Нашествие 130. Взгляд очевидца

Рена Жуманова
     Отгремели драйвовые звуки первого в Казахстане рок-фестиваля «Нашествие 130», и долгожданный праздник рок-н-ролла уже успел стать историей. Критиками исписаны десятки страниц на сайте фестиваля, по КТК показаны дневники и записи концертов, как говорится, «цирк уехал», и жизнь вернулась в свою обычную колею.
     Но чтобы по-настоящему понять, что есть «Нашествие 130», нужно было оказаться, так сказать, в эпицентре событий. Одно дело, сидя в удобном кресле спокойно смотреть передачу о фестивале по ТВ, и совершенно другое – самому пройти по разбитым дорогам алматинской области, надышаться  пылью, исколоть ноги колючей травой, обгореть до угольной черноты на южном солнцепеке и получить-таки очень своеобразное, в общем-то, мазохистское удовольствие от музыкального марафона продолжительностью в два дня. Незаявленное, «домашнее» открытие фестиваля состоялось вечером 8 июля в одном из магазинов фирмы «Меломан», которая выступила спонсором «Нашествия». О концерте знали многие, и те, кому интересно было послушать своих отечественных рокеров, охотно пришли на эту бесплатную (в отличие от всего последующего) акцию. На разогреве несколько композиций с успехом отыграли юные представители местного андеграунда, а далее на импровизированной сцене «Меломана» появились «дебютанты года», участники алматинской группы «Че Francisco»  во главе с их лидером Исламом Рахимжановым. Ислам пощеголял своими обильно татуированными руками, спел ряд песен, часть из которых сильно перекликалась с музыкой группы «5’ Nizza», а одна была прямо-таки близнецом песни «Ад» «Умы Турман».  Слушатели реагировали неплохо, но когда группа начала петь песни сверх программы, стали раздаваться  откровенные реплики типа «ну, это уже слишком, хватит, «Аномалию» давайте!». Музыка «открытия года», столичной группы «Аномалия» оставила приятное впечатление, но в целом как-то не хватало того самого пресловутого драйва, но не в смысле звука, а по настроению. Слишком всё мягко, женственно, с  улыбочками, ласковыми интонациями… И это при том, что группа играет под явным влиянием «Cranberries», и даже в голосе солистки Юли Семиной прослеживаются характерные для Долорес О’Риордан кельтские переливы. Но тем не менее высокий профессиональный уровень музыкантов был налицо. Неслучайно «Аномалия» первой из молодых казахстанских рок-групп выпустила в продажу свой диск в России, Прибалтике и странах СНГ. После концерта Юля раздавала автографы, и на мой вопрос «А в Кокшетау приедете?» пообещала: «Пригласите – приедем».
     А на следующий день молодые и не очень молодые алматинцы и гости города ринулись на аэродром «Байсерке». Два дня между городом и аэродромом курсировали рейсовые автобусы, которые в течение сорока минут доставляли всех страждущих на прилежащую к «Байсерке» территорию. И если счастливцы-автолюбители могли проехать непосредственно на это «Куликово поле», то остальных выгружали примерно за полтора-два километра на специальном посту. Оттуда волей-неволей нужно было идти сначала по грязной проселочной дороге, затем по выжженной солнцем степи, перебраться через небольшой овраг, еще чуть-чуть терпения – и вы на «Нашествии». Все пространство аэродрома было поделено на зоны, сообразно доходам разных слоев нашего общества. Так, общая зона давала возможность увидеть силуэты любимых исполнителей и их изображение на больших экранах по краям сцены. Что касается звука, то слушать как раз-таки лучше всего было именно в общей зоне: мощная квадросистема (четыре гигантских динамика из 24 составляющих каждый, подвешенные с помощью кранов) позволяла слышать все без малейшего напряжения, но при этом не оглушала. По краям поля раскинуты палатки с пивом «130», и никакого другого сорта здесь не было. Однако  разнообразие и не требовалось: к полудню все были очень веселые и разгоряченные, пиво и солнце делали свое дело, девушки расхаживали в купальниках, и все напоминало пивную акцию, а не рок-фестиваль. Фан-зона позволяла приблизиться к сцене (если пробьешься, конечно), месить ногами пыль, прыгать в экстазе рядом с себе подобными и свободно перемещаться из фан-зоны в общую. Ну, а если вы - «мальчики-мажоры на папиных «Волгах», и вам не жаль своих денег, платите соответственно и занимайте элитную VIP-зону. Здесь и народу поменьше, и тенты предусмотрены, но пыль, солнце и дикие цены все равно вас настигнут.   Но, как и везде, на «Нашествии» тоже были свои лазейки для любителей халявы. Так, правом свободного передвижения по всей территории, включая VIP-зону, пользовались лица, имеющие прямое или косвенное причастие к организации фестиваля.  Только попав VIP-зону, начинаешь ощущать  полный эффект присутствия: честно говоря, сидеть на траве в общей зоне в пятидесятиградусную жару и смотреть большой телевизор – не такое уж большое удовольствие.
