Идеальный партнёр. Роман. Главы 3-4

Виктория Миллиан
3
Ещё не выйдя из лифта, Лариса почувствовала себя лучше. Во-первых, - думала она,- он разгромил ранние работы. О книгах - последних - ничего не говорил. Во-вторых, эту часть приглашения, с градиентом, вообще, делала не она; первая страница была её, а вторую доделывал кто-то другой, когда Лариса заболела перед фестивалем. Там действительно были три разных шрифта и дурацкий градиент. Этот Хайнц прав. Надо критичнее относиться к себе.
До сих пор она считала портфолио своим сильным местом. Там было много стоящих вещей. Она работала самостоятельно. Показать было что. Но, конечно, и недостатки были. Она закончила в детстве художественную школу, живопись понимала, умела рисовать, и возможность это делать на компьютере давала ей необыкновенную свободу и радость. Графика была её стихией. Но о полиграфии этого нельзя было сказать. Здесь она была самоучкой, поэтому многое из ремесла осталось неизвестным. Хотя опыт уже пришёл, ранние ошибки она не повторяла.

Этот разговор - такой неприятный, почти довёдший её до слёз, - был очень полезным, - успокаивала себя Лариса Дюваль. - Такое нечасто услышишь. Люди на Западе доброжелательны, но довольно равнодушны. Никому это не надо: что-то тебе объяснять, да ещё на интервью. Какой он всё-таки гад! Какая жестокая сволочь! Но это хорошо. Это очень полезно. Это намного лучше, чем просто казённые обещания позвонить после всех интервью, обещания, которые до сих пор оканчивались стандартно-вежливыми отказами. Какой, однако, сукин сын! Есть всё же в немцах эта жестокость. А прошлое лето? Бетти в Neuer Verlag...
Ларису взяли на практику. Она тогда ещё почти не говорила по-немецки. Английский и французский выручали. Всё-таки она была наполовину француженкой и кроме неприятностей с пятой графой в советском паспорте, делавшей её иностранкой в собственной стране, получила и что-то хорошее: французский, на котором говорила с детства с отцом.

Общалась она без проблем. Но все программы оказались на немецком. Конечно, в основном она работала с клавиатурой на ShortCuts, но версии программ отличались. Иногда выпрыгивало какое-то сообщение на немецком. Просто катастрофа! Как эта... Бетти смотрела на неё, когда она обращалась за объяснением к парню напротив. Михель его, кажется, звали. Нет, не сейчас, - Лариса прогнала эти мысли. - Сейчас нельзя. Нельзя думать о поражениях. Сейчас нужно себе помочь. Как шутил её бывший муж: когда тебя пинают, используй импульс, чтобы двигаться вперёд.

Она была возбуждена, но заряда хватило ненадолго. Когда Лариса Дюваль вошла в свою крошечную квартирку в Эйдельштедте, ей сразу стало холодно. День был жаркий, к погоде это не имело никакого отношения. И хоть окна квартиры выходили на север, в ней было достаточно светло и тепло. Нет. Это шло изнутри. Ноги и руки были ледяные. Силы совершенно оставили её.

Она легла на разложенный диван, который никогда не складывался. Был поломан. Кто-то из друзей отдал за ненадобностью. Всякое даяние благо. Покупать сейчас ещё и мебель было невозможно. Деньги уходили на расходы по представительству. Нужны были конверты, причем большие: складывать резюме и письмо-заявление втрое было плохим тоном, но марки поэтому стоили почти в три раза дороже. Нужна была одежда: выглядеть на интервью надо хорошо. Голодный блеск в глазах шансов не прибавляет...

На мебель и жильё оставалось очень мало. Она искала самое дешёвое. Единственное требование, чтобы это не было в эмигрантском гетто. Впрочем, было ещё одно. Она хотела иметь ванну. Приступы отчаяния, слабости и холода, идущего изнутри, повторялись часто. Она не могла согреться. Горячая вода её спасала. Но сейчас она чувствовала себя настолько слабой, что подняться и набрать воды не было сил. Она укрылась с головой.
Я устала. Я очень устала. Я больше не могу пробивать эту стену. Я хочу всё прекратить, - думала Лариса Дюваль. Это был спуск в депрессию. Она знала. Это было нельзя. И можно было ещё удержаться. Всегда был короткий период, когда ещё можно было удержаться. Только как-то себе помочь или чтобы кто-то помог! Просто налил в ванну воды, как это раньше делала Ханна. Но сейчас Лариса Дюваль была одна.

