Живое слово

Людмила Новокрещенова
 

                Мало думают люди о значении слов, в то время как слова, словно       стрелы, в пространстве несут энергии тьмы и блага.
                Грани Агни Йоги.

    Много написано о значении живого слова. Но наиболее убедительным для каждого человека является то, что он встретил в своей жизни. Я хочу рассказать о нескольких случаях действия живого слова, свидетелем которых мне посчастливилось быть.
                ***
    Ваня родился в Одессе за год до Великой Отечественной войны. В начале войны отца призвали в армию, а матери с сынишкой не удалось эвакуироваться, оказались они в румынской оккупации. Их переселили в крохотную комнатушку мансарды, где они очень бедствовали.

-Мама, дай хлеба! - Нет хлеба, дитя!
- Дай молочка! - Нет его у меня!

- Мама, скорей затопи казанок,
Холодно! - Нечем, любимый сынок!

- Мама, снаряды грохочут вокруг
Страшно! - Иди ко мне, маленький друг!

    Елена, как звали мать, с утра уходила на поиски еды, пыталась продать или обменять вещи, как-то заработать. Когда ей удалось устроиться на работу, она, уходя, запирала Ваню одного на целый день. Несколько раз Елена пыталась отдать мальчика в детский сад, но он там сразу заболевал. В результате последней попытки она с Ваней попали в инфекционную больницу, где он чудом выжил. Мама очень переживала, что ее слабенький сынишка, будет отставать в развитии. Телевизоров тогда еще не изобрели, радио запретили слушать румыны, а детских книг не было. Единственное, что она могла сделать - рассказывать Ване сказки. Елена вспоминала детские стишки, рассказы и сказки, но этого было мало, и тогда она стала сама их сочинять. Первой была сказка-мечта о папе, как он вернется домой, и они будут счастливо жить. В темной каморке становилось светло и тепло, Ваня засыпал на руках у мамы, и ему снилось, что война уже окончилась. Потом пошли сказки-идеалы о хороших детях, о героях и богатырях, спасающих людей от врагов, о любви к людям и животным, о преданных друзьях. Слова матери, идущие от ее сердца, создавали вокруг мальчика невидимую атмосферу света, запечатлевались в его ауре. Их наслоения на окружающем продолжали в дальнейшем свое воздействие.

    После освобождения Одессы, Ваня пошел в школу. По своему развитию он, к радости Елены, не уступал сверстникам и хорошо учился.
 
    Прошли годы, Ваня сам стал отцом и рассказывал детям сказки. Однажды внучка поведала Елене любимую сказку, в которой бабушка узнала свое сочинение. Живое светлое  слово продолжало жить. Видать, большая Любовь была вложена в него!

                ***
    Целительное действие слова я наблюдала в жизни своей близкой подруги и соученицы Светланы. Была она очень способной и развитой, после школы окончила технический вуз с красным дипломом и поступила в аспирантуру. На втором году обучения из-за тяжелой болезни ей пришлось взять академотпуск. Врачи запретили читать, писать, посещать кино и театры, слушать радио и смотреть телевизор, неизвестно было, сможет ли она продолжать учебу. Для Светы это было ужасно, рушилась мечта ее жизни — стать ученым. Она часто сидела, так погрузившись в свое горе, что не замечала окружающего. И как кошка вытаскивает из подвала своих подросших котят на весеннее солнышко, так и мать, видя состояние Светланы, вывезла ее в деревню. Целый день они проводили в лесу, восхищались его красотой. Очень нравилось Свете вылазить на самую верхушку деревьев и, прижавшись к стволу, качаться от ветра. С интересом наблюдала она жизнь лесных обитателей. В лесу Света с мамой находили дикие черешни, яблони и груши, ползая на коленях, собирали меленькую лесную землянику и клубнику, а после дождя шли по грибы.

    Устав бродить, они ложились под трехсотлетними дубами на теплую землю, покрытую сплошным ковром трав, и смотрели на белые облака, плывущие по ярко голубому небу. А мама вспоминала и рассказывала легенды, истории, рассказы, романы, читала стихи. Сколько же она их знала! Сенкевич и О. Уальд, ранний Н. Лесков, А. Толстой, А. Куприн, И.Бунин, Г. Мопассан, Н. Гумилев, А.Ахматова и многие, многие другие. Тогда-то Света впервые узнала о К.Г.Паустовском: мама рассказала ей «Старый повар». Рассказ поразил и очаровал Свету, она в дальнейшем искала и собирала произведения Константина Георгиевича.

