Охота

Рина Михеева
Отец мой был егерем. До этого он лесником служил.
Работал честно — лес налево не гнал и браконьеров гонял. Даже ранен был. Ну и жили они с матерью: с хлеба на картошку перебивались — двое детей, да что говорить…

Мать уж так не хотела, чтобы он на новое место переходил. Предложили ему — в заказник — егерем. Отец — к ней. Они всё вместе решали, дружно жили…
Она — в слёзы. Не хотела. Но потом согласилась. Тут уже я был на подходе. Нищета… А там — совсем другая жизнь. Да-а…

В тот заказник "шишки" всякие на охоту приезжали. Те самые, что нам с трибун про светлое будущее рассказывали. Не хочу о них говорить. Да я и знал не много — врать не буду.

Ну, слышал, конечно, приезжали такие, чьи имена в газете "Правда" на первой полосе печатали. Отдыхали, значит, от трудов своих тяжких.
Набьют зверя целые горы — вот им и отдых. Радуются, хвалятся… А чем хвалиться-то? Того зверя им егеря сгоняли… А радоваться — чему?.. Да что говорить… Не они первые — и при царях то же самое было.

Я то время не очень хорошо помню. Отец подолгу пропадал — ну, когда эти приезжали. Домой возвращался мрачный, даже с матерью говорить не хотел, а мы — дети — и сами не подходили.
Помню свой страх, когда он таким приходил. Хотя отец ни нас, ни мать никогда не обижал, грубого слова не сказал. Но тут… мы чувствовали — не подходи.

Постарел он быстро на этой работе — до срока. Высох как-то, поседел. А ведь мужик крепкий был, здоровый. Не знаю, чем бы всё это кончилось, но как-то ему удалось вырваться.
Я думаю, он ради матери старался, ну и ради нас — детей. Сам для себя не стал бы. Спился бы, наверное, да и всё. Там бы пьющего держать не стали, конечно. Это "отдыхающим" всё можно, а они — должны быть, как сапёры — чуть что не так… Страшно подумать…

Так вот… Ушёл он оттуда. Уж и не знаю, как его отпустили. Переехали мы — в лесничество его взяли; мать в библиотеку устроилась — в посёлке. Дети старшие — мои брат с сестрой — уже подросли…
Ничего жили, скромно, тихо. Старшие учиться уехали. Уж мать любила нас… но не хотела, чтобы мы в деревне оставались. Сама их, грубо говоря, выпихнула в город. Ну и правильно сделала, всё у них нормально. Сейчас-то внуки уже у самих.

И мне всё говорила: готовься, учись, поступай в институт, не в институт, так в техникум, и уезжай отсюда, уезжай… Мы с отцом умрём — дом продайте и не возвращайтесь. Вот так.

Я тогда думал: это она, в бедности, в простой избе нажившись, желает нам, так сказать, лучшей жизни… В городе кино, театр, квартиры с удобствами, всё такое… Потом только понял — о другом она думала, о другом.

Стрелять-то меня отец научил. И стрелял я… что твой снайпер. Не хвалюсь — хвалиться мне нечем, наука эта мне легко далась. В генах, что ли, заложено…

А что мать? Да, матери это не нравилось. Но отец сказал — должен уметь с оружием обращаться, на всякий случай. Да-а… Но по живому я никогда не стрелял — до того самого "случая". Отец говорил: оружие — для защиты или если уж есть нечего — тогда другое дело. А мать…

Я однажды в пролетавшую ворону прицелился, и ведь попал бы — точно знаю. А тут мать — как закричит:
— Ты что, паразит, делаешь?! Ты куда, гад такой, нацелился?! Мешает она тебе?!

Я чуть ружьё не выронил с перепугу. И откуда она взялась, как узнала? На кухне должна быть — окно там на другую сторону, и здесь сейчас ей ничего не надо. И не ругала она меня словами такими никогда — ни до ни после. Хотите верьте — хотите нет. Не было у неё такой дурной привычки.

Вы уж простите меня, старика, обещал страшный случай рассказать, а сам… Не старик, говоришь? Да вообще-то, конечно, шестьдесят лет — не старость, если здоровье есть. Но для вас — я-то знаю — и сорокалетние — старики.
Да и страшный он, может, только для меня. Теперь ужасов любых — навалом, и придуманных, и настоящих… А про свою семью я начал потому, что без этого не понять.

