Медведь либретто водевиля

Леонид Тучинский
                МЕДВЕДЬ


                ВОДЕВИЛЬ


               (  По одноимённой шутке  А.Чехова )




                Либретто  Леонида Тучинского

























               

                1




Действующие лица:

Резонер

Елена Ивановна Попова, вдовушка с ямочками на щеках, помещица.

Григорий Степанович Смирнов, нестарый помещик.




























               
               


                2


                № 1    Пролог ( Шарманочка)

В зоопарке медведь одинокий
За решеткой сидит день-деньской,
Взор его преисполнен глубокой
Настоящей звериной тоской.

Грустно в неволе               
Даже медведю сидеть,                2  раза
А человеку тем более –
Ведь человек не медведь.

Вот прошел по дорожке мужчина,
Следом женщина мимо идет –
Очевидно, у них есть причина
В одиночку ходить взад-вперед.

Любит – не любит,
Тоже неволюшка ведь.                2 раза
Бедные, глупые люди,
Глупый, несчастный медведь.


Ах – ах,
За тем поворотом,
Ах – ах,
За этим углом
Ждет вас, наверное, кто-то,
С кем вам  дальше идти вдвоем.

Вот- вот
Изменится что-то,
Не век
Одному коротать.
Да-да, за тем поворотом,
Только сумейте не прозевать.

Веришь ты или не веришь –
Чуду оно все равно.
Кто-то уже открыл свои двери
И распахнул окно.

                3               
               
Но все- таки, пусть очень редко,
Случаются вдруг чудеса:
То сторож забудет закрыть чью-то клетку,
То встретятся чьи-то глаза.

Любит – не любит,
Это ведь как посмотреть.
Люди – они все же люди,                2 раза
Ну, а медведь – он медведь.
               
РЕЗОНЕР. Господа! Я не говорю о присутствующих, но все женщины, от мала до велика, ломаки, кривляки, сплетницы, ненавистницы, лгунишки до мозга костей, суетливы, мелочны,  безжалостны, логика возмутительная, а что касается вот этой штуки (хлопает себя по лбу), то, извините за откровенность, воробей любому философу в юбке может дать десять очков вперед! Посмотришь на иное поэтическое создание: кисея, эфир, полубогиня, миллион восторгов, а заглянешь в душу – обыкновеннейший крокодил!
   Но возмутительнее всего, что этот крокодил почему-то воображает, что его шедевр, его привилегия и монополия – нежное чувство!
  Да, черт побери, совсем, повесьте меня вот на этом гвозде вверх ногами – разве женщина умеет любить кого-нибудь, кроме болонок? В любви она умеет только хныкать и распускать нюни! Где мужчина страдает и жертвует, там вся ее любовь выражается только в том, что она вертит шлейфом и старается покрепче схватить за нос.
   Скажите мне по совести: видели ли вы на своем веку женщину, которая была бы искренна, верна и постоянна? Не видели! Верны и постоянны одни только старухи да уроды! Скорее вы встретите рогатую кошку или белого вальдшнепа, чем постоянную женщину!

   ( входит Попова)

   Я не говорю о присутствующих.               
               
ПОПОВА.

              №2 «Безутешная вдова»

Безутешною вдовою
Слезы лить и день, и ночь
Мне назначено судьбою,
Тут ничем нельзя помочь.
               
                4

Стали стены мне могилой,
В них навек погребена –
Пусть он видит, как любила,
Как была ему верна.

Траурное платье,
Черная вуаль –
Буду век страдать я,
Длить мою печаль.
За окошком лето,
Солнца яркий свет,
Но меня все это
Не волнует, нет.

Жить затворницей, монашкой,
Ни кого не принимать
Для меня совсем не тяжко –
Это божья благодать.
Умер он, и я мгновенно
Тоже сразу умерла.
Да, мертва я, несомненно,
Хоть пока еще жива.            3 раза

Траурное платье,
Черная вуаль –
Буду век страдать я,
Длить мою печаль.
За окошком лето,
Солнца яркий свет,
Но меня все это
Не волнует, нет.

Отзвенела, отзвенела
Жизнь веселая моя.
Я все пела, я все пела,
Что ж, теперь поплачу я.
Долг супружний
Я отдам, отдам сполна.
Буду мужу
До последних дней верна.



                5

Расцвели в полях ромашки,
Ягода поспела,
В синем небе вьются пташки –
Мне до них нет дела.
В тишине и полумраке
Как я жду желанной встречи.
Это  враки, враки, враки,
Будто время лечит, лечит!