Почему я должна так мучиться? Ведь это бессмысленно. Мы всё равно умрем. Будем стариться, физически страдать и в конце концов умрём. Зачем нужно перед этим ещё так мучиться? Ведь фактически мы живём просто потому, что умереть страшно. Это инстинкт. Элементарный инстинкт. Но очень сильный. Изначальный.
Это же ясно: те существа, которые его не имели, просто вымерли, не дав потомства. А мы - дети тех, которые страх смерти имели, и поэтому он у нас тоже есть. Вот и весь смысл жизни. Этот страх нужен, чтобы мы продолжали жить, несмотря ни на что, даже когда не нужно. Жизнь должна себя продолжать. Но какое мне до этого дело? У меня больше нет сил. Я не хочу. Боже мой. Боже мой. Если бы я могла молиться! Если бы я только могла верить, что ты есть. Бог. Отец.

Отец. Он так любил её. Он был лучшим из отцов. Ни у кого из её знакомых такого не было. Он происходил из богатой семьи. Попал в Россию во время войны. Был в ГУЛаге. Потом женился на её матери и остался, так как советским женщинам нельзя было уезжать из страны после войны.

Он остался, но советским не стал. И для неё, своей маленькой Принцессы, создал особый мир. Ей было за что благодарить. Отец не смотрел на детство, как на подготовку к жизни, но как на саму жизнь, её значительную и важнейшую часть. Он не знал, как долго будет рядом, потому что женился поздно. Лариса не помнила его молодым. И поэтому хотел дать ей всё, пока мог.

Какой он был красивый! Как он её любил! Позволял играть собою, как игрушкой. Однажды удивлённая мать застала пятилетнюю Лору и соседского мальчика за игрой: они поделили лицо отца пополам. Каждый должен был защищать свою половину, нападая на соседнюю. Потом они забыли, что надо защищать... Мать была поражена, увидев, как они в восторге хлещут её Жерома по лицу. А он смеялся...

Лариса никогда не знала нужды. Вообще не слышала от отца слова "нет". Училась музыке, живописи, читала. Библиотека была огромная. Большой дом, сад. Счастливая мать. Лариса просыпалась и всегда слышала, как мать поёт на кухне. Она теперь хорошо понимала, что это значит, когда женщина утром поёт. Сама она не пела. Уже давно.
Как рано он их оставил! Мать умерла через год. Просто угасла после его смерти. Ларисе было двадцать лет. И ей пришлось учиться жить в реальном мире. Но это счастливое детство не сделало её слабой. Напротив. Оно дало ей внутреннюю уверенность, что быть счастливой - нормально. Что трудности - дело временное, всё можно преодолеть. У неё был запас внутреннего оптимизма и сил, который долго помогал и держал её на плаву. Долго. Шестнадцать лет. Но теперь он закончился. Она устала. Если бы она умела молиться! Когда-то няня учила её. "Отче наш".

- Отче наш,отец. Отче наш иже еси на небеси, - сказала Лариса вслух. Она произнесла слова молитвы, и это случилось. Она стала молиться отцу: - Ну, конечно. Отче. Папа. Милый. Любимый. Помоги мне, пожалуйста. Помоги мне. Или забери меня отсюда. Я больше не могу. Наставь меня. Я не знаю, что просить. Ты знаешь лучше, что делать. Наставь меня. Наставь меня.

Она плакала. Но дрожь прошла. Она согрелась и уснула.

4

- Хайнц, зачем ты это сделал? - Анке Дриттлер вошла в кабинет своего директора по маркетингу. - Она не подходит. Я тоже увидела сразу. Мне тоже ничего не понравилось. Этот русский стиль! Я вообще не люблю русское искусство. Достоевский. Просто надуманная экзальтация.

- Я не сказал, что мне ничего не понравилось. Она попросила указать на ошибки. Я это сделал. У неё много интересного, но нам она не подходит, - Хайнц Эверс говорил раздражённо. Достоевского, кстати, он любил и надуманной экзальтацией не считал.

- Так и пусть себе идет. Зачем что-то объяснять? Зачем это нужно? Что она о нас подумает!

- Что она подумает? Какая мне разница, что она подумает, - Хайнц Эверс встал из-за стола. - Да, она иностранка, но я её сюда не звал, - он говорил, очень раздельно выговаривая слова. - Ей трудно конкурировать с нами? Пусть она этого не делает. Я её не щадил? Нет, Анке! Я всего лишь говорил с ней, как с равной.
 
- Хайнц, я не об этом говорю.