Ну вот, институт я не потянул, а в техникум поступил. Уехал в городок небольшой — там неподалёку. А мать всё хотела, чтобы подальше, чуть ли не в Москву. Удивлялся я сильно, ведь видел — тоскует она без нас.

Скоро и умерли они, как одни остались. Отец сначала, мать за ним — быстро…
Ну мы, конечно, собрались — дети и другая родня. Но дом продать, как родители велели, не поднялась рука.
Сад был хорош… Яблони, вишни, смородина… У сестры у старшей уже ребёнок родился, да и брат невесту нашёл. А тут такой дом, сад… Соседи были хорошие — попросили присмотреть.

И ружьё отцовское тоже не продали. А ведь мать говорила мне: избавься от него — хоть подари, хоть в речку выбрось. Сама-то она после отцовых похорон слегла… А я пожалел. Отличное было ружьё.

И вот проходит лет эдак пять. Я на заводе работаю, живу в общежитии. И такая меня тоска разобрала… Ведь вот он — дом родительский — рядом. Своя крыша над головой — это тебе не общежитие… А ещё лес, речка… Вспомнилось, как с отцом бродили по лесу — целыми днями.

Осенью дело было, а я как раз отпуск не отгулял — так вот всё сошлось. Ну, взял я отпуск и поехал домой. Там работы полно — починить, поправить, почистить. День-другой прокрутился, а на третий решил ружьё проверить, может, смазать надо…
Оно у отца, как положено, в закрытом ящике хранилось — в разобранном виде. Ключ у меня был. Ящик — на чердаке. Стащил я его вниз, отпер, перебирать стал. Как-то, незаметно для себя, можно сказать, собрал…

Да что теперь притворяться: тянуло меня к нему, хотелось в руки взять, тяжесть его ощутить, надёжность, силу… Знал я прекрасно, что смазано оно и сто лет свободно пролежать может без всякого ущерба. Тянуло…

И вот собрал я его, взял в руки — плотно так, надёжно в руки ложится, будто родился с ним… И вдруг — стук — в окно.

Смотрю — две знакомые образины, прости Господи, на меня в окно уставились, ухмыляются… руками показывают, мол, дверь открой.

Дядя Боря и дядя Слава — они с отцом работали в том заказнике, где "шишки"-то охотились. И дома у нас бывали частенько, хотя никто их не любил, да и не звали их, по-моему.
Но это уж такие люди: звали — не звали, рады — не рады, а они придут: и рюмку им налей, и закуску поставь, а они будут всех жизни учить, замучают и детей, и взрослых.

Дядя Боря — тот хоть молчит всё больше, высокий, жилистый, глазом зыркнет — и опять не смотрит ни на кого — то в тарелку, то в стенку, от него, помню, мне, ребёнку, не по себе делалось; но дядя Слава — ещё хуже.
Он полноватый был слегка и весь какой-то… маслянистый, общительный такой… Как ему попадёшься, так и не знаешь, куда деваться.

Открыл я им. Потом-то думал: надо было не открывать. Не стали бы они дверь ломать, в самом деле. И отец их не любил, а про мать — и говорить нечего.

Ввалились они, накрыли стол — прям, как у себя дома. Я только глазами хлопаю. Достают бутылку — помянем родителей, мол. Вроде неудобно отказаться… Всё мне, дураку, неудобно было. А кто они мне? Ну ладно. Что об этом…

Выпили мы — вроде только по сто грамм, и закуска была, а дальше всё для меня пошло в каком-то тумане… Стали они меня уговаривать поехать с ними в лес.

Сначала, вроде, на охоту, но когда я головой замотал, сказал: мне отец с матерью наказали и слово такое забыть; они тогда — родительская воля — святое дело, а мы и охотиться-то не будем.
Разрешение есть — и ладно, а мы просто — в лесу сейчас хорошо… грибов наберём… природа… всё такое. И я, дурак, согласился. Двадцать пять лет, а ума не нажил, да что говорить…

Заночевали они. Утром, затемно, будят меня — поехали. Я уж пожалел, что согласился-то, а отказаться — неудобно…
Глупый был, а вы ошибок моих не повторяйте: если сердце ёкает так, знаешь, нехорошо, и на душе так — тяжело, что ли — наплюйте на все "неудобно" — и задний ход давайте, — что бы там ни было. Так вот.