Отсмеялась, отсмеялась,               
Отплясала я своё.
Мне осталось, мне осталось               
Скорби тихой бытиё.
Вдовья доля
От венца и до венка –
Божья воля,
Провидения рука.

Расцвели в полях ромашки,
Ягода поспела,
В синем небе вьются пташки –
Мне до них нет дела.
В тишине и полумраке
Как я жду желанной встречи.
Это - враки, враки, враки,
Будто время лечит, лечит!
 
Траурное платье,
Черная вуаль –
Буду век страдать я,
Длить мою печаль.
За окошком лето,
Солнца яркий свет,
Но меня все это
Не волнует, нет.

               
РЕЗОНЕР. Нехорошо, сударыня. Всякое дыхание радуется. Кошка и та своё удовольствие понимает и по двору гуляет. Николай Михайлович помер. Так тому и быть. Божья воля, царство ему небесное. Не весь же век плакать и траур носить. Погоревали – и будет.


                6

  Добро бы хороших людей не было. А то ведь полон уезд господ. В Рыбкове полк стоит, так офицеры – чистые конфеты! А в лагерях, что ни пятница, то бал и каждый день оркестр музыку играет.
   Эх, сударыня! Молодая, красивая, кровь с молоком – только бы и жить в своё удовольствие… Красота-то ведь не навеки дана! Пройдет годов десять, сами захотите павой пройтись да господам офицерам в глаза пыль пустить, ан поздно будет.
  Пошли бы лучше по саду погуляли, а то велели бы запрячь Тоби и эх!..

ПОПОВА. Ах!

РЕЗОНЕР. Сударыня! Голубушка! Христос с вами!   
               
ПОПОВА. Он так любил Тоби! Как он чудно правил. Сколько грации было в его фигуре, когда он натягивал вожжи! Тоби, Тоби!


                № 3  «Тоби»

Тоби, бедняжка Тоби,
Умер хозяин твой.
Пробил час смерти, пробил,
Вечный ему покой.
Тоби, твои копыта
Прежний утратят пыл.
Сердце твое разбито,               
Хвост твой в тоске застыл.

Как летел ты по дороге
Мимо речек и берез!
Что осталося в итоге –
Только стойло и овес.
Как мелькали елки-палки,
Мчал, уздечкою звеня.
Скорбный скрежет катафалка,
Черных перьев мельтешня.

Он ушел, ушел навеки
Без оглядки.
Ах, от слез опухли веки
У лошадки.
Кто теперь погладит гриву
Или холку?
                7

Карий глаз косить игриво
Нету толку.             
Тоби, Тоби, бедный Тоби –
Сиротинка.
Целовать кто будет в лобик
Нас, скотинка?

Тоби, бедняжка Тоби,
Умер хозяин твой!
Пробил час смерти, пробил,
Вечный ему покой.
Тоби твои копыта
Прежний утратят пыл.
Сердце твое разбито,
Хвост твой в тоске застыл.
               

(за сцену) Лука! Лука! Прикажи дать Тоби сегодня лишнюю осьмушку овса. Тоби, Тоби.

РЕЗОНЕР. А что катафалки скрипят, так то не их вина. Дороги! Дороги всему причина. Пока до кладбища покойника довезут,  так всю душу из него вытрясут. Посадил бы я начальников наших на катафалк да прокатил               
по всем дорогам Руси – Матушки. Полюбовались бы после,  как на стульях сидеть будут.

ПОПОВА. Nicolas, ты увидишь, как я умею любить и прощать… Любовь моя угаснет вместе со мной, когда перестанет биться моё сердце. И тебе не совестно? Я паинька, верная жёнка, заперла себя на замок, а ты… и тебе не совестно, бутуз? Изменял мне, делал сцены, по целым неделям оставлял меня одну…

РЕЗОНЁР. Сударыня! Сударыня, ау! К вам посетитель.

ПОПОВА. Ответь, что я со дня смерти мужа никого не принимаю. Так и ответь.

РЕЗОНЕР. Ответил бы. Только он и не больно спрашивает.

СМИРНОВ. Разреши, голубчик. Сударыня, честь имею представиться: отставной поручик артиллерии, землевладелец Григорий Степанович Смирнов! Вынужден беспокоить вас по весьма важному делу…

                8               

ПОПОВА. Что вам угодно?

СМИРНОВ. Ваш покойный супруг остался мне должен по двум векселям тысячу двести рублей. Так как завтра мне предстоит платеж процентов в земельный банк, то я просил бы вас, сударыня, уплатить мне деньги сегодня же.

ПОПОВА. Тысячу двести…  А за что мой муж остался должен вам?
               
СМИРНОВ. Он покупал у меня овес.

