Cотворение человека

Аркадий Костерин
Cотворение человека
и первородный грех с позиции многомирия .

1.Вступление. О сотворении и развитии человечества.

Наметки к беседе в воскресной школе.

   В школе преподают теорию эволюции обезьяны в человека, т.н. «дарвинизм». Хотя сам Ч.Дарвин никогда не утверждал, что человек произошёл от обезьяны. Он говорил о том, что человек и обезьяна имеют общее происхождение, родственные корни. То есть, у них были общие предки. Но этого не отрицают и учителя церкви. Следует сказать, что Дарвин был верующим человеком и не собирался с позиций науки пересматривать свою веру.
   На самом деле, открытие Дарвиным общих корней у человека и обезьяны имеет несколько толкований, а не одно, которое преподносят в школе. Например, существует теория инволюции, т.е. деградации. Она говорит о том, что многие потомки изгнанных из рая Адама и Евы (1) постепенно деградировали и пришли к полному одичанию. От них то и произошли современные нам обезьяны. Более правдоподобной выглядит версия, что процессы эволюции и инволюции происходили параллельно. То есть некоторые ветви потомков Адама медленно и мучительно развивались, а другие ветви деградировали и опускались всё ниже. Причём это происходило в одно и то же время. Логично предположить, что деградация связана с постепенным забыванием Бога и разрушением духовности первых людей. А развитие, напротив, свидетельствует о том, что люди сохранили остатки веры и могли, поэтому воспринимать благодать от Бога.
   Существует ещё т.н. креационисткая теория, которая утверждает о том, что люди и обезьяны были созданы Богом по отдельности, независимо друг от друга. Кстати сказать, и эта теория не опровергает предыдущие две. От начальной точки – Сотворения Мира (1) могли параллельно развиваться и эволюция и инволюция людей и обезьян. Результаты раскопок и палеонтологических исследований не дают нам однозначного подтверждения той или иной теории. Между обезьяной и человеком недостаёт многих промежуточных звеньев, так что цепочку пока выстроить невозможно. Скорее всего, разные ветви человечества – развивающиеся и деградирующие существовали и существуют наряду друг с другом, то есть одновременно. Нам не трудно это представить, наблюдая за нашими современниками.

2. Многомировая интерпретация.

   Теперь попробую привести «взрослый» вариант изложенного выше понимания, который совмещает эволюционный и креационисткий подходы. Это осуществимо при рассмотрении проблем с позиции многомирия, т.е. трактовки окружающего нас мира при помощи многомировой концепции квантовой механики (2). Ни в коей мере приведённая здесь модель не является попыткой рационально постигнуть Божье таинство Творения. Это невозможно и такая попытка являлась бы кощунством. Зрелый разум должен сознавать границы своих возможностей и не посягать на святыни. Бесконечная премудрость Божественного бытия не постигается конечным человеческим знанием. Однако, ведомые благоговейной верой, мы, используя свой разум, можем бесконечно познавать Славу Божию и приближаться к постижению Промысла Творца о мире и человеке. Итак, поскольку вопрос о происхождении души существует в богословии на уровне гипотез, то позволю себе описать свою модель понимания. Подчёркиваю, модель понимания, потому что вопрос это прикровенный, недоступный для рассудочного человеческого познания или доступный лишь в бесконечной перспективе.

   Но, сначала, небольшое предисловие. Недавно я услышал высказывание выдающегося современного физика Ричарда Фейнмана, которое мне очень понравилось. Не могу привести источник, поскольку лектор переводил это высказывание с английского по ходу лекции (3). Фейнман говорил о цепочке научных представлений, которые показывают влияние фундаментальных законов на жизнь человека, как личности. Начинает он с физических и биологических законов и приходит к нравственным понятиям. Вот этот перевод:
"…И, продолжая эту связь, мы приходим к таким вещам, как зло, красота, надежда. Который конец этой цепи ближе к Богу? – Красота и надежда, или фундаментальные законы? – Думаю, что правильный путь – это исследовать всю структурную взаимосвязь нашего объекта. Все науки, все, вообще, интеллектуальные усилия должны использоваться для того, чтобы соединить красоту с историей, для того, чтобы соединить историю с психологией, психологию человека с работой его мозга, мозг – с нервными импульсами, а нервные импульсы – с химией и так далее, и вверх и вниз в обоих направлениях".
   Фейнман, безусловно, прав, считая, что всё наше разумное существование, начиная с физики и кончая духовными сферами, является областью Промысла Божьего. Наука изучает горизонтальные структуры и развитие иерархии бытия. Область же апологетики – это выявление «вертикальных» связей всех этажей окружающей нас действительности с Богом. И я вижу свою задачу в том, чтобы установить, в меру своих крошечных возможностей, связи различных звеньев этой цепи с Богом. Эти связи тоже поддаются изучению и позволяют говорить об общем принципе организации Мироздания. После такого заявления прошу читателя не подозревать меня в мании величия, потому что я прекрасно сознаю, что ничего не смог бы сформулировать без помощи Божьей, которой я вовсе недостоин.

