Из давнего. Дар

Ли -Монада Татьяна Рубцова
  Пьеса-притча.
Основные действующие лица:
  (Между первым и вторым действием проходит десять лет.)
  Бабушка Вера, 60 лет/ 70 лет.
   Внучка Катя, 14 лет / 24 года.
   Внучка  Оля, 15 лет /25 лет.
   Сергей, деревенский паренек, 16 лет / 26 лет.
   Максим, городской паренек, 16 лет / 26 лет.
   Марина, 18 лет / 28 лет.
   Загадочный старичок Дар.



   Эпизодические роли (один актер может играть несколько ролей):
   Незнакомец, крупный мужчина средних лет.
   Продавщица в распивочной.
   Охранник Петечка (амбал).
   Фотограф Евгений.
    Осветитель.
    Парикмахер.
    Визажист Анджело (гей).
    Костюмер Зиночка.
    Галочка, помощница Ольги, 18 лет.
    Семенов (посетитель)
    Сидорина (беременная), 27 лет.
    Тетка.
   
                Действие 1, явление 1.


Лето. Каникулы. На заднем плане, в глубине, дом бабушки Веры.  Перед домом красивый палисадник, огороженный невысоким заборчиком. В палисаднике  цветы. У заборчика лежит длинное толстое бревно, на котором обычно сидят, кто ни вздумает. Вот и сейчас на бревне «устроились» Сережа и Максим. Они ровесники. Сергей – местный парень, Максим, его друг, приехал на каникулы из города.

     Максим (достает из кармана рубашки пачку сигарет, закуривает.) Серега, а ты хочешь закурить? Возьми, это «Кэмел», они слабенькие.
     Сергей. Слабенькие или нет – все одно отрава.
     Максим. «Приму» и «Беломор» я и сам не курю, а дорогими ядами балуюсь слегка. Э! Да я вижу, ты тут на парном молочке да на чистом воздухе растешь! Вот и мне мать говорит, поезжай, мол, к деду, отдохнешь в деревне, сил поднаберешься.
     Сергей.  Слабаком себя не считаю.
     Максим.  А сколько раз отжимаешься?
     Сергей.  Сорок. На кулаках.
     Максим.  Прикольно! В армию готовишься?
     Сергей. Призовут – пойду, прятаться не буду за мамкин подол.
       Максим. Ничего себе! А я вот за компьютером день и ночь дома просиживаю.  В  университет буду поступать, только бы не служить. А там женюсь, дети маленькие пойдут. Может, от армии и откошу.
      Сергей. Неужели детишек воспитывать легче, чем в армии  служить?
      Максим. А я это дело жене доверю. (Затягивается, потом закашливается).
     Сергей (слегка бьет Максима по спине). В нашем ларьке «Кэмела» нету.
      Максим. Нету – и хрен с ним! Я, может, совсем курить брошу.
      Сергей. Дед-то твой силен еще? Справляется с хозяйством?
      Максим. Хоть бабуля умерла, а корову держит. Сам доит.
      Сергей. Ты-то доить не пробовал?
      Максим. Что я, лох что ли?
     Сергей. А я, по-твоему, лох? Когда мать заболела, всему пришлось научиться.
      Максим.  Серег, а  за скотиной ты гавно вычищаешь?
      Сергей. Неужто матери дам? Она и так ломает день и ночь.
      Максим. Я бы ни за что. Чудно у вас, у деревенских.  Ну нету сил – чего так вкалывать? Бросьте все хозяйство, на солнышке грейтесь.
      Сергей. Легко тебе рассуждать! Вы, городские,  все из магазина несете. У вас десятки гастрономов, а  у нас один задрипанный ларек. Если б не  хозяйство, по миру бы пошли.
     В палисаднике показывается бабушка Вера, еще довольно деятельная, полная сил женщина. Она несет две  трехлитровые банки (можно два кувшина, кубана, как у нас  их называют), вешает их на колышки. Ребята оживляются.
      Сергей. Здравствуйте, тетя Вера!
      Максим (бросая окурок, давя его ногой.)  Здрасьте, Вера Петровна!
       Вера.  А, женихи! Здравствуйте! Заждались моих девчонок-то?
      Сергей. Заждались. Они сегодня обещали приехать?
Вера. Обещались. Катя в письме писала, чтобы ждала их с Олей двадцать четвертого. Да я тебе, Сергей,  об этом уже говорила. У Оли экзамены были, девять классов закончила. 
    Максим. А Вы сами давно их навещали?
    Вера. У сына, Катиного отца, гостила на Рождество, а у  дочери, Ольгиной матери, на Пасху. И то, спасибо Сергею, пока я отсутствовала, он за живностью моей приглядывал.
     Максим. Да, он у нас «тимуровец». А сам глаз давно на Катьку положил.
     Сергей. Заткнись, балда!
     Максим. Сам влюбленная балда!
     Вера. Ну полно вам лаяться-то! Вон и девчонки мои идут! (Показываются две девочки с небольшими баулами).  Баба Вера выбегает из палисадника, обнимает внучек, целует их. Катенька! Олюшка! Ну, как вы доехали?
     Катя. Хорошо, бабушка, не волнуйся!
     Вера. Надо бы родителей известить, что вы добрались.
     Оля. Не волнуйся, ба, я уже по сотовому сообщила.
Вера (указывая на пареньков). Не успели  вы приехать, а кавалеры уже дожидаются.
     Оля. Здравствуйте, мальчики!
     Катя (обращаясь к Сергею, радостно). Сережа! Рада  тебя видеть. И тебя, Максим. Давно ты тут?
     Максим. Неделю назад прикатил.
     Оля. О! Теперь поколбасимся.
     Вера. Олюшка, откуда у тебя речи-то такие?
     Оля. Какие, ба? Самые обыкновенные. Сейчас все так говорят, да еще и покруче.
     Вера. Ну ладно. Заходите в дом. А кавалеры подождут.
     Сергей. Катюш, мы вечером придем к вам. Вы не против?
     Оля. Приходите, потусуемся!
    
                Действие 1, явление 2.


