14. Подземный мир

Шопен Бессердечности
Покрытые густым зеленым мхом узкие каменные ступеньки ведут в подвал дома. Такой -  есть в каждой советской «четырёхэтажке». Жильцы хранят здесь в подсобках разную ненужную или  малоиспользуемую домашнюю утварь, и при этом, места достаточно, для того, чтобы еще и мастерить себе для души, если на то, конечно, есть потребность. У моего дедушки – такая потребность была. Больше того, он был мастером на всякие выдумки. Нет, верно, он не придумывал сюжетов и историй для будущих книг, пусть даже и всегда «будущих», как это позже произойдёт со мной… Нет. Но он – придумывал вещи. Хорошие вещи. Такие, что еще очень нескоро придут в негодность, но выбросить – не поднимется рука. Столько в них много его души… Но, что же это за вещи, спросишь меня ты? Для этого, нам надо снова спуститься в подсобку и посмотреть, над чем же он работал…. Да, хотя бы и в тот день!.. Когда и произошел со мной этот случай… Спустимся сейчас?

Но, погоди, я сказал, что «такой подвал был в каждом доме»? Не знаю-не знаю..  Больше, нигде я таких подвалов не видел… Может, - он всё-таки был один? Конечно! Такой – один. И вот однажды здесь со мной произошло одно приключение, запомнившееся мне на всю жизнь.

Внутри. Кромешная тьма, но дедушка щелкает выключателем, и над головой – тусклым светом загорается лампочка. Всё равно темно, но по-крайней мере, можно увидеть напротив еще одну дверь – дедушкина подсобка. Там тоже включается лампочка, на этот раз – совсем яркая – и я вижу вокруг массу всевозможных как известных, так и совсем непонятных для меня предметов. Я и до сих пор – склонен считать, что всё это – были некими изобретениями, но просто дедушка не успел их закончить. То ли не успел еще их доделать, то ли не хотел, чтобы об этом знал кто-либо еще… Непонятные предметы и вещи, предназначение которых тоже мне было неясно.

- Дедушка, а что это тут у тебя такое? – показаваю я на замысловатый предмет, стоящий у дверей, внешне напоминающий торшер, но только с множеством рук, и с таким же множеством разных кнопочек и ламп с загадочными разноцветными абажурами, да еще и вдобавок ко всему - небольшой вмонтированный вентилятор на самом верху.

- Это… Ну это я еще не закончил! Это –моё изобретение. Ни у кого больше такого нет. Но это то – что каждый может сделать своими руками.

Вот тут и вершатся все мои изобретения, - дедушка указал рукой на широкий деревянный стол, стоящий посреди кладовки. Конечно, это завершающая стадия. А сперва – всё берётся оттуда, -  дедушка поднял голову к верху и указал пальцем куда-то на потолок. Я долго осматривал это место, но так и не нашел там ничего особенного, похожего на то, откуда бы могли исходить дедушкины изобретения.

Пока я всё разглядывал потолок, недоумевая о сказанных дедушкой словах, - дедушка уже вовсю рылся в многочисленных ящичках, которые торчали из огромного высокого шкафа, прислоненной к дальней от входа стене. Очевидно, тоже что-то там такое искал. Мне стало как-то скучно, и я решил выйти из подсобки, и посмотреть, как устроен сам подвал.
 
Налево вёл темный коридор, по обеим сторонам которого, насколько это позволял увидеть тусклый и бледный свет лампочки, - одна против другой – шли большие деревянные  двери. Очевидно, в такие подсобки, как  у дедушки.

Интересно, сколько же их тут всего? Если в доме – четыре парадных, и в каждой – по двадцать квартир… четырежды двадцать… выходит – что в подвале должно быть шестьдесят комнат? И тогда, как же далеко должен простираться этот темный коридор?! Шестьдесят дверей, запертых на ключ… За которыми… Кто знает, что могло находиться удивительного?..
Мной овладело  любопытство, и я, чтобы его удовлетворить,  я начал потихоньку продвигаться вдоль коридора. Было так темно, что приходилось по большей части доверять не своим глазам, а своему, разыгравшемуся вдруг, воображению.

Безусловно, я уже знал, что скоро – глаза привыкнут к темноте, и всё будет видно почти так, как если бы это было днём.

Но ведь это – и был день. Только наверху. А здесь – была вечная ночь, и как ночью бывает луна – так здесь – с каменного потолка-неба тускло светила одинокая лампочка…

Конечно, не стоит забывать и то, что ночью – детям бывает страшно. Но вот… боялся ли я, продвигаясь всё дальше вглубь темноты? Наверное, всё-таки – да. Однако за спиной я всё еще мог слышать, как дедушка возится в своей мастерской, пусть эти звуки с каждым шагом становились всё реже и глуше. Должно быть, они не давали страху пробиться к самому сердцу, - в любой момент можно было развернуться и побежать обратно, на их спасительный маяк. И к тому же мне становилось всё любопытней и любопытней – я уже столько шел вперёд, проделал такой путь, а коридор – всё не думал кончаться! «Сколько же – еще шагов, пока не упрусь в стену? А может быть… это будет не стена? Может, есть еще и поворот? И – еще одна открытая дверь, из которой будет идти свет?