Собрался я, вернее сказать, они меня собрали и ружьё прихватили, а у забора и "газик" их стоит. Оглянуться я не успел — уже едем. Дядя Боря за рулём, а дядя Слава всю дорогу мне зубы заговаривал.
А я сижу, думаю — куда едем? Вроде они мне вчера говорили… А спросить — неудобно… Дядя Слава своими шутками-прибаутками замучает — что я со ста грамм обеспамятел. Так и не спросил.

Приехали. Газик на просёлке — рядом там, оставили, и в лес пошли. Рюкзак на меня навесили — вроде и небольшой, а по весу — ну чисто кирпичей мешок. Впереди — дядя Боря — шагает, как заведённый, а рюкзак у него поболее моего чуть не в три раза; ну а дядя Слава — то сзади, то сбоку маячит — с ухмылочкой своей обычной на меня косится. Попробуй тут пожалуйся.

Мне уж пот глаза заливает, спина отнимается, ноги гудят, а они — знай шагают. Это старики-то, можно сказать… Сколько мы шли, куда — не помню ничего. Сроду я до этого так не уставал. Пришли наконец.

Кострище там старое — на прогалине, значит. Поставили палатку, всё такое… Ну, отдышался я, смотрю… Место нехорошее: деревья вокруг всё гнутые какие-то, кривые, чёрные… И тихо… как в погребе. Осенний лес, конечно, тихий, не весна всё же, но не такой…

И вообще, сентябрь ещё не кончился, тепло, как говорится — очей очарованье и всё такое… А тут… какое очарованье?! Чем больше смотришь, тем… даже не знаю, как сказать… Тошно мне как-то стало и… страшно.
Будто смотрит на меня этот лес, тяжёлым таким взглядом смотрит, вроде как на старого врага… и молчит.

Отец, бывало, говорил — в таких местах не то что палатку ставить, и на минутку не останавливаться — где деревья кривые. Там и зверь, и птица не живёт, потому что чует — место нехорошее…

Хотел я про это сказать, да передумал: смотрю — дядя Слава ещё хитрее, маслянистее прежнего на меня посматривает, и даже дядя Боря зыркает глазом, но не как всегда — мрачно, а довольно так, усмешисто… Нет, думаю, они с этого места всё равно никуда не тронутся, нравится им тут…

Ну ладно… Я, значит, стал у них кашеварить, дрова, хворост, всё такое… А "грибники"-то эти, смотрю: раз-раз — и зайца, и другого, и белку сняли, и лису тащат — смеются, довольные такие…
Даже дядя Боря похохатывает, о дяде Славе и говорить нечего — шуточками так и сыпет. Правда, шуточки странные какие-то, я и понять не могу — о чём это он. Зато дядя Боря, видно, прекрасно понимает.

И ещё то мне странно, что зверь какой-то… очумелый, чуть ли не сам лезет под ружьё — хоть голыми руками хватай его.

— Гляди-ка, Пётр Иваныч побежал, — это дядя Боря говорит.

А дядя Слава ему:

— Вон-вон — Семён Ефимыч! Как петляет-то! Ангелину Степановну видал? Да, любила она это дело… Прибережём её пока.

И смеются. Я ничего понять не могу и спросить не решаюсь.

Так три дня прошло, а на четвёртый, днём, выбегает на нашу прогалину косуля. Красивая такая… Прямо на меня выскочила. А я…
И не знаю, что со мной сделалось, ведь и мысли у меня не было охотиться. А тут… хвать ружьё и выстрелил! Ну вот сам не знаю — зачем, почему, будто инстинкт какой! Руки сами двигались! А что это ружьё прям рядом оказалось и заряжено — тут уж, я думаю, "товарищи" мои постарались.

Я с себя вины не снимаю, а только хочу сказать, что ждали они такого случая. Ну и дождались… Тут же откуда-то из-за деревьев выскочили, рожи довольные, так и светятся… Прыг к косуле. Один говорит:

— Ты смотри — прямо в глаз! С одного выстрела, не целясь! Ну мастер! Уважаю…

А другой:

— Конечно… Двадцать поколений охотников! Пора юбилей справлять! — и хохочут оба.

А потом дядя Боря вдруг смеяться перестал и серьёзно так сказал, даже зло:

— Зря она это. Не поможет, всё равно. Наш он. Нашей крови, — и плюнул на неё — на косулю.