Вечер. Катя, Оля, Сергей, Максим сидят на бревне.
       Оля. Хорошо в деревне летом!
       Сергей. Отдыхать, а не работать.
       Максим. Согласен.
       Катя. Завтра утром бабушка попросила грядки выполоть.
       Оля. Ну вот! Разве мы за этим приехали?
       Сергей. Катя, давай я тебе помогу.
       Оля (с ехидцей). Помоги, помоги ей.
       Катя. Что ты, Сережа! У тебя у самого работы полно. Как мама?
       Сергей. Как будто получше.
        Катя. Мы завтра с Олей все выполем.
        Оля. С тобой лучше не ссориться. Ты хоть на год моложе меня, а кажется, что старше. (Всматривается вдаль.) Ой, а кто это там, на балконе? Что-то я ее в прошлом году не видела.
         Сергей. Это предпринимателя нашего дочка. Марина. Они недавно здесь поселились.
         Максим. Красивая.
         Оля. Как  кобыла сивая.
         Максим. Ты что, ревнуешь?
         Оля. Вот еще!
         Сергей. Она в коммерческом институте учится.
         Оля. Наверное, папа определил.
         Катя. А сколько ей лет?
         Сергей. Восемнадцать.
         Максим. Да, вся из себя такая…
         Катя. Давайте ее к нам позовем. Она скучает.
         Оля. Пожалел волк кобылу. С ее деньгами да скучать!
         Катя. Это деньги ее отца. А она пока никто.
         Максим. Просто красивая девушка.
         Оля. Ну, Макс, я с тобой поссорюсь!
         Максим. Оля! Ты вне всяких сравнений!
         Оля (прислонясь к нему.) Вот и хорошо!
        Катя. А все-таки давайте Марине покричим. Надо же поближе познакомиться. Целое лето впереди. Что же: ходить и не здороваться?
         Оля. Кричите, если хотите.
         Максим, Катя и Сергей хором кричат: «Ма –ри –на!» Слышится: «Что?» - «Иди к нам!» - «Хорошо!»
          Оля. Вот, припрется теперь.
          Катя. Ольга! Ты невыносима!
          Оля. Какая есть, на базар не везть.
          К ребятам подходит красавица Марина. Максим не может оторвать от нее глаз. Ольга нахмурилась, смотрит под ноги.
           Марина. Привет всем! Я вам не помешаю, мелюзга?
           Ольга. Если мы мелюзга, чего тогда явилась-не запылилась?
           Марина. Дома-то скучно.
           Оля. Дома не перед кем демонстрировать свою красоту.
            Марина. А ты завидуешь?
           Оля. Было б кому завидовать!
            Сергей. Девчата, хватит ругаться.
            Оля. А мы и не ругаемся. Не за что.
            Марина (садится по другую сторону от Максима.) А я вот возьму и отобью твоего Макса.
             Оля. Кишка тонка!
             Марина. Может, поспорим?
             Оля (привстает.) А по морде не хочешь? Мы ее позвали сюда, как человека, а она – стерва!
              Марина. Да ладно, проехали. Не нужен мне твой Макс, он ребенок еще.
              Сергей. Марин, ты такая красивая, чего ж ты одна и одна?
              Марина. А мне никто не нравится.
              Максим. Принца ищешь?
              Марина. Почему бы и нет?
              Оля.  Тебе нужен богатенький Буратино, кошелек с ушками.
               Марина. Вам, что ли, не нужен?
               Катя. Каждому – свое.
               Марина. Ой, только не  философствуйте! Деньги всем нужны.
               Катя. Не спорю. Но это еще не все.
               Марина. Может, родство душ? Так это туфта. Сказки для бедняков.
               Катя. А ты сама хоть копейку заработала?
               Марина. А зачем? У меня все есть.
               Катя. Чтобы познать счастье.
               Марина. Вы что, рехнулись? Разве может быть счастье в работе?
               Катя. Я думаю, в любимом деле.
               Марина. То – то я вижу: Серега вкалывает, как вол, каждый день, а счастья что-то не видать.
               Сергей. Не тебе судить.
               Марина. И не вам.
               Оля. Вот ты, Катюша,  меня ругала, а сама тоже с ней поцапалась.
               Катя. Да  это просто спор.
               Оля (достает из-за бревна бутылку «Пепси», отвинчивает крышку, отпивает глоток.) Каждый остался при своем.

              Катя. Господи, до чего же красиво в деревне! А воздух какой сладкий! Напоен ароматами трав и цветов. Если бы не учеба, я никуда бы отсюда не уезжала. Все здесь просто и одновременно загадочно.
               Максим.  И воду надо из колодца носить. И печку топить. И дрова колоть.  И  за «Пепси-колой»  в город ехать. Ни за что! ( Берет у Оли бутылку и тоже отпивает глоток.)
               Катя. Максим, а кем ты хочешь стать?
               Максим. Не знаю, не думал еще. Одно точно знаю: буду жить в городе.
               Оля. Макс будет предпринимателем, как Маринкин отец.
               Марина. Вы думаете, это легко?
               Оля. Людей-то обворовывать?
               Марина. Да отец мой пашет двадцать четыре часа в сутки! Ничего не видит, кроме своего дела.
               Сергей. Может, он своим делом и счастлив…

Максим.  Есть же дар у человека – делать деньги! Вот бы мне такой дар.
               Оля. Неплохо бы родиться  с талантом, с необыкновенными способностями. Счастливчикам житуха! Заграница, дорогие отели, рестораны…
                Катя. И каждый твой шаг известен всему миру.

                Максим. Слушайте, идея! Пойдемте прогуляемся к «нашему» месту. Помните, где сидели в прошлом году?
                Марина. Где это ВАШЕ место?
                Катя. Недалеко от деревни есть полянка. Уютная такая.
                Сергей. А совсем рядом родник. В нем чистейшая вода.
                Марина.  Так это почти у леса! Я боюсь туда идти.
                Оля. Хорошо, что тебя с нами в прошлом году не было!
                Марина. Я в прошлом году в институт поступала. Мне не до этого было!
                Оля. А в этом году надо было сессию подольше продлить!
                Марина. Между прочим, я сдала ее на одни пятерки!
                Катя. Значит, в тебе, Марина, есть коммерческая жилка.
                Марина. Если честно, мне не очень нравится учиться в этом институте. Отец настоял. А мне бы в дизайнеры пойти или в актрисы.
                Оля. У меня предложение: давайте Маринку отправим домой, а сами пойдем-таки, куда собирались.
                Максим. Костерок разожжем. Можно картошек испечь.
                Оля. Да какие картошки! Успеем еще!
                Катя. Картошек мы завтра напечем. А сегодня просто так пойдем. И Марина с нами.
                Сергей. Ну, пошли что ли?
                Все встают и идут в сторону леса. Оля подхватывает бутылку с «Пепси».
                Катя. Весь год ждала этого момента! (Держась за руку Сергея). Ой, скоро совсем стемнеет!
                Оля. Темнота – друг молодежи! Правда, Макс?


Максим. Девчонки! Хватайтесь за меня! Я вас доведу до места! (Берет Олю и Марину под руки.) Шагом марш!
                Оля. Песню запе-вай!
                Сергей. Ну все! Держись, деревня! Городские приехали!

                ( Ребята поют хором популярную песню.)

               
 
                Ребята приходят на «свое» место. Прекрасная поляна. Недалеко начинается лес. На поляне  ребята разводят костерок (у Максима коробок спичек.) Сергей подстилает Кате куртку. Максим приносит какие-то коряги. Предлагает Марине и Оле сесть. Сам садится на траву.
               Катя. Как же хорошо, Господи! Так бы жить и жить на этой Земле!
               Максим. Вот только комары бы не кусали! (Отмахивается веткой от комаров).
               Сергей. Вот когда смотришь на язычки пламени, кажется, что что-то с тобой необыкновенное произойдет. Таинственное.
               Максим ( прихлопывая комара на руке). Куда уж таинственней! Какой-то микроскопический комар пьет кровь, как вампир! Что-то Всевышний напутал в своих замыслах!
               Катя. А, может, комары нужны для того, чтобы ими питались лягушки! Все в природе взаимосвязано!
               Максим. Но мы-то не лягушки! Почему мы страдаем? Мы, люди с большой буквы?
                Марина. Уж ты-то с большой буквы?
                Оля. А что ты имеешь против Макса? Чем  ты-то лучше его?
                Марина. Тебе этого не понять.

                Оля (резко). Где уж нам уж выйти замуж!
                Сергей. Макс,а что ты видишь в этом пламени?
                Максим. Дым!
                Марина (Ольге). Ну, кто прав?
                Оля. Неужели ты не видишь, что он шутит? Дурака валяет?
                Сергей. Нет, ребята, я серьезно.
                Марина. Хорошо бы увидеть свое будущее!
                Катя. А ты не боишься?
                Марина. А чего бояться?
                Катя. А мне страшновато. Помните, как в «Мастере и Маргарите»: « Подумаешь, бином Ньютона! Умрет он через девять месяцев, в феврале будущего года, от рака печени в клинике Первого МГУ, в четвертой палате.» Жуть берет!
                Максим. Кать, ты такие книжки читаешь? Скучнотища!

                Катя. Почему же скучнотища? Читаешь – аж мурашки по коже…
                Максим. Я больше детективы люблю.
                Марина. А я любовные романы. Разве с любовными романами что-нибудь сравнишь?
                Катя. Да «Мастер и Маргарита» - гимн великой любви, хотя там нет ни одной эротической сцены!
                Марина.   Нет, американцы и англичане далеко вперед ушли по части описания любовных сцен.
                Катя. Это же примитивизм! Иностранные любовные романы только тем хороши, что хорошо кончаются.
               Оля. Моя маман их каждый вечер читает.         
               Катя. А я мечтаю о настоящей, великой любви…
               Оля. Кто ж о ней не мечтает! Говорят, наши предки-язычники глядя на язычки пламени загадывали желания. Огонь очищает.
              Марина. Тоже мне – язычница!
               Сергей. А может, она, любовь-то, где-то рядом. Только не каждый ее замечает. Чтобы любить, нужен дар.
                Марина. Что у вас сегодня все дар да дар! Это все дедкины сказки! Мечтайте больше! Так вот он у вас и появится!
                Максим (отпивая глоток «Пепси»). Да не травите вы душу!