   Понятие о деятелях. Итак, по преданию Церкви, сначала Бог сотворил мир духовный. Как я представляю, частью этого духовного мира были деятели. Они явились духовными центрами активности в созданном Им затем Мироздании. Через них создавался материальный мир\1\(см. сноски). Деятели реализуют активность через «психе» – душу. Душа – это выбранная духом (деятелем) психическая реальность. Выбор происходит через разворачивание деятелем тех или иных измерений восприятия и взаимодействия. Что такое измерения? Это как бы запрос на те, или иные параметры (качества) души, которыми деятель хочет обладать. Запрос этот направлен к Творцу и реализуется Им. Деятель получает те или иные качества и тем самым своё бытийное тело.
   Запросы на разные качества имеют разную напряжённость, т.е. наделены приоритетами. В соответствии с наличием одинаковых измерений и с приоритетами, деятели вступают во взаимодействия между собой\2\. Взаимодействие я представляю себе как обнаружение и сравнение одинаковых качеств, которыми обладают деятели, и попытка их выравнивания. Взаимодействуя и объединяясь, деятели выбирают те или иные сочетания качеств –  созидают психическую  реальность создаваемых систем. Можно сказать, что психическая реальность – это «проект» выявляемой деятелем из полноты бытия реальности. То есть, психической реальности соответствует материальная – физическая или биологическая реальность. Психическое и материальное бытие – это, как бы, два полюса бытийной реализации деятеля. Теперь попробуем описать это более конкретно.
   Святые Отцы советовали понимать Священное Писание в простоте, т.е. буквально. (4) Буквально, значит не символически. Прекрасную возможность для этого, в моём понимании, даёт многомировая парадигма. Я не буду сейчас строить модель сотворения мира в многомировой интерпретации. Это тема для отдельного большого исследования. Для нашего же рассмотрения достаточно указать, что созданию человека предшествовало сотворение соответствующего ему мира, антропной вселенной\3\ с центром на планете Земля. Согласно одной из версий многомировой концепции квантовой механики наша реальность формируется из всеобщей суперпозиции\4\ под воздействием сознания (5). Когда мы говорим о сотворении мира, то речь может идти только о Божественном Сознании, создающем мир как суперпозицию. С начала же существования тварного мира к Божественному выбору присоединяется выбор тварных созданий – деятелей.
   Вернее будет сказать, что выбор тварных созданий вписывается в Божественный выбор, потому что последний охватывает всё бытие Мироздания, от начала до конца во всех его вариантах. Для Бога нет порога неведения, для Него всё бытие мира являет собой нескончаемый миг настоящего. Для нас же этот мир Божий представляет собой всеобщую квантовую суперпозицию, из которой мы последовательно выбираем – вытягиваем нить  своего существования.