А я… Что я. Стоял, как говорится, как громом поражённый. Да… И смотреть на неё не могу, и не смотреть — тоже не могу. Стою и трясусь.
А потом отбежал к кустам и вывернуло меня. Да, из песни слова не выкинешь, как говорится…

Думал — смеяться надо мной будут… Но нет. Дядя Слава подошёл — заботливый такой… прям отец родной.

— Ничего, — говорит, — в первый раз — это бывает. Это ничего — привыкнешь. Чайку попьём, в себя придёшь — и будем разделывать.

Я говорю: чего разделывать?

— Как чего, — отвечает, — добычу твою. Шкура-то целая осталась, шкура хороша, — и залоснился весь, а в глазах огонь — ох, нехороший.

Нет, говорю, ничего я разделывать не стану. Я вообще этого не хотел. Дядя Боря подошёл.

— Хотел или не хотел, — говорит, — а теперь не переделаешь. Что сделано, то сделано.

Ладно, говорю, я и не отказываюсь. Только это было в первый и последний раз. А теперь мне надо домой. Там дел полно и здесь сидеть я больше не собираюсь.

Ну, сначала они меня уговаривали остаться, потом разозлились. Иди, говорят, куда хочешь, никто тебя силой не держит, а только мы из-за такого щенка не собираемся себе отдых портить. Думали, видно, что я испугаюсь.

Но я упрямый был, хотя сам-то так и не в курсе — куда они меня завезли. Ничего, думаю, компас есть, шоссе вроде в западной стороне. Доберусь до него, а там — подвезёт кто-нибудь. Короче, не пропаду.

Собрал вещички и — ходу. Не попрощался даже, только слышал, как дядя Слава мне в спину прошипел:

— До скорого, щенок упрямый. Не хочешь по-хорошему — будет по-плохому.

Я и не обернулся, сделал вид, что не слышу. А сам-то думаю: что же это делается такое? Что им от меня нужно? Зачем я им?
Иду по компасу — точно на запад, да я и без компаса держать направление хорошо умел, — иду и всё думаю. Почему это они зверей человечьими именами называли, да ещё по имени-отчеству? И почему сказали, что в моём роду двадцать поколений охотников?

Отец как-то говорил, что у нас охотничий род, но цифр никаких не называл, а с ними и вовсе не стал бы откровенничать. Придумали они это? Зачем?
А главное — самое больное — прям занозой застряло: что это такое дядя Боря косуле — мёртвой косуле — сказал? Что это?

Да может, я зря мучаюсь, просто у них не все дома? Спятили в своём заказнике на пару, помешались на охоте. А я тоже хорош — попёрся с двумя ненормальными неизвестно куда… Ну ничего, скоро выберусь, — так я думал.

А между тем, уже смеркается, но никакого намёка ни на шоссе, ни на просёлок, ни на самую завалящую тропку — нет и не предвидится. Ну ладно, значит, думаю, я ошибся — не на западе шоссе. Всё равно я отсюда выберусь — не сегодня, так завтра. Могу и без палатки переночевать, чай, не джунгли.

А и правда, не джунгли, а пожалуй, похуже чего оказалось. Я и до этого как-то слышал, что бывает — на людей вдруг, без всякой причины, страх в лесу находит или вот — выбраться никак не могут. Не городские — о тех и говорить нечего, а бывалые. Говорят, мол, леший водит.

Леший или нет — не знаю, но поводило меня хорошо. И страху я натерпелся — врагу не пожелаешь, как говорится.
А ведь я с детства лес и знал, и любил, и подумать никогда не мог, что со мной такое может сделаться. Вот будто давит меня что-то, душит… прям вздохнуть не даёт. Временами такой ужас находил, что хотелось орать во всю глотку и бежать без оглядки.

Ну, орать я, вроде, не орал, хотя и не поручусь, а вот побегал знатно… И нет этому лесу конца — я всё на запад, а потом: глядь на компас — восток!
Да быть того не может! Ладно был отклонился, а то — на 180 градусов! Это ещё до того, как я пробежки-то начал устраивать, да-а…

Этого не опишешь… да и желания нет. А честно сказать, всего я и сам не помню. И сколько дней там мыкался — точно сказать не могу, врать не буду… Но уж никак не меньше пяти. И к стоянке меня выводило не меньше трёх раз. К той самой, где "приятели" мои обосновались.