      Что касается собственно музыкальной части фестиваля, хочется отметить наиболее яркие впечатления, ибо рассказать обо всем невозможно. В первый день удалось охватить группы «Крематорий», «Faq», «Люмен», «Маша и медведи», «Ва-банкЪ», казахстанскую группу «Максим Сергеич» и закончить Марой. На большее просто сил не хватило. Ветераны питерского рока «Крематорий» «отметились» неприличной песенкой про «потому что у бл… й деньги есть для бигудей». Заводной хардкор молодой московской группы «Faq», сочетающей экстремальную музыку  с рэпом, к сожалению, постоянно перебивали неполадки со звуком. Напористая панк-группа «Люмен» вызвала симпатию своими текстами, в которых постоянно звучали призывы к единению людей, к стиранию всех границ и миру без войн. Приятно было увидеть и услышать Машу Макарову после большого перерыва. Певица сменила имидж, всю дорогу глупо хихикала, честно призналась, что «вчера уже отпраздновали в турецкой сауне», вялым голосом благодарила за щедрое солнце, которого «хватит на весь год» и среди прочего к полному удовольствию слушателей спела свои старые хиты «Любочка» и «Рейкьявик». Скляр и «Ва-банкЪ» - без комментариев: группа культовая и вызывающая уважение. А известное «Черное знамя» с  альбома «На кухне» вызвало дикий восторг поклонников этой старой московской команды. «Максим Сергеич» запомнился тематикой: ностальгия по советскому времени, по друзьям, которые мучаются в Краснодаре, и призывы к объединению. Мару, как открытие 2005 года, представила сама Капитолина Деловая. Певица, как известно, получила тепловой удар, что неудивительно: ну зачем же одеваться в черное, да и сапоги здесь были, мягко говоря,  неуместны. Но выложилась Мара стопроцентно: был и старый хит «Амстердам», и несколько хитов с последнего альбома «220 вольт», и звучало все классно. 
     Рассчитав силы, на второй день многие отправились на аэродром лишь после обеда, к выступлению хэдлайнеров. Атмосфера была уже несколько иной: во-первых, солнце сжалилось над «нашественниками» и ушло за тучи, во-вторых, народу было гораздо больше, чем в первый день. Организаторы правильно предвидели ситуацию: народ повалил толпами именно на финал, и к вечеру массовость достигла своего пика. Хэдлайнеры давали полноценные часовые концерты. Марафон начали «Танцы минус». Бедняга Петкун, несмотря на сорванный голос, честно старался петь, и даже пытался рассказывать анекдоты. Комический эффект создавал его вокал, то срывающийся на сиплый шепот, то прорывающийся фальцетом.  Плачевную ситуацию  спасал Корней, которого, видимо, не только Земфира держит при себе в качестве эдакого ассистента-стажера. Зато благодаря таким могущественным покровителям Корнею выпала возможность и самостоятельно проявить себя в ряду лидеров фестиваля. Молодой оригинал почему-то решил выступить в белом махровом халате, из под которого торчали белые незагорелые ноги. Видок тот еще, но как гитарист Корней действительно вызывает восхищение. В завершение своего выступления он буквально лег на гитару, полностью забыв о зрителях и повернувшись к ним спиной, и выжал из своего инструмента все что можно. «Третьими с конца», кульминационной группой для мальчишеской аудитории стали московские панки «Король и шут». Это надо было видеть. Толпа неистовствовала в экстатическом танце, лидер группы Михаил Горшенёв («Горшок») несколько раз поливал себя водой из пластиковой бутылки, и мощные риффы сотрясали весь аэродром. Особенный восторг вызвали «Варяги» с последнего альбома «Бунт на корабле», «Ели мясо мужики» и «Мертвый анархист».
