Несерьезный Достоевский и утомленный Антибиотик

Рена Жуманова
    Какие ассоциации у вас вызывает имя «Достоевский»? Наверняка, в сознании большинства сразу же выстраивается примерно  такая цепочка: Карамазовы, князь Мышкин, экзальтированный Раскольников с его старухой-процентщицей. Промозглый и унылый Петербург, пагубно влияющий на своих жителей, изможденные персонажи на грани нервного срыва, беспощадно вскрытые «язвы» современного писателю общества…            
     Но, оказывается, есть еще и «другой» Достоевский. Которого мы, может быть, так и не открыли бы для себя, не посети наш город замечательная артистическая труппа из Москвы. «Чужая жена и муж под кроватью» – спектакль, поставленный по ранним произведениям классика русского критического реализма.  Существует и одноименный фильм 1984 года выпуска, с Олегом Табаковым в главной роли. «Комедия положений» – так определяют в рекламе жанр этой постановки, созданной известным режиссером Владимиром Поглазовым. 
     Одна из несомненно положительных сторон нашего времени – возможность создания и активного функционирования относительно независимых и мобильных театральных (и не только) мини-коллективов. Вот и некая продюсерская фирма «Аметист», собрав пятерку известных артистов из разных театров, «запустила» спектакль по Достоевскому в прибыльное турне. Должно быть, не случайно комедия «Чужая жена и муж под кроватью» отмечена специальным призом на фестивале 2003 года в бразильском городе Сан-Паулу. А если учесть, что 12 ноября труппа  планировала покорить своим  шедевром театралов Сан-Франциско (постановка по каким-то причинам была отменена), но вместо этого отправилась, выражаясь циничным современным сленгом, «чесать провинцию», то радость от  редкостной возможности приобщения к вновь открытым страницам Достоевского достигает просто гипертрофированных  размеров.
     Говоря же объективно, всю пьесу буквально «вывез» на себе действительно смешной Алексей Кравченко. Публика по достоинству оценила и его игру, и неожиданные для такого упитанного актера «гимнастические трюки» – пружинистые, легкие запрыгивания на высоченную бутафорскую кровать во втором акте. Долгожданный и любимый  народом «Антибиотик всея СНГ» Лев Борисов свою небольшую роль старого, но не грозного мужа играл вяло и невыразительно: наверное, сказалась усталость от постановки в Петропавловске. Надежда Борисова и Сергей Ланбамин как-то по-балетному схематично выполняли незамысловатую «поддержку». Второстепенная, зато весьма «энергозатратная» роль досталась Григорию Сиятвинде, который и заразительно хохотал, и кашлял, и чихал, и гримасничал в стиле Константина Райкина, вконец утомив и зрителей, и себя самого. Кстати, явное влияние Райкина здесь совсем не случайно,  поскольку запомнившийся всем экзотический темнокожий Баклажан из балабановских «Жмурок» помимо всего прочего – звезда театра «Сатирикон».
     В общем, публика осталась довольна: гастроли знаменитых актеров собственной персоной, без неприятных неожиданностей в виде какого-нибудь дублирующего состава – событие ведь, и в самом деле, нерядовое.

«Степной маяк», №45(13894)