  ПОПОВА. Ах, опять этот овес…               
 (За сцену) Лука! Не забудь приказать, чтобы дали Тоби лишнюю осьмушку овса.
  (Смирнову) Если Николай Михайлович остался вам должен, то, разумеется, я заплачу; но, извините, пожалуйста, у меня сегодня нет свободных денег. Послезавтра вернётся из города мой приказчик, и я прикажу ему уплатить вам что следует, а пока я не могу исполнить вашего желания… К тому же сегодня исполняется ровно семь месяцев, как умер мой муж,  и у меня               
теперь такое настроение, что я совершенно не расположена заниматься денежными делами.               
               
СМИРНОВ. А у меня теперь такое настроение, что если я завтра не заплачу процентов, то должен буду вылететь в трубу вверх ногами. У меня опишут имение!

ПОПОВА. Послезавтра вы получите ваши деньги.

СМИРНОВ. Мне нужны деньги не послезавтра, а сегодня.

ПОПОВА. Простите, сегодня я не могу заплатить вам.

СМИРНОВ. А я не могу ждать до послезавтра.
               
ПОПОВА. Что же делать, если у меня сейчас нет!               

СМИРНОВ. Стало быть, не можете заплатить?

ПОПОВА. Не могу…

СМИРНОВ. Это ваше последнее слово?

                9

ПОПОВА. Да, последнее.

СМИРНОВ. Последнее? Положительно?

ПОПОВА. Положительно.
               
СМИРНОВ. Покорнейше благодарю. Так и запишем. А еще хотят, чтобы я был хладнокровным!

                № 4 «Я зол»
 
Я зол, как сто чертей!
Запудрили мозги!
Что взять с таких людей?
Не отдают долги!
У этого чума,
У этого запой…
Нет, я сойду с ума
От низости такой!
             
А здесь у них настроение,
Грусть у них и прострация…               
Не может души их строение
Делами сейчас заниматься…    3 раза               

Я зол, как сто чертей!
Порву всех на куски!
От этаких людей
Подохнешь от тоски.
Дыханье сперла злость,
Я весь дрожу, я взмок,
Как будто стала кость
Мне горла поперек.

Мерси боку и так далее,
В петлю я залезу скорей,
Чем ваши люлю и миндали
Нарушу нуждою своей.   3 раза
               
Я зол, сударыня, как бес.
Верните долг,  не медля.
А не вернете – сяду здесь
И буду век сидеть!                3 раза            
                10

ПОПОВА. Я, кажется, ясно сказала: приказчик вернется из города, тогда и получите.

СМИРНОВ. Я приехал не к приказчику, а к вам! На кой леший, извините за выражение, сдался мне ваш приказчик!

ПОПОВА. Простите, милостивый государь, я не привыкла к этим странным выражениям, к такому тону. Я вас больше не слушаю.
               
                № 5  Диалог 1

                У меня на сердце камень,
                Вся душа угнетена.

СМИРНОВ.  Деньги, сударыня, отдайте деньги!
               
ПОПОВА.     Ах, закрою, право, ставень,
                Чтоб страдать так уж сполна.

СМИРНОВ. Долг, сударыня, верните долг!

ПОПОВА.      Что за люди, боже правый,
                Обхожденья ни на грош.
               
СМИРНОВ. Проценты, сударыня, проценты требуют!
               
ПОПОВА.       Отравлю себя отравой,
                Чтоб не видеть этих рож.

СМИРНОВ. Завтра, сударыня, завтра платить надо!

ПОПОВА.      Никакого состраданья,
                Божьей искры никакой.

СМИРНОВ В петлю мне, что ли полезать, да?

ПОПОВА.       Что для них мои страданья,
                Для чего им мой покой!
               
СМИРНОВ. Или башкой об стену трахнуть с разбега!
               
ПОПОВА.            Что за люди, боже правый!

                11

СМИРНОВ. Да проценты мне нужно платить или нет?

ПОПОВА.            Обхожденья ни на грош.

СМИРНОВ. Имение ведь опишут, поймите, сударыня!

ПОПОВА.             Отравлю себя отравой,
               
СМИРНОВ.  Или мне от кредиторов на воздушном шаре улететь прикажете?

ПОПОВА.            Чтоб не видеть этих рож.


РЕЗОНЕР. Проценты – вот в чем всё зло! Третьего дня прочел в «Санкт-Петербургских ведомостях», что 99,8 % чиновников казнокрадствуют и мздоимстуют. А не было бы процентов, а? Может и воровать вовсе  бы перестали.

