Как мерзок этот мир фильм

Наталья Шемет
 О фильме Мертвец/Dead Man
 Персонаж: Уильям Блэйк
 Год выпуска: 1995
 Режиссер: Джим Джармуш

Впервые я смотрела этот фильм очень давно. Мне принесли его со словами: «посмотри обязательно, такой глубокий фильм, о жизни, смерти, бессмысленности, смысле» и т.д. Я посмотрела и мне не понравилось. Сейчас я понимаю, почему мне тогда не понравилось. Потому, что фильм действительно грязный.

Раньше я остерегалась писать на этот счет, потому что не понимала фильм, не понимала, в первую очередь, что в нем великого. И если спрашивали мое мнение, говорила: «сильный фильм». И все. Нет, я не меняю своего мнения, потому что у меня мнения своего об этом фильме просто не было. Я пересматривала его недавно. Ничего, кроме острого чувства жалости к герою Джонни Деппа и омерзения ко всему остальному я не чувствовала.

Джонни играет хорошо. Наверное, он играет то, что от него требовали – не знаю. Его герой – абсолютно неприспособленное к жизни существо, ставшее жертвой случайности. Неудачник? Более, чем. И то, что он за короткое время проходит путь от сильно неуверенного в себе человека до инстинктивно действующего зверя ничего не меняет. Конец- один. Чего суетиться? Даже имя – есть оно у вас, нет его, зовут вас Уильям Блейк или Никто – какая разница?

Даже если вы Уильям Блейк, вы – никто. Ваше имя вам не принадлежит. Так уже звали кого-то до вас. А вы… вы – пустое место. Вас убьют и будут глумиться над телом. Всадят в вас пару десятков пуль. А если нет – так и одной, случайной, достаточно. И до самого конца вас будет мучить боль, нестерпимая боль, и жуткие видения, а по вашему следу – следу раненного зверя – будут идти охотники… Кто зверь, кто охотник? В этом фильме охотники точно не люди.

В этом фильме охотники НЕлюди. Жертва – человек… Я так пыталась найти в фильме глубокое и вечное. Да, скажу прямо, старалась себя убедить, что это притча со смыслом, который мне не понять. Не убедила и не поняла.

Все, что я писала выше о фильме, не соответствует моему взгляду на мир, и я отказываюсь внимать притче с таким смыслом.

 Никакой актерской игры особой я там не увидела (кроме Деппа, конечно). Все остальные – отморозки. Все. Джонни в этом фильме – словно ребенок, которого все используют и делят. Он именно ребенок, который не понимает, что происходит, не понимает, как это все грязно и отвратительно, ребенок, который погибает … Это ужасно. Никто – это нечто. Индеец Никто совсем не положительный персонаж, хотя он вроде как и помогает герою Джонни. Именно ВРОДЕ КАК помогает. Помогает умереть… Он жесток к умирающему – и это не по-человечески.

Один человек мне сказал, что в этом фильме просто нет ничего. Что Депп играет хорошо, а на все остальное можно не смотреть.

И еще раз про «сильный фильм». Я знаю теперь, почему выбирала именно эти слова. Наверное, потому что фильм все-таки производит сильное впечатление – но это ощущение не из приятных, совсем наоборот. Смотришь и думаешь – какое счастье, что мне НЕ довелось окунуться в такую грязь. Как мерзок и отвратителен бывает мир… какое счастье, что я этот мир таким не знаю. Как в одночасье может измениться судьба человека… или это именно она – судьба, одна-единственная, и от не никуда не деться?

2010