    Вспышки невидимого Огня от слов любящей матери вызывали вибрации в нервах дочери, очищая и исцеляя ее организм. Месяц, проведенный в деревне, явился переломным, Света стала быстро выздоравливать и смогла успешно окончить аспирантуру.
               
Природа Мать и мать родная
От тьмы унынья отвели.
Надежды светом озаряя,
Дитя любимое спасли.
 
                ***

    Интересный случай произошел на нашей кафедре с доцентом Ларисой Александровной. Она была опытным преподавателем, очень любила свою работу, радовалась, видя, как зажигается огонь разумения в глазах слушателей,     которые уважали и любили ее.
   
    К сожалению в вузах зимой было очень холодно, студенты сидели на занятиях в пальто, писали в перчатках. Но преподавателям считалось неудобным проводить занятия в верхней одежде, хотя иногда у них изо рта шел пар. Поэтому они часто болели горлом, и однажды Лариса Александровна потеряла голос. Врачи единогласно рекомендовали ей сменить профессию, что для нее было драмой: помимо потери любимой работы рушилось материальное благополучие семьи. Один из друзей посоветовал обратиться к преподавателю по технике речи. Тогда еще в Одесском театральном училище было актерское отделение, и моя сотрудница стала брать уроки у опытной преподавательницы из этого училища. Сначала занятия ей были неинтересны, хотя она очень старалась. Для разбора задавали произведения разных авторов, но только рассказ К. Г. Паустовского, помог ей загореться. Интересное содержание, очень красивый, легкий и точный язык буквально заворожили ее, и она поняла, почему при обучении иностранцев русскому языку используют произведения Константина Георгиевича.

    Уроки по технике речи очень помогли Ларисе Александровне, улучшили постановку голоса, она смогла читать лекции еще 35 лет!

    Кроме этого, перед ней открылся дотоле неизвестный пласт культуры, по-новому она стала воспринимать литературу, полюбила художественное чтение. Повысилось и качество ее лекций, речь стала красивее и ритмичнее. Она смогла более точно и кратко выразить свою мысль, а ведь мысль — энергия и слово тоже, при их соответствии энергия воздействия удваивается. В своей любимой работе она привносила элементы культуры речи - науки будущего, в которой будут учтены видимый и невидимый процессы речи.
 
                ***

    Слово может стать источником творчества, в чем мне довелось убедиться на собственном примере.

    В юности я очень увлекалась поэзией, переписывала стихи, выучивала на память. Для лучшего запоминания напевала их, разумеется, чтоб никто не слышал.

    Трудности материального становления и горести жизни подчас так одолевали, что было, казалось, не до стихов. Но они где-то сохранялись и в самые тяжелые моменты вдруг вспоминались.

    После смерти любимого человека, я была очень занята на работе. Возвращаясь домой и совершенно не думая о нем, вдруг почувствовала как бы укол в сердце и всплыли: «О память сердца, ты сильней рассудка памяти печальной!»

    Перед годовщиной смерти бабушки, которая была мне второй матерью, выплыли:

Вот иду я вдоль большой дороги
В тихом свете гаснущего дня,
Тяжело мне, замирают ноги...
Друг мой милый, видишь ли меня?

Завтра день молитвы и печали,
Завтра память рокового дня...
Ангел мой, где б души не витали,
Ангел мой, ты видишь ли меня?

    Казалось, что этими стихами осуществлялась связь с ушедшими любимыми.

    Когда умерла мама, очень близкий мне духовно человек, искренний, самоотверженный друг, я долго горевала. Друзья, чтоб отвлечь, пригласили меня в филармонию на выступление известной одесской чтицы Елены Кукловой о Марине Цветаевой. Прекрасная программа, талантливые стихи и замечательное чтение привели меня в совершенно удивительное состояние. Исчезло все окружающее, я поднялась в другой мир, полный Гармонии и голубого света, в душе воцарилась глубочайшая тишина. Возвращаясь домой, я по необходимости ныряла в наш обычный мир: чтоб перейти мостовую или сесть в троллейбус. Это состояние сохранялось и дома.

    Но самое поразительное было то, что я вдруг начала писать стихи!

    Поистине, живое слово обладает огромной силой! Но если такова сила человеческого слова, то какова же сила Божественного Слова!

    Живое слово — дар Эволюции человечеству. Его действие прежде всего и больше всего сказывается на говорящем, оставляя след в его ауре. Поэтому светлое, идущее от сердца, слово поднимает человека, и работа над ним является одним из путей к духовному совершенствованию.