Как поляки строили газопровод Союз

Иван Москаль
    В первой части я рассказал, как строили газопровод, его первую нитку, ребята из Ростовской мехколонны. Но была и вторая нитка, подробностей строительства которой в Википедии тоже нет. Да и вообще в поисковике ничего ценного по этому поводу не обнаруживается. Вот полный текст статьи из Википедии по запросу =газопровод союз=
------Союз — экспортный газопровод Оренбург — Западная граница СССР.

Построен в 1975-79 годах совместно СССР, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Чехословакией.

Основной источник — Оренбургское газоконденсатное месторождение.

Проходит через территорию Украины и Польши.

Далее газ транспортируется конечным потребителям в Центральной и Западной Европе.-----
.
    Как видите, совсем ничего. Что еще удалось "выудить" - Договор с СРР, Румынией - в первой статье я ошибочно назвал Румынию в числе "субподрядчиков" строительства газопровода на территории СССР - это не так - долевое участие Румынии состояло в поставках материалов и оборудования, а также строительства "внутрирумынских" трубопроводов.
    На участке Меловое(Чертково) - Новопсков работали поляки, база их была в Новопскове, в специально построенном городке "Газопровод". Возможно, и скорее всего, их участок строительства имел большую протяженность, не знаю. С ростовской стороны работали "братушки" болгары, так мне кажется, за поляками, тоже кажется, немцы. Слухи и редкие встречи с братьями по СЭВ это косвенно подтверждают. Это все к слову, к информации, заслуживающей доверия, не относится. А вот о поляках-строителях со всей ответственностью, подробно и в то же время кратко, расскажу то, что видел сам и чему сам же был участником.
    Техника у них была нерусская, тем более, не польская - то ли австрийская, то ли американская, то ли шведская - но мы, аборигены, не перенимались вопросами первородства железа на колесах - железо это было очень комфортным для работников, но и очень маломощным по сравнению с отечественным. Почему уверен - да использовали мы шефскую помощь строителей всегда, как только возникала необходимость. Что понравилось несомненно - это автокран, который ставил нам возле РЭС ту же газовую трубу "на попа", вертикально - мы потом на эту трубу нацепляли свои антенны радиосвязи. Так вот - водитель автокрана, он же крановщик, не вылезал из кабины - он просто развернул кресло "на сто восемьдесят", подергал рычаги - и автокран вместе с колесами поднялся в воздух на четырех "лапах" - на "наших" кранах эти лапы надо было тащить "на пуп".  После установки трубы водитель возвратился в первоначальное положение и уехал, не выходя из кабины. Классно - особенно для теплолюбивых поляков - они зимой из "вахтовок" с печками не вылазили - подзывали кого-либо из подходящих, на их взгляд, местных, и давали им деньги на дрова. Да, вахтовки были наши, советские, на базе КаМазов. По причине, что Украина не совсем субтропики, газопровод они строили долго, так долго, что нам и надоели. Скупили все "золото" в магазинах по трассе и в окрестностях, после чего оно подорожало ( зарплата на "наши" у них была около тысячи и триста платили их женам в Польше за временное "соломенное вдовство" - так они говорили). Надоели они еще и тем, что нарушили наши патриархальные моральные устои "европейским" отношением к женщинам - нужные женщины, как вы понимаете, на такие деньги находились.
     Еще о них, как о работниках - встретили мы с кумом Сергеем, работая в поле на станции катодной защиты ( это относится к газопроводу), лежавшего в тенечке поляка, нашего возраста парня. Рядом дремал и его красавец-бульдозер. Попросили показать технику в работе. Сергей, любитель всего, что тарахтит, сел за рычаги и принялся засыпать канаву с трубой, а я разговорился с паном. Спросил, почему дрыхнет в рабочее время, а не гребет деньги бульдозерной лопатой - оказывается, ожидает механика - трактор испортился. На вопрос, что испортилось - бульдозер-то гребется вот, с пробуксовкой, но не останавливаясь, изобразил вентилятор. Вентилятор, который обдувает лицо водителя, не работал. Предложил ему свои услуги, дело-то пустяковое, скорее всего предохранитель, раз дыма не было. Он не понял - нужен механик.
    И еще пример о поляках, как работниках - худо-бедно, но к августу 1977-го трассу они засыпали, как пишут в отчетах "завершили строительством". Однако ультразвуковые испытания сварочных швов показали сплошной брак. Трубы были отрыты, были ими наняты американские, так говорили в народе, сварщики, которые эти стыки "переварили". Насчет именно американцев, не уверен - мне хоть австралийцы, но рыбалку нам с кумом - мы ночами "чистили" колхозные сети, они на полмесяца сорвали - небо было в сполохах от элетросварки полмесяца, не меньше, а при таком освещении это уже не рыбалка, а самая что ни на есть охота - на нас, со стороны сторожей.
    И последнее по работничкам-полякам - они не заморачивались вопросами горизонтального бурения, встречаясь с автодорогами - просто разрывали их экскаватором, ложили трубу и засыпали. Эти шрамы видны и сегодня, такие себе "лежащие полицейские" наоборот.
    Но о "сегодня" газопровода "Союз" я расскажу завтра.