СМИРНОВ. Скажите, пожалуйста! Настроение… Семь месяцев тому назад  муж умер! Ну, у вас муж умер, настроение там и всякие фокусы… приказчик куда-то уехал, черт его возьми, а мне что прикажете делать? Разбежаться и трахнуться башкой об стену?
   Я останусь и буду здесь сидеть, пока не отдадите денег. Неделю – и я неделю просижу… Год – и я год… Я своё возьму, сударыня! Меня не тронешь трауром да ямочками на щечках… Знаем мы эти ямочки!               
               
    №  6      «Бархатные ручки»

Эти ямочки на щечках,
Эти бархатные ручки…
Не поймать меня – и точка,
Знаем ваши штучки-дрючки.
Этих губок щебетанье,
Этих плечек белизна –
Бесполезные старанья,
Чаша выпита дна.

ПОПОВА.
Деликатным обхожденьям
Не учили вас недели.
Неприличным поведеньем
Вы мне очень надоели.
                12

У меня повсюду траур,
Не до шуток мне сейчас.               
Вы какой-то динозавр
Или даже дикобраз.

СМИРНОВ.
Быть вдовой так романтично,
Вам к лицу так этот траур.
Впрочем, вы всегда привычны
Выступать полнейшей павой.
Ах, печаль вас вдаль уносит,
Ах, тоска сжимает грудь!       
Но попудрить этот носик
Не забыли вы ничуть.

ПОПОВА.
Я брожу повсюду тенью,
Я вздыхаю горемычно…
Да, рыдаю целый день я,
Ну а пудрюсь по привычке.
Вы грубы и так несносны.
                Вы пришли сюда дерзить.
И не вам про этот носик
Так бессовестно судить.

               

РЕЗОНЕР. Барышня тут динозавров помянула, которые все давно уже перемерли. Так от чего они перемерли-то? От того, что голова у них была малюсенькая, а пузо здоровеннейшее! Где уж тут прокормиться! Нет, если у тебя брюхо, как паровоз, так изволь и голову иметь соответственную.
               
СМИРНОВ. Послезавтра заплатите? Отлично! Я до послезавтра просижу. Я вас спрашиваю: мне нужно заплатить завтра проценты или нет?               

ПОПОВА. Милостивый государь, прошу вас не кричать! Здесь не конюшня!

СМИРНОВ. Я вас не о конюшне спрашиваю, а о том – нужно мне платить завтра проценты или нет?

ПОПОВА. Вы не умеете держать себя в женском обществе!

                13
               
СМИРНОВ. Нет-с, я умею держать себя в женском обществе!

ПОПОВА. Нет, не умеете! Вы невоспитанный, грубый человек! Порядочные люди не говорят так с женщинами
               
 СМИРНОВ. Ах, удивительное дело! Как же прикажете говорить с вами? По-французски, что ли? Мадам, же ву при… как я  счастлив, что вы не платите мне денег… Ах, пардон, что обеспокоил вас! Такая сегодня прелестная погода!

ПОПОВА. Неумно и грубо.

СМИРНОВ. Неумно и грубо! Я не умею держать себя в женском обществе! Сударыня, на своем веку я видел женщин гораздо больше, чем вы воробьев!


                № 7 «Шепот, робкое дыханье»

Двенадцать женщин бросил я –
Ах, как я их любил!
А девять бросили меня –
Я их давно забыл.
Сгорал, миндальничал, страдал,
Такие пьесы повидал,
Что этот весь амурный тон
Из сердца с корнем вырвал вон.               
               
Шепот, робкое дыханье,
Очи страстно-черные,
Поэтических созданий
Лепетанье вздорное,
Речи, встречи при Луне,
Трели соловьиные –
Позабыли обо мне,
Отлетели, сгинули.

Двенадцать женщин я любил –
Двенадцать женщин бросил.
Еще штук девять позабыл,
А может быть и восемь.
Я ножкой шаркал и страдал,
Медоточил, навзрыд рыдал –    
                14
               
Но вновь колени преклонять
Теперь уже не для меня.               
               
Шепот, робкое дыханье,
Очи черно-страстные,
Поэтических созданий
Лепеты напрасные,
Вздохи, охи под Луной,
Слезы беспричинные –
Всё забыто мной давно,
Отлетели, сгинули.

Сударыня, вы имеете несчастье быть женщиной, стало быть, по себе самой знаете женскую натуру. Скажите мне по совести: видели вы когда-нибудь женщину, которая была бы верна и постоянна?

ПОПОВА. Позвольте, так кто же, по-вашему, верен и постоянен? Не мужчина ли?

СМИРНОВ. Да-с, мужчина!

ПОПОВА Мужчина! Скажите, какая новость!
               