   Зарождение души в природных объектах. Как же возникает и развивается душа? Дело в том, что деятели имеют изначально несколько простых свойств, которые можно назвать прапсихическими, или психоидными. Назовём их. Во-первых, как уже говорилось, это активность. Во-вторых, свобода, т.е. возможность выбирать из предоставленного Творцом бесконечного набора измерений, в которых они реализуют свою активность. В-третьих, деятелям присуще стремление к улучшению качества бытия, под которым я понимаю наращивание информационного богатства. Это заставляет деятелей постоянно искать возможности развития, т.е. пытаться разворачивать всё новые измерения. В-четвёртых, деятели, способны выбирать характер своего существования, отказываясь от предлагаемых другими взаимодействий или принимая их.
   В соответствии с перечисленными простыми свойствами, деятели способны сначала создавать очень простые материальные тела. В моём представлении, развитие деятеля начинается с простейшего материального тела – элементарной частицы. Материальные тела заключают в себе память эволюции простейших деятелей. Благодаря этой памяти и возможна причинно-линейная последовательность состояний и эволюция материальных систем. Из этих систем, т.е. материальных объектов разного уровня создаётся материальный мир, постепенно развивающийся (в соответствии с разворачиванием дополнительных психоидных измерений) до биологического уровня. Разворачивание дополнительных психоидных измерений соответствует усложнению структуры материальных тел и увеличению набора возможных взаимодействий деятелей.

   Душа живых существ. Биологический уровень деятелей характеризуется появлением принципиально нового типа памяти – генетической. Генетическая память является уже не памятью физических взаимодействий, а памятью поведенческих актов, или психических состояний. То есть, звенья генома являются уже метками или «адресами» психических состояний деятеля. Таким образом, геном является своеобразным редуктором состояний физических структурных элементов в психические состояния и наоборот. Как это можно представить? Очевидно, что для этого у деятелей, составляющих физическую структуру генома должны развернуться измерения, как бы, охватывающие, обобщающие их психоидные состояния. Эти психические измерения, занимают более высокий иерархический уровень, по отношению к психоидным состояниям физического уровня. Они отражают уже не физические законы материальных взаимодействий, а биологические законы и биологическую реальность.
    Очевидно, что, поскольку в физической реальности деятели не обладают психическими измерениями взаимодействия, а только психоидными, то самозарождение жизни невозможно. Психические измерения должны быть инициированы деятелями более высокого уровня. Причём, если иметь в виду удивительную гармонию и совершенство возникающего биологического мира, начиная от простейших его ступеней, и до самых сложных, то надо говорить о Божественном вмешательстве. Иерархия жизни складывается благодаря синергии самодеятельной активности деятелей и Божественного Промысла. Эволюция биологического мира является направленной. В ней действует не только случайный отбор генетических изменений в ходе борьбы за выживание, но и тенденция этих случайностей, организующая развёртывание нужных и полезных для совершенствования свойств. Эта тенденция и выражает совокупное воздействие высших деятелей на эволюцию.
   Биологический уровень эволюции подводит деятелей уже к сознательному воплощению. Сознательный уровень деятелей также является принципиальным скачком по отношению к биологическому. Дело в том, что на этом уровне генетическая память становится уже не двухъярусной, а трёхъярусной. Генная структура человека является входом в психические состояния, которые, в свою очередь, «сцеплены» посредством высших измерений с духовными, т.е. абстрактными состояниями\5\. Абстрактные состояния с соответствующими им высшими измерениями существуют в контексте духовных общностей, например, религий или других источников архетипов коллективного сознания\6\. Как и на этапе возникновения жизни, нужно признать, что самозарождение сознания невозможно. Это подтверждается и догматами Церкви о том, что биологические и сознательные существа созданы специальными актами Творения.
   Только приняв постулат о направленной эволюции, мы сумеем ответить на сакраментальный вопрос: «Зачем обезьяне мозг философа?» Как известно, Ч.Дарвин не смог ответить на него, поскольку естественный отбор не объясняет возникновение новых перспективных функций у видов\7\. То есть, недостаточно чтобы из химических элементов сложились сложнейшие молекулы ДНК и РНК, необходимые для существования и размножения живого организма, нужно, чтобы они стали живыми и активными, чтобы в них воплотился и взял их под контроль конкретный деятель биологического уровня. Также, недостаточно, чтобы сложился геном человека, как программа его биологического и психического развития, нужно, чтобы он получил духовную активность, т.е. поступил под контроль назначенного к этому деятеля духовного уровня.
   Читателям, которые впервые сталкиваются с такой моделью эволюции, она может показаться очень сложной и запутанной. Мне же хочется показать, что сложный, при первом знакомстве, принцип может реализовываться достаточно просто. Например, как генная память может содержать «адреса» реальностей биологического и сознательного уровня? Предполагаю, что это может быть осуществлено за счёт разворачивания у составляющих геном физических деятелей измерений биологического и сознательного уровней. При этом они и обретают свойства своеобразного редуктора между духовным и материальным миром. Этот процесс как раз и может означать те особые акты творения, которыми «вдыхается» в мёртвую материю жизнь и сознание. Процесс инициирования дополнительных измерений был описан мною ранее (8).

