Лабиринт фавна - рецензия на фильм

Оксана Аболина
Испания, Мексика, 2006
Режиссёр: Гильермо дель Торо
Сценарий: Гильермо дель Торо
В главной роли: Ивана Бакеро
Жанр: драма, мистика


IN CONSILIIS NOSTRIS FATUM NOSTRUM EST – надпись на лабиринте фавна.

Иду. За поворотом, в отдаленье,
Быть может, затаился наготове
Тот, кто так долго жаждал свежей крови.
Я столь же долго жажду избавленья.
Мы оба ищем встречи. Как и прежде,
Я верю этой меркнущей надежде.

Хорхе Луис Борхес. В лабиринте

Есть вещи, которые невозможно соединить вместе. Как слепишь в один комок рассказ о фашизме и детскую сказку? Да никак, получится или крамольно, или фальшиво, а скорее, и то, и другое одновременно. Но встречаются люди, которые способны совершить невозможное. Испанский режиссёр Гильермо дель Торо снял потрясающую картину об уходе из страшной реальности в сказочную фантазию десятилетней девочки Офелии (Ивана Бакеро). Как ещё справиться с окружающим кошмаром тонкой поэтической натуре? Как выжить среди ненависти, боли и страха? Есть только один способ – окунуться в другой, волшебный мир.

Волшебный мир Офелии не менее жесток, чем реальный, но здесь она не маленькое беспомощное подневольное существо, от которой ничего не зависит – тут её собственные решения определяют её судьбу. И безобразный, коварный интриган фавн всяко милее отчима – фашистского капитана Видаля (Серхи Лопес). Страшная сказка, в которой живёт девочка, очень напоминает сказки братьев Гримм.

Композиция фильма великолепна. Две реальности настолько сплелись в нём, что невозможно определить, какой мир настоящий: является ли «зазеркалье» фантазией девочки, а может, весь этот фашистский ужас – просто дурной сон, морок по сравнению с вечностью.

О вечности напоминает сама символика фильма. Прежде всего – лабиринт. Лабиринт с древних времён символизировал жизненный путь человека, испытания, поиск истины, вселенную, вечность, бессмертие, освобождение и наконец преображение. В христианстве достичь центра лабиринта считалось символом спасения. Кроме того, лабиринт – это символические врата между двумя мирами, защищающие место, наделённое особой силой, и не подпускающие к нему не посвящённого. Все эти символы так или иначе включены в ткань повествования картины. Фавн (Даг Джонс) – один из древнейших языческих богов, обладающий пророческим даром.

Более поверхностная символика лежит на поверхности: капитан Видаль – фашизм, зло; партизаны – сопротивление; ребёнок – будущее; Мерседес (Марибель Верду) – народ, мудрость; доктор Феррейро (Алекс Ангуло) – доброта, порядочность; Офелия – надежда.

Актёры, исполняющие роли положительных персонажей, играют проникновенно и в то же время скупо, ведь время действия – время лютой несвободы, когда человек остерегается вести себя естественно и просто, и прячет свои мысли и чувства под маской безразличия. Поэтому, быть может, и несколько театрализована постановка кадра, что, впрочем, нисколько не ухудшает картину (оператор Гильермо Наварро получил за свою работу премию «Оскар»), ведь за каждым фрагментом стоит свой, пусть и нехитрый смысл.

У фильма есть награды, хотя в основном не самые престижные, но, думаю, самой большой наградой можно считать аплодисменты зрителей в течение 22 минут на Каннском кинофестивале, где состоялась премьера картины.

Резюме: фильм, способный взять душу человека за шкирку и как следует перетряхнуть её, его обязательно следует иметь в своей коллекции.

10 из 11