     Последние два часа программы пролетели как на одном дыхании: в 21.00. начался розыгрыш единственного приза – крутого байка, который, естественно, никому не достался. Следом под оглушительный рев поклонников на сцене появился Макс Покровский.  Энергичный лидер группы «Ногу свело» не ограничился пением и партией бас-гитариста: постоянно курсируя по сцене, он  вдруг с ловкостью пирата взобрался вверх по стойкам, так же стремительно спустился, и без какого-либо напряжения продолжил петь. Московская поп-рок команда исполнила саундтрек к фильму «Турецкий гамбит» «Идем на Восток», песни «Из Алматы», «Небеса», старые хиты «Лилипутская любовь», «Рамамбахару». Под занавес Покровский быстро отрепетировал и спел с фанатами популярный «Бензин». «Видимо, не зря приехали», - с удовлетворением подытожил свой концерт Покровский. В перерыве между последними группами было отчетливо видно, как буквально нахлынула охрана, ряды которой к финальному выступлению Земфиры увеличились чуть ли не вдвое. И также ощутимо было и сгущение толпы перед сценой: у «хитрецов» в VIP-зоне, которые во время выступления «Ногу свело» взгромоздились на стулья, эти стулья яростно выбивали из-под ног и передавали охранникам. Земфира выступала со своим новым составом, сама часто уходила вглубь сцены и садилась за клавиши, на третьей песне несколько театрально закурила, половину концерта отпела в темных очках, которые затем все-таки сняла. Черная одежда, сливающаяся с наступившей темнотой, черные очки порождали ассоциации с человеком-невидимкой. Зема спела несколько песен со старых альбомов, в том числе «Бесконечность», «Минус сто сорок», «Хочешь?». Исполненная с мегафоном трэш-версия песни «Небомореоблака», «Дай мне руку», «Прогулка», «Блюз» - практически все ключевые композиции с последнего альбома   «Вендетта» - составили большую часть концерта.  Перед «Блюзом» певица разразилась пространным философским монологом, оставаясь верной себе, выразила уверенность в том, что вряд ли на фестивале прозвучало много красивых песен, и как бы снисходя до публики, подарила слушателям «Блюз» как образец совершеннейшей красоты. В качестве финальной песни фестиваля Земфира избрала «Let it be» из репертуара «Битлз», которую спела вместе с фанатами.  В конце выступления певица голосом оракула возвестила: «Первое казахское «Нашествие» свершилось!»  Темное южное небо озарил небольшой фейерверк, и с заключительными словами на сцену вышел ведущий Андрей Плюкин, который хриплым, сорванным за два дня голосом поблагодарил всех и даже встал на колени перед теми, «чьи ноги поднимали эту пыль». Завершилось все в начале двенадцатого, народ расходился в темноте, и надо отметить, не было драк и каких-либо других неприятностей. Некоторые из российских участников «Нашествия 130», в том числе Линда, Земфира, Сукачев, «Чайф» параллельно давали элитные концерты на сценах алматинских клубов и летних площадках казино. Но это уже, как говорится, совсем другая история.

«Курс», №30 (322), 20.07.2005.