СМИРНОВ. Да. Только мужчина!

                №8 « Мужчины!»

Мужчина он и есть мужчина!
Мужчину не в чем обвинить!
Мужчину может лишь кончина
Любви заставить изменить.

Любой мужчина – молодчина!
Умеет верность он хранить.
Да, только лишь одна кончина
Его заставит изменить.               
-               
Мужчины, мужчины, мужчины
Любого сословья и чина
В любви несокрушимы
К отчизне и любимой!    2 раза 


                15          

Мужчина – это сила духа
И сердце нежное, как мед.
Его Эрот ударит в ухо,
Но, как скала, он будет тверд.

Мужчина вам не гоголь-моголь,
Не мерехлюндий полный пруд!               
Пока мужчин на свете много
Любовь и верность не умрут.

Мужчина, мужчина, мужчина 
Любого сословья и чина
Отдаст всегда пол жизни
Любимой и отчизне!   2 раза

ПОПОВА. Мужчина верен и постоянен в любви! Да какое вы имеете право говорить это! Мужчины верны и постоянны! Коли на то пошло, так я вам
скажу, что из всех мужчин, каких только я знала и знаю, самым лучшим был мой покойный муж… Я любила его страстно, всем своим существом, как может любить только молодая, мыслящая женщина; я отдала ему свою молодость, счастье, жизнь, состояние, дышала им, молилась на него, как               
язычница,… и – что же? Этот лучший из самых лучших обманывал меня на каждом шагу! После его смерти я нашла в его столе полный ящик любовных писем!

РЕЗОНЕР. Да отчего измены то случаются? От того, что свободы нет!
Российскому человеку без свободы никак нельзя. Он лучше сто лет в тюрьме сидеть будет, чем свободы лишится. Это немец он и без свободы пашет, а российскому человеку прежде всего волюшку подавай. Хочу –
пашу, хочу – калачом машу. Вот тогда он любого немца догонит и перегонит.               
.               

ПОПОВА. № 9  «Женщины»

Нет в мужчинах постоянства,
Их сердца к измене склонны.
Дебоширство и грубьянство –
Вот и все у них резоны.
От дружка и от супруга
Жди неверность день и ночь,
Точно мартовская вьюга
Норовят умчаться прочь.
                16

А женщины, женщины, женщины
Не знают подобной вины,
любовью навеки повенчаны,
Они постоянству верны.
У женщин такие сердца –
Любви мы верны до конца.
               
Только, только полюбила,
А его простыл и след.
Только дверь приотворила,
А его уж нет, как нет.

От мужчин одни морщины
Или волосок седой.
Ах, как ветрены мужчины,
Их любовь грозит бедой.
               
А женщины, женщины, женщины
Конечно же, наоборот:
Надежны и не переменчивы,
Как солнышка утром восход.
Уж если они влюблены,
До гроба и после верны.


Все мужчины одинаковы.
Забавляться любят драками
Или пить вино.
Мы глаза давно проплакали,
Тем не менее, однако, мы
Ждем их все равно.

Да, такая доля женская,
Городская, деревенская,
От мужчин страдать.               
Обещания их лживые,
Все слова у них фальшивые,
Клятвы их – беда.

Женщины кокетки,
Даже сердцеедки.
Женщины беспечны,
Но не бессердечны.
                17

А мужчины это…
Просто слова нету!
Нету просто слов –
Вот ваш род каков!

  А при жизни! Ужасно вспомнить! Он оставлял меня одну по целым неделям, на моих глазах ухаживал за другими, изменял мне, сорил моими деньгами, шутил над моим чувством… И несмотря на это, я любила его и была ему верна… Мало того, он умер, а я всё ещё верна ему и постоянна. Я навеки погребла себя в четырех стенах и до самой могилы не сниму этого траура…

СМИРНОВ. Траур! Не понимаю, за кого вы меня принимаете? Точно я не знаю, для чего вы носите это черное домино и погребли себя в четырех стенах! Ещё бы! Это так таинственно, поэтично! Проедет мимо усадьбы какой-нибудь юнкер или куцый поэт, взглянет на окна и подумает: «Здесь живет таинственная Тамара, которая из любви к мужу погребла себя в четырех стенах». Знаем мы эти фокусы!

ПОПОВА. Что? Как вы смеете говорить мне все это?

СМИРНОВ. Не кричите, пожалуйста, я вам не приказчик! Позвольте мне называть вещи настоящими именами. Я не женщина и привык высказывать своё мнение прямо! Не извольте же кричать!

ПОПОВА. Не я кричу, а вы кричите! Извольте оставить меня в покое!