                Действие 1, явление 3.

           Среди затянувшейся паузы, когда Сергей подкладывал ветки в огонь, послышались шаги. В  темноте показался странный старик. Он одет, как древние волхвы, в белые одежды. Длинные волосы подвязаны тесьмой вокруг лба. Старик видит пятерых молодых людей, сидящих на поляне, подходит к ним.

           Оля. Господи, это что еще за явление?
           Максим. Да, странный старикашка.
           Марина (громким шепотом.) А-а-а! Привидение! (Порывается встать и убежать.)
           Сергей (хватая ее за руку.) Да тише ты!
           Катя. Господи! Помилуй нас! (Осеняет себя крестным знамением.)
           Максим. Может, священник?
           Оля.  В белом прикиде?
           Марина. На ночь глядя? В лесу?
           Старик (делая успокаивающие жесты). Не бойтесь меня, люди! Я вам худого не сделаю. Я иду издалека. Нет ли у вас водицы испить?
            Оля. Старичок, может, «Пепси»?
            Старик. «Пепси»? А что это такое?
            Оля. Напиток такой. Клевый.
            Старик. Что ж, дайте мне этого чудесного эликсира.
            Оля (отвинчивает крышку у бутылки, потом завинчивает.) Из горла не дам. Вдруг ты заразный?
            Катя (встает.) Дедушка, я Вам сейчас воды родниковой принесу. Хотите простой воды?
            Старик. Принеси, милая девушка.
            Катя ( Максиму). Допивай скорее «Пепси».Освободи бутылку. (Максим пьет.)(Сергею). Сережа, дай фонарик.( Катя берет бутылку, включает фонарик и спускается к роднику, благо, он совсем рядом.)
            Сергей. Садись, старичок, с нами. ( Двигается.)      
            Старик.  Я бы посидел, отдохнул, да суму свою оставил около леса, очень уж она тяжелая. Не принесет ли кто? (Показывает рукой направление).
             Максим. Дед, сейчас дураков нет, чтобы бесплатно таскать тяжести.
             Старик. А я вас отблагодарю.
             Сергей. Не надо никаких благодарностей. Я сейчас принесу. (Сергей встает,  идет к лесу, несет тяжелую сумку.) Вот Ваша сумка, дедушка. Действительно, неподъемная! Как же вы ее носите?
             В это время Катя приносит воду. Старик пьет, утирает рукой губы.
             Старик (отдавая бутылку). Хороша водица! (Кате.) Спасибо, добрая душа.
             Молодежь опять усаживается на свои места. Старик – на свою суму.
             Старик. Эта сума доверху набита талантами.
             Оля (тихо Марине.) Так я и думала: сумасшедший!
             Марина (тихо). И одет как-то странно! Может, он колдун?
             Старик ( расслышав). Не колдун я. Я тут, из параллельного.
            Оля. Из параллельного чего? (Смеется.) Из класса что ли?
           Старик. Я свою школу давно окончил. (Улыбается.) Да не из класса я. Из мира параллельного.
               Максим. А разве такие миры бывают?
               Старик. Бывают, мил человек, бывают.
                Сергей. Я  про что-то такое читал…
               Марина. И вы все там в такой одежде ходите?
                Старик. Нет. В такой одежде ходят  только просветленные. Но мы можем к вам в любой одежде приходить. И так: ( Гаснет свет, потом загорается. (И так каждый раз, когда старик «перевоплощается»).Старик вдруг, не меняя позы, предстает в одежде школьного учителя: шляпа, костюм, очки). И так. ( На старике белый халат и белая шапочка доктора.) И так. ( На старике фуфаечка, шапка-ушанка, обычная рубашка или засаленная майка, которая торчит из-под фуфайки (телогрейки). Потом опять принимает свой облик. Мы – везде!
                Максим. Ух ты! Ничего себе!
                Старик. Мы все видим. Все слышим. Нам главное, чтобы тут, в вашем мире, не нарушилось равновесие, гармония. А у вас споры возникают, вы многого не понимаете, хотите истину найти. Вот я  и пришел вам на помощь.
                Катя. Неужто из-за нас пятерых равновесие в мире может нарушиться?
                Старик. Может и из-за одного. О Гитлере слыхали?
                Сергей. Конечно слыхали.
                Оля. А чего же тогда позволили такой войне разгореться?
                Старик.   Иногда людей приходится учить болью, когда они к хорошим словам не прислушиваются.  Тогда Зло торжествует. Силы  наши были слишком неравные. Землю окутал Черный Страх, через него пробиться было нелегко. Почти все пространственные  коридоры были закрыты. Но все же Свет победил Тьму!
                Марина. И где же эти коридоры?
                Старик. Коридоры то? Да  в разных местах. Один здесь неподалеку. В лесу.

