***

Дмитрий Ценёв
Я, конечно, знаю, что на свете есть великое множество причин, толкающих людей на полную невзгод и лишений дорогу преступлений и злодеяний. Не менее уверенно я могу утверждать, что причин вступить на полную невзгод и лишений дорогу праведной жизни не меньше ничуть. Ах, как часто на моём веку мне приходилось слышать от преступников и праведников, как одни и те же события их жизни становились для одних причинами обращения во зло, для других — в добро, и именно этому я давно перестал удивляться, ибо такова сама наша жизнь, но сделанное мною наблюдение всегда толкает меня на горькие раздумья и сомнения, полные трагической безысходности, о той ничтожной роли, которая отведена людям при самом этом выборе между добром и злом. Меньше всего, почти никак, я не сочувствую тем немногим, кто считает, наивно заблуждаясь на свой счёт, что сами принимали все важные и неважные решения в своей жизни, они упорствуют до конца своей эфемерной судьбы и только лишь злятся и искренне выходят из себя, когда по ошибке пытаешься проявить к ним своё участие. Я думаю, не стоит ни низводить себя, ни возвышать напрасным трудом. Более симпатичны и понятны мне люди, что одолеваемы при жизни вопросами выбора и серьёзным решением представших их, уступающие обстоятельствам только лишь по причине их непреодолимости. Как правило, многие из них когда-нибудь приходят к пониманию того, что ни разу в своей жизни они не принимали решений по-настоящему, только лишь констатировали факт свершившегося без их участия поворота судьбы. Судить их или превозносить я не вправе, потому как и сам принадлежу к их несть числа… Но я плакал, плачу и буду до конца дней моих плакать над людьми, живущими по стечению обстоятельств и не отдающим себе в том отчёта. Во всём прочем они не лишены ничего человеческого, столь любимого мною, они любят, ненавидят, бывают талантливы и бывают бездарны, они рожают и убивают, но… Чего же не хватает мне в картине их жизни? Жизни. С каждым годом, прожитым мною на прекрасной планете Земля, они всё больше и страшнее напоминают мне призраков: вот они и есть, кажется, но я-то знаю, что их нет здесь. Странно, почему я ещё борюсь с этим несправедливым по отношению к человеку чувством, но, чем дальше, тем сильнее ненавистно мне — до безысходно-кошмарного ужаса — их неумение и нежелание видеть и слышать, и, размышляя, идти к совершенству понимания мира во всём его органическом многообразии.

http://www.proza.ru/2007/05/13-78