Один раз вышел: костёр горит, дядя Боря спиной ко мне у костра сидит, а дядя Слава — напротив, лицом то есть. И вроде он меня не видит, смотрит в мою сторону, но как-то — мимо. Это ж видно, когда человек не на тебя смотрит, а вроде как рядом с тобой что-то разглядывает.

И вдруг я понял: они знают, что я здесь. Ну и что? Ну и ничего такого — охотники, но мне вдруг так жутко стало… И показалось, что у дяди Бори и не лицо уже, а волчья морда… а у дяди Славы загривок — медвежий…

Да вы ухмылочки-то не прячьте, можете и посмеяться, если хотите, я бы на вашем месте, да в ваши годы точно посмеялся…

Только если бы вы хоть на минутку почувствовали то, что я тогда… страшные истории вам бы больше никогда не понадобились — до конца жизни того страха хватило бы…

А что я? Повернулся и бежать. И казалось мне, что они за мной бегут. Не всерьёз, а так, для забавы…
Конечно, у страха глаза велики, как говорится… Я и не спорю — как в бреду был, вот и мерещилось, да только… Ну ладно, об этом после.

Ещё раз вышел к стоянке днём — никого не было. Я пошатался там, что-то из еды стащил, хотя есть мне не хотелось, в их вещи залез. Пришло мне в голову, что они компас мой испортили или подменили на порченый какой. Отыскал в их вещах компас и поменял на свой.

Странно, но косули или каких её… частей я в тот раз не видел. Хотя помню, что другое, мелкое зверьё валялось там — без всякого порядка — одни разделаны, другие — нет. Тогда меня страх подгонял: нашёл компас, да убежал.

А потом я, конечно, подумал, что так быть не должно, просто не может так быть! Ни один нормальный охотник так не сделает! Ну ладно, пусть они — ненормальные, а звери-то? Здесь ведь и волки есть, и медведи — они же почуять должны. От этой стоянки разит, как от скотобойни.

Но скоро мне опять стало не до размышлений: новый компас вёл себя не лучше старого, а пожалуй, и похуже.

В третий раз, как и в первый, к стоянке я вышел под вечер. Опять костёр, у костра охотнички мои сидят, а поодаль — косуля. Шкура содрана, и она блестит так… красным. Дай-ка мне водички, сынок… Да-а…

Опять я бежал, как сумасшедший, да и действительно — чуть не спятил.

Остановился, когда сил совсем не осталось, привалился к дереву, компас достал, фонарик включил — смотрю: стрелка-то у него крутится, ну вот как секундная — на часах. Знай себе — ходит вокруг, как и я вокруг той стоянки.

Ну тут совсем меня разобрало, да и шутка ли — несколько дней там кружил. Кажется, я смеяться начал, но что плакал — точно помню. Потом кричать начал. Не в себе был, конечно, тут уж не поспоришь. Но что кричал — помню. А вот почему — не знаю. До той минуты я этого не думал, да-а…

Что кричал, говоришь? Да как-то и неудобно рассказывать… Хотя, раз уж начал…

Лес, прости меня! — кричал. — Отпусти меня, лес! Я не хотел убивать! Отпусти меня! Прости меня! Прости нас!

Кого — нас, спрашиваешь? Я и сам точно не знаю. Может, вообще — людей, а может — предков моих, но к дяде Боре и дяде Славе это уж точно не относилось. Про них я не думал. Да-а…

А потом — отключился я. То ли заснул, то ли сознание потерял — уж и не знаю. И вижу — во сне ли, в бреду — вижу ту косулю, ну что я застрелил.
И понимаю я вдруг, так отчётливо и ясно, как это бывает во сне, что эта косуля — моя мать.

И я помню, что мать умерла, а косулей она пришла — ко мне пришла, понимаете? Чтобы вывести меня оттуда или… чтобы я её убил.
Ну как вам объяснить-то… Чтобы если уж я кого-то убью, так её. Потому что она — простит. И мне расплачиваться за это не придётся.

И вот тогда, во сне, мне вдруг ясно стало, что все эти Семёны Ефимычи и Ангелины Степановны и правда раньше людьми были — охотились они здесь. И не ради пропитания, а для удовольствия били зверя.