                Максим (размышляя над ранее сказанным.) Вообще-то я понял, как может нарушиться равновесие даже из-за одного человека, сколько горя может принести даже ОДИН: взорвет, например,  один террорист  что-нибудь, а жертв будут сотни. А среди жертв - несостоявшиеся великие люди: математики, писатели,  космонавты… Какой урон для всех нас! А если ОДИН спасет  десятки, сотни человек? Он становится героем. Все радуются. И такое бывает.
                Старик. Правильно, Максим, мыслишь.
                Максим. Дедушка, а откуда вы мое имя знаете?
                Старик.  Я все знаю, деточка. Я же просветленный. Меня зовут ДАР.   Мне по должности положено все знать.
              Катя. А какая у Вас должность, дедушка?
              Старик.   Раз в десять лет я раздаю людям дары. Даром, то есть бесплатно. Сегодня как раз такой день. Вам повезло.
              Максим.  Вот здорово! И Вы даете любой дар?
             Старик.  Любой. Что ни попросишь – все сбудется.
             Марина.  Бабушкины сказки, дедкины подсказки.
              Старик. У нас там много всего, нам не жалко для людей ничего. А вы, я вижу, мятетесь, ищете. Вот я и хочу вам помочь.
             Оля. А как Вы это делаете?
             Старик. Этого вам знать не надо. Вы, я вижу, люди хорошие, вот я вам и  предлагаю дар.
              Оля. А взамен душу?
              Старик.  Душа мне твоя, Ольга, ни к чему.
              Сергей. Но ведь любой дар надо развивать, совершенствовать.
              Старик. А это уж как вы распорядитесь им.
              Оля. Чур, я первая!
              Старик.  Если вам дар будет в тягость, я приду на это место ровно через десять лет, вечером двадцать четвертого июня, и избавлю вас от него.
               Максим. Ладно, старик. Давай начнем с меня. (Встает, подходит к старику.)
               Старик.  Какой же дар ты у меня просишь?
               Максим.  Хочу быть известным поэтом!
               Старик. Ты хорошо подумал?
               Максим. Еще бы! У поэтов деньги, слава. Их все знают, все любят.
               Старик. А бессонные ночи, а муки творчества, а зависть недоброжелателей?
                Максим. Какая еще зависть! Раз-раз – и стишок готов! Ну, давайте мне дар.
                Старик. Дело твое.  (Берет ладони Максима в свои, держит их, что-то шепчет про себя).  Ну вот, теперь у тебя есть дар поэта.
               Максим. Мерси. Кто следующий? ( Отходит в сторонку, рассматривает свои ладони.)
                Марина. Я следующая. ( Подходит к старику.) Я хочу быть звездой! Топ-моделью!
             Старик. Разве тебе плохо живется?
             Марина. Живется хорошо, но я хочу жить еще лучше.
             Старик. Чего же тебе не хватает?
             Марина. Поклонения толпы, звуков щелкающих фотоаппаратов, сияния прожекторов. Самые красивые мужчины – мои!
            Сергей. А зачем тебе столько красивых мужчин?
            Марина. Это мое дело!
            Старик. Ты хорошо подумала?
            Марина. Конечно!
            Старик.  Ну что ж. Протяни, дева, свои ладони.
            Марина протягивает ладони, старик опять что-то шепчет.
            Старик. Теперь ты звезда.
            Максим. Из погорелого театра.
            Марина. Брысь! (Гордо возвращается на свое место.)
             Старик (обращаясь к Кате.) Что же ты, отроковица, ничего не просишь у меня? Какой дар тебе нужен?
             Катя. Я хотела бы всю жизнь выращивать цветы, знать тайну их произрастания, чтобы люди всегда любовались красотой.
             Старик (встает, подходит к Кате.) Я подойду к тебе сам, милая девочка. Пусть будет по–твоему. ( Берет ладони Кати в свои, шепчет.) У тебя будет этот дар. Кто еще желает получить свой дар даром?
             Оля.  Как всегда, я самая последняя.
              Старик. А знаешь ли ты, чего хочешь?
              Оля. Я хочу стать… хочу стать… ясновидящей!
              Максим (хлопая себя ладонями по коленкам). Опа-на!
             Оля. А что в этом плохого? Все к тебе идут, все тебе деньги несут. Слово скажешь – тебе стольник, предложение – доллары получай. И все честно! Ведь я им правду буду говорить!
             Катя. Разве назначение ясновидящей деньги собирать с людей? Ведь людям помогать нужно. Всегда! Это как клятва Гиппократа.
            Оля. А по-моему, лучше дохода и не придумаешь.
            Старик. Хорошо ли ты подумала, девонька?
            Оля. Хорошо, хорошо, не волнуйтесь. ( Протягивает ему ладони.)
            Старик. Ну что ж, пусть будет по-твоему. Я дарю тебе этот дар. (Шепчет.)
            Оля садится на бревно.
            Старик. Подойди сюда, Сергей.
            Сергей. Что Вы хотели, дедушка?
            Старик. Почему ты ничего не просишь у меня?
            Сергей. Я хочу все сам. Сам. Мое самое заветное желание – жить на этой земле.
            Старик. Ты будешь жить на этой благодатной земле. Тебе мои дары не нужны.
           Сергей. Вот если бы моя мама жила долго-долго….
           Старик (вздохнув). Даже я не в силах изменить замыслы Всевышнего.  Это другая епархия. Я только дарю дары.
         Сергей. Спасибо на добром слове.
         Старик.  Итак, помните: ровно через десять лет, на этом самом месте.
         Максим. Десять лет. Это так далеко!
         Старик. Эх, деточка! Десять лет – это один миг. Ну, прощайте! ( Поднимается с сумы, с легкостью закидывает ее за плечо и уходит в сторону леса. Дети с любопытством смотрят ему вслед, вытянув шеи.)  Издалека доносится голос старика: «Вы просите – мы все слышим!»
          Оля.  Посмотрите! Он растворился в темноте!
          Максим. Ни фига себе!
          Катя. Кто это был?
          Марина. А кто его знает! Главное, чтобы не соврал старик.
          Сергей. Вы видели, как  легко он сумку поднял? Я же сам ее нес – тяжеленная!
          Катя. Наверное, он нам раздал таланты, вот сума и стала легче.
          Оля. Да, такое может произойти только в деревне!
           Максим. Через десять лет мы будем богаты и знамениты. Один Сергей останется голоштанником.
           Оля. И Катя.
           Сергей. Я верю в себя.
           Катя. А я верю в Промысел Божий.
           Сергей. Представляешь, как страшно: вдруг за эти десять лет передумаешь и захочешь заниматься чем-нибудь другим?
           Максим. Да кто же от дармового дара отказывается? И пыхтеть не надо.
           Катя. Как сказать. Писать хорошие стихи нелегко.
           Максим. Лучше навоз у коров вычищать!
           Катя. Может быть, и лучше.
           Марина. Ну что вы спорите? Посмотрим через десять лет…
           Оля. Ой, а я число забыла!
           Катя, Марина, Сергей, Максим (хором): Вечером  двадцать четвертого июня!
               
                Конец первого действия.
                ***

                Действие 2, явление 1.


Прошло десять лет. Жизнь ребят сложилась по-разному…  Максиму 26 лет, а у него все позади. Он в распивочной стоит за столиком с незнакомцем, оба пьют водку. Максим спился, вид у него небрежный, костюм мятый, пуговицы оторваны, волосы всклочены.

        Максим. «И каждый вечер, в час назначенный (Иль это только снится мне?), Девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне…» Ты думаешь, я написал?
      Незнакомец (закусывая). Угу.
      Максим. Нет, мой незнакомый друг, это Александр Блок, поэт серебряного века. Я вот тоже поэт. У меня есть дар. Дал мне его один старик… Я не поверил сначала. А потом так и потянуло все на свете рифмовать. Вот, например, подберешь рифму к слову водка?
       Незнакомец. Пиво.
       Максим. Нет, я серьезно. Водка – селедка,  водка – красотка, водка – глотка, водка – нотка, водка - наводка. Вот я и поступил на факультет журналистики. Стал в газетах стихи свои печатать. Потом книжку мою издали. Говорили, «начинающий», «подающий надежды». Деньги появились. Кто-то сразу отвернулся от меня, мол, ты теперь знаменитость, мы тебе не ровня. Зато появились другие «друзья». Все время что-то «споласкивали»: выпьем за то да за это. Я сначала – ни-ни! А потом втянулся. А писать все меньше стал. Муза меня покинула, Божественное вдохновение исчезло. И «друзья» куда-то подевались. Я на «травку» перешел, воображение развивал, новые идеи искал. Девушка у меня была. Нина. Еле меня от «травки» отбила. А от водки не смогла. Терпела она, терпела, да и ушла от меня.
        Незнакомец. Они все такие, бабы.
        Максим. Нет-нет, я Нину не виню. Каково ей жить с алкоголиком? Университет бросил.  Меня даже в армию не взяли.  Одни диагнозы!
        Незнакомец. Давай еще по стопочке.
        Максим. Наливай! Эх, горе мое горькое! Бывало, как подступит этот Дар, бросал все и писал, писал, писал… А то головой о стенку бился. Не идет  - и все тут. Сколько я бумаги перевел, мамочка родная! «Тысячу тонн словесной руды!» Думаешь, я сказал?
         Незнакомец. Угу.
         Максим. Нет, это Маяковский.
         Незнакомец. А!
         Максим. Вот тебе и «а»! Ворона-кума!
         Незнакомец (нахмурившись). Ты что, на меня бочку покатил? (Берет Максима за грудки.)
        Максим. Что ты! Что ты! Это я так. ( Кричит на продавщицу за стойкой.) Эй! А чего это у вас столики не протираются? И салфеток нет! Безобразие! Да вы знаете, кого обслуживаете? Знаете, кто перед вами стоит? Да я сейчас номер один наберу – и вас всех отсюда уволят! Всех! ( Выпивает водку и грохает стакан об пол.) (Пауза. Потом, осмелев, обращается к Незнакомцу). Вы, засранцы! Что вы понимаете в высокой поэзии! Вам лишь бы глаза залить!
           Продавщица. Вот ты и залил зенки-то.  (Обращается к охраннику.)  Петечка, выброси вон энтого! Уже еле на ногах стоит!
           Петечка берет за шиворот Максима и выталкивает  из распивочной. Тот вяло сопротивляется.
            Максим (раскачиваясь). Черт бы побрал этого старика! Он хоть бы предупредил, что это за муки творчества,  сколько надо «пахать»… Лучше бы я у него силу воли попросил!


                Показывается прошлое Максима.
                Картина 1.
          Университетский актовый зал полон студентов и преподавателей. В президиуме сидят ректор университета, декан факультета журналистики, председатель профкома, редактор местной газеты, директор типографии и среди них – юный и счастливый Максим. Одет с иголочки, в отутюженном костюме, при галстуке. Он студент 3 курса.
      Ректор ( выступает.)  Сегодня знаменательный день для нашего университета. Даже скажу более громко: счастливый день. Состоялся как поэт наш Максим Коновалов, студент третьего курса факультета журналистики. Он воспитанник нашей среды, в этих стенах росточки его таланта обрели силу и мощь. И вот презентация первого поэтического сборника Максима. Он называется «Хвала идущим впереди!». Мы счастливы, что Максим обрел несомненный талант и надеемся, что он еще долго будет радовать нас своим творчеством! (Шквал аплодисментов. Доносятся крики из зала : «Мак-сим! Мо-ло-дец!»)

