Вспоминать сложнее, чем воспоминать

Уладзимир Траццякоу
Мы говорим: «Нахлынули воспоминания», сами по себе, без наших умственных усилий, бывает, даже вопреки нашему желанию. Совсем другое дело – вспоминать забытое. Это бывает мучительным занятием, к которому мы сами себя принуждаем: «Надо обязательно вспомнить…» (это слово, этого человека, и т.д.). Мне тоже, на 8-ом десятке лет, уже время от времени приходится этим заниматься. И из моих приятелей-ровесников мало кто не жаловался на память (правда, обязательно с улыбкой). Например, так: «Ой, что ты! Да я уже скоро забуду, как меня самого зовут!» Что свидетельствует, конечно, о редкости проявлений у них забывчивости. Это хорошо, но впереди перспектива, может, немалых лет. Как бы от милой забывчивости не перейти к немилой…

В книжках по психологии много внимания уделяется вопросам совершенствования памяти, но -- в смысле ЗАПОМИНАНИЯ. И это понятно: расчет на молодых, учащихся, входящих в жизнь. Вопросы ЗАБЫВАНИЯ-ВСПОМИНАНИЯ – это уже для пожилых, здесь можно только поводы для юмора находить: «Доктор, как это называется, когда все забываешь?» 

Я попробовал извлечь рациональную рекомендацию из недавнего случая своей забывчивости. Я почувствовал недомогание, были почти все признаки простуды. И тут я вдруг осознал, что не могу вспомнить слова -- «ну это когда только кажется, что очень холодно». 
 
Из спортивного интереса я записал время, когда начал вспоминать: 12.13.

С чем это слово наверняка ассоциируется? -- Симптом, простуда, холод, замерзнуть…  Увы, зацепления не произошло.

Надо, подумал, представить себе ситуацию, при которой это слово будет произнесено.

Состояние, которое у меня, у большинства бывало. Что в таких случаях люди говорят, когда жутко холодно?.. Увы, опять не зацепилось.

Ну, а вот врач пришел ко мне. Как бы он спросил:
-- На что жалуетесь? Насморк, кашель, озноб?
Ну, конечно же, ОЗНОБ у меня! Это меня порадовало. Вспомнил!

Посмотрел на часы: было 12.24.   
 
Бывало, часы проходили, прежде чем вспоминал, так что будем считать, что 11 минут -- это неплохо.

Пожалуй, у меня получилось вспомнить быстрее, чем обычно, потому, что интуитивно я выбрал правильную стратегию. Вот она:

1. Забытое слово (предмет, термин, учреждение и т.д.) обязательно входит в зацепление с какими-то семантическими полями. Память, цепляясь за них, может «вытащить» и временно забытое. 
2. Надо представлять себе по очереди различные ситуации, когда забытое слово может прозвучать или, говоря вообще, понадобиться. Тот же принцип «прицепить» забытое к тому, что помнишь.

Как зовут человека? Специфика поиска ответа на этот вопрос в том, что (по пункту 1) «зацепленные» семантические поля вам не надо искать, поскольку поля «имя» и «фамилия» заведомо связаны. Потому (по пункту 2) ситуациями надо считать перебор ИМЕН. Смысл в том, что забытое имя почти всегда входит в ограниченный набор распространенных имен. Бывают исключения, но они и запоминаются лучше. Найдя «правильное» имя, вы сможете отыскать (вспомнить) и «прицепленную» к нему фамилию.

Надеюсь, люди «в возрасте» тоже заглядывают на мои страницы, и то, что здесь написано, им тоже может пригодится.