Я так увлекся догадками о том, что же еще может быть в конце коридора, как вдруг понял, что… уже больше не слышу знакомых звуков. И светлее – стало разве что на совсем чуть-чуть. Почти полная темнота. Только по бокам – улавливались неясные контуры стен... и дверей. Странных дверей. В которых, казалось,  – не было ничего человеческого. Так трудно было представить, что в них могут заходить люди… Скорее…

Как вдруг, пара огромных, зияющих холодной чернотой квадратных глаз разом подмигнули мне со стены, всего в нескольких метрах от меня… Разве, двери – могут мигать??.. Ошалев от испуга, я мгновенно развернулся  и… нет, не бросился наутёк…. Быстрыми ровными шагами пошел назад, стараясь убедить себя, что мне всё это - только привиделось. Во-первых – пустись я бегом – мог бы в темноте наскочить на что-нибудь твердое и расшибить себе лоб.

А во-вторых – я почему-то подумал, что тогда – меня точно схватят. Не знаю, что это – но от него – мурашки по коже… И оно- точно тут… Хоть, конечно, мне всё это и привиделось…

Я шел скорее обратно, ощущая на спине чей-то пристальный и нечеловеческий взгляд… Но сколько бы я ни шел – свет вместе со спасительной дверью, за которой остался дедушка – боже, как это было давно! – не появлялся. Казалось, обратно - я прошел много больше, чем туда, однако двери – всё не было. И тогда я, охваченный всё более прибивающей волной страха, развернулся опять, думая, что перепутал все направления… Теперь – я уже не смог сдерживать себя, и ноги сами несли меня  вперёд… вперёд… Но – куда?

Ничего не было. Ничто не приближалось из темноты, ничто не звучало, кроме гулкого стука моих быстрых шагов, а может – это стучало моё, потерявшее разум, сердце…

И тогда я понял (если к тому моменту, конечно, мог хоть что-нибудь соображать), что заблудился. Заблудился в одном прямом коридоре, но, тем не менее, – выхода никак не найти.

Конечно, сейчас, я думаю, что можно было бы просто крикнуть, - и дедушка бы услышал мой зов и спас меня. Но тогда… такая простая вещь даже не пришла мне в голову. А может, я испугался, что на крик – не будет никакого ответа, и тогда – я навсегда останусь в этой зловещей темноте?

И я не закричал. А только продолжал на ощупь двигаться в темноте, вдыхая, как мне казалось, становившийся всё более затхлым, недвижимый  воздух подземного мира.

Но вот, когда я уже было совсем отчаялся хоть куда-нибудь, но придти –  впереди меня показалось какое-то тусклое свечение… Уж не померещилось ли? Нет. Подойдя ближе, я обнаружил, что щелочка  света – исходит из приоткрытой двери в стене… Едва-едва приоткрытой… Но тем не менее, ровно так – чтобы можно было в неё заглянуть… Заглянуть? Я сказал – «заглянуть»?! Боже, как страшно! Но есть ли у меня другой выход? А вдруг, за этой дверью – был теперь единственный выход на улицу, в день, в безопасность, к дедушке?..

Осторожно, ступая на цыпочках, готовый в любой момент, при малейшем признаке опасности, сорваться с ног, подошел я к двери, вытянул свою шею.. и наконец заглянул в приоткрытую щель… Сперва, ударивший  в глаза свет, не позволил мне рассмотреть, что же там было. И эти мгновения, пока глаза привыкали теперь уже к свету, растянулись, наверное, на несколько вечностей. Но, когда же, всё же и вечностям пришел конец, - за дверью глаза выхватили… какую-то светлую комнату…

Газовая плита… холодильник… прямоугольный кухонный стол… Взгляд скользит слева направо, к самому окну…И как-будто – уже зная, что там увидит… Еще мгновение, и – да: у высокого окна, занавешенного прозрачной шторкой цвета осеннего дня,  за которым так отчётливо и ясно виднелось серое дождевое небо, - на подоконнике сидел человек. Молодой человек, в небольших аккуратных очках с темной оправой.. Вот он поправил их на носу указательным пальцем правой руки… Он сидел  в профиль к окну… и что-то писал, опершись спиной о стену….Что-то записывал в толстую тетрадь или блокнот ( я не смог различить ), который держал на весу… Что-то такое знакомое-знакомое было в нём и в том, что он писал… Но что?
Потревоженный, очевидно моим взглядом, человек обернулся  и… посмотрел на меня впрямую…

 Несколько секунд я не мог даже пошевелить и ногами, а потом в ужасе – что-то такое очень, очень знакомое! – отпрянул от двери и с криком бросился бежать, не разбирая ног.
Бежал я долго, очень долго – как казалось мне. А на самом деле – всего лишь, наверное, с десяток метров – из одного конца коридора в другой, к входной двери, где дедушка уже запирал свою подсобку на ключ, выискивая меня сквозь толстые стёкла очков своими близорукими и добрыми глазами.

На полном бегу я бросился к нему и обнял за ноги, к его, должно быть немалому удивлению.
Всё! Спасён! Страшный сон – позади! И как я мог быть таким безрассудным, что отправился один – такой еще маленький – по незнакомому темному коридору? И….кого же всё-таки я там увидел?

И вот только сейчас… вдруг узнаю…. узнаю его!...

И поднимаю от своих записей перепуганное побледневшее  лицо. Так ведь… там –
За той самой найденной  дверью в конце темного коридора, - сижу я!...

Сижу на той самой кухне, на том самом подоконнике, и что еще более поразительно – то же серо дождливое небо за занавешенным лёгкой шторой окном… И пишу я…. как раз эти самые строки… которые тогда – увидал он… заблудившийся в темном подвале-лабиринте – перепугавшийся до смерти ребёнок… Я сам…