- Ты сказала: “Что она подумает о нас? До него начал доходить смысл вопроса, но он всё равно спросил: - О ком, о нас? Что ты, вообще, имеешь в виду? Что она подумает... О немцах? Я тебя правильно понял? Анке!- Он заговорил быстро: - Ты с ума сошла. Ты считаешь, что я не имею права сказать, что думаю, потому что она иностранка? А я немец?

- Он помолчал, соображая: - Поэтому ты так реагируешь и на мои трения с Джино?

- Джино здесь ни при чём. Хотя к нему ты несправедлив. Он молодой ещё, конечно, но очень талантливый дизайнер.

Анке замолчала. Но Хайнц Эверс заводился всё больше.

- Мне нужно сохранять хороший имидж, - саркастически сказал он. - И не портить ваш? Да вы все помешаны на этом. Это комплекс, Анке! Вы слишком заняты тем, что о вас подумают.

- Перестань. Я права. Мне было неловко. Тем более что она русская.

- Русская! Подумала, что я нацист. Ага. Очень хорошо, - он помолчал. - Но я - не нацист. Или это не имеет значения? Я что, должен это специально доказывать? Всё время изображать кого-то другого, чтобы обо мне не подумали плохо. Русская! Подумала!- передразнил он. - А о тебе она подумала хорошо?

- Причём здесь это?

- Ты что, старалась произвести на неё хорошее впечатление? Тебе это важно? - Анке молчала, закусив нижнюю губу, и он продолжил: - Так у тебя не получилось. О тебе она тоже подумала плохо, можешь не сомневаться!

Теперь он был по-настоящему зол. Он подошёл к Анке Дриттлер совсем близко. Она была небольшого роста, и он наклонился к самому её лицу.
 
- И вообще, почему ты так... - начал он почти с ненавистью, но не договорил.

Он открыл рот, чтобы сказать "Почему ты так одета?",  но эту фразу не договорил и просто закрыл рот. "Почему ты..." так и повисло в воздухе.

- Я что? - спросила Анке.

- Нет. Ничего, - он вернулся к столу и сел, закрыв глаза, откинув голову на спинку кресла.

- Ты себя плохо чувствуешь?

- Нет. Да. Да, я себя  плохо чувствую, - соврал он.

- Я так и знала. Я видела это целый день. Ты принимаешь таблетки?

- Они закончились.

- Это что, ещё тогда? Две недели назад, когда ты у меня принял последнюю?

- Да. Мне некогда было заехать в аптеку.

- Но у тебя рецепт на весь год. Надо позвонить. Их привезут. Я позвоню сейчас.

- Хорошо.

- Ты - сумасшедший. Разве так можно? Это же гипертония! Нужно думать о своём здоровье. И потом, это ведь так легко корректировать, одна таблетка утром! - она сделала шаг к столу, но он неприязненно отвернулся, и она вышла.

Хайнц сидел с кривой улыбкой. Всё зло и раздражение прошло. Я ей чуть было не сказал это, - думал он. - Так вот оно что. Оказывается, это был стыд.

Хайнц спал с Анке уже три месяца. Он не придавал своей связи слишком большого значения. Но она всё-таки была его женщиной. Анке. Почему бы нет? Она была приятным человеком, хорошим товарищем. Какая разница, как она выглядела. Её волосатые ноги и подмышки никогда его не волновали. До сегодняшнего утра они его совершенно не волновали. Но, очевидно, где-то в глубине сознания всё-таки сидела эта предательская мысль, что успех мужчины определяется женщиной, с которой он спит.

Он продолжал раскручивать моток воспоминаний всего этого утра. Конечно, так оно и было. Он вышел из хранилища и пошел на эту встречу в нормальном настроении. Потом открыл дверь и увидел эту Рыжую. Он не помнил её имени и называл про себя “Рыжая хоть это был совсем другой, очень богатый, какой-то медово-золотистый цвет, особенно на солнце, которое её освещало, когда она сидела в приемной, а он открыл дверь и вошёл.

Конечно, он работал директором по маркетингу и первым заместителем главного менеджера. Но он, Хайнц Эверс, был график-дизайнером. Он видел линию, красоту, свет. Да, она была очень выгодно освещена. Нарочно так сразу не посадишь. Свет на покрытой нежным пушком щеке, линия шеи, плечо, высокая грудь. А волосы на просвет, как золотая корона. И всё - на дальнем фоне тёмной стены, так рельефно!