Декан.  Мы знаем тебя, Максим, как замечательного студента. Ты пришел к нам в университет с хорошими задатками, а преподаватели помогли тебе ярче проявить себя. Так держать!  Мы верим в тебя, дорогой наш Максим. Только не расслабляйся, береги свой талант, совершенствуй свой дар, чтобы он всегда служил людям.(Громкие аплодисменты.)
          Председатель профкома. Мы тут посоветовались и решили, что труд Максима Коновалова должен быть оценен по достоинству. Мы вручаем тебе, Максим, не только Почетную грамоту нашего университета, но и  конвертик с довольно внушительной для молодого студента суммой. Надеемся, что ты оправдаешь доверие своих товарищей, и стихи твои будут звучать по радио и телевидению! ( Максим встает, председатель профкома жмет ему руку и вручает конверт. Студентка из зала несет Максиму огромный букет цветов.)
         Студентка. Максим, мы, твои однокурсники очень рады за тебя. Ты всегда будешь для нас образцом  таланта, честности и порядочности. Счастья тебе. Максим!  (Вручает ему цветы и целует в щеку. Шквал аплодисментов.)
          Редактор. Редакция нашей газеты тоже присоединяется к поздравлениям и вручает несколько поэтических сборников. (Гром аплодисментов.) А теперь, слово предоставляется молодому поэту. Читай, Максим, нам свои стихи!

          Максим выходит в центр сцены. Он немного смущен, раскраснелся.


В мире есть старуха злая,
Имя ей -  Война!
Никого вокруг не жаль ей –
Сеет смерть она.

Много лет уж над Россией
Мирный день встает,
И все меньше тех, кто помнит
Сорок первый год.

Но немые обелиски
Память сохранят,
О войне напомнят лица
Бронзовых солдат…

Уничтожил злую силу
Богатырь-народ,
Чтоб Война не приносила
Горя и невзгод…


 (Пауза. Аплодисменты.)

         Максим. Следующее мое стихотворение развивает и дополняет мысль Тютчева.

                Нам не дано предугадать,
                Кого любить, за что страдать,
                Кто станет беден, кто богат,
                Кто не женат, а кто женат,
                Кто будет счастлив, вознесен
                Иль Божьим промыслом спасен,
                А кто сойдет в безвестный мрак.
                Кто будет умный, кто – дурак….

(Пауза. Максим неумело кланяется. Мама в первом ряду зала утирает слезы платочком. Все встают и аплодируют).            




Прошлое Максима. Картина 2.
             Молодежное кафе полно студентов. Все отмечают триумф Максима. На столах разнообразные угощения, спиртное. Раздаются крики: «Макс, за тебя!», «Максимка, друг, век не забуду!» Слышится язвительное: «Ну теперь наш Макс зазнается, будет нос кверху драть, мы, мол ему не пара… Сам-то со свиным рылом залез в калашный ряд».- «Гляньте, как наш виновник торжества осоловел, скоро поползет.»- «Да ему пить нельзя, его сразу развозит».- «Гля, как наши девки на него пялятся, как на Господа Бога! Теперь все ему отдадутся…» - « Не, у него Нинка есть. Он с ней с первого курса встречается.»
Максим ничего не замечает, ему весело и хорошо. Все ему друзья. Пиджак снят, галстук перекинут через плечо. Объясняет пьяным голосом соседу: «Думаешь, стихи писать легко? А я написал. Целую книгу написал. И еще напишу. Я талантливый.
         Сосед.( другому соседу на ухо). Ну все, понесло нашего поэта. Так и без друзей останется.
         Нина. ( расслышав). А вы на его деньги пьете, едите, да его же и хаете! Чем вы лучше-то?
         Сосед. Заткнись, крыса!

       Максим. Кто крыса? Нинка крыса? Да я тебе! (Завязывается потасовка, слышится женский визг. Их растаскивают. Вечеринка испорчена.)


             Прошлое Максима. Картина 3.

            Комната в доме Нины. Видно, что Максим  уже не студент и живет у нее, хотя они и не расписаны. Входит взбудораженный Максим. Лезет в холодильник, достает кастрюлю со щами, жадно хлебает.
              Максим. Все, Нинок, я завязал с водкой. Ты меня теперь прогонять не будешь?
              Нина. Что это ты такой голодный? Как будто век не ел.
              Максим. Аппетит разыгрался.
               Нина (внимательно всматривается ему в лицо). Да у тебя зрачки какие-то ненормальные! Ты что, колешься что ли?
               Максим (пытаясь обнять ее.) Да ты что, Нинуль! За кого ты меня принимаешь?

               Нина. Я принимаю тебя за наркомана! Покажи, куда кололся!
                Максим. Да не кололся ! ( Вытягивает руки.) На, посмотри! Я всего одну затяжечку сделал!
                Нина. Так ты курил всякую дрянь? Анашист хренов!
                Максим ( развеселившись, приставляя палец к губам.) Т-с-с! Никому, слышишь? Нинка ты моя! (Хохочет.) Дурочка ты моя! ( Бросается на постель, катается по ней и заливается беспричинным смехом. Заходится в смехе.)
                Нина (бьет его по щекам). Господи! Ну за что мне такое наказание? Ведь я люблю тебя! Слышишь: люблю! Ну кому еще такой дурак нужен будет?            
                Максим (беспричинно плачет) Нинка! Не бросай меня! Слышишь, Нинка! Я чо-нибудь с собой сделаю!
                Нина. Ну и черт с тобой! Подыхай как собака! То водка, то наркотики! За что мне это все?
                Максим. Слышь, Нин, в последний раз! Клянусь тебе!
               Нина ( прикрывая его одеялом). Ладно, спи уж! В последний раз он! Я тебя теперь встречать и провожать буду. Теперь я от тебя ни на шаг! (Ложится с краю, выключает настольную лампу.)

             Прошлое Максима. Картина 4.

               Комната Максима. Все в беспорядке. Мебели никакой, одна раскладушка. Все пропил. Кругом ряды пустых бутылок.
               Максим ( просыпаясь). Нин, а Нин! (Приподнимается на локте, будто вспомнив что-то). Да! Она ж меня  давно бросила. Выгнала, можно сказать, на улицу. Сама, небось, диплом защитила, в редакции работает, мужика себе нашла, а я тут в помойке валяюсь. Так мне и надо, коту подзаборному! Нам уже по двадцать шесть! Сколько она со мной мучилась… (Зевает.) Во рту как кошки насрали. Надо бы опохмелиться. ( Встает с раскладушки, трясущимися руками натягивает брюки, рубашку. Достает из кармана деньги, пересчитывает.)На бутылку хватит. ( Идет в распивочную,из которой его и выгнали впоследствии.)
     (Возврат к моменту, когда его выгоняют из распивочной).  Максим, раскачиваясь, удаляется неспешно в непонятном направлении, разговаривая сам с собой, и вдруг слышатся  стихи, которые он когда-то написал :
 
                Женщина по имени ЛЮБОВЬ
                Сбережет нас  от любой напасти,
                С ней одной изведать можно счастье
                И блаженство –только с ней одной.

                День за днем, минуту за минутой
                Время вдаль уносит за собой,
                Но всегда она нужна кому-то:
                Женщина по имени ЛЮБОВЬ…               
 
(Стихи можно читать за сценой  голосом самого Максима, записанным на пленку. В них звучит надежда на то, что талант Максима все же не погибнет…)


                Действие 2, явление 2.
               
