Слово изреченное. Осторожно дети!

Татьяна Захарова 2
Гуляю с собакой... Навстречу — мамы с младенцами в колясочках.
Младенцы, завидев собаку, тянут ручку, издают радостный вопль, а иные со знанием дела произносят: «Ав!»
Взгляды мам обращаются на собаку:
— Как говорит собачка? — и младенец радостно повторяет:
— Ав...
И я вдруг понимаю, что первые — во всяком случае, одни из первых ВЕРБАЛЬНЫХ диалогов с ребенком происходят на тему, как ГОВОРИТ собака, кошка, петушок...
Разговор типа:
— Скажи: «мама» («папа», «баба»...)», — нельзя считать в полной мере диалогом: ребенок лишь повторяет слова за взрослым.
Такой вариант, как «где мама? (папа, баба...)», на которых ребенок показывает рукой, — тоже диалог, но не вполне вербальный...
«Мама», «папа», «баба», «деда» — первые слова, которые осваивает ребенок, относятся к «семейным» понятиям. Но с помощью этих слов пока невозможно построить полноценный разговор. Наряду с ними ребенок учится произносить звукоподражательные слова. Часто это имитация звуков, которые издают животные. Такие слова выполняют и номинативную роль: ребенок называет собаку «ав», кошку – «мяу» и т. д. То есть дитя познает живой мир, постигая и осваивая его «речь». Для него ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЖИВОМ СУЩЕСТВЕ — ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТОМ, КАК ОНО ГОВОРИТ.
... Я иду по дорожке, рядом бежит мой пес, а мимо проезжают в колясочках серьезные младенцы, постигающие мир.
Проходят молодые люди — девушки, парни... С пивом, с матом... Прямо над коляской...
Иногда коляску везут папа с мамой, разговаривают между собой... И порой очень хочется, чтобы ребенок их не слышал...
... чтобы много позже, когда в его сознании будет формироваться абстрактное понятие «человек», из глубин младенческой памяти не всплыло: человек — это тот, кто ТАК говорит...