Рецензия на поэму В. Ерофеева Москва Петушки

Штейнерт Иван
  После прочтения книги Венедикта Ерофеева у меня остались двойственные, или даже, лучше сказать, противоречивые впечатления. Попытки ловить постоянно ускользающий от меня смысл сделали чтение весьма сложным, однако, в этой поэме я нашел большое количество глубоко философских высказываний, которые дали мне огромную почву для раздумий, как например: «Мне нравится, что у народа моей страны глаза такие пустые и выпуклые. Это вселяет в меня чувство законной гордости…» или «Я согласился бы жить на земле целую вечность, если бы мне прежде показали уголок, где не всегда есть место подвигам».
  Кто-то считает поэму Ерофеева бредом алкоголика, вероятно, и в этой точке зрения есть доля истины, но полностью согласиться с этим я, безусловно, не могу. Я считаю, что автор смог создать мир, художественное пространство, определенно отличающееся от привычного, он изобразил человека, отрешенного от повседневных проблем и забот, человека, которому алкоголь служит анастезией от такой сложной операции, каковой является жизнь. Вспомним роман И.Гончарова «Обломов». В нем изображен герой, который чем-то напоминает Венечку (главного героя поэмы «Москва – Петушки»). Но в отличие от Обломова, Венечка страдает, он глубоко несчастлив и только заветная станция «Петушки» служит избавлением от всех бед. К сожалению, Венечке не суждено доехать до этой станции, вернее, он до нее доезжает, но в пьяном бреду совершенно не понимает происходящего и уезжает обратно в Москву, где вскоре и находит свою смерть. Авторская мысль в этом произведении настолько затуманена хаотично происходящими, несвязанными событиями, что порой смысл происходящего и вовсе теряется. Но через этот, казалось бы, пьяный бред, через галлюцинации, вызванные, вероятно, белой горячкой, Ерофеев показывает саму жизнь: сумбурную, беспорядочную, нелогичную, небрежно набросанную в творческом беспорядке чьей то умелой, но суматошливой кистью. Можно сравнить произведение Ерофеева с биографическим описанием С.Василенко «Шамара», в обоих произведениях отчетливо прослеживается та самая непоследовательность, сбивчивость, которая находит отражение в самой жизни того времени. Стоит отметить, что «Москва – Петушки» – это псевдо-автобиографическая поэма, то есть в своем произведении автор представляет, будто бы на месте главного героя был он сам, но на самом же деле этих событий в жизни автора не было. Так же весьма важно обратить внимание на жанровую форму произведения: поэма в прозе. Большинство читателей наверняка уже знакомы с таким жанром, благодаря бессмертному, хрестоматийному творению Гоголя, которое носит название «Мертвые души». Характерная поэме кратковременность или фрагментарность действия позволяют Ерофееву донести до читателя свою главную мысль, которая заключена в одной немногословной пословице: «Не мы такие, жизнь такая».
  В заключении, следует сказать, что поэма Ерофеева заставила меня посмотреть на некоторые вещи по-другому, в определенной степени изменила мое отношение к людям, поддавшимся алкогольной зависимости.
  Не так давно я ехал на трамвае, место возле меня пустовало. В скором времени рядом прошел небрежно одетый человек и уселся на это место. В тот же момент меня буквально окатило запахом перегара. Естественно, первым моим чувством было отвращение. Я уже хотел встать и уйти, но тут мой взгляд пересекся с взглядом этого человека. В нем не было агрессии, ненависти, только грусть, душевное отчаяние я увидел в этом взгляде, будто бы этот человек никем не понят, будто душа его хочет вырваться из этого сумбурного жизненного водоворота. Мои ноги будто подкосились, я плюхнулся обратно на свое сиденье. «Так вот он какой, Венечка Ерофеев».