Случай из детства

Нина Измайлова 2
                Случай из детства
 
          1951 год. Таганрог. Зима. Мне 3 года. Моего отца военного лётчика направили сюда из Хабаровска для прохождения высших лётных тактических курсов. Жильём не обеспечили, и по рассказам матери, после прибытия в Таганрог, мы какое-то время сидели на вокзале со всем своим скарбом. Потом, вспоминает мать, какая-то женщина предложила пожить у неё в летней кухне, пока не найдётся подходящее жильё. Родители согласились. Незнакомка повела нас от вокзала, через центральную площадь на улицу с одноэтажными домами, похожими друг на друга, и остановилась перед высокими резными воротами.

          С этого момента в моей памяти остались некоторые эпизоды таганрогской жизни.
Летняя кухня, куда нас привела незнакомая женщина, была маленьким чистеньким домиком. Там мы прожили несколько дней, спали все вместе на составленных вместе стульях и сундуках. Пару раз мать водила гулять, меня и моего брата на центральную площадь, где стоял бронзовый памятник Сталину. Вокруг площади были сосредоточены и все основные магазины.

          Как-то под вечер мама пошла со мной в продуктовый магазин, где «выкинули» хорошую рыбу. Поставив меня у стены магазина недалеко от входной двери и наказав стоять на месте, мать пошла к прилавку, где продавали рыбу. Очередь была довольно большая. Я терпеливо стояла, переминаясь с ноги на ногу, и всё время смотрела на мать.

          Пока я её видела, я была спокойна. Но вот матушка пропала из поля моего зрения, может её за людьми не стало видно, но меня обуяла тревога. Постояв ещё немного, я вышла из магазина, было уже темно. От площади веером расходились несколько улиц. Покрутившись немного, покумекав, я выбрала именно ту улицу, на которой мы жили, и пошла по ней, посматривая на ворота дворов. А вот и они! Высокие резные ворота. Дотянулась до ручки, повернула, обрадовалась, увидев во дворе нашу летнюю кухню. Толкнула дверь, не заперто, вышли-то на минутку. Почему-то никого «дома» не было. Как была, одетая в зимнее пальто на вырост, раньше всё шили и покупали на вырост, села на сундук. Положила руки на колени и стала ждать. Спустя какое-то время, в кухню ворвалась моя мать и рухнула передо мной на колени, обняла мои ноги и долго плакала. А я и не понимала почему.

          Вот этот случай прочно засел в моей голове. Сейчас думаю, почему я не испугалась? Я была абсолютно спокойна, не заплакала, а целенаправленно пошлаискать своё жильё, трёхлетняя девочка в длинном пальто на вырост по тёмной, заснеженной улице в незнакомом городе.

          Потом позже мы сняли приличную квартиру у местной одинокой учительницы. Она была уже в годах и обладала хорошим голосом. Часто вечером выходила на крыльцо и пела какие-то арии. Говорила, что когда-то Шаляпин приезжал в Таганрог, и она пела с ним. Может, сочиняла?

          Часто днём мы ходили на цыпочках, отец отдыхал после ночных полётов. Сидя на крыльце, любила наблюдать за жуками-солдатиками и за пауками-косиножками. Их было много рядом с крыльцом.

          Помню брат, насобирав какие-то копейки, повёл меня в магазин, где купил сто грамм шоколадных конфет «Озеро Рица». Пошли в сквер, решили полакомиться. Случайно разломили одну конфету и увидели внутри неё червей. Огорчённые выбросили все сто грамм.

          Ещё помню поход в фотостудию, где нам должны были сделать семейное фото. Мать обрядила меня в белое платьице, а перед нашим выходом из дома прошёл ливень. Мои сандалии промокли, все ноги были в грязи. Но на фото это не было видно.

          Были ещё походы на Азовское море, серое, мелкое. На головах мужчин на пляже - большие носовые платки с завязанными по углам узелками, получалось что-то похожее на панамку.

          Вот пожалуй и все мои таганрогские воспоминания.