Охота… — и слово-то какое… Я, конечно, не филолог, но ведь раньше так частенько говорили: спать охота, гулять охота. Охота — желание, значит, по-другому. То есть — хочу и потому убиваю.

Раньше, конечно, люди кормились от леса и зверя били по нужде. И знали, между прочим: лишнее возьмёшь — отдавать придётся, да с процентами, да-а…

Вот они и отдают — сколько раз убил, столько и придётся самому зайцем дрожать, лисой, волком, медведем от пуль подыхать, да в капканах биться. А у иных того зверя битого за плечами не десятки — сотни, чуть не тысячи… Да-а…

А когда расплата их кончается, тут уж они — ружьё в руки — и за теми, кто вчера по ним стрелял… Так и крутятся… То они, то их убивают, мстят друг дружке, а остановиться не могут.

Не все, конечно, так-то, многие, конечно, расплатятся и… Что, — говоришь? Да откуда же мне знать? Я и не говорю, что так всё и есть. Просто… сон такой…

Во сне мне ясно всё было, например, что эти самые дядя Боря и дядя Слава и есть такие… вечные охотники. Вырваться они уже не могут. Сейчас они охотники — гуляют, упиваются кровью, потом — наоборот.

А у меня и правда — девятнадцать поколений охотников в роду, а я, значит, двадцатое. Но предки мои всё больше по нужде охотились, а не для забавы. Но всё равно — кровь тяжёлая мне досталась, потому и ружьё само мне в руку ложится. Такому, как я, и подходить к нему нельзя.

Откуда знаю? Да я ж говорю: во сне мне всё это как на ладони открылось. А верить я вас не прошу. Просто говорю всё, как было, а дальше — дело ваше.

Так вот… отец мой, значит, вырваться сумел. Хороший был человек, настоящий; расплатился, за что следовало, и… упокоился с миром, как говорится…

За меня только переживал и жалел, что оружие мне в руки дал. Но он ведь воевал, а война — такое дело, приходит, когда и не ждали, и не звали…

Людей, говоришь? Убивал, конечно, на войне-то. Но ведь это не мы к фашистам пришли, а они — к нам. Защищаться и защищать других — это одно, а убивать для удовольствия — совсем другое.
А мать и вовсе была — чистая душа, ни с какого бока не при чём. Только из-за меня и пострадала.

Ну, проснулся я или, может, очнулся, перед рассветом уже. Серенько уже стало и кой чего видно. Смотрю, рядом ружьё моё валяется — перекорёженное всё, чуть не в узел завязано, да…

Я ж его с собой таскал всё это время. Во-первых, потому что моё и бросить его нельзя — я ж за него отвечаю; а во-вторых, мало ли что.
Тут и медведь, и кабан, и волки встретиться могут… в недобрый час. Отец-то меня учил, как со зверьём миром расходиться, но не всегда ж получается, особенно в таком состоянии, в каком я тогда был, да…

И я помню, что ружьё-то с плеча скинул, ну, прежде чем у леса прощенья просить. Поломать как-нибудь в горячке тоже мог бы, но не так же… На это бы ни у меня, ни у кого другого просто сил бы не хватило.
У человека — не хватило бы, а уж кто на нём душеньку отвёл, того не знаю. Может, и леший. Спасибо, что меня не тронул.

Ну вот, осмотрел ружьё, вернее то, что от него осталось, смотрю вокруг и вижу… Метрах в трёх от меня стоит между деревьями… человек, не человек — не поймёшь, а фигура такая темнеется, вроде похоже на человека.

Ну там лица, других каких подробностей я не разглядел, не рассвело ж ещё, да и… не знаю, как сказать… Вроде и не было их — ну вот очертания так видно, да и всё.
И что-то показалось мне: вроде на отца моего похоже.

Страха я не чувствовал. Я шаг — к нему, и даже вроде спросил тихонько — отец? — но в ответ ничего не услышал, врать не буду. А только фигура эта от меня отодвинулась, метра на два, но не пропала.

Так вот и двинулись — я за ней, она от меня. Только видно её всё хуже было. И вот, можете мне не верить, но точно вот как за отцом, бывало, ходил в лесу — и рост тот же, и вроде как в дождевике он с капюшоном и в сапогах.

