Пиратство хуже плагиата

Николай Шунькин
Википедия: «Плагиат — умышленное присвоение авторства чужого произведения науки или искусства, чужих идей или изобретений. Обязательным признаком плагиата является присвоение авторства, так как неправомерное использование, опубликование, копирование и т. п. произведения, охраняемого авторским правом, само по себе является не плагиатом, а другим видом нарушения авторского права, часто называемым «пиратством». «Пиратство» становится плагиатом при неправомерном использовании результатов интеллектуального труда и присвоении публикующим лицом».

Несколько лет назад издал свою книжку «Осколки жизни». Разумеется, за наличные. Чтобы сэкономить средства, сам отредактировал, согнал полосы, сделал макет и обложку, купил бумагу. Заплатил за печать и переплёт. Чтобы не отвечать за мои ошибки, издатель написал: «Печатается в авторской редакции». Я не возражал. В авторской, так в авторской. Не беда, если я пропустил несколько ошибок.

Получив тираж, первым делом прочитал книжку. Мои ошибки, разумеется, никто не исправлял. Но понял, что текст  читали: в одном рассказе редактор устранил-таки мою, по его мнению, «ошибку».

Представьте человека, который всю  сознательную жизнь был атеистом. На склоне лет обстоятельства так сложились, что он заколебался: верить-не верить. Метался из одной крайности в другую, то пытался молиться, то забывал о Боге, не осмеливался произнести его имя. Последние минуты его жизни я описал так.

«Очнувшись от забытья, он упёрся руками в пол, с трудом поднялся на колени, повернулся к окну, подставил обескровленное, холодное лицо под свет мерцающих в вышине звёзд, чтобы Богу было лучше слышать его, и начал молиться:
- Господи,»

Редактор поставил точку после слова «молиться» и удалил моё «Господи,», произнести которое герой не смел до последнего мгновения своей жизни.
Получается, я зря городил огород из тридцати шести страниц!

После этого начал следить за подобными казусами, и вот что собрал.

ПЕРВОЕ.
Вероника Тушнова.
1
Не отрекаются любя
Ведь жизнь кончается не завтра.
Я перестану ждать тебя,
а ты придешь совсем внезапно.
2
А ты придешь, когда темно,
когда в стекло ударит вьюга,
когда припомнишь, как давно
не согревали мы друг друга.
3
И так захочешь теплоты,
не полюбившейся когда-то,
что переждать не сможешь ты
трех человек у автомата.
4
И будет, как назло, ползти
трамвай, метро, не знаю что там.
И вьюга заметет пути
на дальних подступах к воротам...
5
А в доме будет грусть и тишь,
хрип счётчика и шорох книжки,
когда ты в двери постучишь,
взбежав наверх без передышки.
6
За это можно все отдать,
и до того я в это верю,
что трудно мне тебя не ждать,
весь день не отходя от двери.

Не отрекаются любя. Музыка М. Минков, слова В. Тушнова. Исполняет А. Пугачёва.
1
Не отрекаются, любя,
Ведь жизнь кончается не завтра.
Я перестану ждать тебя,
А ты придешь совсем внезапно.
Не отрекаются, любя.
2
А ты придешь, когда темно,
Когда в окно ударит вьюга,
Когда припомнишь, как давно
Не согревали мы друг друга.
Да ты придешь, когда темно.
3
И так захочешь теплоты,
Неполюбившейся когда-то,
Что переждать не сможешь ты
Трех человек у автомата -
Вот как захочешь теплоты!
6
За это можно все отдать,
И до того я в это верю,
Что трудно мне тебя не ждать
Весь день не отходя от двери,
За это можно все отдать
1
Не отрекаются, любя,
Ведь жизнь кончается не завтра,
Я перестану ждать тебя,
А ты придешь совсем внезапно,
Не отрекаются, любя,
Не отрекаются, любя.

Зная оригинал, считал, что автор готов был всё отдать за «когда ты в двери постучишь, взбежав наверх без передышки». Из отредактированного, разумеется, без ведома автора, текста, следует, что всё отдать можно за  то, «Что переждать не сможешь ты трех человек у автомата».
Не знаю, как Вам, а мне ясно, что, пропустив два четверостишия, разбив первое и второе фразой-повтором  «Не отрекаются, любя», исполнитель не только обокрал автора, но исказил идею всего произведения.

ВТОРОЕ

Кайсын Кулиев.

