Предисловие. Мудрости от деда с бабушкой

Александр Алексеевич Кочевник
Мне повезло! Я родился в Великой стране в период, когда наш Народ в едином порыве занимался восстановлением разрушенного Народного Хозяйства после кровопролитной Великой Отечественной войны, развязанной политиками. Мои родители, достойная часть Народа, все силы отдавали своей Родине, и свято верили в ту светлую идею, что официально утвердила реальная власть в СССР, которая предполагала им, и их потомкам, достойную жизнь.
Наше поколение воспитывалось на всех уровнях! Семьёй, школой, газетами, радиопередачами, кинофильмами, домами пионеров, спортивными школами и, конечно улицей.

Мне повезло вторично! Основу моего воспитания составляла настоящая, полноценная, здравомыслящая семья. То есть отец, мама, бабушка с дедушкой, родные дяди, тёти и конечно соседи и односельчане, которые тогда были очень доброжелательны к детям. Именно поэтому каждый взрослый мог одёрнуть даже чужого мальца, если тот делал что-то неприличное или противоправное. Все хотели, чтобы все их потомки сообща выросли порядочными людьми, любящими свою Родину.

Начальные знания основ добра и зла, навыки отношений с родными и близкими, друзьями и недругами, любовь к природе и работе, мной получены  в первую очередь от бабушки с дедом, которые никогда не сидели без дела. Дед не торопясь, ладил упряжь, размеренно смолил дратву, делал лыжи, тросточки, мутовки, резал ложки или тачал обувь, скорняжничал... Бабушка тоже неспешно пряла шерсть, вязала носки или из старого тряпья коврики, подстилки, подкладки и штопала прохудившуюся одежду. Никто не нянькался с внуками и не докучал назойливой опекой. В отличие от города, где частенько господствовала фраза:«домой загнали!» В деревне - «загнали» или «выгнали» было применимо только к скотине или курам. Ребятишкам никогда не ограничивали время гуляния. Это была спокойная, обыденная жизнь. Именно они своим образом жизни, иногда сопровождая дела короткими репликами, а по вдохновению воспоминаниями, былями и прибаутками, особенно если затягивался  промозглый дождь, или с августа начинались долгие, тёмные,  осенние вечера - здесь изба наполнялась гвалтом и начиналась пора сказок.Дед различал их на весёлые красивые, легенды и глупые к которым относил всякие ужасы. Вот так исподволь вечера и научили меня жить и понимать иногда даже собственных родителей, которые и завершили моё воспитание.

В самые сложные периоды жизни, когда я заходил в тупиковые ситуации, или зависал в бездельной меланхолии, в памяти всплывали образы моих Ангелов-хранителей – бабушки Анны с дедом Василием. И, спустя десятки лет, до меня вдруг доходил смысл тех притч и сказок, которые они рассказывали в минуты нашего общения долгими и зимними вечерами. И которые, до поры, до времени оседали в моей голове только как текстовые повествования. А в кризисные моменты идеи старых притч, став образами, помогли мне найти правильные действия в сиюминутных хлопотах.

Вот и решил я пересказать их старые сказки для моих потомков, сохранив смысловую трактовку предков, где все действия сказочных героев соответствовали нашим древним традициям, народной культуре и ненавязчиво пояснялись в повествовании.
                Александр КОЧЕВНИК.