        Марине уже 28. Она известная топ-модель. Сейчас в студии  фотограф  Евгений снимает Марину. Вокруг Марины  суетятся костюмер, визажист, парикмахер, осветитель и т.д., поправляют ей платье, прическу.
         Марина. Ну, долго еще?
         Фотограф. Марина, нужно потерпеть.
         Марина. Десять лет ходить по подиуму! Как мне все надоело!
         Фотограф. Но Вы же звезда, Мариночка!
          Парикмахер. Любой бы мечтал оказаться на Вашем месте! Вы – вне конкуренции.
          Марина. Даже неинтересно как-то. Мне никаких усилий делать не приходилось, чтобы завоевать успех. Другие ревут от зависти, в прически друг другу цепляются. Я даже им завидовала.
          Фотограф.  Извините, но Вы, Мариночка,  просто с жиру беситесь!
           Марина. Где Вы видите жир? Я так же, как и десять лет назад,  в отличной форме.
           Фотограф. В форме, да уже не в такой. Кожа стала дряблее, морщинки появились.
(обращается к визажисту). Анджело, припудрите ей  у височка, пожалуйста.
           Марина. Вы хотите сказать, что моя песенка уже спета?
          Фотограф. Возраст, милочка, возраст. Молодежь Вам на пятки наступает. Вот, хотя бы Виктория Неведомская. Подает большие надежды. И не жалуется, что мы ею много занимаемся.
           Марина. Значит, пенсия?
           Фотограф. Ну почему пенсия? Можно же заняться чем-то другим. Агентство свое откроете. Папенька ведь у Вас богатый.
            Марина. Мой отец болен. Но знаете, что меня бесит, Евгений? Мы с Вами давно работаем, и я не знала, какое вы дерьмо.
             Визажист Анджело перемигивается с осветителем, улыбаясь. Марина заметила это. Кричит на Анджело. - Эй, Анжела, голубая мечта! Что ты перемигиваешься со своим любовником? ( Костюмеру Зиночке). - А ты чего, крыса, лыбишься? Лизоблюды, подхалимы! Я блистала на лучших подиумах Италии и Франции!
(у Марины выступили слезы, потекла тушь. Она «ломает» прическу, волосы растрепались.) Тьфу на вас! Тьфу на вас!  Тьфу на вас!

Визажист Анджело ( всплескивая руками).  Нет, это невыносимо! Каждый раз она обзывается!
           Фотограф. Девочки, неужели вы не привыкли? (Марине.) Мариночка, вернитесь в форму. Продолжим работу. (Парикмахеру, визажисту). Поправьте на ней прическу, макияж. Жду вас через час.         
            Марина. Оставьте меня все!  ( Плачет.)


                Действие 2, явление 3.

         Ольге 25 лет, но все ее зовут «баба Оля». Страждущие идут к ней непрерывным потоком, занимают очереди на много месяцев вперед, звонят по телефону.
         Ольга принимает клиентов в своем кабинете. Рядом в приемной стоят несколько стульев, на них сидят люди из очереди. У Ольги помощница Галочка, девушка лет 18. Звонит телефон, Галочка поднимает трубку.

            Галочка. Але! Приемная бабы Оли. Вы хотите записаться?  Только на ноябрь. Раньше никак нельзя. Думаете, у вас одних горе? Нет… Нет… Записываю. Как Ваша фамилия?  Сорина? Хорошо. На шестнадцатое. До свидания. (Обращается к Ольге). Все без очереди хотят.
           Оля. Господи, как я устала! Мне всего двадцать пять, а все меня бабой Олей величают.
          Галочка. Так все думают, раз ясновидящая, то, значит, старая. Как Ванга.
          Оля. Я из-за ясновидения этого и учиться не стала. Зачем, думала? Денег и так будет много. А тут иной раз  из жалости и свои отдашь. Благо, денег у меня  много. Кстати, Галочка, завтра, когда будешь ехать в троллейбусе, не выпускай кошелька из рук. Там один симпатичный блондин к тебе будет клеиться, а его напарник в это время по сумкам шарит. Не обольщайся, что он запал на твои красивые глазки.
          Галочка. Ну, спасибо, баба Оля! Не первый раз ты меня выручаешь.
          Оля. И ты туда же… А ведь я и правда  уже старуха. Ты меня не представляешь десять лет назад: смешливая, крутая такая… А насмотрелась на людское горе и как-то вдруг разом постарела. И замуж выйти не могу: всех насквозь вижу
          Галочка. Неужели ни одного не было с чистыми намерениями?
          Оля. По-моему, в детстве был такой мальчик. Максом звали. А потом все во мне доллары видели, никому не было дела до моей души, до моих чувств.
           Галочка. А я  тебе немножко завидовала.
           Оля (махнув рукой в сторону приемной). Вот они сидят за дверью, им не терпится ко мне попасть, решить свои вопросы.  Из пятерых только у одного серьезное дело – пропал сын, а остальные так, из праздного любопытства. Могли бы и сами до всего дойти.
            Галочка. А ты их не принимай, баба Оля.
            Оля. Ну, во-первых, они записывались, ждали своей очереди, а во-вторых, тебе нужны деньги на путевку в Турцию? Нужны. Вот и приходится соблюдать и свои интересы. Иди, зови.
             Галочка. Семенов, проходите.
             Семенов. Здравствуйте, баба… Ой, а где же баба Оля?
             Оля. Я баба Оля.
             Семенов. Какая симпатичная.
             Оля. Какое у Вас дело?
             Семенов. А вы сами угадайте.
             Оля. Тут и угадывать нечего, вы разрываетесь между женой и любовницей.
             Семенов. Вот это да! Прямо в точку попали! Что же мне делать?
             Оля. Уходите к любовнице, Вам там будет лучше.
            Семенов (недоумевая). Спасибо. Спасибо большое. А куда денежку положить?
             Галочка. В эту коробочку кладите.
             Семенов уходит.
              Галочка. Вот козел!
              Оля. Не осуждай людей, Галочка. У каждого свои причины. Но  жене Семенова без него будет легче, пусть женщина отдохнет от его измен. А потом ей встретится хороший мужчина.
              Галочка. Баба Оля, я тобой восхищаюсь! Откуда у тебя такой дар?
               Оля. Был однажды случай, один старичок подарил. Я сначала не поверила, а потом иду и чувствую, что знаю судьбу каждого.
               Галочка. Вот здорово!
               Оля. Галочка, это же каторга!  Если бы ты знала,  как у меня болит голова! Зови следующего.
                Галочка. Следующий! Сидорина!
                Входит Сидорина. Она в положении, но этого еще не видно.
               Сидорина. Здравствуйте!
                Оля. Здравствуйте! В чем Ваша проблема?
                Сидорина. Ой, а я о Вас столько хорошего слышала! А наедине можно?
                Оля. Вы моей помощницы стесняетесь?
                Сидорина. Дело уж очень деликатное.
                Оля. Рассказывайте Ваше дело.
                Сидорина. Вобщем, я беременна. От женатого мужика.
                Оля. Вы знали, что у него есть семья?
                Сидорина. Знала. Но тут, понимаете ли, любовь. Может, мне сделать аборт?
                Оля. Милочка, рожайте, не думайте о плохом. Лет Вам уже много. Родите здорового мальчика. Без мужчины не останетесь. А этого  прохиндея  забудьте. Найдите в себе силы.
                Сидорина ( со слезами на глазах). Спасибо Вам!  ( Собирается положить деньги в коробочку).
               Оля. Деньги заберите. Они Вам пригодятся.
                Сидорина. Спасибо, добрая душа! (Уходит.)               
                В приемную врывается тетка. Очередь пытается ее остановить, но она отбивается  сумкой и вбегает в кабинет с криком: «Люди добрые, помогите!»
              Галочка. Что Вы себе позволяете?
              Тетка. Спасите, голубчики, сына! Не дайте пропасть!
              Галочка. Да что случилось?
              Тетка. Похитил, мерзавец, икону из храма! А икона, кажись, дорогая! Хотел  продать, а деньги пропить. Что же мне теперь делать? Грех-то какой! Я в комод полезла, а она там лежит. Говорю, где взял, а этот ирод на кровати валяется, лыка не вяжет. Еле дозналась.
               Оля. Отнесите икону в храм. Там обнаружили пропажу, но в милицию не обращались. Если боитесь огласки, положите ее тайно на скамью. Икона вернется на прежнее место. А за сына молитесь чаще в этом храме.
                Тетка. Хорошо, дочечка, так и сделаю!