   Метафизическое основание. Ранее мне уже доводилось писать о том, что формулируя своё миропонимание, я нашёл мудрых предшественников в философии. Понятие «деятели», которое я использую при описаниях многомирия близко по содержанию к «монадам» Лейбница (9). Промежуточным звеном трансформации от монады к деятелю мультиверса является «субстанциальный деятель» Н.О. Лосского (10). Одним из важнейших положений Монадологии Лейбница является совершенная отдельность и неслиянность монад друг с другом. В моём понимании бытия деятелей, это свойство также является основополагающим. Оно позволяет рассматривать каждого деятеля как центр личности, действительной или потенциальной. Другим важнейшим качеством деятелей является их стремление и способность к взаимодействию. Взаимодействие деятелей возможно благодаря ресурсу коммуникаций, предоставляемых им Творцом. То есть, все взаимодействия деятелей происходят через посредство и при помощи Бога.
   Ресурс взаимодействия деятелей я понимаю образно как набор измерений (или струн) разворачиваемых между деятелем и Богом. Бог выступает в этой модели как коммуникационный, координирующий и направляющий центр Мироздания. Поэтому будем в этой модели называть Его «Центр», имея в виду частное рациональное представление о бесконечном и непознаваемом Боге. Каждое измерение, разворачиваемое между деятелем и Центром, соответствует определённому качественному параметру материально-информационного «тела» деятеля. В каждом такте реализации мультиверса происходит коммутация (зацепление) одинаковых измерений деятелей через Центр и их взаимодействие, т.е. «выравнивание» соответствующих качеств.

3. Сотворение человека.

   Как я понимаю создание человека? Телесное сотворение первого человека может представляться как подбор или «выращивание» Творцом элементарных деятелей с максимальным набором позитивных духовных измерений взаимодействия и объединение их в единый организм. Можно предположить, что тело первого человека даже на простейшем уровне состояло из позитивно ориентированных, одухотворённых атомов и элементарных частиц. Именно такой организм, одухотворённый и оптимизированный на всех уровнях физической, биологической и психической иерархии, может обладать полнотой общения с Господом, который является источником вечной жизни. Адам и Ева были совершенны на всех уровнях материально-духовного бытия, они имели полноту общения с Творцом, что и давало им бессмертие.
   После сотворения человеческого тела Господь создал и его руководителя – деятеля сознательного уровня, для чего развернул соответствующие высшие измерения у одного из деятелей, составляющих высшую нервную систему. Полагаю, что именно такой акт творения описывается, когда говорится, что Господь «вдохнул душу» в созданное из праха тело Адама. Выражение «из праха» я понимаю так, что исходные деятели, из которых были составлены первые люди, никак не были организованы, не представляли собой систему. Это означает, в частности, что акту Творения не предшествовала никакая эволюция. Эволюция начинается с акта творения и предполагает ветвление вариантов – как в будущее, так и в прошлое.
   Однако у Адама и Евы в Раю не было прошлого, которое бы существовало до их рождения. Момент их творения – это и есть исток человечества, исходная точка, в которой возникло человеческое время. Мир, в котором изначально жили Адам и Ева был совершенно особым, для нас невообразимым. Дело в том, что в этом анклаве реальностей преобладал конструктивный выбор реальности. Что это такое, поясняется ниже.