СМИРНОВ. Заплатите мне деньги, и я уйду.

ПОПОВА. Не дам я вам денег!

СМИРНОВ. Нет-с, дадите!
               
ПОПОВА. Вот назло же вам ни копейки не получите! Можете оставить меня в покое!

СМИРНОВ. Я не имею удовольствия быть ни вашим супругом, ни женихом, а поэтому, пожалуйста, не делайте мне сцен, Я этого не люблю.               

ПОПОВА. Прошу вас уйти!

СМИРНОВ. Отдайте деньги… Ах, как я зол! Как я зол! 

                18               
               
ПОПОВА. Я не желаю разговаривать с нахалами! Извольте убраться вон!
 
СМИРНОВ. Не угодно ли вам быть повежливее?

ПОПОВА. Вы мужик, грубый медведь! Бурбон! Монстр!

СМИРНОВ. Как? Что вы сказали?

ПОПОВА. Я сказала, что вы медведь, бурбон, монстр!               

                № 10      « Медведь»

Медведь, нахал, бурбон!
Нет, нет – медведь, медведь!
Я ваш медвежий тон
Не буду здесь терпеть!
В шерсти весь и когтях!
От вас медвежий дух!
А морда – просто страх,
Рычанье режет слух!

Медведь, медведь, медведь!
Клыки у вас торчат!
Я не позволю впредь
В моем дому рычать!
На цепь вас посадить!
В зверинце посмотреть!
По ярмаркам водить!
Медведь, медведь, медведь!

Я беззащитная вдова,
Но отстоять свои права,
Свое достоинство и честь…
Всему предел на свете есть…
Медведь! Медведь! Медведь!
Не смейте сметь!

Вы мужлан, грубьян, невежа!
Вам меня не запугать.               
Вам бы в цирке на манеже
Клоунадой выступать.
Медведь, медведь!
Не смейте сметь!
                19
               
Ваши вопли, ваши крики,
Дикий взгляд и дерзкий вид…
Вы девиц пугать привыкли –
Вам меня не удивить.
Медведь, медведь!
Не смейте сметь!

Я беззащитная вдова,
Но, черт возьми вас, я права!
Никто, вы слышите – никто…
Я попрошу сменить ваш тон…
Медведь, медведь!
Не смейте сметь!

Вас понять могу с трудом.
Вам в лесу родимый дом.
Постыдились бы не много.               
Вам прилична лишь берлога            
Медведь, медведь!
Не смейте сметь!

СМИРНОВ. Позвольте, какое же вы имеете право оскорблять меня?         

ПОПОВА. Да, оскорбляю… Ну, так что ж? Вы думаете, я вас боюсь?

СМИРНОВ. А вы думаете, что если вы поэтическое создание, то имеете право оскорблять безнаказанно? Да? К барьеру!

ПОПОВА. Если у вас здоровые кулаки и бычье горло, то, думаете, я боюсь вас? Бурбон вы этакий!

СМИРНОВ. К барьеру! Я никому  не позволю оскорблять себя и не посмотрю на то, что вы женщина, слабое создание!               

ПОПОВА. Медведь! Медведь! Медведь!

СМИРНОВ. Равноправность, так равноправность, черт возьми! К барьеру!

ПОПОВА. Стреляться хотите? Извольте!
               
СМИРНОВ. Сию минуту!


                20

ПОПОВА. Сию минуту! С каким наслаждением я влеплю пулю в ваш медный лоб! Черт возьми!
               

ВМЕСТЕ.№ 11 «К барьеру»

К барьеру! К барьеру! К барьеру! К барьеру!
Довольно бесплодных словесных атак.
За ваше нахальство, за ваши манеры
Я вас подстрелю точно медный пятак!

Дуэль! Дуэль! Дуэль!
Вот это ритурнель.                2 раза
Дуэль! Дуэль! Пиф-паф!
И мы узнаем кто здесь прав.

Стреляться! Стреляться! Стреляться! Стреляться!
К чему городить эту ересь и вздор?
Оставьте насмешки шутить и кривляться!
Две пули – и кончен пустой разговор.

Дуэль! Дуэль! Дуэль!
Вот это ритурнель.
Пиф-паф! Пиф-паф! Пиф-паф!            2 раза
И мы узнаем кто здесь прав.

Выше руку, тверже взгляд,
Нет теперь пути назад.
Прочь сомнения и страх,
Цель твоя в десьти шагах..

В строгих правилах дуэли
Ты всегда добьешься цели.
Цель добьешь ты в лоб и грудь.
Глаз прищурить не забудь.

