №1. Совершенствование систем через Исправление организации и управления существующих технологических процессов (проектирования и разработки продукции, производства, учета затрат, маркетинга и продаж…)
Для реализации данного этапа необходимо в сотрудниках предприятия сформировать бережливое мышление.
Бережливое мышление – это революционный подход в изменении мышления наших сотрудников, нацеливающий не на достижение конкретных сиюминутных результатов (сроков) выполнения заданий любой ценой в ущерб:
- качеству,
- затратам,
- безопасности…,
 а на организацию правильных процессов, дающих неизменно нужный результат с заданными параметрами:
- качества,
- затрат,
- безопасности…
Для того чтобы исправить существующие технологические процессы, необходимо:
1. Всех сотрудников не зависимо от их функциональной принадлежности обучить методам и инструментам бережливого производства:
- ценность,
- потери,
- методы решения проблем,
- инструменты (карты потока создания ценности, 5С, Визуализация, стандартизация, быстрая переналадка, ТРМ…)
2.  Разработать и внедрить поэтапный план исправления технологических процессов:
- устранение крупных потерь на рабочих местах с применением инструментов бережливого производства,
- создать сотовое размещение оборудования и сотрудников не зависимо от их функциональной принадлежности и стабилизировать процессы в ячейках (начало внедрени бережливых показателей),
- создать ПСЦ по семействам продукции и систему канбан (вытягивания) с внедрением бережливых показателей (операционных, мощности, финансов),
- вовлечь в процесс исправления ПСЦ семейств продукции поставщиков и потребителей.
Поэтапное совершенствование технологических процессов за счет исправления с помощью формирования бережливого мышления, обучения и внедрения инструментов и методов бережливого производства можно представить на графике
 
Этап №2. Развитие (переход на более совершенный этап – свертывания) систем через изменение системы объектов (продукции) с помощью решения изобретательских задач.
Для решения этих задач необходимо у сотрудников сформировать творческое мышление. Так как не все способны к творческому мышлению, то выбирать необходимо из сотрудников наиболее успешно усвоивших бережливое мышление.
Творческое мышление характеризуется:
- диалектичностью,
- системностью,
- наличием управляемого воображения,
- эстетического восприятия науки и техники,
- уверенности в возможности решения проблем.
Для успешной реализации этапа по созданию идеальной системы предприятия выбранных сотрудников необходимо обучить инструментам и методам ТРИЗ, таким как:
- методы решения противоречий (технических, физических, административных),
- вепольный анализ,
- АРИЗ – Алгоритм Решения Изобретательских Задач.
Идеальная система – это система, в которой элементов нет, но необходимые функции выполняются.
Этот этап, как и первый, состоит из нескольких подэтапов, которые должна разработать и внедрить команда энтузиастов.
Основные этапы развития систем с помощью ТРИЗ и ФСА можно представить на графике
 
Для представления будущего видения системы предприятия способного стать мировым  лидером по разработке и производству продукции представлю схему свертывания систем (создание  межфункциональных команд системы ПСЦ в семействах продукции). Она послужит видением будущего своего предприятия.
 

Как видно из представленной схемы сотрудники ориентированы не на достижение аморфных показателей своего функционального подразделения, а на достижения ПСЦ своего семейства продукции, т.е. на конечный результат финансово – хозяйственной деятельности своей межфункциональной команды. А это, как мы убедились, не возможно без комплексного и поэтапного развития социотехнической системы предприятия.
Более подробно ТРиСС рассмотрим в представленной мной работе.