   Конструктивный и деструктивный выбор реальности. Конструктивный выбор реальности – это выбор, не приводящий к разрушению реальностей предыдущих. В идеальном варианте – это непосредственный выбор реальности сознанием. В отличие от него, деструктивный выбор разрушает исходные реальности. Это энтропийный выбор, результатом которого является накопление разрушений и нарастание хаоса. В нашей повседневности, это выбор, в котором сознательное устремление опосредствовано физическим действием. Хотя мы осуществляем свою деятельность с добрыми намерениями, и наши созидательные усилия обычно направлены на усложнение и структурирование окружающего мира, но, в общем плане, они всегда деструктивны. Потому что структурирование и накопление информации всегда меньше разрушений и хаоса, вносимых нашей работой.
   От первого греха и поныне мир развивается деструктивно. В мире господствуют смерть и разрушение. Люди рождают потомство, а сами умирают. На смену одним государствам и культурам приходят другие. Всякая последующая цивилизация разрушает предыдущую… В физическом мире разрушение выражается накоплением энтропии. Симметрично этому, разрушение духовного мира проявляется в накоплении зла, в разобщении людей. Но Бог не оставил человека погибать во зле после падения. Духовная реальность, начиная от праотца Авраама и заключения Ветхого Завета, всё-таки развивалась конструктивно. Этим создавался альтернативный поток истории, направленный вспять ветшанию материального мира. Явным и всемирным стало это возвышение человеческого духа после явления миру Спасителя и создания Им Церкви Христовой\8\.

     Райский мир. Как я уже сказал, в райском мире преобладал конструктивный выбор. То есть Творец, создавая Рай, выделил его из всеобщей суперпозиции Мироздания. Разумеется, мы не можем себе представить средства и формы этого грандиозного эксперимента. Были ли первые люди «обречены на добро», т.е. лишены свободы выбора? Конечно, нет! Их выбор просто осуществлялся в других граничных координатах — они выбирали между хорошим и очень хорошим. Можно сказать, что выбор реальности, постоянно совершаемый первыми людьми, был несимметричным, потому что должен был неизменно приводить к ветвлению благих миров и к умножению позитивных вариантов его существования. Но они могли, также и покинуть своим выбором ареал райских миров.
   Само собой разумеется, что совершенному и изначально одухотворённому первому человеку не было никакой нужды бороться с силами природы за выживание, соперничать с миром животных, испытывать страх и гнев, в мучениях продолжать род свой. Его бессмертие и гармоничное существование были обеспечены совершенством его природы. Его внутреннему совершенству соответствовал выбиравшийся им внешний мир, в котором отсутствовали вражда и смерть. Это означает, что акту сотворения человека сопутствовал выбор для него уникального, почти невероятного для нас мира без разрушения и насилия.
   При этом количественное и качественное расширение жизни первых людей тоже было конструктивным, оно обеспечивалось не биологическим размножением, которое сопряжено с вытеснением предшественников, а ветвлением реальностей благих миров. В подтверждение своих слов хочу опереться на Святоотеческое Предание: "Первоначальным намерением Божьим было, чтобы мы рождались не через брак и тление, преступление же заповеди ввело брак вследствие беззакония Адама, т.е. вследствие уклонения от данного ему Богом закона. Итак, все рождаемые от Адама, зачинаются во грехах, подпадая осуждению прародителя". (11)
   Подчёркиваю, что выбор реальности, постоянно совершаемый первым человеком, был несимметричным, потому что должен был неизменно приводить к ветвлению благих миров и к умножению позитивных вариантов его существования\9\. Однако существование первых людей не было лёгким и бездумным. Напротив, если бы они следовали Промыслу Божьему, то от них потребовалось бы огромное напряжение душевных сил и постоянный духовный рост. Ведь выбор благой реальности – это творческий труд, сопряжённый, подчас, с духовным подвигом. От первого человека, если он хотел быть послушным чадом Божиим, требовалось большое терпение, смирение и любовь к Господу и созданному Им миру. Он должен был благоговейно и с неослабным вниманием духовно трудиться для претворения Божьего Промысла о мире и человеке.