1
Судьба, прошу, не пожалей добра,
Терпима будь, а значит, будь добра,
Храни ее и под своей рукою
Дай счастье ей, а значит, дай покоя
Той женщине, которую люблю.
2
Дай знать ей, где друзья, а где враги,
И от морщин ее убереги,
Не дай пресытиться любимым делом,
Не дай отяжелеть душой и телом
Той женщине, которую люблю.
3
Обереги от порчи, от изъяна
Рук красоту ее и легкость стана,
Обереги ее от всякой боли,
От старости храни как можно доле
Ту женщину, которую люблю.
4
Из всех щедрот, из всех невзгод земли
Добро приблизь, все злое отдали,
Дай силы и возможность без предела
Жить подобру, благое делать дело
Той женщине, которую люблю.
5
Пусть будет наш остаток - путь недальний
Не столько долгий, сколько беспечальный,
Ты сбереги тепло огня и крова,
Любовь мою до часа рокового
К той женщине, которую люблю.
6
Не приведи, судьба, на склоне дней
Ей пережить родных своих детей.
И если бед не избежать на свете,
Пошли их мне, не ей самой, не детям
Той женщины, которую люблю!


Женщина, которая поет. Музыка Л. Гарин и А. Пугачёва. Слова К. Кулиев. Исполняет А. Пугачёва.

1
Судьба, прошу, не пожалей добра,
Терпима будь, а значит, будь добра,
Храни меня и под своей рукою
Дай счастья мне, а значит дай покоя.
Дай счастья мне! Дай счастья мне,
Той женщине, которая поет.
2
Пусть будет мой остаток - путь недальний
Не столько долгий, сколько беспечальный,
Ты сбереги тепло огня и крова,
Любовь мою до часа рокового
К тому, к тому, к тому,
Кто, к сожаленью, не поет.
3
Дай знать мне, где друзья, а где враги,
И от морщин меня убереги,
Не дай пресытиться любимым делом,
Не дай отяжелеть душой и телом
Мне, мне,
Той женщине, которая поет.
4
Не приведи, судьба, на склоне дней
Мне пережить родных своих детей.
И если бед не избежать на свете,
Пошли их мне, мне, мне - не детям, -
Мне! Мне, той женщине, которая...
5
Судьба, прошу, не пожалей добра,
Терпима будь, а значит, будь добра,
Храни меня и под своей рукою
Дай счастья мне, а значит, дай покоя.
Дай счастья мне! Дай счастья мне,
Той женщине, которая поет.

Первый куплет исполняется дважды, третий и четвёртый – пропущены. На каком основании? Что в них не понравилось? Причём, исполняется сначала первый, за ним – пятый, потом – второй  и шестой. Я уже не говорю, что на мужской текст накинули женское платьице. Интересно знать, как к этому отнёсся  автор? 

ТРЕТЬЕ
 Слышу, объявляют:
- Леонид Агутин, Фёдор Добронравов. Женщина, которую люблю. И всё. Ни композитора, ни автора слов.  И опять та же картина маслом: спели первый куплет, потом – четвёртый, за ним – шестой и закончили пятым. На второй и третий не хватило сил. А совести, что б их не петь – хватило! Хорошо, что хоть слова не перепутали.

ЧЕТВЁРТОЕ
Роберт Рождественский
1
Не думай о секундах свысока.
Наступит время - сам поймешь, наверное:
Свистят они, как пули у виска,
Мгновения, мгновения, мгновения.
2
Мгновения спрессованы в года.
Мгновения спрессованы в столетия.
И я не понимаю иногда,
Где первое мгновенье, где последнее.
3
У каждого мгновенья свой резон,
Свои колокола, своя отметина.
Мгновенья раздают: кому - позор,
Кому - бесславье, а кому - бессмертие.
4
Из крохотных мгновений соткан дождь.
Течет с небес вода обыкновенная,
И ты порой почти полжизни ждешь,
Когда оно придет, твое мгновение.
5
Придет оно, большое, как глоток,
Глоток воды во время зноя летнего.
А в общем, надо просто помнить долг
От первого мгновенья до последнего.
6/1
Не думай о секундах свысока.
Наступит время, сам поймешь, наверное:
Свистят они, как пули у виска,
Мгновения, мгновения, мгновения.

Мгновения. Музыка: М.Таривердиев, слова: Р.Рождественский. Исполняет И. Кобзон.
1
Не думай о секундах свысока,
Наступит время - сам поймешь, наверное:
Свистят они, как пули у виска
Мгновения, мгновения, мгновения...
3
У каждого мгновенья свой резон,
Свои колокола, своя отметина.
Мгновенья раздают кому позор,
Кому бесславие, а кому бессмертие!
4
Из крохотных мгновений соткан дождь,
Течет с небес вода обыкновенная,
И ты, порой, почти полжизни ждешь
Когда оно придет, твое мгновение...
6
Не думай о секундах свысока,
Наступит время - сам поймешь, наверное:
Свистят они, как пули у виска
Мгновения, мгновения, мгновения...
Свистят они, как пули у виска
Мгновения, мгновения, мгновения...

Я так и не понял, чем исполнителю не понравились второе и пятое четверостишия? Правда, надо отдать должное, он или сам понял, или подсказали. Позже исполнял все куплеты.

Таких примеров масса. Привёл только четыре. Думаю, этого достаточно, чтобы понять: пиратство хуже плагиата.  Слава Богу, мои стихи не трогают. Знают - буду судиться за каждую букву.