Ну потом светлеть стало и я его видеть перестал, остановился. Смотрю, впереди ветка качается, легонько так… А ветра нет. Я к ней, а дальше — опять. Так и шёл, как будто кто-то впереди меня проходил. Вышел на прогалину.

А там егерь — уже не тень, а самый что ни на есть настоящий.
Стой, кто идёт? — говорит и ружьё вскинул. Сильно он удивился. Никак меня увидеть не ожидал. Да и ещё бы!
Оборванец какой-то, весь в грязи, щетиной зарос и от лёгкого дуновения шатается, а глаза — безумные… Ну, положим, в обычном лесу этим никого не удивишь. И ежу ясно — блуждал человек. Слава Богу, что живой, как говорится…

Но тут-то — заказник, да не простой, а тот самый, где и отец, и дядя Боря с дядей Славой служили. Только отец-то ушёл, а они остались.
Там же — охраны больше, чем деревьев, неучтённый комар без пропуска на территорию не пролетит — так отец как-то раз сказал, хотя шутил на эту тему редко.

А тут — здрасьте! — бродяга какой-то с пожёванным ружьём. Я ружьё-то бросил, руки поднял, вот так стоим и глядим друг на друга. Потом он на ружьё глядеть стал, потом — опять на меня.

Кто это, говорит, его так? Я говорю, не знаю. Заснул, было целое, проснулся — вот.
А сам кто будешь, спрашивает, и как здесь оказался? Это ж закрытый заказник, охраняемая территория.

Я, и сам не знаю почему, возьми и скажи: я, мол, Николая Петровича сын, а привезли меня сюда дядя Боря такой-то и дядя Слава такой-то. Мой отец с ними раньше егерем служил — тоже в заказнике. "Лесная тишь" называется.

Егерь-то, как это услышал, так и сел, где стоял.
Ну-ка, говорит, расскажи всё по порядку. Смотрю, мужик нормальный вроде, пожилой такой. Ну и выложил ему всё — даже про косулю, даже про сон свой и про то, как сюда за какой-то тенью шёл — всё.
Сам думаю: что ты несёшь, дурак? Тебя или посадят, или в психушку упекут. И ещё неизвестно, что хуже.

Мужик тот выслушал всё. Смотрю, лица на нём нет. Потом говорит: покажи документы. Я показал паспорт.

Вот что, говорит, парень, повезло тебе, как в сказке. Ни за что бы я таким басням не поверил, но отца твоего знал и до сих пор помню. Ты думаешь, ты где? Это та самая "Лесная тишь" и есть! А твои дядя Боря и дядя Слава — на кладбище давно.

А мне… — замялся он, но потом сказал всё же: Николай Петрович, отец твой, сегодня ночью приснился, прям, как живой.
Помнишь, говорит, что я для тебя сделал? Иди, говорит, и выведи моего сына. Я, конечно, ничего не понял, но после того сна не спалось мне, вот и пошёл бродить… Ты, парень, посиди пока здесь, мне подумать надо, а как придумаю чего, так за тобой приду.

В общем, вывел он меня. Я уж еле ноги переставлял и почти не помню, что там и как было. Окончательно пришёл в себя только в больнице. В ней же и почти весь отпуск провёл.
Дядя Игнат — так того егеря звали, что меня из заказника вызволил, — приезжал ко мне, навещал.

Компас-то, говорит, вернуть надо. Я ж его поменял. А там и гравировка на крышке — дяди Бори инициалы, да…

Как мне получше стало, дядя Игнат меня и на кладбище отвёз. У них и могилы-то рядом — у дяди Бори и дяди Славы. Они, оказывается, ещё раньше моих родителей померли, да… Компас мы там, у могилки и прикопали.

А потом к родителям моим съездили, да…

Хотите верьте — хотите нет, как говорится…

Я тут компьютер освоил тоже, интернет, то да сё. И как-то решил глянуть, что там насчёт охоты. Один сайт только и посмотрел, больше не смог просто. Хороший сайт, всё расписано, как надо.

И написано там: охота, мол, удовлетворяет духовные потребности человека в общении с природой, — вот как-то так.

И подумал я: что ж мы за люди, если такое у нас "общение" и такие "духовные", прости Господи, потребности?! Да что говорить…

А в лес я только недавно снова ездить стал. Хорошо в лесу-то, воздух, птицы, грибы, ягоды, белку видел, хорошо…