   Проявление прошлого и будущего.
   А вот когда Адам и Ева были изгнаны из Рая, реальное прошлое появилось, но не у них лично, а у человечества, которое они встретили на земле. И откуда же им было знать, что эти другие люди призваны к существованию их грехом, который явился выбором альтернативной Раю реальности. Своей волей, нарушив из зависти завет Господа, они покинули ареал райских миров. Своей же волей, попав из райского заповедника на простор всеобщей суперпозиции деятелей, они сделали актуальным ареал человечества, т.е. человеческий «коридор миров». В этом коридоре близкими к выбираемой ими реальности оказались реальности, эволюционирующих деятелей человеческого уровня. То есть они оказались в одном мире и могли беспрепятственно вступить в контакт. Что и сделали. Но, здесь требуется, наверное, некоторое разъяснение.
   Поскольку Бог существует вне времени, то Он мог сотворить человека в любой точке пространственно-временного континуума. Время может родиться, как бы, посредине и из точки творения распространиться в прошлое и в будущее. Как мы знаем из Библии, точка сотворения первых людей располагалась по временной оси близко к историческому периоду. Предполагаемые примитивные предки человека, останки которых находят археологи, являются вариантами существования человека, распространившимися в прошлое от момента ветвления при изгнании первых людей из Рая. А Адам и Ева более или менее благополучно доживали свой век в окружении людей неолита. Выбор райской действительности был ими утрачен навсегда, но открылись широкие возможности выбора в координатах Добра и Зла.
   Естественно, что бессмертие Адам и Ева потеряли, потому что утратили полноту общения с Творцом. Духовные измерения их совершенных тел постепенно сворачивались в ходе повседневной жизни. Но, поскольку, происходило это постепенно, то прожили они очень долго. Ещё и их потомки имели очень долгий век, поскольку пользовались остатками благодати, которой была насыщена физическая природа первых людей.
   Так, в контексте многомировой трактовки, примиряются доводы эволюционистов и креационистов. То есть, имел место Акт Творения первых людей, который не отрицает существования эволюции. Тем не менее, переходное звено между обезьяной и человеком отсутствует и возможность эволюции обезьяны в человека довольно сомнительна. Конечно, представление о направленной эволюции позволяет предположить, что развёртывание сознательных измерений в эволюционных вариантах могло быть инспирировано Высшими силами. То есть, что один из ведущих деятелей психики человекообразной обезьяны под влиянием инициирующего воздействия мог бы развернуть измерения духовного сознательного уровня. Однако этот вопрос требует отдельного тщательного изучения.

   Последствия падения. Итак, первые люди сделали свой роковой выбор. И в мгновение ока оказались не в раю, а в совсем другом мире, в другой ветви реальности с совершенно непохожими свойствами. Люди оставались, географически, в том же самом месте, но изменились качественные измерения их реальности. Ничего, казалось бы, сразу не изменилось, по крайней мере, внешне, но мир, окружающий людей пробуждал в них теперь совсем другие, незнакомые чувства. Адам и Ева ещё не поняли, что им угрожает. Они не знали ещё, что такое опасность и боль, они смотрели сперва только друг на друга и поэтому первое, что их поразило – это необычное чувство, соответствующее новому качеству реальности – физическое влечение. Для них оно проявилось в том, что они ощутили себя нагими. И, конечно же, это их испугало.
   Испугавшись нового ощущения и желая вернуться к привычному состоянию, они спрятались. Адам не солгал Богу, говоря, почему он прячется (1). Он вдруг почувствовал себя голым и беззащитным в окружающем их мире. Это была чужая реальность! Но вернуться назад, первые люди уже не могли. Выбор реальности стал для них симметричным. Теперь люди выбирали в альтернативных координатах добра и зла. Они отпали от Господа, вышли из непосредственного общения с Ним и лишились его постоянной защиты. Их спасло то, что зло в их мире нарастало постепенно. Можно сказать, что они выжили в том коридоре реальности, где зло нарастало не слишком быстро. Бог и тут был милостив к ним, дав им время на адаптацию.

   Промысл в эволюции. Промысл Божий исполнится непременно, в этом мы сомневаться не можем. Но в рамках этого Промысла мы свободны. Понимание проявления Божьего Промысла в эволюции совершенно естественно происходит от понимания, что Господь – это единственный источник жизни вечной. Разворачивание деятелями всех возможных для их уровня духовных измерений по направлению к Богу делает их причастными к вечному бытию. Что конкретно возможно здесь для отдельного человека? – Покаяние и молитва. Искреннее покаяние сворачивает скверные измерения его души, отсекает грех и делает невозможным своевольное противление Богу. Молитвы же ко Господу, Богоматери и святым, напротив, разворачивают для души измерения, приводящие человека к душевному миру, обретению благодати, пребыванию в Воле Божьей. Только так и может человек приобщиться к жизни вечной. 
   Всё сказанное относится и к человеческим сообществам, и к человечеству, в целом. Те варианты его существования, которые соответствуют Промыслу Божию о человеке, являются более жизнеспособными во временном интервале существования нашей вселенной. Исходя из этого, наилучшим нашим выбором является тот, который пребывает в Воле Божьей.