Что ж, к барьеру, так к барьеру,
Раз такая кутерьма.
Разрази тебя холера,
Забодай тебя чума.  2 раза               
Бах-бах! Бах-бах!


                21
               
Да, стреляться, так стреляться,
Проучить, так проучить.
Чем тарелками кидаться,
Лучше пулю получить.

Для чего нам тратить нервы,
Если есть достойный путь:
Благороднейшим манером
Человека растянуть!

Дуэль, дуэль, дуэль –
Вот это ритурнель!
Пиф-паф, пиф-паф, пиф-паф:
И мы увидим кто здесь прав!   

РЕЗОНЕР. Стреляться! Порохом, извините, вонять будет как серой в аду. Я бы эти дуэли вообще запретил. Повсеместно. Кроме как для государственных мужей. Да и тем только в том случае, если один другого либералом обзовет. Тут уж без смертоубийства никак не обойтись.

СМИРНОВ. Стреляться, вот это и есть равноправие, эмансипация! Подстрелю ее из принципа! Но какова женщина? «Черт вас возьми… влеплю пулю в медный лоб…» Каково? Даже убивать жалко!               

ПОПОВА. Прежде чем будем драться, вы извольте показать мне, как нужно стрелять… Я ни разу в жизни не держала в руках пистолета.
               
СМИРНОВ. Раскраснелась, глаза блестят… Вызов приняла! Честное слово, первый раз в жизни такую вижу. Она мне положительно нравится! Положительно! Хоть и ямочки на щечках, а нравится!  Видите ли, держать револьвер нужно так…

ПОПОВА. Так?

СМИРНОВ. Да, так… Засим вы поднимаете курок… вот так прицеливаетесь… Голову немножко назад! Вытяните руку как               
 следует… Вот так… Потом вот этим пальцем надавливаете эту штучку…               

  ПОПОВА И всё?

  СМИРНОВ. Всё. Только предупреждаю, что я выстрелю в воздух..               

  ПОПОВА. Этого ещё не доставало! Почему?
                22

СМИРНОВ. Потому что,… потому что… Это моё дело, почему!

ПОПОВА. Вы струсили? Да? Струсили?
               
СМИРНОВ. Да, струсил.

ПОПОВА. Лжете! Почему вы не хотите драться?

СМИРНОВ. Потому что,… потому что вы мне нравитесь!

ПОПОВА. Я ему нравлюсь! Он смеет говорить, что я ему нравлюсь! Вон!               

СМИРНОВ. Послушайте… Вы еще сердитесь?.. Я тоже чертовски взбешен, но, понимаете ли,… как бы это выразиться… дело в том, что, видите ли,… такого рода история,… собственно говоря….

                №12  «Восемь лет я не влюблялся»
               
Нет уж, это просто слишком,
Забодай меня коза,               
Вновь влюбился, как мальчишка…
Но глаза!... Её глаза!             

Восемь лет я не влюблялся.
Хватит. Чур. Меня не тронь!                2 раза
Разлимонился, попался…               
Но огонь!.. Каков огонь!
 
Рассиропил, дурень, нюни.
Вот так выдал антраша.               
Образумься. Полно. Плюнь и…
Хороша! Ах, хороша!               
               
Женщин разве растолкуешь.
Ты попробуй их пойми.                2 раза
Многих видел, но такую…
Просто порох, черт возьми!
               
Я давно все шлейфы эти,
Кудри – локоны отверг.                2 раза
Только здесь такие сети,
Взрыв, ракета, фейерверк!

                23

   
РЕЗОНЕР. Касательно фейерверков. Граф Белолимпинский в честь именинства жены пять дней в своем имении фейерверки пускал. Так до того дофейерверкался, что пришлось усадьбу заложить.               
  Так что прежде чем пыль в глаза господу пускать, ты посчитай, сколько в кошельке у тебя есть, да подумай: не лучше ли на деньги те крышу починить или нищенствующим  вспомогание оказать.

ПОПОВА. Отойдите от меня - я вас ненавижу!

СМИРНОВ. Боже, какая женщина! Никогда в жизни не видел ничего подобного! Пропал! Погиб! Попал в мышеловку, как мышь!

ПОПОВА. Отойдите прочь, а не то я буду стрелять!

СИРНОВ. Стреляйте! Вы не можете понять, какое счастье умереть от револьвера, который держит эта бархатная ручка… Я с ума сошел! Решайте… Я дворянин, порядочный человек, имею десять тысяч годового дохода… попадаю пулей в подброшенный пятак… имею отличных лошадей… Если я сейчас выйду отсюда, то больше мы никогда не увидимся… Хотите быть моей женой?               