Он не помнил, чтобы что-то конкретное подумал в тот момент. Просто сердце отдалось в горле. Но неприятного чувства не было. Откуда ему было взяться? Потом... вспоминал Хайнц Эверс. А потом он услышал голос Джино, подумал о ещё предстоящей сегодня встрече у главного и вышел в коридор. Там он увидел Анке. Да-да. Раздражение возникло, когда он увидел не Джино, а Анке, в нелепой футболке и туфлях без каблуков, которые делали её волосатые ноги кривыми. Ведь они не были на самом деле кривыми. И были даже хорошей формы. Разве что ступни слишком большие.

Почему она за собой не следит, - подумалось ему. - Что за дурацкий вид? Это она так пойдёт на интервью! Да-да. Он хотел, чтобы она не пришла. Он попросту хотел, чтобы она не пришла на интервью, чтобы не видеть её рядом с этой Рыжей, и поэтому попросил найти и распечатать ему все сводки по дочерней фирме во Франкфурте, этой его головной боли, неудачному приобретению последнего года. Безусловно, сводки были нужны для сегодняшнего совещания, но их запросто мог подготовить кто-то другой.

Потом он нарвался на Джино. Джино. "Молодой и очень талантливый", передразнил он Анке. Он был действительно очень молодой - до тридцати - и неплохой дизайнер, этот живой как ртуть толстый итальянец. Неужели он действительно метит на моё место? - прервал ход своих воспоминаний Хайнц. - Так это он зря. В Германии так просто подобное не происходит.

Конечно, неудачи последнего квартала пошатнули положение Хайнца Эверса. Но идея купить эту франкфуртскую фирму принадлежала не ему. И если бы не Франкфурт, то для гамбургского филиала все неудачи с продажами этого квартала не были бы так критичны. То, что часы не продавались, просто никто бы не заметил, если бы не финансовая брешь во Франкфурте.
Те торговали макияжем и женскими аксессуарами по интернету. Купили дорогую MarketSite, но продажи не пошли. Женщины не покупали по интернету. Их там практически не было. А те, что были... Хайнц представил себе Анке и раздражённо усмехнулся. Нет. Немногих из них интересуют женские аксессуары.

Да, Франкфурт был стратегическим просчётом. Поэтому покрывать убытки может только он, Эверс, здесь, в Гамбурге. И потому так ощутимы эти проклятые часы. Они не шли. Но это был просчёт тактический. Нужен был новый каталог. Взять сейчас пару практикантов или джунио и быстро сделать ещё в этом квартале новую презентацию. Не нужно изобретать велосипед, менять стиль публикаций, WebSite. Хайнц работал в компании с самого начала, почти восемь лет и хорошо знал свою клиентуру. А Джино с его "свежими" идеями выпрыгивал не к месту. Он подрывал его, Хайнца, авторитет и, может быть, делал это умышленно.
- Неужели эта дура Анке серьёзно считает, что я придираюсь к нему, потому что он эмигрант? Мне это даже в голову никогда не приходило!- сердито подумал Хайнц Эверс и добавил вслух, точно даже не формулируя для себя, к кому он обращается:

- Закомплексованные идиоты! Стая закомплексованных идиотов!

Звук собственного голоса повернул ход его мыслей. Солнце перевалило за полдень, и длинные яркие полосы поползли по стене просторного кабинета, выходящего на запад. В луче плясали пылинки. Мысли вернулись к Рыжей.

Как она презрительно сказала на складе:Это ваша продукция?Конечно, он предпочёл бы продавать что-нибудь получше, чем эти побрякушки. Но то, что их вообще покупали, было его - Эверса - заслугой. И клиентами его были серьёзные бизнесы. В каждой компании бывают дни рождения, юбилеи, всякие праздничные даты. Нужны бывают мелкие или крупные подарки. Недорогие, но приличные и хорошо упакованные, достойные имиджа фирмы. У него были серьёзные клиенты, их не нужно было соблазнять дешёвой рекламой. Они, вообще, покупали не себе. Но его каталоги и презентации должны были соответствовать таким клиентам, их представлениям о партнёре.

Хайнц начинал это дело. Это была его ниша. Он её хорошо знал. Сарказм Рыжей задел его. А потом она ухватилась за каталог Джино. "Этот будет покрепче." Нет. Хайнц не согласен. Но, пожалуй, он был с нею излишне резок. Сейчас он был готов позвонить и извиниться. Подумала, правда, чёрт знает что... Но он вернул ей все бумаги, телефона не было. Ну, значит, такая судьба. Он ещё раз усмехнулся:

- Хватит и того, что я раскаиваюсь. У меня плохой характер, но я не виноват. У меня так работает мозг.