   Всякий вариант существования человечества может быть представлен как Вселенная, т.е. как некое многомерное пространство. В зависимости от путей, выбираемых человечеством, эти сферы будут обладать различными наборами и количеством измерений. Чтобы хоть как-то сравнить эти варианты, попытаемся привести их к четырёхмерному пространству-времени. Динамика этой модели будет определяться тем, что Промысл Божий о человеке приближает человеческие миры к вечному существованию. В этом контексте, духовное и физическое расширение человеческого мира можно изобразить на модели как разрастание сферы, а его совершенствование – как просветление. Тогда, рассматривая варианты существования человечества, мы увидим, что сферы соответствующие разным вариантам будут иметь разный размер и продолжительность существования, т.к. миры, не вполне соответствующие Промыслу Божьему будут один за другим прекращать своё существование. Можно определить этот механизм селекции миров как «частный Конец Света».
   Мы увидим, что в границах каждого пространственно-временного пузыря обязательно происходит развитие и деградация каких-то систем и общностей деятелей. Результирующая тенденция либо поддерживает существование данного мира во времени, либо приводит его к гибели. То есть, размеры и вид сфер будет всё время изменяться. Таким образом, строя временную модель сотворения человеческого мира мы будем наблюдать некую эволюцию. Самая большая и просветлённая пространственно-временная сфера человеческой Вселенной будет олицетворять завершение того, что задумал Господь. Дальнейшее существование душ не поддаётся нашему осмыслению. В терминах многомировой концепции, это будут уже другие мультиверсы. Для Бога же это всё является единым актом Творения, который обозначен в Библии как День Шестой (1. Книга Бытия).

5. Приложение.

   Иногда приходится слышать от неверующих людей такой вопрос:
«Если Бог всё знает, то знал Он и о том, что Адам и Ева нарушат Его завет и сорвут плод познания добра и зла. – Зачем же Он, вообще, тогда создавал Рай, зачем давал людям невыполнимый запрет? Это выглядит нелогично и даже похоже на какую-то ловушку!» – Попробую ответить на этот вопрос, в меру своего понимания.
   Господь не искушал людей. Даже помыслить об этом, по-моему, кощунство. Господь создал людей совершенными, сотворил для них безмерно прекрасный и совершенный мир и Сам пребывал с ними в непосредственном общении. Это значит, что людям были созданы наилучшие условия для духовного познания и труда, для возрастания «из силы в силу», одним словом – для обожения. Это был прямой и открытый путь, обеспечивавший людям наибольшую свободу самовыражения, любовь и счастье.
   Да, Господь знал о предстоящем искушении и создал все возможные варианты человеческого выбора\10\. Что тут поделаешь – ведь по Промыслу Божьему люди свободны. И они сделали свой выбор. Вместо прямого, светлого, восхождения\11\ к Богу они выбрали путь кривой, мучительный и опасный. Вместо радости и любви выбрали горе, вместо свободы – путы греха, вместо счастья – страдание. Они сами своим выбором исторгли себя из Рая, потому что уже не могли там находиться. Это уже был не их мир. Подумать только – Рай, созданный для них, стал казаться им чуждым и опасным!
   А что же Бог? Гневался ли Он? – Думаю, Он безмерно скорбел. Если позволительно говорить о Боге в человеческих понятиях, Его боль была неизмеримо сильнее, чем боль Адама и Евы. У тех был только страх, они ещё не знали, что станет с ними и их потомками. Бог же ведал всё, что предстоит любимейшим Его чадам – страдания, вражду, безысходное отчаяние и смерть. Страдания Господа вмещали в себя страдания всех грядущих поколений и страдания Его Самого в грядущей спасительной Жертве.
Всякий христианин знает, что Жертва Господня не была напрасна.

Нюрнберг. Май-июнь 2012.

Список использованных источников.