                Оля (отмахиваясь от тетки, желающей обнять ее). Идите! Идите с Богом! (Пауза). И вот так каждый день. Себе не принадлежишь! Днем и ночью, устала или не устала, есть у меня свои дела или нет, больна я или здорова, хочется или не хочется – приходится выслушивать тысячи жалоб на  жизнь. А меня когда-нибудь кто-нибудь пожалеет?
               

                Действие 2, явление 4.

          Все тот же дом в деревне. На крылечке сидит постаревшая баба Вера. Катя и Сергей возятся с цветами в палисаднике.
           Катя. Бабушка,  что,  сынишка притих?
           Вера. Набегался, постреленок, молочка парненького попил и уснул.
           Сергей.  Вы его не балуйте!
          Вера. Да мне в охотку возиться с ним! Что мы: старый да малый. Вы работаете, а мне одной скучно. Хотя годы уже не те. Поясница ноет.
            Катя.  Я тебе, бабушка, травки оттоплю, поможет.
            Вера.  Ну я в дом пойду, а то вдруг Семушка проснется…
            Сергей. Как хорошо, что у нас есть бабушка. А мама моя не дожила до рождения внука.
          Катя. Не надо, Сережа, о плохом. Я тебя очень, очень люблю.
          Сергей. Катюша, ты для меня – свет в окошке.
           Катя. Ты опять мне букет полевых цветов принес.
           Сергей. Я же знаю, что ты их предпочитаешь всем другим цветам.
           Катя. Наверное потому, что декоративные цветы сама  выращиваю. В них много ярких красок, незабываемый аромат. А вот полевые цветы – особенные: вроде и на вид не так ярки, а понюхаешь и пожалеешь, что не пчелка. Скоро нам с цветами не управиться. Придется помощника нанимать.
         Сергей. А что так?
          Катя. Ребеночка я жду, Сережа!
          Сергей (опешив от радости). Катенька моя! Девочка моя! ( Поднимает ее на руки и кружит).
          Катя. Поставь меня, Сережа, а то голова закружится.
          Сергей. Да. Да. Тебе нельзя много работать.  В теплицы за домом больше не заходи. Завтра с кем-нибудь из деревенских договорюсь.
          Катя.  Да мне на воздухе – одно удовольствие!
          Сергей.  Вот на воздухе и отдыхай. Я о тебе буду заботиться. Мама моя всю жизнь работала не покладая рук и умерла преждевременно. Беречь-то ее было некому.
          Катя. Сережа, тебе не в чем себя упрекнуть. Ты заботился о ней, как мог.
          Сергей. А давай, если будет девочка, в честь мамы ее назовем?
          Катя. Не будем загадывать, Сережа. Вдруг еще один  мальчик? Везет мне на мужиков!
 
          Сергей (глядит на Катю влюбленными глазами.) Пять лет мы уже с тобой вместе, а кажется, что только вчера сыграли свадьбу.
            Катя. Как было не влюбиться в десантника, особенно когда его знаешь с детских лет!
            Сергей. Хорошо, что ты из города жить ко мне приехала. 
            Катя. Зато как до университета приходилось добираться!
            Сергей. Но мы же вместе постигали тайны растений!
            Катя. Да, хорошее было время.
            Сергей. Трудное, но хорошее. Особенно, когда Семку родила на третьем курсе.      
            Катя. Спасибо бабушке, что за ним присматривает. (Пауза.) Сережа, завтра ровно десять лет, как встретили мы того странного старика. Все мы разлетелись по свету, в последние пять  лет  вообще о ребятах ничего  не слышно, я даже сестру свою Олю за эти годы почти не видела. Какими стали они – Макс, Марина, Оля?
          Сергей. Ты думаешь, они придут?
            Катя. Конечно!
            Сергей. А старичок придет?
            Катя. А почему бы и нет? Должны же мы верить в чудеса!
            Сергей. Посмотрим-посмотрим.
            Катя. Жалеешь, что ты не выпросил тогда себе никакого дара?
            Сергей. Нет, Катюш, не жалею. У меня  есть все, что нужно для счастья. И живу я на той земле, на которой родился. У меня  ты, любимая женщина,  сын, прекрасный малыш, будет еще один. А земля дарит нам цветы благодаря твоему дару.
             Катя. Ну, скажем, не дарит, а воздает. Разве это не наш труд, не наш пот?
             Сергей. Да, ты права. Спасибо тебе за все (целует ее.)       



                Действие 2, явление 5.


      На долгожданную встречу пришли все пятеро. Вышли из дома Катя и Сергей.
Подошел помятый, растерянный Максим. Модель Марина явилась на высоченных каблуках, в открытом платье, что совсем не смотрится в деревне. Ольга пришла в старых джинсах, кроссовках. Каждый немножко в недоумении, но все вместе рады встрече. Усаживаются на бревно. Темнеет.
      Максим. Вот оно, бревнышко заветное. Пролежало десять лет, уже труха сыплется.
      Ольга. Из нас самих уже труха сыплется.
      Марина. Не обобщайте.
      Ольга. Ты, Марина, в своем репертуаре. Неужели десять лет тебя не изменили?
      Марина. Мне не на что жаловаться.
      Максим. А вот у меня не сложилось. (Вглядывается «вдаль», за кулисы). Смотрите! Смотрите! Вон  наш старичок!
     Сергей. И суму свою тащит.
    Максима как ветром сдувает: «Старик, я помогу!»
    Старик подходит к ожидающим. Неспешно оглядывает всех. Появляется Максим, который сумку тащит волоком, до того она тяжелая.
     Старик. Доброго здоровья вам, дети!
     Оля. Какие уж мы дети!
     Старик. Для меня вы все дети.
     Катя. А вы за десять лет не изменились.
     Старик. Видели бы вы меня лет пятьсот тому назад! Такой ли я был!
     Сергей. Фантастика!
     Марина. Вот бы мне такой секрет долголетия!
     Старик. Кажется, десять лет назад вы тоже мечтали о чем-то подобном и завидовали тем, у кого есть талант. Десять лет – немалый срок, чтобы поумнеть, понять в жизни кое-что. Ну, как вам жилось все это время?
      Катя. Хорошо жилось. Правда, Сережа?
      Марина. Хорошо? Это вам-то хорошо? Возитесь в земле, как навозные жуки. Что вы видели хорошего?
      Сергей. Нам нравится, как мы живем.
     Марина. А мне не нравится! Не нравится! Мне уже под тридцать, а у меня ни мужа, ни детей! Никого!
      Оля. Но мужчины были. И три аборта были. Детей больше не будет.
      Марина. Ах, ясновидящая наша все знает! Все про бабу Олю слышали! А знаешь ли ты, что дети надолго, а может навсегда, оторвали бы меня от моей карьеры? А  если бы меня разнесло?  У нас дикая конкуренция!
       Сергей. Значит, твой дар требовал чего-то взамен? Ты должна была остаться одинокой? А как же твои поклонники? Сотни, тысячи мужчин?
       Марина. Восхищались тысячи, а мне нужен был один. Один, понимаешь?
       Сергей. Я это давно понял, а тебе нужен был урок, чтобы понять.
       Марина. Дедушка, что мне теперь делать?
       Старик. Ты больше не хочешь быть звездой?
       Марина. Я уже звезда на пенсии, и никому не нужен мой свет.
       Старик. Это как сказать, девонька.
       Марина. Кому я теперь нужна?
      Старик. А ты на мир смотри внимательно. Не с подиума смотри. И многих увидишь, чью жизнь ты смогла бы осветить и обогреть.
       Катя.  Марина, а ты иди к нам в дело.
       Марина.  В какое еще дело?
       Катя. Ну пока продавщицей в нашем цветочном салоне поработай. Ты же любишь прекрасное. Присмотрись повнимательнее к обычной жизни, к обычным людям, потом бухгалтерией будешь заведовать, а потом, может, сама захочешь свое дело открыть.
       Марина. Фи! Продавщицей!
      Сергей. Конечно, много поклонников  я тебе не обещаю, но есть холостые, один-два, на примете. Могу познакомить.
      Марина. Ха! Могу себе представить…
      Сергей. И не сможешь. Оба бизнесмены. Настоящие бизнесмены, которые свое дело хорошо наладили и твердо стоят на ногах. Может, какой и влюбится в тебя.
       Оля. Если она не будет говорить это противное «Фи!» и не менее вульгарное «Ха!»
       Старик. Так значит, забрать у тебя твой дар?
       Марина. А на что мне он теперь? Пора уступить дорогу молодым. Можно попробовать и  в салоне. Накопления у меня кое-какие есть.
     Старик. Я забираю у тебя дар холодной звезды, которая светит всем и никому конкретно. Пусть у тебя появится дар любви к миру. Но этот дар ты разовьешь в себе сама. И кто знает, может, чужой малыш назовет тебя своей мамой. ( Оглядывает всех).
Кто еще хочет отказаться от своего дара?
       Оля. Я хочу. Мой дар мне не по силам. Прости, меня, дедка, глупую.
      Старик. Тебе надоело помогать людям?
      Оля. А зачем им знать свое будущее? Они должны сами делать выбор и отвечать за него. Ясновидцы нужны слабым. А кто научит слабых быть сильными? Только они сами, их опыт. Вот меня все бабой Олей зовут. А какая я баба! (Встает, вертится вокруг себя в своих джинсах и кроссовках). Я не хочу быть бабой! За десять лет я сумела познать то, что настоящему целителю приходится по крупице собирать всю жизнь. Плохо быть молодым и мудрым, как старуха.
        Марина. В юности тебе ума немножко недоставало.
        Оля. Ты права. Я какая-то пустая была. А захотелось  быть равной Богу. Десять лет я несу этот груз. Он, наверное, как твоя сума, старик. Неподъемный, и, если честно, никому не нужный.
      Старик. Но очередь у тебя расписана на несколько месяцев вперед.
       Оля. Мне эти очереди снятся во сне. Они отняли у меня все. Найдут другую «ясновидящую».
       Старик. А дармовые деньги?
         Оля. Разве они дармовые? Это плата за мою неустроенность в личной жизни, за всякое отсутствие личной жизни. Да что личная жизнь!  Днем и ночью меня преследуют образы и видения. Я вижу будущее не только целых народов, но и каждого человека, идущего по улице. Вижу, кто когда умрет и при каких обстоятельствах, вижу, какие несчастья обрушатся на их бедные головы. Глядя на влюбленную парочку, я уже знаю, что ровно через три года он уйдет к другой, а хорошенький мальчуган через двадцать лет превратится в закоренелого преступника.  И как редко проходят мимо меня будущие Моцарты или Пушкины!
      Максим ( сам себе). Да, Пушкин из меня не вышел.
.

