Яблоки на завтрак

Наира Багдасарова
Армению 90-ых кто-то назвал "царством мёртвых", а стало быть Ереван - столицей этого царства.Насколько это определение близко к истине, понимают лишь те, кто в эти годы был обитателем этого царства.
Город с миллионным населением замер...замер на долгие годы.
Можно было спокойно прогуливаться по проезжей части центральных улиц, совершенно не опасаясь угодить под машину, транспорт был полностью блокирован за неимением  бензина, газа и электричества.Количество прохожих на улицах сводилось к минимуму, никто никуда не торопился. Вертушки на проходных заводов и НИИ благополучно ржавели от безделья, бездействовали кинотеатры,надолго опустили свои занавесы театры, уличные фонари забыли, что надо светить,пустовали не только магазины и аптеки, но даже и больничные палаты...
Город жил, вернее выживал, своей совсем необычной жизнью.Очереди за хлебом и керосином...вот где можно было встретить людей.А ещё в аэропорту...много, много людей...уезжали кто мог и куда мог, чаще в никуда.
Времени, которого обычно всегда не хватает, было у меня в избытке,оно просто остановилось... и я не могла никак придумать, как его сдвинуть с места... убить, уничтожить...
Оказалось, "ничегонеделание" самое трудное занятие.
Зимы были особенно тяжёлыми.Квартиры моих горожан согревались исключительно дыханием его обитателей.Печки, керосиновые лампы появились  уже потом.
Мы сами прописали нашим детям постельный режим, боясь оказаться перед лицом болезни один на один.Оказывается, когда очень долго холодно, количество одежды уже не имеет значения, всё равно не согреться.Единственное спасение - движение. Вот и я своих деток в сутки несколько раз поднимала с постели и заставляла танцевать под своё пение.Аккомпанемент  конечно ужасный, но другого не было.
Холод, голод, темноту и тишину...в отдельности перенести ещё можно, но когда вся эта четвёрка вместе...
Я быстро научилась находить на ощупь нужную мне вещь в ящиках на кухне, в гардеробе.
И даже научилась передвигать кровать на ночь так к окну, чтоб лунный свет   позволял читать.При определённом положении книги, это было вполне возможно, правда читала  буквально по слогам. Чтение  было единственным спасением, чтоб не сойти с ума.
Тишина действовала на нервы. Я тогда поняла, что это значит "зловейшая тишина", когда нет ни единого звука, ни радио, ни телевизора, ни телефонных звонков, ни звука машин, ни голосов из соседских квартир.Сплошное молчание.
Буквально в одночасье люди лишились всяческих средств к существованию, выживали кто как мог.
Купить - продать что либо было слишком сложно. Но на рынке можно было осуществить обмен, какую -нибудь вещь поменять на продукты: картошку, лук, морковку.
Вот и я в один прекрасный день, связав заранее пару детских кофточек, отправилась на рынок.Народу было мало.Я предложила одной женщине кофточку обменять на картошку, она поблагодарила, вежливо отказавшись. Я заметила какого-то мужика в телогрейке и шапке ушанке и подошла к нему, показала свой товар.Он согласился, сказав, что она будет в пору его внучке.Он что-то пробормотал под нос, не поднимая глаз. Обычно меня раздражает, когда люди при разговоре со мной не смотрят в глаза.Видно я с раздражением спросила, сколько он даст мне картошки,почувствовав интонацию в моём голосе, он всё же поднял на меня глаза.Боже...я его узнала.Он преподавал мне в политехе, кандидат физико-математических наук...Позже мы с ним не раз пересекались,он приводил к нам в НИИ своих дипломников. Он видимо тоже узнал меня...Так зримо пробежала между нами взаимная неловкость, что я ощутила её буквально физически...Мне было стыдно смотреть на весы, я отвела взгляд в сторону.Он насыпал мне в пакет картошку и я буквально убежала с рынка.Слёзы потекли с глаз...я не могла сдержать этот поток, не могла объяснить их происхождения.От радости наверное... может от счастья,два килограмма картошки - это еда всей моей семье на два дня.
Уже дома я обнаружила в пакете с картошкой два огромных яблока.По тогдашним меркам, яблоки были  роскошью, стоили баснословных денег.
Дети были удивлены, откуда я их достала.
Дочка благоразумно  решила одно яблочко оставить на завтра.А другое разделив аккуратно на две равные части протянула брату его долю.Вкус этих яблок они помнят до сих пор.Завтрак был замечательный!