1. Библия.
2. Википедия. Многомировая интерпретация. http://ru.wikipedia.org/wiki/
3. Анохин К.В. Происхождение человека. Эволюция мозга и разума. http://www.tvkultura.ru/news.html?id=992728&cid=10524
4. Божественное откровение. Высазывания Святых Отцов о Священном Писании. http://serafimov.narod.ru/temmat/otkroven.html
5. Лебедев Ю.А. Эвереттическая аксиоматика. Москва. Фирма «ЛеЖе» 2009г.
6. Костерин А.М. Многомировая интерпретация антропной вселенной. http://www.everettica.org/art/080909.pdf
7. Википедия. Квантовая суперпозиция. http://ru.wikipedia.org/wiki/
8. Костерин А.М. Формирование многомировой картины мира. Иерархический выбор реальности. http://www.everettica.org/art/Kost311011.pdf
9. Лейбниц Г.В. Монадология, Соч. в 4 томах, Т.1, изд-во «Мысль», М., 1982,
636 стр.
10. Лосский Н.О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. Москва 1992 Прогресс.
11. Святитель Афанасий Великий. Толкование на псалмы. (50й псалом). Изд. «Благовест». 2008 Москва.
12. Кухаренко Ю.А. Кинетика Вселенной и необратимость. Материалы к передаче «Стрела времени». http://anomalia.kulichki.ru/text6/385.htm




Сноски.

\1\Активность деятелей может быть более или менее свободна, но подразумевается, что центры эти инспирированы Богом. Поэтому, вовсе не обязательно рассматривать, в богословском плане, эти центры, как самостоятельную ступень духовного бытия, но лишь как элемент Теодицеи. Имеется в виду, что центры эти важны для нашего рассмотрения как субъекты свободной воли, присутствующей в бытии. А активизироваться они могут Богом. Так можно представить себе одну из функций Святого Духа — Господа Животворящего.
\2\ Пространственно-временные измерения нашей физической реальности также являются примерами измерений, в которых взаимодействуют деятели физического уровня.
\3\ Антропная вселенная – это научный термин, отражающий уникальное сочетание физических параметров нашей вселенной, при котором только и может существовать человек. См. об этом в моей статье (6).


\4\ Квантовая суперпозиция — это суперпозиция состояний, которые не могут быть реализованы одновременно с классической точки зрения, это суперпозиция альтернативных (взаимоисключающих) состояний (7). Разумеется, суперпозиция, также есть творение Бога, выражающее Его знание о всех возможных вариантах человеческого выбора.

\5\ Для описания реальностей, выявляемых живыми и сознательными деятелями я использую понятия квантов биологической и сознательной реальности. (8)

\6\ В эвереттике духовные объединения людей рассматриваются как воплощения деятелей высшего уровня – мегавидуумы. Эти многомировые субъекты способны направлять духовную эволюцию человечества и создавать в многомирии альтернативные варианты истории.

\7\ Ведь чтобы естественный отбор сработал, новая функция должна проявиться сразу в зрелом и эффективном виде, а не в зачаточном.
\8\ Хотя разрушительные тенденции, инспирированные силами зла, пытались охватить и Церковь. И вот, начиная с т.н. «Эпохи Возрождения» духовное созидательное течение христианства стало всё более и более слабеть.

\9\ В этой связи интересно привести пари о проблеме квантового детерминизма, заключенное между А.Д.Сахаровым и Д.А.Франк-Каменецким: "Существует ли однозначное решение уравнения Шредингера, описывающее все степени свободы Вселенной во все времена?" Франк-Каменецкий ответил - "нет", Сахаров ответил - "да". Я думаю, что Бог описывал Вселенную обратимыми уравнениями. Разумеется, при структурировании Вселенной Ему приходилось понижать энтропию структур, и, проводя этот процесс адиабатически, Он помещал избыток энтропии в "термодинамический холодильник", роль которого, по-видимому, играло древо познания добра и зла. Когда Ева съела яблоко, она необратимым образом получила прирост энтропии, стерев информацию, необходимую для точной обратимости. С тех пор человек живет по необратимым законам, являясь не идеалом творения, а всего лишь асимптотикой. (12)
\10\ В моем понимании, мир, сотворённый Богом содержит все варианты выбора свободных деятелей.

\11\ Не следует думать, что прямой путь был самым лёгким. В некотором смысле, он был самым трудным, потому что требовал от человека наибольшей любви и доверия к Создателю, наибольшего терпения и послушания. Его можно даже назвать путём духовного подвига.