ПОПОВА. Стреляться! К барьеру!

СМИРНОВ. Сошел с ума. Влюбился, как дурак! Двенадцать женщин бросил я, девять бросили меня. Восемь лет не влюблялся, дал зарок и вдруг втюрился как оглобля в чужой кузов. Руку предлагаю. Да или нет? Не хотите? Не нужно!

ПОПОВА. Постойте…

СМИРНОВ. Ну?

ПОПОВА. Уходите… Впрочем, постойте… Нет, уходите, уходите! Я вас ненавижу! Или нет… Не уходите! Ах, как я зла, как я зла! Что же вы стоите? Убирайтесь!

СМИРНОВ. Прощайте.               

ПОПОВА. Да, да, уходите! Куда же вы? Постойте… Ступайте, впрочем. Ах, как я зла! Не подходите!


                24

СМИРНОВ. Как я зол! Очень мне нужно было влюбляться в вас! Завтра проценты платить, сенокос начался, а тут вы…
 
ПОПОВА. Отойдите прочь! Прочь руки! Я вас… не-на-ви-жу! К ба-а-арьеру!               
               
               ( продолжительный поцелуй – ремарка А.П.Чехова)               

РЕЗОНЕР. Сударыня! Елена Ивановна! Голубушка! Не успела остыть бренная оболочка вашего супруга! Душа его ещё витает между нами…

ПОПОВА. ( За сцену) Лука! Лука, скажи на конюшне, что бы сегодня Тоби вовсе не давали овса.

                № 13   ДУЭТ 2

                Тоби, Тоби, бедный Тоби!

СМИРНОВ.     По тебе скучает плеть.               
                Вы позвольте ручки обе…

ПОПОВА.      Ах, медведь, какой медведь.

СМИРНОВ.    Я скажу вам откровенно…               

ПОПОВА.       Откровенно? Как смешно.

СМИРНОВ.     Разрешите на колено…

ПОПОВА.       Здесь не метено давно.
               
СМИРНОВ.    Эти ямочки на щечках…

ПОПОВА        Вам не нравятся они?               

СМИРНОВ.    Нет, напротив, даже очень!
                Очень, черт меня возьми!
                Этих губок щебетанье…

ПОПОВА.      Я могу и помолчать.
               
СМИРНОВ.   Что б продлить мои страданья?
                Нет, извольте отвечать.
                25

ПОПОВА.     Я отвечу напрямую:
                Там должок за мною ведь…
 
СМИРНОВ.   Десять тысяч поцелуев!

ПОПОВА.    Ах, медведь, какой медведь!

СМИРНОВ:  Быть медведем очень тяжко-
                Вам не нравятся они.

ПОПОВА:     Нет, напротив, очень даже!
                Очень, черт меня возьми!   
               
РЕЗОНЕР. Турнюр! Полный турнюр! Сплошная турнюрная логика. Ох, погубит она матушку – Россию, помяните мое слово: погубит!
               

               
ФИНАЛ. № 14   «Хабанерка»

Любовь – она как птичка:
Вот крылышки, вот хвостик.
Есть у нее привычка
Ходить без спроса в гости.
Чирикнет два разочка,
Чирик-чирик-чирик,
И разговор окончен –
Ты влип, ты влип, ты влип!

Аморе, аморе, аморе,
Безбрежна она точно море.           2 раза
Аморе, аморе, амур –
Такой ритурнель и турнюр!

Любовь всегда свободна,
Напрасны ваши сети.
Ей можно что угодно
Творить на белом свете.
Нет от любви защиты,
Врачи бессильны тут,
Лекарства не ищи ты –
Унять любовный зуд.

                26

Аморе, аморе, аморе,
Бездонна она точно море.           2 раза
Аморе,аморе, амур –
Такой ритурнель и турнюр!

РЕЗОНЕР. Падение нравов повсеместное. Дети не почитают отцов, отцы алчут и прелюбодействуют. Женщины легкомысленны, мужчины прелюбострастны. Даже кошки, вместо того чтобы воровать сметану, как им предначертано,  так и норовят птаху малую ухватить. А главное – единомыслия,  никакого! Мрак и мракобесие!
 
ВМЕСТЕ.               

Любви мы все покорны,
Рабы ее интриг
И юноша проворный,
И немощный старик.
Любовь своею властью
Погибнуть вам не даст.
Вам молодость и счастье
Вернет она тот час.

Аморе, аморе, аморе…
Сударыни, фрау, синьоры!            2 раза
Аморе, амур, ай лав ю…
Товарищи, сэры, мусью! 



 

 



 

 
 


 

 


 



 

.