        Старик. Тебя, Ольга, освободить от твоего дара? В последний раз  спрашиваю.
      Оля. Освободи, дедушка! Я хочу быть такой, как все. Радоваться каждому дню и надеяться, что и завтрашний будет не хуже. Мне так нужна надежда, вера, любовь! Зачем человеку все знать заранее? Я не хочу знать, я хочу чувствовать, жить здесь и сейчас, ведь мне только двадцать пять!   
      Старик.  Как же ты будешь на жизнь зарабатывать?
      Оля. Еще не думала. Но деньги, на людском горе добытые, отдам в детский дом. Пусть на них ребятишкам компьютеры купят.
      Катя. Сестренка, я так редко тебя видела все эти годы. Если хочешь помогать нам с выращиванием цветов, мы всегда рады.
      Сергей. Тем более, что мы  все равно хотели искать помощника. Катя ждет ребенка.
      Оля. А меня крестной возьмете?
      Сергей. Почему бы и нет?
      Оля. Я всегда, Катя, думала, что ты старше и мудрее меня.
       Катя. Теперь и у тебя «мудрости» хоть отбавляй.

       Старик. Земля-матушка помогает думать. Ты ручками работаешь, а мысли твои далеко несутся, может, до чего хорошего додумаешься… Я забираю у тебя этот дар.
       Оля. Спасибо, дедушка.
       Старик. Что же мне с тобой, Максим, делать?
       Максим. Пропил я свой дар, старик.
        Старик. Легко ли быть поэтом?
         Максим. Так может сказать только тот, кто никогда не писал стихов. Настоящих стихов.
      Старик. А ты не пробовал писать, когда пишется и не писать, когда не пишется?
      Максим. Часто приходилось делать наоборот. То заказы какие-то поступали, то юбилеи. Сроки поджимали.
       Старик. Я сейчас подумал и решил: не буду забирать твой дар. Очень уж он нужен людям. Ты будешь нести людям истину в Слове, ты будешь вдохновлять их на прекрасные поступки.
     Максим. Поздно мне, старик.
    Старик. Стихи писать никогда не поздно. Ты попробуй заняться еще чем-нибудь, а стихи пиши для души. Какие  стихи с душой пишутся, те и есть самые настоящие. Когда их много наберется, тогда и неси  людям. Не спеши стать знаменитым. Ты пока их никому не показывай, ну, может, самому близкому человеку.
    Максим. А у меня нет близкого человека.
    Оля. А ты покажи их мне, Максим.
    Максим ( неуверенно). Может, нам с тобой удастся сочинить одну очень счастливую поэму на двоих?
    Оля. Ты один, и я одна. Почему бы не попробовать? Когда-то в детстве у нас здорово получалось.
     Максим. Ты посмотри на меня, Ольга. Я не достоин тебя.
     Оля. Давай мы все-таки начнем сначала. Я тебя теперь никуда не отпущу: куда ты – туда и я.

     Максим. У меня даже силы воли нет.
     Оля. А мы ее вместе будем вырабатывать.
     Максим ( хрипло). Ты очень изменилась, Ольга.
     Оля. Просто я многое видела из того, что нельзя человеку видеть.
     Максим. Дом моего деда пуст. Будь в нем хозяйкой.
     Оля. И буду! 
     Сергей. Ты же терпеть не мог деревню!
     Максим. Дураком был. Может, здесь, на природе, ко мне вернутся растраченные понапрасну силы…  ( Обращается к Оле.)  А мою судьбу ты видишь?
     Оля. Уже нет. Но я верю: все будет хорошо. Ты  еще  послужишь своей стране.
     Старик. Кажется, я вам больше не нужен. Идите с миром.
     Катя. Спасибо, дедушка.
    Максим. Ты преподал нам хороший урок, старик.
     Марина. Мы попробуем начать новую жизнь. 
     Оля. Мы не знаем, какие сюрпризы она нам преподнесет, но верим, что каждая черная полоса обязательно сменится белой. Я убеждена в этом, как уверена в том, что у Кати и Сергея родится девочка.
      Катя (испуганно и радостно). Ой!
      Оля.  Я знала о зачатии еще три месяца назад. Это последнее мое предсказание.
      Сергей. Прощай, старичок! Пусть будет легкой твоя сума!
      Максим. Пусть тебе никогда не встречаются такие лопухи, как я!
      Старик. Счастья вам, люди!
      Катя и Сергей уходят в дом. Оля и Максим – направо, Марина – налево. ( У всех на лицах радостная улыбка.)
              Темнота сгущается, один старик стоит в ореоле света.



       Старик. Эх, люди! Человеки! Как мало они верят в собственные силы, и как сладко мечтают сидя на печи есть калачи. Завидуют, что у соседа дом просторнее или куры больше яиц несут. Никак не извлекут урока, что свой выбор они делают сами, что за все в этой жизни надо платить, до всего доходить самому.  ( Обращается к залу.) А вы, друзья, не хотите получить  у старика Дара какой-нибудь дар бесплатно, чтобы осуществить свою мечту? Только помните: кому много дается, с того много и спрашивается. Будет ли сия ноша вам по силам?  Если что, зовите меня, и я к вам приду. Прямо так и скажите: приходи, мол, Дар, ко мне! Но как вы  распорядитесь своим даром? Будете ли его  любить, развивать, совершенствовать? Будете ли служить ему?  Не заглохнет ли он, невостребованный? Какая польза от него  людям?  За последствия я не отвечаю… (Берет свою суму, закидывает на плечо и уходит, согнувшись под ее тяжестью, в темноту).


                Занавес.