15. Хоккей

Шопен Бессердечности
будет хоккей!»

Да, в детстве – я очень любил хоккей. Но так мне никогда и не довелось хотя бы подержать в руках клюшку. То ли потому, что всё моё детство – было исключительно летним и солнечным, когда я приезжал на большие каникулы к бабушке с дедушкой, - никакого льда на площадке «глушки» (школы для глухонемых, так мы её все называли) не могло быть уже и в помине. То ли потому, что был трусом и боялся темноты (как загадочно капала по ночам вода из крана в ванной!) – уже сложно точно установить первопричину. Но всё-таки - я его любил. Любил смотреть по телевизору, как «наши» опять побеждают канадцев. А канадцы – это вам не какие-то финны! Александр Майоров никогда не упускал возможности упомянуть, что  «канадцы – борются до последней секунды». Мне было… 8…10…12… И каждый такой матч был для меня настоящим спектаклем, как если бы сейчас – попал вдруг в драматический театр на любимую пьесу Чехова, или на Стендаля.. И даже – нет. Намного, намного больше. Тут – я просто-таки всей своей детской, бесхитростной еще, душою болел за наших героев, и вместе с ними – в необычайной своей простоте - радовался каждой новой заброшенной шайбе (как здорово красный свет вспыхивал за вражескими воротами!), радовался каждому красивому броску или удалению в рядах противника, да, должно быть, – и каждому мгновению, когда таймер – вновь принимался за свой неутомимый отсчёт.

 До сих пор, кажется, не забыл все те имена и фамилии этих героев, которые теперь, спустя добрых пару десятков лет, вдруг случайно вырвавшись из памяти – звучат настоящими красивыми заклинаниями. Помню фамилии вратарей – Червяков и Мышкин. Еще в детстве вовсю улыбался, задаваясь вопросом – а кто же лучше может защитить ворота? – Червяк или мышка? Но больше – мне нравился Артур Ирбе. Наверное, во многом из-за загадочности своей фамилии (позже, я сам стал для всех таким же загадочным и непостижимым). Мне казалось, что он мог с лёгкостью  отразить сколько угодно самых трудных бросков, а то, что всё-таки влетало в его ворота – было… каким-то чудом…

 И даже хорошо запомнил одну такую «чудесную» шайбу, которую он пропустил во время игры в самый канун Рождества в серии с канадским клубом профессионалов – шайба после броска соперника ударилась о бортик за воротами, резко взметнулась вверх и отскочила прямо за спину вратаря, к недоумению всех, и даже, наверное, самого фонаря за воротами, даже не сразу подавшего свой сигнал – гол! И даже комментатор тогда сказал, что «Даааа! Такие чудеса случаются разве что на рождество!» Но может… то был не Артур Ирбе, а Мыльников? Может, это он пропустил ту удивительную шайбу?

 Как давно это было! Уже и точно не скажешь. Но… все те горячие эмоции, когда наши армейцы играли против «Бостонских медведей» и «Красных дьяволов» - от одних только названий – мурашки по коже! – все те эмоции… мне кажутся еще более яркими и чудесными… именно теперь… спустя столько лет…. Как будто к сердцу прикасается рука волшебника… Фамилии, фамилии… И лица, спрятанные за надежными шлемами, словно у каких-то старинных доблестных рыцарей… Лица, которые так и остались для меня не открытыми… Не открывшиеся характеры, судьбы… Просто – герои с клюшками в руках и номером на спине, приносящие печали и радости… Герои, образы которых складывались по манере катания и по звучанию самих фамилий… Хомутов, Быков, Каменский… Уже – что-то такое неуловимое зажигается в сердце, правда? Касатонов – с фамилией, как будто специально придуманной для сверхнадежного защитника. А… Валерий Зелепукин? Как забыть такого самобытного героя!

Да, в детстве я очень любил хоккей. Вот, давно уже как перестал следить за всем происходящим,  и только в одной памяти, порой (вот как сейчас) – пересматриваю те старые матчи, в которых всегда теперь отыскивается победитель – моя горько-сладкая улыбка на устах… Мой напряженный взгляд в глубину волшебного зеркала-экрана… Я – сам, когда еще был совсем маленьким… И еще – совсем не нужно было уметь мечтать…